Что такое НПФ и как его выбрать для увеличения пенсии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое НПФ и как его выбрать для увеличения пенсии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Государственная пенсия российских граждан состоит из двух частей — страховой и накопительной. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) 6% от заработка на формирование накопительной пенсии работников. Все, у кого есть накопленные до 2014 года средства на пенсионном счете, имеют возможность направить ее в негосударственной пенсионный фонд. НПФ инвестирует эти средства и, в случае получения инвестиционного дохода, у клиентов растут пенсионные накопления, которые впоследствии увеличат пенсию.

Общие изменения в отчетности

С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:

  • расчет по страховым взносам (РСВ) и
  • единый отчет по сотрудникам.

Единый отчет заменит сразу четыре формы – ​СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:

  • часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
  • если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
  • часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.

Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:

  • ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
  • а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.

Сроки сдачи ЕФС-1 в 2023 году

Отменённые отчёты вошли в ЕСФ-1 в виде отдельных разделов со своими сроками отправки. В таблице приведены все сроки сдачи ЕСФ-1 в 2023 году:

Сведения Срок сдачи
Подраздел 1.1 — сведения о трудовой деятельности
Приём или увольнение сотрудника, оформленного на основании трудового договора Не позднее следующего рабочего дня после утверждения кадрового приказа
Прочие кадровые события у работника, трудоустроенного по трудовому договору До 25 числа следующего месяца
Получение заявления о переходе на электронную трудовую книжку
Заключение или расторжение гражданско-правового договора на выполнение работ или оказание услуг Не позднее следующего рабочего дня после заключения или расторжения договора
Подраздел 1.2 — сведения о стаже Ежегодно до 25 января
Подраздел 1.3 — сведения о выплатах в пользу работников бюджетной сферы Ежемесячно до 25 числа
Подраздел 2 — сведения об особенностях условий работы Ежегодно до 25 января
Подраздел 3 — сведения об отчислениях на накопительную пенсию Ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом
Раздел 2 со всеми подразделами — сведения об отчислениях на травматизм Ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом

Как изменятся страховые взносы

Помимо незначительного изменения в ставках, в 2023 году кардинально изменится порядок уплаты страховых отчислений. Это связано не только с объединением фондов, но и с обязательным для всех налогоплательщиков переходом на систему Единого налогового счета.

Начиная с 2023 года перечисление всех бюджетных платежей будет производиться по единому реквизиту казначейства на налоговый счет организации или ИП, и с него автоматически распределяться по разным ведомствам.

Подробнее рассмотрим начисление и уплату страховых взносов.

Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?

Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.

Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.

Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.

Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.

Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.

Читайте также:  Как оформить досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком

Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.

Возможности самостоятельного формирования альтернативных источников пенсионного обеспечения

Обеспечить себя в старости можно разными способами. Помимо негосударственной пенсии от НПФ можно накопить денег с помощью банковского вклада, индивидуального инвестиционного счета (ИИС), государственных облигаций, накопительного страхования жизни.

В качестве источника пенсионного обеспечения лучше всего подходит пополняемый банковский вклад с капитализацией процентов.

Индивидуальный инвестиционный счет позволяет не только получить доход от инвестирования, но и льготу в виде возврата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на ту сумму, которая была использована для инвестирования. Однако в отличие от банковского вклада этот способ несет в себе риск убытков, поскольку никто не гарантирует получения инвестиционного дохода.

В качестве пенсионного капитала можно приобрести государственные облигации – они гарантируют доход, сравнимый с доходом по банковскому вкладу.

Накопительное страхование жизни позволяет сформировать капитал и одновременно гарантирует владельцу полиса финансовую поддержку в случае проблем со здоровьем. Срок страхования составляет, как правило, от 5 до 20 лет. При заключении договора страхования каждый сам определяет, какую сумму и за какой период времени хочет накопить. По окончании срока действия договора страхования можно единовременно получить всю сумму накоплений или получать накопления частями в виде пожизненной пенсии.

Крупнейший дефицит с 2015 года

Все остальные предложения Президента России Владимира Путина по смягчению параметров законопроекта о пенсионном возрасте были также учтены при подготовке проекта бюджета ПФР (они будут оформлены как поправки ко второму чтению).

В тот период только в 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением в действие Закона от 14.07.56 г.

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Сотрудниками Фонда проводится также работа по изучению и обобщению практики применения нормативных актов, регулирующих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд, и внесению предложений в законодательные органы по ее совершенствованию. В компетенцию Фонда входит проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

Единый тариф для страховых взносов.

Учитывая нововведения, которые вступят в силу с 1 января 2023 года страховые взносы по ОМС, ОПС, ОСС и ВНиМ будут установлены со следующей тарификацией:

  • в рамках единой предельной базы для исчисления страховых взносов размер 30%;
  • свыше размера единой предельной базы – 15,1%.

Существует некая недосказанность о размерах предельной величины базы взносов на медицинское страхование, но тут нужно понимать, что ее определение для расчетов необходимо, так как единый тариф зависит непосредственно от величины базы и одинаков для всех взносов.

Отметим, что законодательством предусмотрена отдельная тарифная сетка для следователей, прокуроров и судей. Существуют так называемые «нулевые» тарифы для обязательного пенсионного страхования и сниженные тарифы на ОСС (на основании п.10,ст.2 №239-ФЗ) для следующих категорий чиновников:

  • прокуроры;
  • федеральные и мировые судьи;
  • сотрудники Следственного комитета Российской Федерации.

Пути совершенствования функционирования пенсионной системы

Совершенствования функционирования пенсионной системы в настоящее время требует особого внимания, но выбор самого подхода к реформированию и совершенствованию этой системы должен не ограничиваться лишь изменениями системы расчета и формирования пенсионных накоплений, повышения уровня пенсионного возраста и т.д. К решению проблем пенсионной системы и пенсионного обеспечения необходимо подходить комплексно. В рамках проведенных исследований и оценки проблем организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации, предлагаются следующие пути совершенствования функционирования пенсионной системы:

— комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений;

— развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС;

— повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ;

— повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан.

Анализ финансовой деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации

Введение

В каждой стране имеются социальные группы, которым необходимы повышенное внимание со стороны общества, особая охрана их прав государством. Демографические изменения, происходящие в мире, свидетельствуют о тенденции к росту относительной доли и абсолютного числа пожилых граждан. В связи с этим во всем мире резко обострилось положение с пенсионным обеспечением. Далеко не секрет, что все люди пекутся о своей старости и пытаются каким-то образом себя обеспечить, чтобы не остаться без средств к существованию в нетрудоспособном возрасте. Также многие люди хотят себя подстраховать на тот случай, если производственная травма или несчастный случай вдруг лишат человека трудоспособности или даже жизни (если профессия связана с постоянным риском для жизни; например оперативный работник, кадровый военный). На протяжении многих лет единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста, либо вследствие потери трудоспособности были государственные пенсионные выплаты. Вначале 1990-х гг. в России началась эпоха радикальных социально-экономических реформ, среди которых пенсионные реформы занимают одно из ключевых мест. В России был создан принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Реформирование пенсионной системы, создание информационной и технологической базы для ее проведения стало одним из приоритетных направлений государственной социальной политики.

Читайте также:  Проактивные выплаты: как это работает

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ финансовой деятельности Пенсионного фонда РФ. Объект исследования — Пенсионный фонд РФ. Предмет исследования — текущая финансовая деятельность Пенсионного фонда РФ.

Методы и приемы исследования: монографический, средних и относительных величин, метод группировки, экономико-статистические методы: факторный, горизонтальный и вертикальный.

При написании курсовой работы использованы федеральные законы, нормативно-правовые акты, специальную учебную литературу.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации

.1 Пенсионный фонд РФ. Его сущность, функции и задачи

В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г.Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Это самый крупный из внебюджетных социальных фондов. Признание ПФР федеральной государственной собственностью является одной из особенностей российской пенсионной системы. Во многих странах с солидарно-распределительными системами подобные фонды не являются государственной собственностью, чаще всего рассматриваются как собственностью застрахованных и работодателей, но со строгим целевым назначением.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий; пенсий по инвалидности; компенсационных выплат.[14; С. 286]

ПФР осуществляет следующие основные функции:

получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Основными задачами Пенсионного фонда являются:

целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;

организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.

Бюджет ПФР ежегодно утверждается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ.

Финансовый контроль за деятельностью фонда, осуществляемый Счетной палатой РФ в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда и соответствия, совершаемых ПФР финансовых и хозяйственных операций нормативным правовым актам РФ, усиливается ежегодным проведением аудиторской его проверки.

Результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.

.2 Назначение денежных средств Пенсионного фонда РФ

Основная задача Пенсионного фонда РФ — это аккумуляция страховых взносов и расходование средств Фонда с соответствии с действующим законодательством. Пенсионный фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. «…Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации…»[1] Состав и структура доходов и расходов бюджета ПФР определяется Федеральным законом о бюджете ПФР на соответствующий финансовый год.

Финансовые ресурсы формируются за счет валового общественного продукта и части национального богатства, которая распределяется в денежной форме, и поступлений от внешнеэкономической деятельности.

Финансовые средства системы обязательного пенсионного страхования, регулируемые бюджетом ПФР, в соответствии со ст. 17 закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. №167-ФЗ формируются за счет следующих источников:

средств федерального бюджета;

поступлений от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от различных категорий работодателей и застрахованных лиц;

доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств Пенсионного фонда России;

добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Что изменится в отчетности с 2023 г.

В следующем 2023 г. на базе объединения ПФР и ФСС фактически начнет работу СФР (т. е. Социальный фонд России). Напомним: данное преобразование предусмотрено в рамках оптимизации деятельности двух объединенных фондов и совершенствования мероприятий по соцподдержке. Объединение фондов привнесет ряд изменений не только по взносам, выплате пособий, но и окажет значительное влияние на сдаваемую сейчас отчетность.

Читайте также:  ГИБДД напоминает водителям правила проезда перекрестков

Все страхователи (ИП с работниками и организации) в 2022 году обязательно сдают разные виды отчетности по взносам. Среди них значатся:

  • поквартальный отчет РСВ – для взносов всех видов (ОПС, ОМС, ОСС);
  • форма СЗВ-ТД со сведениями о трудовой деятельности зарегистрированных лиц, работающих по трудовому соглашению, ГПД, по совместительству либо дистанционно;
  • форма СЗВ-М по застрахованным физлицам, иная персонифицированная отчетность;
  • поквартальный расчет 4-ФСС по взносам на травматизм.

Обобщенные мероприятия по решению проблем Пенсионного Фонда

В таблице 1 представлены основные мероприятия по совершенствованию функционирования Пенсионного фонда РФ и пенсионной системы РФ в настоящее время.

Таблица 1 – Основные направления совершенствования функционирования Пенсионного фонда РФ в настоящее время

Проблема Мероприятие Социально – экономический эффект
Дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ Комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений. Изменение системы формирования затрат ПФ РФ Повышение уровня отчислений во внебюджетные фонды. Снижение дефицита бюджета ПФ РФ
Проблема информатизации и правильного расчета величины пенсий Развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС Совершенствование функционирования пенсионной системы именно с качественной точки зрения. Правильный и полный расчет пенсий.
Сокращение численности людей трудоспособного возраста и увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного В настоящее время, Правительство совместно с Президентом РФ уже приняли меры для решения этой проблемы, увеличив пенсионный возраст. Снижение нагрузки на бюджет ПФ РФ, а также повышение уровня пенсий пенсионерам. В целом о положительном или отрицательном итоге проводимых реформ можно будет судить спустя определенное время.
Высокий уровень коррупции Повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ Снижение уровня хищений из бюджета ПФ РФ.
Несовершенство накопительной системы Повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан путем вложения этих средств в развитие инфраструктуры в регионах всей страны Повышение эффективности использования пенсионных накоплений, социально – экономическое развитие регионов. Рост количества рабочих мест, а как следствие, отчислений во внебюджетные фонды.

Дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2021 году поставит пятилетний рекорд

Граждане и юридические лица, которые являются участниками системы обязательного страхования, обращаются в управления и клиентские службы. Данные организации осуществляют работу под руководством отделений Пенсионного фонда России.

К их полномочиям относится адресная помощь пенсионерам, реализация пенсионной программы. Также они проводят назначение и реализацию социальных выплат, выдачу сертификатов на получение материнского капитала.

Подразделение уполномочено на выполнения следующих задач:

  • контроль финансовых вопросов в ведомствах;
  • оценка надежности финансового контроля;
  • подготовка предложений, направленных на улучшение эффективности контролирования финансов;
  • проверка и рецензирование представленных отчетов;
  • составление предложений, реализация которых повысит результативность использование денежных средств из бюджета;
  • разработка методов, повышающих экономию бюджетных средств.

Ревизионная комиссия организована и работает при Правлении ПФ РФ.

Информационный центр находится в Москве, и его работа состоит из выполнения следующих обязанностей:

  • обработка данных о правах в сфере пенсионного обеспечения;
  • обеспечение автоматизированной информационной системы;
  • защита персональных данных, а также их безопасное хранение;
  • ведение реестров граждан, которые вправе получить социальную помощь от государства;
  • ведение базы граждан.

Учреждение организовано при Исполнительной дирекции.

На данное подразделение ПФ России возложено обеспечение выплат социальных пособий и пенсий, выполняя работу удаленно. Сотрудники центра обрабатывают подготовленные документы, которые предшествуют назначению и произведению пенсионных выплат. К полномочиям учреждений относится контроль доставки получателям социальных и пенсионных выплат.

Госдума одобрила в I чтении проект бюджета Пенсионного фонда на 2021-2023 годы

Выплата страховых (трудовых*) пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

Год Расходы (млрд рублей)
2010 3,7
2011 4,1
2012 4,5
2013 4,8
2014 4,97
2015 5,79
2016 6,01

*До проведения пенсионной реформы в 2015 году основном видом пенсии были трудовые и, соответственно, данный пункт расходов именовался также.

В целом, несмотря на обстоятельства и различные финансовые трудности ПФР с каждым годом увеличивал количество средств, перечисляемых на основную статью расходов организации.

О Пенсионном фонде России

Пенсионный фонд России (ПФР) является одним из трех государственных внебюджетных фондов, на которые возложены функции по обязательному социальному страхованию. Фонд выступает ключевым социальным институтом страны и крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения.

2,5 тысячи подразделений и более 100 тысяч специалистов ПФР обеспечивают работу пенсионной системы страны на федеральном и региональном уровнях. Правление Фонда, Исполнительная дирекция, Ревизионная комиссия и Межрегиональный информационный центр находятся в Москве. В каждом субъекте Российской Федерации представлено отделение ПФР, под руководством которого работают территориальные управления, центры по выплате пенсий и обработке информации, а также клиентские службы.

Основные функции и назначение Пенсионного Фонда в России

Практически все россияне сталкивались с таким государственным учреждением, как Пенсионный фонд. Большинству граждан данный государственный орган известен как ответственная организация за выплату пенсий. Но на самом деле функции ПФР заключаются не только в этом. Сфера деятельности Пенсионного фонда намного шире, чем просто формирование и дальнейшая выплата пенсий.

Само название организации пошло от названия выплат, которые получают граждане, когда оказываются нетрудоспособными и нуждаются в государственной финансовой помощи. Такая социальная поддержка называется пенсией. А организация, из бюджета которой осуществляются эти выплаты, называется Пенсионным фондом. Сокращенно аббревиатура данной государственной организации звучит как ПФР.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *