Земельный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начиная с 2014 года, виды функционального использования земельных участков вносятся в правоустанавливающую документацию, получаемую правообладателем после приобретения участка на торгах. До участия в торгах, заинтересованное лицо вправе получить данные сведения в администрации.

Общая структура классификатора (ВРИ)

Наименование обобщенного вида разрешенного использования земельных участков Наименование уточненного вида разрешенного использования земельных участков
1.0 – Сельскохозяйственное использование
  • 1.1 – Растениеводство
  • 1.2 – Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур
  • 1.3 – Овощеводство
  • 1.4 – Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур
  • 1.5 – Садоводство
  • 1.6 – Выращивание льна и конопли
  • 1.7 – Животноводство
  • 1.8 – Скотоводство
  • 1.9 – Звероводство
  • 1.10 – Птицеводство
  • 1.11 – Свиноводство
  • 1.12 – Пчеловодство
  • 1.13 – Рыбоводство
  • 1.14 – Научное обеспечение сельского хозяйства
  • 1.15 – Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции
  • 1.16 – Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках
  • 1.17 – Питомники
  • 1.18 – Обеспечение сельскохозяйственного производства
2.0 – Жилая застройка
  • 2.1 – Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных и садовых домов);
  • 2.2 – Приусадебный участок личного подсобного хозяйства
  • 2.3 – Блокированая жилая застройка
  • 2.4 – Передвижное жилье
  • 2.5 – Среднеэтажная жилая застройка
  • 2.6 – Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)
  • 2.7 – Обслуживание жилой застройки
3.0 – Общественное использование объектов капитального строительства
  • 3.1 – Коммунальное обслуживание
  • 3.2 – Социальное обслуживание
  • 3.3 – Бытовое обслуживание
  • 3.4 – Здравоохранение
  • 3.5 – Образование и просвещение
  • 3.6 – Культурное развитие
  • 3.7 – Религиозное использование
  • 3.8 – Общественное управление
  • 3.9 – Обеспечение научной деятельности
  • 3.10 – Ветеринарное обслуживание
4.0 – Предпринимательство
  • 4.1 – Деловое управление
  • 4.2 – Торговые центры (Торгово-развлекательные центры)
  • 4.3 – Рынки
  • 4.5 – Банковская и страховая деятельность
  • 4.6 – Общественное питание
  • 4.7 – Гостиничное обслуживание
  • 4.8 – Развлечения
  • 4.9 – Обслуживание автотранспорта
5.0 – Отдых (рекреация)
  • 5.1 – Спорт
  • 5.2 – Природно-познавательный туризм
  • 5.3 – Охота и рыбалка
  • 5.4 – Причалы для маломерных судов
  • 5.5 – Поля для гольфа и конных прогулок
6.0 – Производственная деятельность
  • 6.1 – Недропользование
  • 6.2 – Тяжелая промышленность
  • 6.3 – Легкая промышленность
  • 6.4 – Пищевая промышленность
  • 6.5 – Нефтехимическая промышленность
  • 6.6 – Строительная промышленность
  • 6.7 – Энергетика
  • 6.8 – Связь
  • 6.9 – Склады
  • 6.10 – Обеспечение космической деятельности
7.0 – Транспорт
  • 7.1 – Железнодорожный транспорт
  • 7.2 – Автомобильный транспорт
  • 7.3 – Водный транспорт
  • 7.4 – Воздушный транспорт
  • 7.5 – трубопроводный транспорт
8.0 – Обеспечение обороны и безопасности
  • 8.1 – Обеспечение вооруженных сил
  • 8.2 – Охрана Государственной границы Российской Федерации
  • 8.3 – Обеспечение внутреннего правопорядка
  • 8.4 – Обеспечение деятельности по исполнению наказаний
9.0 – Деятельность по особой охране и изучению природы
  • 9.1 – Охрана природных территорий
  • 9.2 – Курортная деятельность
  • 9.3 – Историческая
10.0 – Лесная
  • 10.1 – Заготовка древесины
  • 10.2 – Лесные плантации
  • 10.3 – Заготовка лесных ресурсов
  • 10.4 – Резервные леса
11.0 – Водные объекты
  • 11.1 – Общее пользование водными объектами
  • 11.2 – Специальное пользование водными объектами
  • 11.3 – Гидротехнические сооружения
12.0 – Общее пользование территории
  • 12.1 – Ритуальная деятельность
  • 12.2 – Специальная
  • 12.3 – Запас

Как узнать вид разрешенного использования земельного участка?

Если участок оформлен в собственность путём приватизации или не был приватизирован – ему присвоен основной вид разрешённого использования, на общих основаниях. Чтобы получить условное разрешение на использование земельного участка, потребуется дополнительное оформление такового в местной администрации.

При приобретении надела, данные сведения можно уточнить соответственно этому же принципу у собственника, отчуждающего земельную собственность. При необходимости – обратиться в земельный департамент (отдел) администрации.

Как показывает практика, и оглашают нормы земельного и градостроительного законодательства, нарушение установленного вида целевого назначения и перечня разрешенного использования земельных участков приводит к юридической ответственности правообладателя.

Процедура изменения целевого назначения

Предусмотренное законодательством деление земель по целевому назначению не всегда позволяет собственникам и пользователям использовать землю в поставленных целях.

Если предполагаемая деятельность не соответствует видам разрешенного использования, нужно изменить тип эксплуатации или перевести территорию из одной категории в другую. В противном случае нарушителю угрожает административная ответственность.

Когда речь идет об участках в частной собственности, решение по ним принимает местная администрация: земельный комитет, управление, департамент и иной уполномоченный орган. Он же осуществляет присвоение категории земельного участка в случае ее отсутствия.

Читайте также:  Как оформить землю в собственность из пожизненного наследуемого владения

Изменение целевого назначения может означать смену ВРИ или самой категории участка, если предполагаемая деятельность на нем невозможна в рамках установленной категории.

Процедура перевода регламентируется правилами застройки и землепользования, принятыми на местном уровне. В любом случае она требует подачи ходатайства в администрацию муниципалитета, в котором следует указать:

  • кадастровый номер;
  • присвоенную и желаемую категорию участка;
  • существующие и желаемые виды использования;
  • причины, которыми обусловлена необходимость перевода;
  • сведения о правах на землю.

Обычно решение о переводе принимается с учетом результатов общественных слушаний, которые проводятся в течение 1 месяца. Решение администрации оформляется постановлением.

Несмотря на формальную простоту перевода, крупными игроками земельного рынка активно лоббируется отмена категорий земель. По их мнению, процедура перевода из одной категории в другую слишком сложна.

В парламенте на протяжении последних лет обсуждается законопроект, согласно которому земли будут делиться на зоны, определяемые местными правилами застройки и землепользования. По мнению авторов, это значительно упростит процедуру перевода земель.

Что такое категория земель (целевое назначение)

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории — это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель — это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

Обратите внимание, что категория земель и целевое назначение — это равнозначные понятия, вы можете использовать как первое, так второе. Земельный Кодекс РФ определяет 7 категорий:

  1. Земли населенных пунктов (поселений);
  2. Земли сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. Земли специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. Земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства — это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

Фактическое пользование земельным участком

Ни Гражданский, ни Земельный кодексы РФ не предусматривают легального определения такого понятия, как «фактическое пользование земельным участком».

О фактическом пользовании земельным участком говорится лишь в п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса РФ (т.е. до 21.10.2001) либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса РФ.

Также следует отметить, что фактическое пользование земельным участком имеет значение и для приобретения данного участка в собственность, если гражданин, не являющийся собственником участка, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий им как своим собственным в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на него в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).

Таким образом, право фактического пользования земельным участком имеет правовое значение для оформления в собственность земельного участка при условии нахождения в собственности недвижимости, расположенной на данном участке и находящейся в собственности до введения в действие Земельного кодекса РФ, либо открытого и фактического владения участком в течение пятнадцати лет.

Новое в составе сведений ЕГРН и кадастра

ЕДИНЫЙ ГОСРЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ

КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ

В ЕГРН вошли:
  • Реестр сведений о границах территории, зарезервированной для государственных или муниципальных нужд;
  • Перечни координат пунктов геодезической основы в местных системах координат, установленных в отношении кадастровых округов.

Теперь включают сведения о невозможности госрегистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок с/х назначения или его обременения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с ненадлежащим использованием.

Уточнено, что в отношении предприятия как имущественного комплекса указывают кадастровые номера объектов недвижимости, которые предприятие использует на праве, отличном от права собственности (например, по договору аренды)

Сведения о решении об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд теперь вносят в кадастр недвижимости, а не в ЕГРН.

Реестровые дела теперь ведут только в электронной форме.

С 2021 года в законе прописаны случаи, когда кадастровый учет и госрегистрацию прав проводят на основании техплана и акта обследования.

Землепользование: понятие и особенности

Права на наделы приобретаются с целью использования земли для удовлетворения определенных нужд и потребностей: ведения сельскохозяйственной деятельности, создания и эксплуатации объектов недвижимости.

Субъект может осуществлять и другое рациональное использование земельных участков, если оно не противоречит законодательным нормам и назначению земли. В результате таких правоотношений возникает право землепользования. Оно представляет собой систему правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие при получении полезных свойств земли.

Субъектами землепользования являются физические и юридические лица. Использование ими земельных наделов осуществляется на основе права собственности или пользования.

В этих случаях сущность землепользования заключается в извлечении полезных свойств из надела.

Читайте также:  C какого времени назначаются алименты на ребенка?

Выше уже упоминалось, что право землепользования отличается от землевладения. В некоторых случаях оно может быть ограничено. Это связано с назначением надела.

Законодательством предусмотрены и некоторые временные ограничения.

В земельном праве существует такое понятие как принцип устойчивости землепользования. Его сущность заключается в следующем:

  • участок передается субъекту на длительный срок;
  • создаются условия для развития его деятельности;
  • гарантируется защита его интересов;
  • закон ограничивает срок реализации права использования земли.

Оформлением декларации по земельному налогу в 2023 году компаниям заниматься не придется. Закон не требует представлять ее в налоговые органы начиная с отчетности за 2022 год.

Авансы и итоговый налог компания уплачивает по собственным расчетам. А после наступления платежного срока по итогам года следует свериться с налоговиками – они сделают свой вариант расчета и вышлют в ваш адрес.

Существует три способа получения сообщений от контролеров: личное посещение инспекции, по почте или по ТКС. Чтобы изменить способ, контролерам нужно подать заявление.

При выявлении расхождений между самостоятельно вычисленным налогом и данными инспекторов, нужно выяснить причин и оспорить исчисленную инспекторами сумму либо доплатить разницу в бюджет.

Если от отчетности компании теперь избавились, то вопрос о том, когда платить земельный налог в 2023 году, по-прежнему актуален (см. далее).

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в аренде.

По общему правилу, арендатор земельного участка может изменить вид разрешенного использования только с согласия арендодателя, то есть с согласия собственника участка.

Единой процедуры получения согласия арендодателя нет.

В каждом муниципалитете действуют свои правила и процедуры получения такого согласия.

Если вы арендуете муниципальную землю, то нужно обратиться с заявлением (в свободной форме) в администрацию, в котором обосновать необходимость изменения ВРИ и попросить дать письменное согласие.

Скорее всего, данное согласие будет выражено в распоряжении или постановлении главы администрации.

Если согласие получено, то дальнейшая процедура изменения разрешенного использования участка будет аналогична той, которая описана для собственника участка.

Подача заявлений на государственный кадастровый учет и регистрацию прав

Напомню, что сейчас подать заявление на кадастровый учет и регистрацию прав можно на бумажном носителе при личном посещении МФЦ, либо ФГБУ «ФКП Росреестра», либо отправить по почте, либо заказать выездной прием за отдельную плату. Или в электронном виде через сайт госуслуг или Росреестра.

С 28.10.2021 года будет доступна подача заявления через нотариуса при нотариальной сделке. Либо выездной прием МФЦ или ФГБУ «ФКП Росреестра» за плату.

С 01.01.2023 будет доступна функция подачи заявления через личный кабинет на сайте Росреестра или через региональные порталы государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, с января 2023 года органы государственной власти и органы местного самоуправления, страховые и кредитные организации будут запрашивать сведения, содержащиеся в Росреестре, только в электронной форме.

  1. С заявлением о выделении данного участка обратились лица, не имеющие права на приобретение земли без проведения аукциона в соответствии с Законом о земле
  2. Участки уже предоставлены на праве
    • Постоянного (бессрочного) пользования
    • Бесплатное пользование
    • Пожизненное генетическое занятие (ип)
    • Занятие
  3. Участки, полученные в результате раздела другого участка, предоставленного СНТ или ОНТ
  4. На участках имеются объекты, принадлежащие гражданам, юридическим лицам или муниципалитетам.
    • Здания
    • Здание
    • Действующие.
  5. Участок изъят из оборота или ограничен в обороте и его положения не разрешены правом аренды, указанным в заявлении
  6. Участок предназначен для нужд местного органа власти
  7. Участок находится в границах территории, где другие лица подписали соглашение о развитии структурированной территории
  8. Участок должен быть
    • Находится в границах территории, на которой расторгнут договор с другим лицом о ее комплексном освоении
    • Он сформирован конспирацией, где с другими лицами заключены соглашения о комплексном освоении территории, включая земельные участки
    • Участки были выставлены на аукцион, и извещение уже опубликовано
  9. Подана заявка на испрашиваемые участки:.
    • На проведение аукциона по продаже участка
    • На право аренды участка
  10. В отношении участков, указанных в заявлении, было опубликовано и сделано общедоступным заявление
    • Для жилой застройки
    • Участки для индивидуальной сельскохозяйственной эксплуатации
    • Для ведения гражданами личного садоводства для своих нужд
    • Для осуществления сельскохозяйственной (сельской) хозяйственной деятельности
  11. Запрашиваемый участок ОАЭ не соответствует целям, указанным в заявлении
  12. Участок находится в зоне особых условий землепользования, но ограничения, наложенные на участок, не позволяют использовать его в соответствии с заявленными целями
  13. Участок не включен в перечень участков, предназначенных для нужд обороны и безопасности, и временно не используется для конкретной нужды, но заявитель просит предоставить участок из этого перечня (статья 39. 10. 2 подрегиона 10, Закон о земле).
  14. Согласно документу территориального планирования и документу территориального планирования, участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения.
  15. Участок предназначен для размещения зданий или сооружений в соответствии с государственной программой — федеральной или региональной
  16. Участки не допускаются с заявленной формулой аренды
  17. Не указан вид разрешенного использования испрашиваемого участка (ЗУ)
  18. Участки не отнесены к определенной категории земель
  19. Предоставление участка было ранее согласовано, но срок действия решения не истек и заявление о предоставлении данного участка подано не тем лицом, на которое указано в решении о предыдущем согласовании
  20. участок был получен для нужд органа местного самоуправления, но цель предоставления участка, указанная в заявлении, не соответствует цели, для которой он был получен
  21. Границы участков должны быть четко определены
  22. площадь участка превышает установленную более чем на 10
    • На плане расположения земельного участка
    • На плане планировки
    • В документах на лесные участки, на основании которых был сформирован участок
  23. Участок включен в перечень объектов недвижимости органов местного самоуправления, предлагаемых для развития МСП
  24. Основание, предусмотренное законом 316-ФЗ:.
    • Площадь участка, указанная в заявлении, или площадь участка не соответствует максимальному размеру участка, который положен индивидуальному предпринимателю, определенному в законе о компонентах российских федеральных учреждений.
    • Участки уже были предоставлены на основании предыдущего заявления
Читайте также:  Оформление покупки земельного участка в 2023 году

Что такое земельный участок сельскохозяйственного назначения?

Понятие и интеграция земель сельскохозяйственного назначения определены в статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно этой статье, земли сельскохозяйственного назначения находятся вне населенного пункта и предоставляются для нужд сельского хозяйства.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся.

  • Земли сельскохозяйственного назначения (пашня, сенокос, пастбища, сады, виноградники и т.д.)
  • территории, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от проселочных дорог, коммуникаций и негативных внешних воздействий; и
  • Водные объекты, в том числе озера, образованные водопадами и используемые для аквакультуры озер
  • здания, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Данные виды земель могут находиться в обороте и должны использоваться непосредственно по целевому назначению.

Узнайте больше о процессе расторжения и урегулирования договоров аренды участков.

В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.

Переоценка кадастровой стоимости объектов недвижимости ведет к изменению суммы налога в будущем, поскольку кадастровая стоимость является основой для его расчета, пояснил Вячеслав Климов.

«Но результаты этой переоценки россияне увидят в 2024 году, когда будут платить налог на имущество за 2023 год», — отметил он.

Информацию о том, как изменится кадастровая стоимость, можно узнать из выписки из ЕГРН или справки о кадастровой стоимости, которые можно получить в МФЦ или заказать в территориальных управлениях Росреестра.

Комментарии к статье 39.3 земельного кодекса РФ

Комментируемой статьей установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Речь в данной статье идет только о случаях возмездной передачи в собственность земельных участков на основании договоров купли-продажи, случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность урегулированы ст. 39.5 ЗК РФ.

Так, по общему правилу продажа земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона. Порядок организации и проведения аукциона урегулирован ст. ст. 39.11 и 39.12 ЗК РФ.

Следует отметить, что ранее действовавшая ст. 30 ЗК РФ также предусматривала, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) (п. 2 ст. 30 ЗК РФ). Вместе с тем земельным законодательством предусматривался ряд исключений из этого правила, которые нашли отражение и в комментируемой статье.

Изменения на 2023 г., касающиеся кадастровой стоимости участка

С 2023 г. несколько поменялись общие правила использования кадастровой стоимости (далее сокращенно — КС) как базы налога. Т. е. кадастровая стоимость участка земли, которая занесена в ЕГРН, по-прежнему образует налоговую базу.

Следует заметить, что налоговая база (она же КС) определяется стандартным порядком. Юрлица (собственники земель) рассчитывают ее автономно, руководствуясь данными, имеющимися в ЕГРН.

Обладатели совместной «земельной» собственности делят ее равными долями. А при общей долевой собственности база налога для каждого плательщика рассчитывается пропорционально его доле.

Изменения по части КС, которые вводятся с 2023 г., имеют следующий характер.

КС как база налога,

порядок применения

Новая кадастровая стоимость участка

(при изменении его характеристик) учитывается со дня занесения данных о ней в ЕГРН

Изменение КС из-за технических ошибок, по причине внесения правок либо в результате судебных решений (по определению КС) учитывают со дня применения измененной КС

Если изменения КС связаны с установлением рыночной цены, то новая КС учитывается со дня начала использования ее в налогообложении

Применение перечисленных нововведений по части применения КС относится только к тем ее изменениям, которые внесены в ЕГРН по основаниям, имевшим место с 01.01.2023.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *