Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор категорий земель и видов разрешенного использования 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Что нужно сделать для оспаривания кадастровой стоимости?
В первую очередь, требуется найти опытного исполнителя, который работает по снижению кадастровой стоимости именно в Вашем регионе, имеет успешную судебную практику по этой категории споров, выполняет работу “под ключ”. Самостоятельно невозможно подготовить необходимые документы, которые в дальнейшем Вам потребуются:
Документы для оспаривания кадастровой стоимости | Описание | |
1 | Заявление в комиссию | Подается собственником, если он решил оспорить кадастровую стоимость через комиссию. С 2023 года заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости подавать в бюджетное учреждение, которое проводило кадастровую оценку. |
2 | Административный иск | Подается в суд, если собственник выбрал такой вариант оспаривания кадастровой стоимости, либо обжалует отказ комиссии. |
3 | Выписка ЕГРН | Запрашивается через МФЦ, госуслуги или Росреестр. Содержит актуальный показатель кадастровой стоимости. |
4 | Отчет о рыночной стоимости | Оформляется через независимых оценщиков. Подтверждает рыночную цену объект, к которой будет приравнена кадастровая стоимость. |
Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa
Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.
Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.
Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния
Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:
Cн = KC x Нcт. x Квл, гдe:
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
- Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
- Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.
Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.
Почему важно удостовериться, внесен ли ваш земельный участок в перечень или нет?
Земельного участка, владельцем которого вы являетесь, может не оказаться в списке. К примеру, участок, сформированный совсем недавно, будет оценен не сейчас, а в начале 2023 года.
Если он сформирован до 01.01.2022 года, но в списке его не оказалось, велика вероятность, что он в принципе не будет проходить ГКО. Просчитайте, устраивает ли вас текущая ситуация, или вы хотели бы изменить его кадастровую стоимость. Земельный участок, который не пройдет оценку сохранит за собой предыдущую кадастровую стоимость. Если вам очевидно, что «старая» цена меньше той, что потенциально могут насчитают при новой ГКО, то и не надо никуда обращаться – оставьте себе низкую кадастровую стоимость и низкий земельный налог. Если же вам требуется, чтобы участок был все-таки оценен, то придется обратиться в региональное ГБУ и потребовать внесения земельного участка в перечень оцениваемых. Специальной формы для подобного обращения не существует, поэтому пишите в свободной форме.
Кроме того, ознакомившись с перечнем, обязательно сверьте зафиксированные там характеристики участка с фактическим положением дел. Ведь информация может не соответствовать действительности – ошибки в площади, ВРИ, в других графах. Если решите исправить неточность, то это тоже юрисдикция ГБУ.
Система управления фондом
Отдельную сферу государственного управления составляет руководство земельным фондом РФ. Областью его полномочий выступают земли в широком смысле этого слова.
Предметом правового регулирования является система правоотношений в сфере охраны и рационального задействования ресурсов земли в качестве объекта экономического хозяйствования.
Органы управления земельным фондом Российской Федерации объединены в целостную систему.
В зависимости от полномочий, получаемых этими структурами, предусмотрено подразделение на органы общей и специальной компетенции.
Первые осуществляют общее руководство и регулируют все существующие в государстве земельно-правовые отношения. Вторые наделены ограниченным кругом полномочий в сфере руководства земельным фондом, выполняют функции государственного управления, которые относятся к конкретной области координирования: ведение государственного земельного кадастра, мониторинг, землеустройство и прочие.
В первую группу входят государственные органы РФ:
- Президент и главы субъектов;
- Федеральное собрание и законодательные собрания субъектов;
- Правительство и власти субъектов;
- органы местного самоуправления.
Органы специальной компетенции, входящие во вторую группу, определены Указом Президента РФ и включают министерства, федеральные службы и агентства.
Государственное управление земельным фондом в 2018 году осуществляется на нескольких уровнях:
- федеральном (территория всего государства);
- субъектов РФ: земли в пределах республики, края, области, автономных областей и округов, городов федерального значения;
- муниципальных образований: земельные ресурсы районов, городов, иных населенных пунктов.
Земельный налог в 2021 — 2021 году
Для категории земель с/х назначения законодательство ограничивает разрешенное использование и, в случае его нарушения, предусматривает наказание в рамках КоАП.
Согласно положениям Земельного кодекса РФ , все земли, входящие в фонд, подразделяются на категории в соответствии с целевым назначением. Самая большая из них – земли сельскохозяйственного назначения. Они, в свою очередь, тоже делятся на группы в согласии с основной и вспомогательной задачами, которые на них возложены.
Понятие и назначение земель дается в Земельном Кодексе РФ ст. 77. Здесь указывается, что это категория угодий предназначена для ведения с/х, обработки, выращивания и хранения продукции.
Вся российская территория, совокупность земель, находящихся в пределах государственных границ Российской Федерации и разделенных на категории согласно целевому назначению, в том числе укрытые лесами и находящиеся под водой, составляют ее собственность и входят в понятие земельного фонда.
Категории земель и виды разрешенного использования в таблице 2023 года
Земельные наделы сельскохозяйственного назначения – это все угодья, которые могут быть переданы как юридическим, так и физическим лицам под следующие цели:
- разработка, выращивание и обработка продукции сельского хозяйства;
- создание инфраструктуры для полного цикла производства сельхозпродукции;
- ведение исследовательской деятельности в научных и учебных целях.
К угодьям, наделам относятся следующие категории земель:
- пашня;
- угодье для покосов и сенозаготовления;
- пастбище;
- лесополоса, за исключением лесного фонда;
- надел, занятый дворами и хозяйственными постройками;
- земля под многолетними насаждениями.
Отметим, что под ведение сельского хозяйства выделяются земли, пригодные для этого. А для объектов промышленности и иных целей выделяются земли менее ценные и плодородные, не предназначенные для сельскохозяйственных работ.
Земельный фонд рф 2021 составляет
В силу новой редакции статьи 27 ЗК РФ, запрещено передавать в частную собственность и признавать объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, в том числе, земельные участки:
- занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено ЗК РФ и Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
- расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 статьи 27 ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЗК РФ и законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Такие земли являются ограниченными в обороте.
Земельный участок – это объект особого внимания со стороны государства. В силу своих свойств он в первую очередь рассматривается как природный объект и ресурс и только потом как объект вещных прав.
Будучи природным ограниченным ресурсом, земля находится под охраной со стороны закона. Она – незаменимый компонент окружающей среды, базис для развития человечества и важнейший фактор производства.
Земля объединяет остальные природные ресурсы, даже если они относятся к различным сферам.
Принцип деления земель на категории, поскольку они находятся под особой охраной и контролем государства, учитывают уполномоченные органы власти. Законодатель разграничивает полномочия чиновников в этом отношении, определяя юрисдикцию тех или иных органов в зависимости от того, кому принадлежит право собственности на интересующий земельный участок.
Так, в соответствии со ст. 7 ЗК, установление категории земельного участка, а также ее изменение осуществляет:
- правительство – в отношении территорий, являющихся государственным имуществом;
- региональные органы исполнительной власти – в отношении земельного фонда, являющегося имуществом субъекта федерации и земель сельхозназначения муниципалитетов и частных лиц;
- местные органы власти (управление городской или сельской администрации) – в отношении остальных земель муниципального имущества, а также участков, находящихся в частном владении, кроме сельскохозяйственных наделов.
Отнесение территорий к той или иной категории, а также перевод между ними осуществляется путем принятия решения полномочного органа. По результатам его рассмотрения принимается постановление о присвоении категории земельного участка или переводе из одной в другую.
Такие решения могут быть приняты в случае:
- подачи заинтересованным лицом ходатайства о переводе территорий в другую категорию;
- выявления земель, находящихся в той или иной собственности, не отнесенных к какой-либо категории (ст. 14 ФЗ № 172).
Предусмотренное законодательством деление земель по целевому назначению не всегда позволяет собственникам и пользователям использовать землю в поставленных целях.
Если предполагаемая деятельность не соответствует видам разрешенного использования, нужно изменить тип эксплуатации или перевести территорию из одной категории в другую. В противном случае нарушителю угрожает административная ответственность.
Когда речь идет об участках в частной собственности, решение по ним принимает местная администрация: земельный комитет, управление, департамент и иной уполномоченный орган. Он же осуществляет присвоение категории земельного участка в случае ее отсутствия.
Изменение целевого назначения может означать смену ВРИ или самой категории участка, если предполагаемая деятельность на нем невозможна в рамках установленной категории.
Процедура перевода регламентируется правилами застройки и землепользования, принятыми на местном уровне. В любом случае она требует подачи ходатайства в администрацию муниципалитета, в котором следует указать:
- кадастровый номер;
- присвоенную и желаемую категорию участка;
- существующие и желаемые виды использования;
- причины, которыми обусловлена необходимость перевода;
- сведения о правах на землю.
Обычно решение о переводе принимается с учетом результатов общественных слушаний, которые проводятся в течение 1 месяца. Решение администрации оформляется постановлением.
Несмотря на формальную простоту перевода, крупными игроками земельного рынка активно лоббируется отмена категорий земель. По их мнению, процедура перевода из одной категории в другую слишком сложна.
В парламенте на протяжении последних лет обсуждается законопроект, согласно которому земли будут делиться на зоны, определяемые местными правилами застройки и землепользования. По мнению авторов, это значительно упростит процедуру перевода земель.
Земельный фонд РФ разделен на категории в соответствии с целевым назначением земель. В рамках каждой из них действуют индивидуальные виды разрешенного пользования, нарушение которых влечет административную ответственность. Категории ВРИ в отношении каждого участка определяют, в основном, местные администрации. Для использования земли в целях, не соответствующих присвоенным ВРИ, участок нужно перевести в другую категорию или присвоить ему иные виды пользования. Для этого заинтересованное лицо подает в местную администрацию ходатайство.
- Новости
- Экономика
- Политика
- Центральная Азия
- Общество
- Технологии
- Культура
- Аналитика
- Тренды
- Рынки
- Интервью
- Бизнес
- Журнал
- Мнения
- Мультимедиа
- Фотогалерея
- Видеогалерея
- Инфографика
- COVID-19
На землях населенных пунктов располагаются жилые дома, а также здания инфраструктуры. В пунктах (городах, селах, поселках) могут размещаться также производственные предприятия. Основные зоны земель поселений:
- жилые;
- производственные;
- деловые;
- общественные;
- реакционные;
- сельхоз использования:
- транспортные;
- инженерные;
- военные;
- иные.
Зоны общественные и деловые объединяются в одну группу. Также объединяются транспортные и инженерные.
ВАЖНО! Для каждой зоны территории поселений предусмотрены свои виды разрешенного использования. И городские власти, которые распределяют землю, должны контролировать соблюдение ее целевого предназначения.
Жителям населенного пункта в собственность передаются участки сельскохозяйственного значения и жилой зоны (под постройку жилых домов)
Чтобы не ошибиться с выбором участка, спокойно заниматься потом запланированными делами на нем, стоит раскрыть классификатор и подобрать из него подходящие участки. Следует остановиться на землях с кодом от 2,0 до 2,7 во втором разделе данного классификатора.
ВНИМАНИЕ! Такие участки подходят для строительства малоэтажных жилых домов, для садоводства и огородничеств, для возведения подсобных построек.
На землях с таким кодом можно вести личное подсобное хозяйство и даже устанавливать мобильные, временные сооружения, которые в дальнейшем подключаться к инженерным сетям. К таким временным сооружениям относятся вагончики, жилые контейнеры.
К землям с кодами от 2.0 до 2.7 применяется еще несколько видов разрешенного использования. На них могут строиться дома средней этажности (это жилые здания с количеством этажей до 8), высотные здания.
Классификатор – законный документ, с учетом которого используются земли разных категорий. Но иногда возникают ситуации, когда есть острая необходимость изменить ВИР или расширить их группу. Например, хозяин загородного участка хочет построить на своем наделе не дом, а небольшой розничный магазин.
В таком случае местная власть может использовать условно разрешенные виды, но это должно быть оформлено официально и законодательно. Как действовать владельцу участка при необходимости расширения ВИР?
- Владелец должен согласовать такое действие с местной властью. Также он составляет обращение в Комиссию по землепользованию.
- В заявлении или обращении нужно обосновать необходимость такого расширения видов использования земли.
- Комиссия по землепользованию должна дать разрешение (или отказать заявителю).
Основные изменения, закрепленные нормами законодательства, коснутся:
- порядка определения отчислений: начиная с 2021 года для расчета суммы, подлежащей перечислению в местный бюджет, основанием станет кадастровая стоимость;
- планируется постепенное повышение ставки на 2021 год, что в результате приведет к увеличению размера поступлений в бюджет страны;
- кадастровая цена будет равна рыночной стоимости участка;
- отчисления будут поступать в бюджет по месту проживания и регистрации плательщика, это позволит местным бюджетам использовать поступления в бюджет для улучшения уровня жизни россиян в регионах, отказавшись от предварительного согласования смет и будущих затрат.
Собственнику надела требуется разобраться с данным понятием, что необходимо для правильно понимания вопроса. Земли, которые находятся в его собственности, могут использоваться лицом в соответствии с установленным в законодательстве назначением.
Под целевым назначением понимают правовую основу специфики применения зон земли, которые имеют специальное значение и удостоверены в записях учетного характера. В число категорий включается:
- сельскохозяйственное назначение;
- жилое строительство в индивидуальных количествах;
- производственные территории;
- зоны, которые особо охраняемы;
- лесной и водный фонд;
- наделы, состоящие в запасе.
Принципы, согласно которым происходит землепользование, заключаются в Конституции России, далее их уточнение и конкретизация проводится в специальных законодательных актах. Такие акты наделены общенормативным значением.
Принцип целевого пользования наделов заключаются в том, что они не могут быть использованы не в соответствии со своим назначением. Цели использования участка прописываются в документе, посредством которого происходит удостоверение режима использования. Примером можно привести то, что не допускается использовать пашню с целью лесопосадки, в случае, когда это не отражено в соответствующей документации.
Назначение земельного надела должно отражаться в документах, носящих правоустанавливающее значение относительно земли и в межевом деле. Составляется оно в процессе межевания.
Категории земель россии в процентах на 2021
В 2021 г. проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости. Основная цель — сбор и сопоставление данных об объектах, которые содержатся в различных государственных информресурсах. Создание единого ресурса позволит вовлечь в оборот неиспользуемые объекты, повысить достоверность сведений об имуществе, исключит дублирование данных.
Эксперимент проводят Росреестр и Минцифры в отдельных районах Республики Татарстан, Краснодарского края, Иркутской области и Пермского края. Определены участники.
Базовыми данными для создания единого ресурса являются сведения из ЕГРН, единой электронной картографической основы, федерального фонда пространственных данных, фонда данных государственной кадастровой оценки, федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и государственного адресного реестра.
Вся российская территория, совокупность земель, находящихся в пределах государственных границ Российской Федерации и разделенных на категории согласно целевому назначению, в том числе укрытые лесами и находящиеся под водой, составляют ее собственность и входят в понятие земельного фонда.
Располагая обширным фондом земли в 1709,8 млн. га, Россия является мировым лидером по площади территории.
Географическим положением страны и ее природно-климатическими условиями объясняется неравномерность распределения используемых в народном хозяйстве ресурсов. Например, распахано лишь 8,9% земель (190,3 млн. га), а 62% (1046,3 млн. га) покрыто лесами.
Тем не менее, земельный фонд Российской Федерации – это все ресурсы земли, расположенные в ее границах и составляющие территориальную основу государства.
Земельные ресурсы России представляют собой единый природный объект, невзирая на то, что в разные моменты времени отдельные его части могут находиться в чьей-то собственности и эксплуатироваться разными субъектами права.
В состав земельного фонда России входят ресурсы, которые:
- выполняют рекреационные, природно-заповедные, оздоровительные функции;
- используются в качестве средства производства, пространственного экономического базиса.
Согласно положениям Земельного кодекса РФ, все земли, входящие в фонд, подразделяются на категории в соответствии с целевым назначением. Самая большая из них – земли сельскохозяйственного назначения. Они, в свою очередь, тоже делятся на группы в согласии с основной и вспомогательной задачами, которые на них возложены.
Это же относится и к другим категориям. Так, например, структура земельного фонда города включает земли:
- общего пользования:
- скверы,
- улицы,
- площади,
- бульвары;
- застройки (участки под сооружениями, зданиями);
- занятые лесами и прочие.
Под влиянием экономических, социальных, экологических и политических факторов структура фонда в целом иногда изменяется. Такие трансформации могут затронуть и отдельные категории земельного фонда. Это происходит:
- при переводе земель из одной категории в другую;
- в случае приватизации участка;
- в связи с развитием предпринимательской деятельности в области использования земельных ресурсов;
- по иным значимым причинам.
Состав таких ресурсов, принадлежащих субъектам федерации или другим административно-территориальным единицам, например, структура земельного фонда области, подвергается постоянному анализу. Все изменения в долевом соотношении фиксируются.
Отдельную сферу государственного управления составляет руководство земельным фондом РФ. Областью его полномочий выступают земли в широком смысле этого слова.
Предметом правового регулирования является система правоотношений в сфере охраны и рационального задействования ресурсов земли в качестве объекта экономического хозяйствования.
Органы управления земельным фондом Российской Федерации объединены в целостную систему.
В зависимости от полномочий, получаемых этими структурами, предусмотрено подразделение на органы общей и специальной компетенции.
Первые осуществляют общее руководство и регулируют все существующие в государстве земельно-правовые отношения. Вторые наделены ограниченным кругом полномочий в сфере руководства земельным фондом, выполняют функции государственного управления, которые относятся к конкретной области координирования: ведение государственного земельного кадастра, мониторинг, землеустройство и прочие.
В первую группу входят государственные органы РФ:
- Президент и главы субъектов;
- Федеральное собрание и законодательные собрания субъектов;
- Правительство и власти субъектов;
- органы местного самоуправления.
Органы специальной компетенции, входящие во вторую группу, определены Указом Президента РФ и включают министерства, федеральные службы и агентства.
Государственное управление земельным фондом в 2019 году осуществляется на нескольких уровнях:
- федеральном (территория всего государства);
- субъектов РФ: земли в пределах республики, края, области, автономных областей и округов, городов федерального значения;
- муниципальных образований: земельные ресурсы районов, городов, иных населенных пунктов.
Россия – одна из самых обеспеченных стран в отношении земельных ресурсов. Вместе с этим огромные размеры земельных площадей, пригодных для осуществления хозяйственной деятельности, сравнительно невелики. Среди основных проблем отечественных земельных ресурсов эксперты называют ухудшение уровня плодородия почв, состояния сельскохозяйственных земель.
Верхний покров почты подвергается регулярному загрязнению, в результате чего земля начинает деградировать и теряет возможность воспроизводства плодородия и восстановлению свойств.
Совет от Сравни.ру: Земля – одно из главных богатств России.
В России сельскохозяйственное землепользование находится в приоритете, к с/х землям применяется особый порядок охраны и использования, поскольку эта категория земель характеризуется как плодородная и представляет особую ценность для государства. Фактически вышесказанное означает, что земля признанная пригодной в качестве использования под сельскохозяйственные угодья, должна предоставляться преимущественно для таких нужд.
Областью его полномочий выступают земли в широком смысле этого слова.
Предметом правового регулирования является система правоотношений в сфере охраны и рационального задействования ресурсов земли в качестве объекта экономического хозяйствования.
Органы управления земельным фондом Российской Федерации объединены в целостную систему.
В зависимости от полномочий, получаемых этими структурами, предусмотрено подразделение на органы общей и специальной компетенции.
14.05.2021В России все вопросы, касающиеся использования земель, их защиты и пр.
Кроме того, депутаты принимали изменения, необходимые для сохранения актуальности представленных в проекте сведений.Действующая редакция законопроекта состоит из 18 глав и 103 статей.
Они определяют ключевые моменты землепользования:основные положения и определения касаются принципов формирования законодательных норм в отношении владения землей, установлены
Ключевые слова: Земельный фонд, земли сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственные земли, земельные ресурсы, плодородие, ненадлежащее использование, сельскохозяйственные угодья, управление земельными ресурсами, землевладение, землепользование.
Земля — одна из неотъемлемых составляющих окружающей среды, является важнейшим природным ресурсом, используемым человеком на протяжении всего его существования для удовлетворения разнообразных потребностей — ведения сельского хозяйства, получения доступа к другим природным ресурсам, — лесам, недрам, размещения жилых и производственных объектов и так далее.
В земельном законодательстве земли разделяются при помощи классификации земель на категории по признаку целевого назначения.
Это земли, расположенные за чертой поселений и отведенные предприятиям для хозяйственной деятельности и введены в гражданский оборот.
- Земли особо охраняемых территорий. На таких землях установлен особый режим охраны. Санитарные зоны, курорты, зоны вдоль автомобильных и железных дорог.
- Землями лесного фонда являются земли, покрытые лесной растительностью или предназначенные для её восстановления.
- Земли водного фонда.
- Земли запаса находятся в государственной или муниципальной собственности. Могут вводиться в гражданский оборот только при смене категории. [23]
По площади земель РФ является явным лидером, обладая самым обширным в мире земельным фондом в 1712,5 млн. га. Больше 50 % всех земель приходится на лесной фонд, которые составляют 1126,3 млн. га, и лишь 116,3 млн. га используется под пашню.
Все активней укрепляют свои позиции особые экономические зоны и зоны опережающего развития [15].
Как гласит 47 статья земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.
Президент РФ Путин В. В.
в своем ежегодном обращении к Федеральному собранию РФ 3 декабря 2015 года сообщил: «…что нужно ввести в оборот миллион гектаров пашни, которые сейчас находятся в руках крупных землевладельцев, но простаивают» [11]. Глава государства поручил Правительству до 1 июня 2021 года разработать механизм, нормативно-правовую базу для изъятия сельскохозяйственных земель, не используемых по назначению.
Электронный ресурс]: Федер. Закон: от 24. 07. 2002 г. № 101 // СПС Консультант Плюс;
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс]: Федеральный Закон: от 29.12.2010 № 435-ФЗ// СПС Консультант Плюс;
- Постановление Правительства № 354-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их не использовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации”;
Сведения о наличии и распределении земель в Российской Федерации
Кроме того, изменится и крайний срок уплаты налога. За 2021 год надо будет заплатить не позднее 1 марта 2021 года. Однако местные власти сохраняют право назначить в регионе авансовые платежи и сдвинуть окончательную дату выплат, но не ранее, чем на 1 февраля.
По данным на 1 января 2021 года значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находилась в государственной и муниципальной собственности — 270,7 млн га, или 67,7% земель категории, в собственности граждан — 119,5 млн га (29,9% площади категории), в собственности юридических лиц — 9,8 млн га (2,4%). В общей сложности площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, начиная с 2021 г., выросла более чем на 4,4 млн га.
В группу сельскохозяйственных угодий входят следующие виды угодий: пашня; залежь; многолетние насаждения; сенокосы; пастбища. Несельскохозяйственные угодья подразделяются на земли, находящиеся в стадии восстановления плодородия и мелиоративного строительства; земли под лесами; под древесно-кустарниковой растительностью; под водными объектами; под болотами; под застройкой; под дорогами; нарушенные земли; прочие земли.
- на праве собственности;
- на праве пожизненного наследуемого владения;
- на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- на праве безвозмездного срочного пользования;
- по договору аренды, договору субаренды;
- на праве ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Перевод земель из одной категории в другую производится теми службами, в компетенции которых находится рассматриваемая территория. Например, выделение участка под заповедник осуществляется на заседании парламента, а передача определенной территории под землепользование в районном поселении решается местным муниципалитетом. Отличие в управлении зависит от категории участка и формы его использования.
Согласно нормам законодательства объектами для определения размера налога на землю в 2021 году будут являться земельные участки. Однако объектом не может быть признан участок, если он на момент расчета налогового обязательства был изъят из оборота. Кроме того, существуют другие категории участков, которые не являются согласно нормам закона объектом для исчисления налога, в их числе земельные участки:
- являющиеся составной частью лесного фонда;
- принадлежащие государству, занятые водными объектами;
- объекты с ограничениями по обороту.
Размер ставки устанавливается местными властями. Однако размер ставки не должны превышать:
- полутора процентов относительно ставок, закрепленных нормами законодательства для обычных объектов налогообложения;
- 0,3 процента, если земельный участок занят объектами жилищного или коммунального хозяйства.
Ставка налога, подлежащего перечислению в бюджет, может пересматриваться как в сторону увеличения, так и понижения.
Этот вид разрешенного использования предполагает, что на земельном участке может быть построен индивидуальный жилой дом, соответствующий требованиям градостроительного законодательства. То есть, отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, который состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
На этом же земельном участке могут быть возведены вспомогательные объекты, необходимые для обслуживания жилого дома, например, гараж, баня, хозяйственные постройки.
Земельный фонд Российской Федерации: его состав и объем на 2021 год
Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.
В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:
- Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
- Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
- Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
- Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
- Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
- Расположение объектов электроснабжения;
- Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
- Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
- Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
- Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
- Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
- Зоны резерва развития поселения.
Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.
Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.
Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.
В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.
В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:
- Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
- земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
- участки, занятые под хозяйственные строения;
- пашни;
- сенокосы;
- пастбища;
- сады;
- залежные земли.
Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.
Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором — находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.
Кроме того, изменится и крайний срок уплаты налога. За 2021 год надо будет заплатить не позднее 1 марта 2021 года. Однако местные власти сохраняют право назначить в регионе авансовые платежи и сдвинуть окончательную дату выплат, но не ранее, чем на 1 февраля.
По данным на 1 января 2021 года значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находилась в государственной и муниципальной собственности — 270,7 млн га, или 67,7% земель категории, в собственности граждан — 119,5 млн га (29,9% площади категории), в собственности юридических лиц — 9,8 млн га (2,4%). В общей сложности площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, начиная с 2021 г., выросла более чем на 4,4 млн га.
В группу сельскохозяйственных угодий входят следующие виды угодий: пашня; залежь; многолетние насаждения; сенокосы; пастбища. Несельскохозяйственные угодья подразделяются на земли, находящиеся в стадии восстановления плодородия и мелиоративного строительства; земли под лесами; под древесно-кустарниковой растительностью; под водными объектами; под болотами; под застройкой; под дорогами; нарушенные земли; прочие земли.
- на праве собственности;
- на праве пожизненного наследуемого владения;
- на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- на праве безвозмездного срочного пользования;
- по договору аренды, договору субаренды;
- на праве ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Перевод земель из одной категории в другую производится теми службами, в компетенции которых находится рассматриваемая территория. Например, выделение участка под заповедник осуществляется на заседании парламента, а передача определенной территории под землепользование в районном поселении решается местным муниципалитетом. Отличие в управлении зависит от категории участка и формы его использования.
Согласно нормам законодательства объектами для определения размера налога на землю в 2021 году будут являться земельные участки. Однако объектом не может быть признан участок, если он на момент расчета налогового обязательства был изъят из оборота. Кроме того, существуют другие категории участков, которые не являются согласно нормам закона объектом для исчисления налога, в их числе земельные участки:
- являющиеся составной частью лесного фонда;
- принадлежащие государству, занятые водными объектами;
- объекты с ограничениями по обороту.
Размер ставки устанавливается местными властями. Однако размер ставки не должны превышать:
- полутора процентов относительно ставок, закрепленных нормами законодательства для обычных объектов налогообложения;
- 0,3 процента, если земельный участок занят объектами жилищного или коммунального хозяйства.
Ставка налога, подлежащего перечислению в бюджет, может пересматриваться как в сторону увеличения, так и понижения.
Понятие и характеристики земельного фонда России
Вся российская территория, совокупность земель, находящихся в пределах государственных границ Российской Федерации и разделенных на категории согласно целевому назначению, в том числе укрытые лесами и находящиеся под водой, составляют ее собственность и входят в понятие земельного фонда.
Располагая обширным фондом земли в 1709,8 млн. га, Россия является мировым лидером по площади территории.
Географическим положением страны и ее природно-климатическими условиями объясняется неравномерность распределения используемых в народном хозяйстве ресурсов. Например, распахано лишь 8,9% земель (190,3 млн. га), а 62% (1046,3 млн. га) покрыто лесами.
Тем не менее, земельный фонд Российской Федерации – это все ресурсы земли, расположенные в ее границах и составляющие территориальную основу государства.
Цена на участок равной площади существенно различается в зависимости от региона. В московской области цена на одну сотку земли складывается из следующих показателей:
- Цена за сотку зависит от степени удалённости от столицы. Эксперты называют этот критерий решающим и самым главным в определении стоимости земли. Стоимость земли в пределах двадцати километров от МКАДа превышает цену аналогичного участка в стокилометровой зоне в 5-6 раз. Эксперты утверждают, что столичные жители предпочитают приобретать землю в пределах 40-50 километров от города.
- Популярность региона Московской области. Наиболее востребованные регионы Московской области – Ярославское, Киевское, Калужское шоссе. Также в последнее время отмечается рост интереса на земельные участки в направлении Минского шоссе. В этом направлении потенциальных покупателей привлекает стоимость и ощутимая выгода.
- Статус, который имеет земельный участок. Большинство жителей столицы привыкли к комфортным условиям проживания. В связи с этим они ищут объекты недвижимости, расположенные в зонах повышенного комфорта. Под такими зонами понимаются небольшие поселения коттеджного типа.
- Это объясняется хорошим транспортным сообщением, развитой инфраструктурой, качественным дорожным покрытием. В таких местах созданы все условия не только для времяпрепровождения, но и для комфортного проживания. Зачастую жители таких поселков ездят на работу в столицу. Однако стоит отметить, что стоимость объектов недвижимости в таких регионах довольно высокая.
- Количество предложений в конкретном регионе. Число предложений влияет на стоимость. Чем меньше предложений в регионе, тем выше спрос на такие объекты, и тем выше стоимость.
Подробный обзор категорий земель и видов разрешенного использования 2021
Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан не установлены требования к видам разрешенного использования земельных участков. Для возможности подключения к сетям газоснабжения и для подключения газовым сетям в газоснабжающую организацию надо предоставить определенный пакет документов. В этот пакет входят, в том числе документы, подтверждающие право собственности на помещение, куда проводится газ. Поэтому если вами оформлено право собственности на живой дом, то вы имеете право провести к этому дому газ, главное, чтобы была техническая возможность такого подключения.
- сельскохозяйственные назначения;
- транспортная, энергетическая и промышленная категории;
- для населенных пунктов;
- для земельных участков и определенных объектов, которые требуют тщательной охраны;
- для использования лесным фондом;
- водные ресурсы;
- земли, относящиеся к категории неприкосновенного «запаса».
Чтобы построить такую недвижимость, нужно выбрать земельный участок, который позволит соорудить капитальное здание и необходимые к нему дополнения. Под ними имеют в виду зону для отдыха клиентов, автостоянку и место для его обслуживания. Объем данного сооружения не должен быть более пяти тысяч квадратных метров.
Принципы использования земельного фонда основаны на отнесении конкретного надела к одной из установленных законодательством категорий. Так, например, земли сельхозназначения могут быть использованы только в учебных, научно-исследовательских и целях сельскохозяйственного производства.
- поселений (населенных пунктов);
- сельскохозяйственного назначения;
- водного фонда;
- энергетики, промышленности, радиовещания, транспорта, земли для обеспечения обороны, космической деятельности безопасности и иного специального назначения;
- запаса;
- особо охраняемых объектов и территорий;
- лесного фонда.
Для категории земель с/х назначения законодательство ограничивает разрешенное использование и, в случае его нарушения, предусматривает наказание в рамках КоАП. Таким образом, если владелец нарушил целевой характер использования, то на него налагается штраф:
Сельскохозяйственная деятельность неразрывно связана с использованием земельных угодий для сельхоз целей. Надел можно находится в собственности или долгосрочной аренде, но нужно знать целевое назначение земли, которое подчиняется определенному виду классификации разрешенного использования. От этого будет зависеть, какую деятельность не запрещено осуществлять на конкретном участке земли, чтобы избежать неприятных недоразумений.
Земельные наделы должны обладать достаточными площадями для размещения производства. В этом случае остро встает вопрос, касающийся соблюдения санитарных и экологических норм, по отношению к использованию земель. В связи, с чем территории тщательным образом выбираются, при этом к минимуму сводятся риски, которые могут возникнуть от соседства с такими землями у окружающего ландшафта.
Это деление дает основание полагать, что собственность имеет четкие границы между регионами и РФ, а также муниципальными образованиями. В отношении таких объектов действует режим, установленный земельным законодательством. Также распространяется действие иных нормативных актов, принятых на федеральном уровне. Управление объектами собственности осуществляется соответствующими органами.
🌾 Ceльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния. Teppитopии зa пpeдeлaми нaceлeнныx пyнктoв, кoтopыe иcпoльзyютcя для пpoизвoдcтвa ceльcкoxoзяйcтвeннoй пpoдyкции: выpaщивaния, xpaнeния c/x и кopмoвыx кyльтyp, coдepжaния и выпaca c/г живoтныx и птицы. К ним oтнocят вcпoмoгaтeльныe oбъeкты: дopoги и кoммyникaции в paмкax oднoгo xoзяйcтвa, вoдoeмы, кoтopыe иcпoльзyют для пoливa, элeвaтopы, coopyжeния для пepвичнoй пepepaбoтки c/x пpoдyкции, зaщитныe нacaждeния вoкpyг пoлeй.
Чтoбы эффeктивнo иcпoльзoвaть тeppитopии, кoнтpoлиpoвaть cocтoяниe и coxpaнять биocиcтeмы, вecь зeмeльный фoнд PФ пoдeлeн нa кaтeгopии и виды paзpeшeннoгo иcпoльзoвaния. O тoм, чтo тaкoe кaтeгopии и виды зeмeль , кaкиe бывaют виды нaзнaчeния зeмeльныx yчacткoв , пopядoк пepexoдa тeppитopий из oднoй кaтeгopии в дpyгyю и кaкoe нaкaзaниe пpeдycмoтpeнo зa иcпoльзoвaниe yчacтoк нe пo нaзнaчeнию paccкaжeм в cтaтьe.
Земли, имеющие сельскохозяйственное назначение располагаются за пределами зонирования поселений. Такие наделы имеют определенную специфику и большой диапазон относительно разновидностей разрешенного использования. К таким относятся наделы, применяемые под:
- Земли населенных пунктов (поселений);
- Земли сельскохозяйственного назначения (с/х);
- Земли специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
- Земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
- Земли лесного фонда;
- Земли водного фонда;
- Земли государственного запаса.
Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.
В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории — это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель — это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.
Обратите внимание, что категория земель и целевое назначение — это равнозначные понятия, вы можете использовать как первое, так второе. Земельный Кодекс РФ определяет 7 категорий:
- Земли населенных пунктов (поселений);
- Земли сельскохозяйственного назначения (с/х);
- Земли специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
- Земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
- Земли лесного фонда;
- Земли водного фонда;
- Земли государственного запаса.
Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства — это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.
Далее рассмотрим каждую категорию и входящие в неё виды разрешенного использования подробнее.
Категории земель и виды назначения земельных участков в 2021 году
14.05.2021В России все вопросы, касающиеся использования земель, их защиты и пр.
регламентирует закон о земле в 2021 году. Правовой документ устанавливает процедуру передачи участка в собственность, оформление его в аренду и прочие нюансы.
ФЗ 136, устанавливающий правила использования земельных участков, был принят депутатами федерального парламента в 2001 г.
Предприятие как имущественный комплекс (земельный участок, административное здание, цеха по производству продукции, гаражи, склады, транспортные коммуникации на территории предприятия и т.д.) 9.
Информационные системы и технологии кадастра недвижимости. Конечным продуктом при ведении государственных кадастров должны быть банки кадастровой информации.
Пользователями информации, хранящейся в таких банках данных, могут быть органы управления территориями, администрации городов, областей, краев, республик в составе Российской Федерации и Федеральные органы управления.
Для того, чтобы возможности банков данных эффективно использовались органами управления, необходимо соблюдение трех условий: 1) банк кадастровых данных должен содержать достоверную и полную информацию об объектах кадастра.
2) доступ заинтересованных служб к кадастровой информации, хранящейся в банках данных, должен быть оперативным,
Собственнику надела требуется разобраться с данным понятием, что необходимо для правильно понимания вопроса. Земли, которые находятся в его собственности, могут использоваться лицом в соответствии с установленным в законодательстве назначением.
Под целевым назначением понимают правовую основу специфики применения зон земли, которые имеют специальное значение и удостоверены в записях учетного характера. В число категорий включается:
- сельскохозяйственное назначение;
- жилое строительство в индивидуальных количествах;
- производственные территории;
- зоны, которые особо охраняемы;
- лесной и водный фонд;
- наделы, состоящие в запасе.
Требования, предъявляемые к назначениям ЗУ, закрепляются в земельном законодательстве. Говорится, что в отношении некоторых видов участков не может быть проведена процедура приватизации либо выкупу с целью оформления прав собственности на ЗУ.
Требования включают в себя закрепление позиций имущественного характера по отношению к хозяйствующему субъекту некоторых категорий ЗУ, которые обладают уникальными характеристиками. Примером выступают особо плодородные участки, зоны заповедного значения, культурного наследия и прочие.
Также следует иметь, что некоторые категории должны пройти обязательный процесс регистрации в учетных записях. Обязательно отражаются технические характеристики, кроме того целостный эквивалент, с отметками об удельной стоимости. Все ЗУ различных категорий могут использоваться в соответствии с целевым предназначением.
Собственнику надела требуется разобраться с данным понятием, что необходимо для правильно понимания вопроса. Земли, которые находятся в его собственности, могут использоваться лицом в соответствии с установленным в законодательстве назначением.
Под целевым назначением понимают правовую основу специфики применения зон земли, которые имеют специальное значение и удостоверены в записях учетного характера. В число категорий включается:
- сельскохозяйственное назначение;
- жилое строительство в индивидуальных количествах;
- производственные территории;
- зоны, которые особо охраняемы;
- лесной и водный фонд;
- наделы, состоящие в запасе.