Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки детей в автомобиле — инструкция от ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В этом разделе речь идет об автобусах всех разновидностей, т.е. о транспортных средствах, имеющих более 8 пассажирских мест. Размер транспортного средства, опять же, не имеет значения. В качестве автобусов могут выступать как небольшие минивены, так и огромные туристические автобусы.
Штрафы за нарушение правил перевозки детей в легковом автомобиле
В новом КоАП будет содержаться наказание за управление авто в нетрезвом виде и отказ от медицинского освидетельствования, если в машине находится ребенок до 16 лет. По ч. 2 ст. 21.8, ч. 2 ст. 21.27 КоАП, водитель будет оштрафован на 50 тысяч рублей и лишится прав на 2-3 года. Наказание суровое, но документ находится на доработке, и точная дата вступления в силу пока неизвестна.
Также можно получить штраф за непристегнутого ребенка, неправильную установку детского кресла или несоответствие маркировки удерживающего устройства росту и весу ребенка.
Штраф за нарушение правил перевозки детей:
-
3 000 рублей – для граждан
-
25 000 рублей – для должностных лиц
-
100 000 рублей – для юридических лиц
В 2021 году стал действовать запрет на оставление детей в автомобиле. В пункте 12.8 ПДД говорится, что водителю запрещено покидать и оставлять машину более чем на 5 минут (период, называемый остановкой), если в ней находится малолетнее лицо до 7 лет без присмотра взрослых.
Требования ПДД к перевозке детей на переднем сиденье автомобиля
Нормы транспортировки несовершеннолетних закреплены на законодательном уровне. В 2021-2022 годах действует актуальная редакция ПДД. В части перевозки детей на переднем сиденье требования не менялись с 2017 года, они определены пунктом 22.9 ППД РФ.
Согласно этим требованиям, важно учитывать возраст маленьких пассажиров.
- До 7 лет. Согласно ПДД, при организации перевозки малышей необходимо использовать специальные удерживающие устройства, которые отвечают росту маленького пассажира и его весу. Такие приспособления фиксируются ремнями безопасности, которыми должен быть оборудован как легковой, так и грузовой автомобиль. В большинстве современных авто для этой цели используется система ISOFIX: с ее помощью фиксация осуществляется быстро и надежно.
- 7 – 11 лет. Для этой группы пассажиров предусмотрены иные требования. Для их безопасной перевозки также могут использоваться удерживающие устройства, которые подходят им по возрастной и весовой категории. Но родители имеют полное право отказаться от автокресла и использовать ремни безопасности, которыми оборудовано авто. Однако с одной важной оговоркой: это правило распространяется лишь на задний ряд кресел.
- Старше 12 лет. Подростки отнесены ПДД к взрослым пассажирам. Перевозить их разрешено с соблюдением тех же правил, что и взрослых: обязательно пристегнуть ремнем в дороге, даже если она занимает совсем немного времени. Причем не важно, на каком именно ряду сидений едет пассажир.
С какого возраста можно перевозить ребенка без дополнительных устройств?
Однозначный ответ только один — с 12 лет. С этого возраста ребенка можно сажать и на заднее, и на переднее кресло автомобиля, пристегивая только штатным ремнем безопасности. Однако следует учесть индивидуальные данные несовершеннолетнего пассажира.
Если его рост меньше 150 см, лучше использовать бустер. Дело в том, что ремни безопасности в автомобилях рассчитаны на пассажиров и водителей ростом от полутора метров, и, если пристегивать ребенка, при ДТП ремень может навредить.
На заднем сиденье ребенка без кресла можно перевозить уже с 7 лет, пристегивая только ремнем. Однако для безопасности маленького пассажира лучше использовать как минимум адаптер.
Если ребенку меньше 12 лет, но его рост выше 150 см, его можно сажать и на переднее сиденье автомобиля без детского автокресла. Автомобиль имеет ремни безопасности, которых будет достаточно. Бояться штрафа не стоит: сотрудники ГИБДД всегда оценивают внешний вид и рост ребенка перед тем, как спрашивать о возрасте.
Можно ли сажать ребенка вперед
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.
Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.
Но даже хорошо установленное кресло бессильно против ударов с так называемым 25-процентным перекрытием. Такие ДТП происходят, когда водители стараются увернуться от лобового столкновения и машины бьются друг о друга под углом. Зачастую под удар попадает именно правая носовая часть машины. Вектор кинетической энергии направлен мимо лонжеронов и сминаемых зон, он проникает в силовой каркас кабины и корежит его.
При испытаниях Американского страхового института IIHS (Insurance Institute for Highway Safety) такой удар вминал стойку кузова в салон даже у знаменитых своей надежностью моделей. При этом пассажирскую дверь срывало с петель и она металась по сторонам, как гильотина. Ребенок спереди рискует гораздо больше взрослого пассажира, так как удержать люльку или детское кресло в штатных трехточечных ремнях труднее, чем взрослого человека. Возникает риск того, что ребенок вместе с удерживающим устройством выскользнет за пределы исковерканного кузова через сорванную дверь.
Поэтому, несмотря на отсутствие в существующем законодательстве прямого запрета на перевозку детей спереди, делать это чрезвычайно опасно (хоть по ходу движения, хоть против него). Поэтому лучше всего устанавливать кресло на задний диван в штатные разъемы ISOFIX. И самым правильным будет приучать ребенка ездить сзади с самого первого знакомства с автомобилем. Тогда он уже никогда не будет проситься пересесть вперед.
Плюсы и минусы установки детских автолюлек и автокресел на переднем сидении
У размещения самых младших пассажиров спереди есть как положительные стороны, так и отрицательные.
Из плюсов можно отметить следующие:
- малышам нравится смотреть в переднее стекло, они отвлекаются, разглядывая мир вокруг, и обычно ведут себя на переднем сиденье спокойнее;
- если в машине нет других взрослых, то водителю проще наблюдать за малышом и реагировать на его действия, когда тот находится рядом;
- когда кресло крепят спереди, ребёнка обычно меньше укачивает;
- не во всех машинах можно расположить на задних сиденьях 3 автокресла, поэтому при перевозке сразу трёх детей одного, скорее всего, придётся посадить спереди.
Минусы у такого решения тоже имеются:
- самый главный минус — переднее сиденье рядом с водителем является самым опасным местом во всём автомобиле, именно оно чаще всего страдает во время аварий;
- непоседливый малыш может дотянуться до органов управления машиной, открыть окно или дверь, что, в свою очередь, может привести к аварии;
- иногда детское автокресло может перекрывать водителю обзор в зеркало заднего вида;
- при активном взаимодействии с ребёнком водитель может отвлечься от ситуации на дороге, а это чревато дорожно-транспортным происшествием;
- в некоторых случаях необходимо выключать и включать работу подушки безопасности — не во всех машинах это можно сделать самостоятельно.
Каждый родитель сам принимает решение, как ему везти ребёнка с учётом всех требований правил дорожного движения. Но перед тем как усадить малыша вперёд, стоит взвесить все плюсы и минусы.
С применением никаких проблем возникнуть не должно. В развернутом виде оно напоминает трапециевидную накладку с пуговицами. С помощью этих пуговиц можно отрегулировать размер непосредственно под параметры сына или дочери.
Адаптер крепится на штатные ремни в трех точках с помощью тех же пуговиц или кнопок. Дополнительная лямка обхватывает бедра малыша.
Устройство ФЭСТ сделано из мягкой ткани, так что никакого дискомфорта дети испытывать не будут.
Чтобы оно прослужило как можно дольше, запрещено делать следующие действия:
- пристегивать одним ремнем двоих или более пассажиров;
- подвергать его каким-либо негативным воздействиям — пытаться разорвать, жечь, резать ножницами;
- нельзя применять в тех случаях, если ребенок находится на руках у взрослых;
- пристегивать им детей, чей рост не достиг 110 сантиметров.
Требования к перевозке детей на первом сидении
Многие автовладельцы задумываются о том, можно ли перевозить ребенка на переднем сидении. Данный процесс разрешается при учете разных требований. К ним относятся следующие:
- В правилах не указывается, где именно можно располагать детское сидение в машине, поэтому допускается пользоваться им на переднем сидении.
- Если младенец находится в люльке, то он должен смотреть в салон автомобиля.
- Когда малышу уже больше одного года, то для него можно пользоваться стандартным автокреслом, которое прикрепляется к сидению автомобиля. Фиксироваться ребенок должен ремнями, имеющимися на удерживающем устройстве.
- Автокресло в обязательном порядке нужно применять для переднего сидения до того момента, пока маленькому пассажиру не исполнится 7 лет.
- В возрасте от 7 до 12 лет необходимо пользоваться специальным бустером, с помощью которого несовершеннолетний немного приподнимается, поэтому ремень находится на уровне плеча, а не на шее.
- С 12 лет разрешается ездить на переднем сидении таким же образом, как и всем взрослым людям, но рост детей должен находиться в пределах от 150 см.
Если у автоинспектора возникают сомнения в том, что малышу есть 7 или 12 лет, то он может попросить у водителя документы на несовершеннолетнего. Это обусловлено тем, что перевозка детей в автомобиле должна осуществляться с учетом основных требований ПДД. Если они нарушаются, то это приводит не только к уплате значительного штрафа, но и к возникновению вероятности, что детям будут нанесены серьезные травмы при ДТП. Поэтому если автоинспектор обнаружит, что сидит ребенок 11 лет на переднем сидении, то штраф не будет применяться только при условии, что рост юного пассажира будет превышать 150 см.
Пассажир до 1,5 лет – какие особенности перевозки на переднем сиденье?
Новорожденные и дети до 1,5 лет чаще всего путешествуют рядом с водителем – мамой или папой. Так спокойнее самому родителю – видеть, чувствовать, контролировать своего малыша, при необходимости – успокоить, протянув соску или погремушку.
Для перевозки таких маленьких пассажиров используют автолюльки. Конструкция кресла позволяет расположить ребенка в лежачем или полулежачем положении, чтобы не навредить формирующемуся скелету.
Если вы устанавливаете автолюльку на переднем сиденье, не забудьте:
- отключить подушку безопасности;
- проверить натяжение ремней: они не должны быть слишком натянуты или, наоборот, провисать.
Как правильно установить автолюльку/автокресло на переднем сиденье?
Есть три способа крепления детского автокресла/автолюльки – с помощью штатного ремня безопасности, систем ISOFIX и Latch. Самый распространенный способ – первый, он же – наименее безопасный. ISOFIX и Latch, к сожалению, крайне редко встречаются на передних сиденьях автомобилей, хотя именно они представляют собой прочные, легкие в установке и безопасные крепления детских автокресел (узнать подробнее об этих системах вы можете из наших статей – здесь ссылки). И это еще один повод взвесить все “за” и “против”, когда вы выбираете место для перевозки малыша.
Особых правил по установке люльки/кресла на передних сиденьях нет. Выше мы уже отметили главное:
- люлька/кресло устанавливается спиной к движению;
- подушка безопасности должна быть деактивирована;
- натяжение ремней отрегулировано (зазор должен быть не более 2 см).
Правила перевозки детей в автомобиле по ПДД
Дети должны находиться при движении автомобиля в удерживающем кресле, который отвечает требованиям. Такие правила содержаться в ЕЭК ООН №44-04. В нем описываются предписания о детских устройств для удерживания в механических ТС.
Такие устройства должны иметь сертификат. В 2017 году пункты, где говорилось об иных средствах, исключены. Соответственно те устройства, которые не отвечают указанным требованиям, запрещается устанавливать для перевозки детей.
Законодательные нормы запрещают следующие действия в отношении несовершеннолетнего ребенка:
- оставление ребенка без присмотра одних в машине на время стоянки;
- перевозить детей, которые не достигли двенадцати лет на заднем сиденье мотоцикла;
- ездить с детьми на грузовой машине с бортовой платформой.
Требование не оставлять ребенка одного во время стоянки распространяется на детей младше семи лет.
Правила по перевозке детей
Читайте: Штраф за не пристегнутый ремень пассажира
ПДД 2019 определяет, что отсутствуют ограничения относительно минимального возраста ребенка, с которого допускается перевозить его на переднем сиденье автомобиля. Выражаясь юридически, несовершеннолетнего в процессе управления транспортным средством допускается размещать в любом месте машины
При этом стоит обращать внимание на нововведение, вступившее в силу начиная с 12 июля 2017 года. Оно определяет следующее:
- До достижения возраста 7 лет ребенок должен перевозиться исключительно в автокресле и при условии, что оно соответствует требованиям стандарта и безопасности. Одним из обязательных условий, которое в такой ситуации требуется соблюдать водителю, это отключение подушки безопасности при условии ее наличия. Связано оно с тем, что для предотвращения травматизма такое устройство выпускается достаточно быстро и при этом нередко даже взрослые получают незначительные травмы. В такой ситуации расположение несовершеннолетнего спереди опасно, кроме того, известны случаи, когда срабатывание подушки привело даже к летальному исходу.
- С возраста 7 лет допускается перевозка в транспортном средстве с применением уже не автокресла, а специальных удерживающих устройств. Они могут быть представлены бескаркасными креслами или спец. приспособлением, называемым среди автомобилистов «треугольником», когда ремни безопасности располагаются таким образом, чтобы в случае резкого толчка или торможения предотвратить возможные травмы для ребенка.
Очень важно понимать, что при размещении ребенка спереди запрещено использовать удерживающее устройство. На сиденье рядом с водителем можно располагать без специального автокресла исключительно только тех лиц, которые достигли 14 лет (не 12-ти!).
На сиденье рядом с водителем можно располагать без специального автокресла исключительно только тех лиц, которые достигли 14 лет (не 12-ти!).
Кроме того, как отмечают специалисты, перевозка даже при условии наличия автокресла не всегда безопасна, хоть и разрешена. Согласно существующих данных статистики гораздо меньше случаев травматизма в ситуациях, когда ребенок размещался на заднем сиденье, причем не строго за водителем или пассажиром, а посередине.
Можно ли ребенка возить на переднем сиденье в автокресле
Многие родители категорически отказываются возить ребенка спереди, будучи уверенными в том, что это нарушение ПДД. На самом деле его можно перевозить на переднем сидении уже с первых дней жизни, но исключительно в специальных фиксирующих устройствах.
Все кресла классифицируются на несколько групп, исходя из параметров крохи (возраст, рост и вес).
Абсолютное большинство родителей устанавливают детские кресла сзади, что не всегда удобно. К примеру, если ребенка сопровождает только один родитель, он не может уследить за поведением малыша на заднем сидении. Да и самому ребенку может быть скучно, из-за чего он начнет капризничать и отвлекать водителя от дороги. Казалось бы, что установка автокресла спереди решит все проблемы, но прежде чем сделать этот шаг, нужно взвесить все «за» и «против».
Отключение подушки безопасности
Большая часть новых современных автомобилей оборудуется пассажирской подушкой безопасности, расположенной напротив переднего пассажирского сиденья. При этом предусмотрена техническая возможность отключения этой подушки при перевозке ребенка.
В связи с этим у водителей возникает вопрос, всегда ли нужно отключать подушку при установке детского кресла на переднее сиденье? Или только тогда, когда кресло устанавливается против хода движения?
Получить ответ на данный вопрос довольно легко. Следует обратиться к руководству по эксплуатации Вашего автомобиля и найти в нем раздел, посвященный перевозке детей.
В процессе написания данной статьи я обратился к книжке по эксплуатации своего автомобиля и нашел там следующую информацию:
При установке на сиденье переднего пассажира детского сиденья, в котором ребенок сидит спиной вперед, фронтальную подушку безопасности переднего пассажира нужно обязательно отключить.
Причем информация дублируется на разных страницах книги как минимум 3 раза. При этом ничего не говорится о том, что подушку нужно отключать при установке кресла по направлению движения.
Т.е. в моем автомобиле подушку нужно отключать только тогда, когда ребенок сидит в кресле спиной вперед.
Рекомендую изучить руководство Вашего автомобиля и найти там аналогичную информацию. Обратите внимание, информация может отличаться! В некоторых автомобилях подушку нужно отключать как при установке кресла спиной вперед, так и при установке лицом вперед.
Требования к детским удерживающим устройствам
Согласно п. 22.9 ПДД перевозка детей до 12 лет без детского удерживающего устройства запрещена. Малыши до 7 лет должны быть пристегнуты ДУУ независимо от расположения в салоне. Дети с 7 до 11 лет перевозятся в автокреслах и адаптерах при размещении на передних сидениях. Требования к ДУУ регламентированы Правилами ЕЭК ООН N 44-04 и ГОСТом Р 41.44-2005 (российский аналог). К ним относятся:
- соответствие комплектации изделия росту и весу малыша;
- наличие сертификата соответствия Таможенного союза;
- прохождение лабораторных испытаний, заявленных изготовителем;
- маркировка, включающая сведения о дате изготовления, марке, инструкции по эксплуатации;
- безопасная конфигурация изделия, термостойкость, сопротивление в динамических тестах;
- категоризация устройства в зависимости от расположения в салоне (универсальное, полууниверсальное, ограниченное, особое).
При отпуске изделия изготовитель проводит маркировку, а затем подает заявку на испытания. Если в ходе лабораторных исследований подтверждается безопасность и качество устройства, его допускают к обороту и сертифицируют. Наличие сертификата является требованием законодательства в отношении детских удерживающих устройств.
Соответствует ли адаптер требованиям
Согласно разделу 5 ГОСТа Р 41.44-2005, если ДУУ прошло испытания, соответствует стандартам безопасности, маркировано и сертифицировано, то оно соответствует требованиям законодательства. По результатам краш-тестов и динамических испытаний конструкция треугольников не соответствует условиям безопасности в полной мере. Изделия уязвимы к боковым ударам, повышен риск травм головы и шеи из-за устройства лямки. В 2017 году Росстандарт заявил, что правилам ЕЭК такие модели не соответствуют.