Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС в 2020-2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговики при отборе налогоплательщиков на комиссионное рассмотрение обращают внимание на тех, у кого низкая налоговая нагрузка. Согласно письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 одним из признаков подозрительно низкой налоговой нагрузки является значение выше 89%, определенного как безопасный лимит вычетов по НДС.
Есть ли усредненный безопасный процент вычетов по НДС
Однако письмом Минфина от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183 помянутое выше фискальное распоряжение было отменено. Но налоговики могут проверить по формуле, превышает ли ваш удельный вес вычетов по НДС процент безопасности 89. Если да, то они будут более тщательно выискивать другие признаки минимизации налогов.
Чтобы снизить все риски, налогоплательщику перед сдачей декларации следует как посчитать безопасный вычет по НДС, так и сравнить его с пределом по региону и с 89%.
Безопасный вычет по НДС по регионам
Информация о безопасной доле вычета НДС на IV квартал 2019 года можно рассчитать по данным отчета налоговой 1-НДС.
Все данные нами уже рассчитаны и сведены в одну таблицу:
Безопасная доля вычетов на 01.11.2019 | Безопасная доля вычетов на 01.08.2019 | Безопасная доля вычетов на 01.05.2019 | Безопасная доля вычетов на 01.02.2019 | |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ | 87,39% | 86,93% | 86,10% | 88,05% |
в том числе: | ||||
ЦФО | 89,26% | 88,76% | 88,48% | 89,51% |
Белгородская область | 91,63% | 91,68% | 92,00% | 92,75% |
Брянская область | 90,11% | 88,89% | 86,69% | 92,97% |
Владимирская область | 85,34% | 85,73% | 85,73% | 87,45% |
Воронежская область | 92,93% | 92,91% | 93,53% | 92,41% |
Ивановская область | 92,56% | 92,23% | 92,36% | 94,08% |
Калужская область | 90,01% | 89,90% | 90,03% | 89,23% |
Костромская область | 86,08% | 85,73% | 87,83% | 89,76% |
Курская область | 89,94% | 91,35% | 91,74% | 91,91% |
Липецкая область | 104,42% | 105,42% | 106,71% | 109,05% |
Московская область | 89,04% | 88,74% | 88,99% | 89,85% |
Орловская область | 92,97% | 92,55% | 93,47% | 94,65% |
Рязанская область | 83,23% | 83,81% | 85,76% | 85,14% |
Смоленская область | 95,32% | 94,64% | 94,07% | 95,27% |
Тамбовская область | 96,39% | 97,26% | 99,12% | 102,84% |
Тверская область | 91,63% | 91,66% | 92,80% | 94,39% |
Тульская область | 96,85% | 97,55% | 96,99% | 97,47% |
Ярославская область | 89,16% | 89,80% | 87,41% | 90,74% |
город Москва | 88,76% | 88,08% | 87,62% | 88,66% |
СЗФО | 87,18% | 87,02% | 86,96% | 88,18% |
Республика Карелия | 74,88% | 76,40% | 80,56% | 84,84% |
Республика Коми | 76,38% | 76,42% | 76,04% | 79,07% |
Архангельская область | 77,44% | 83,27% | 78,50% | 92,10% |
Вологодская область | 98,10% | 99,44% | 99,78% | 96,26% |
Калининградская область | 60,35% | 60,30% | 61,33% | 63,58% |
Ленинградская область | 86,10% | 86,65% | 88,89% | 88,67% |
Мурманская область | 121,95% | 103,07% | 84,41% | 92,32% |
Новгородская область | 95,84% | 94,71% | 97,65% | 94,57% |
Псковская область | 89,14% | 88,10% | 90,66% | 94,10% |
город Санкт-Петербург | 87,73% | 87,57% | 87,56% | 88,73% |
Ненецкий АО | 147,56% | 140,38% | 154,60% | 126,77% |
СКФО | 89,18% | 89,60% | 85,87% | 90,57% |
Республика Дагестан | 83,16% | 84,26% | 84,24% | 84,89% |
Республика Ингушетия | 93,28% | 93,81% | 93,30% | 99,02% |
Кабардино-Балкарская Республика | 86,70% | 87,95% | 90,48% | 94,21% |
Карачаево-Черкесская Республика | 91,81% | 91,75% | 92,56% | 94,31% |
Республика Северная Осетия-Алания | 88,48% | 89,38% | 89,15% | 87,62% |
Чеченская Республика | 97,47% | 100,11% | 66,44% | 100,40% |
Ставропольский край | 88,75% | 88,81% | 88,72% | 89,48% |
ЮФО | 90,10% | 89,76% | 90,31% | 91,59% |
Республика Адыгея | 85,74% | 86,11% | 86,69% | 86,78% |
Республика Калмыкия | 80,22% | 82,45% | 87,15% | 81,10% |
Республика Крым | 85,70% | 86,23% | 86,95% | 89,73% |
Краснодарский край | 90,74% | 90,76% | 91,30% | 93,21% |
Астраханская область | 65,85% | 64,39% | 60,28% | 58,65% |
Волгоградская область | 90,70% | 88,23% | 89,15% | 90,69% |
Ростовская область | 92,72% | 92,84% | 93,70% | 94,07% |
город Севастополь | 81,26% | 81,25% | 81,10% | 82,99% |
ПФО | 86,26% | 85,60% | 81,02% | 86,79% |
Республика Башкортостан | 91,04% | 89,38% | 90,28% | 90,53% |
Республика Марий-Эл | 88,36% | 88,19% | 89,24% | 90,19% |
Республика Мордовия | 92,38% | 92,81% | 93,27% | 90,54% |
Республика Татарстан | 87,88% | 87,56% | 87,38% | 88,48% |
Удмуртская Республика | 79,95% | 79,29% | 79,71% | 81,95% |
Чувашская Республика | 83,60% | 84,24% | 85,56% | 85,71% |
Кировская область | 87,05% | 87,45% | 88,82% | 87,36% |
Нижегородская область | 88,99% | 88,96% | 63,08% | 88,59% |
Оренбургская область | 71,29% | 69,82% | 70,75% | 73,44% |
Пензенская область | 91,13% | 90,95% | 90,54% | 91,12% |
Пермский край | 82,01% | 80,64% | 80,76% | 82,69% |
Самарская область | 83,63% | 83,27% | 83,77% | 85,13% |
Саратовская область | 84,06% | 83,23% | 83,56% | 85,61% |
Ульяновская область | 91,22% | 91,09% | 91,05% | 91,37% |
УФО | 77,92% | 77,35% | 76,67% | 79,32% |
Курганская область | 85,43% | 84,69% | 86,21% | 88,07% |
Свердловская область | 91,64% | 91,50% | 91,20% | 91,40% |
Тюменская область | 83,81% | 84,28% | 84,55% | 84,61% |
Челябинская область | 91,11% | 90,80% | 90,76% | 92,32% |
Ханты-Мансийский АО — Югра | 58,70% | 56,89% | 57,34% | 62,57% |
Ямало-Hенецкий АО | 64,39% | 65,61% | 61,99% | 63,94% |
СФО | 84,16% | 84,22% | 84,50% | 85,56% |
Республика Алтай | 90,52% | 91,58% | 93,17% | 94,00% |
Республика Тыва | 77,99% | 76,66% | 82,10% | 73,53% |
Республика Хакасия | 89,66% | 89,94% | 90,09% | 92,13% |
Алтайский край | 90,16% | 89,74% | 89,67% | 90,15% |
Красноярский край | 78,06% | 79,53% | 80,66% | 83,04% |
Иркутская область | 77,06% | 77,21% | 77,83% | 78,88% |
Кемеровская область — Кузбасс | 90,77% | 89,43% | 88,67% | 88,95% |
Новосибирская область | 89,51% | 89,55% | 89,83% | 90,25% |
Омская область | 88,27% | 88,51% | 89,06% | 90,73% |
Томская область | 77,34% | 77,03% | 76,51% | 77,02% |
ДФО | 96,97% | 95,85% | 94,96% | 95,86% |
Республика Бурятия | 90,62% | 91,55% | 89,74% | 89,66% |
Республика Саха (Якутия) | 90,67% | 89,68% | 86,76% | 87,16% |
Приморский край | 94,38% | 93,25% | 93,19% | 94,23% |
Хабаровский край | 92,91% | 91,97% | 91,61% | 94,62% |
Амурская область | 130,35% | 127,83% | 131,40% | 124,68% |
Камчатский край | 90,25% | 89,69% | 82,32% | 85,99% |
Магаданская область | 97,54% | 98,80% | 95,29% | 91,23% |
Сахалинская область | 98,33% | 96,99% | 93,92% | 89,72% |
Забайкальский край | 89,50% | 87,29% | 87,42% | 90,06% |
Еврейская автономная область | 86,78% | 90,63% | 105,64% | 112,00% |
Чукотский АО | 120,31% | 115,38% | 111,56% | 110,23% |
БАЙКОНУР | 93,39% | 71,83% | 74,90% | 73,78% |
Безопасная доля вычетов по НДС в регионах
Помимо общей цифры в 89% по РФ, налоговики рассчитывают предъявленную долю вычетов в разрезе каждого отдельного субъекта РФ.Для этого данные о сумме исчисленного налога и величине заявленного НДС к вычету сводятся в единый отчет 1-НДС на основании деклараций, сданных в конкретном регионе. На основании данной формы можно рассчитать безопасную долю вычетов в интересующем регионе самостоятельно. Для этого используется формула:
Дв = Нв ÷ Нр × 100, где
Дв – % вычетов;
Нв – налог, предъявленныйк вычету;
Нр – налог с реализации.
По состоянию на 01.02.2016 г. необходимо ориентироваться на значения, указанные в таблице (нажмите для раскрытия)
Как видно из таблицы в некоторых субъектах РФ (Ненецкий АО или респ. Калмыкия) налоговики лояльно отнесутся даже к возмещению НДС из бюджета.
Например, компания находится в Орловской обл. За налоговый период собралось 354 000 руб. входного НДС и 387 000 руб. – исходящего. Доля вычетов составляет 91,47%. Показатель превышает общую норму по РФ, но проверяющие не вызовут на комиссию, так как на уровне субъекта установлена норма в 92.2%.
Формула расчета безопасной доли вычетов
Как определить долю вычетов по НДС — формула окажет неоценимую помощь. Итак, выясним, как рассчитать долю вычетов по НДС по формуле.
Формула расчета безопасной доли вычетов по НДС:
ДВндс = (ВВ1 + ВВ2 + ВВ3 + ВВ4) / (Нндс1 + Нндс2 + Нндс3 + Нндс4) × 100%,
где:
ДВндс — доля вычета НДС в 1 квартале 2020 года (для примера возьмем налоговый период — 2 квартал 2021 года);
ВВ1, ВВ2, ВВ3, ВВ4 — налоговый вычет по НДС в 2021 году за 1 квартал, в 2020-м — за 2, 3 и 4 кварталы;
Нндс1, Нндс2, Нндс3, Нндс4 — начисленный НДС за 1 квартал 2021-го, за 2, 3 и 4 кварталы 2020 года.
Когда подойдет очередь сдавать декларацию за следующие периоды, как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС по этой формуле? Пример — как считать долю вычета по НДС в 3 квартале 2021 года? Возьмите суммарные значения вычетов и начисленного налога из деклараций за первые два квартала 2021-го и последние два квартала 2020 года.
Перед тем как рассчитать безопасный вычет по НДС в декларации за 2021 год, кроме данных из деклараций за три квартала этого года, возьмите еще значения из годовой декларации за 2020 год.
Какие налоги и взносы платить в январе
Компании и ИП должны заплатить налоги и страховые взносы в бюджет — за декабрь и четвертый квартал 2022 года. Также в январе нужно внести первый аванс по налогу на прибыль и НДФЛ, удержанный в период с 1 по 22 января.
Срок |
Вид платежа |
Плательщики |
до 9 января |
Фиксированные страховые взносы на 2022 год |
Все предприниматели |
НДФЛ с отпускных и больничных, которые выплатили в декабре 2022 года |
Налоговые агенты по НДФЛ |
|
НДФЛ с зарплаты, которую выплатили 30 декабря 2022 года |
Налоговые агенты по НДФЛ |
|
до 16 января |
Взносы на травматизм в Социальный фонд за декабрь 2022 года |
Все работодатели |
до 25 января |
АУСН за декабрь 2022 года |
Организации и ИП, которые перешли на АУСН |
до 30 января |
Взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование за сотрудников за декабрь 2022 года |
Все работодатели |
Дополнительные взносы на накопительную пенсию за декабрь 2022 года |
Работодатели, у которых есть сотрудники, уплачивающие дополнительные страховые взносы |
|
НДФЛ, удержанный в период с 1 по 22 января |
Все налоговые агенты по НДФЛ |
|
Первый ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль за I квартал 2023 года |
Организации, которые обязаны платить ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли предыдущего квартала |
|
1/3 НДС за IV квартал 2022 года |
Плательщики НДС и налоговые агенты |
|
Полная сумма НДС за IV квартал 2022 года |
Неплательщики НДС, которые выставляли счета-фактуры с выделенным налогом |
|
Торговый сбор за IV квартал 2022 года |
Плательщики торгового сбора |
|
НПД за декабрь 2022 года |
Самозанятые физлица и ИП |
|
НДПИ за декабрь 2022 года |
Пользователи недр |
|
Водный налог за IV квартал 2022 года |
Плательщики водного налога |
Какие уведомления и отчёты нужно подать в январе
В январе кроме традиционной отчетности компании подают большое количество уведомлений: о смене налогового режима, объекта налогообложения или порядка уплаты НДФЛ. Такие уведомления безопаснее подавать до 30 декабря 2022 года, однако из-за праздничных дней сроки сдвинулись. Последний день для подачи уведомлений — 9 января 2023 года.
Важно! Срок сдачи большинства деклараций и расчетов приходится на 25 января — это связано с переходом на ЕНП и единые сроки отчетности.
Срок |
Вид отчета |
Кто сдает |
до 9 января |
Уведомление о выборе ответственного подразделения по НДФЛ |
Организации, у которых несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, чтобы перечислять НДФЛ в одну инспекцию с 2023 года |
Уведомление о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК |
Контролирующие лица, которые решили изменить порядок уплаты НДФЛ с прибыли КИК |
|
Уведомление о переходе на УСН |
Организации и ИП, которые хотят применять УСН с 2023 года |
|
Уведомление об изменении объекта налогообложения с 2023 года |
Организации и ИП, которые хотят сменить объект налогообложения с 2023 года |
|
Уведомление о переходе на АУСН |
Организации и ИП, которые хотят применять АУСН с 2023 года |
|
Уведомление об отказе от АУСН через личный кабинет налогоплательщика |
Организации и ИП, которые решили отказаться от применения АУСН с 2023 года |
|
Уведомление о переходе на ЕСХН |
Сельскохозяйственные товаропроизводители, которые решили перейти на ЕСХН с 2023 года |
|
Уведомление о выборе обособленного подразделения на 2023 год |
Организации, у которых есть несколько обособленных подразделений в одном субъекте |
|
Декларация по НДПИ за ноябрь 2022 года |
Пользователи недр |
|
до 16 января |
СЗВ-М за декабрь 2022 года |
Все работодатели |
СЗВ-ТД за декабрь 2022 года |
Работодатели, если сотрудник переведен на другую постоянную работу или подал заявление о выборе формы трудовой книжки, а также при переименовании организации |
|
Уведомление об отказе от УСН |
Организации и ИП, которые решили перейти на ОСНО с 2023 года |
|
Уведомление об отказе от применения ЕСХН |
Сельскохозяйственные товаропроизводители, которые решили отказаться от ЕСХН с 2023 года |
|
до 20 января |
4-ФСС за 2022 год на бумаге |
Все работодатели |
ДСВ-3 за IV квартал 2022 года |
Работодатели, которые удерживают из зарплаты сотрудников и перечисляют в ПФР дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию |
|
Журнал учета счетов-фактур за IV квартал 2022 года |
Посредники, которые освобождены от уплаты НДС и не являются налоговыми агентами по этому налогу |
|
Единая упрощенная налоговая декларация за 2022 год |
Организации и ИП, которые не ведут деятельность. |
|
до 25 января |
РСВ за 2022 год |
Все страхователи |
4-ФСС за 2022 год в электронном виде |
Все работодатели |
|
Декларация по НДС за IV квартал 2022 года |
Плательщики НДС и налоговые агенты |
|
Отчет об операциях с прослеживаемыми товарами за IV квартал 2022 года |
Организации и ИП, которые проводили операции с прослеживаемыми товарами |
|
Декларация по водному налогу за IV квартал 2022 года |
Плательщики водного налога |
|
Декларация по НДПИ за декабрь 2022 года |
Пользователи недр |
|
Уведомление об НДФЛ, удержанном с 1 по 22 января 2023 года |
Все налоговые агенты по НДФЛ |
|
до 30 января |
Отчет по счетам за границей и иностранным электронным кошелькам за IV квартал 2022 года |
Резиденты — юридические лица и ИП |
Сроки сдачи новой формы персонифицированной отчетности ЕФС-1
Вид представляемых сведений | Отчетный период | Срок сдачи |
---|---|---|
Сведения о периодах работы (стажа) | За 2023 год | 25.01.2024 |
Сведения о взносах на травматизм | I квартал 2023 года | 25.04.2023 |
I полугодие 2023 года | 25.07.2023 | |
9 месяцев 2023 года | 25.10.2023 | |
2023 год | 25.01.2024 | |
Сведения о дополнительных взносах на накопительную пенсию | I квартал 2023 года | 25.04.2023 |
I полугодие 2023 года | 25.07.2023 | |
9 месяцев 2023 года | 25.10.2023 | |
2023 год | 25.01.2024 | |
Сведения о трудовой деятельности | — |
при приеме на работу/увольнении:
при переводе на другую постоянную работу, а также при подаче заявления о переходе на ЭТК:
|
Безопасная и небезопасная доля вычетов
Как уже было сказано выше, Налоговый кодекс не содержит норм о безопасных долях вычетов. Это явление закреплено в документах ФНС. Важным в этой сфере является Приказ №ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года. Документ говорит о том, что на федеральном уровне установлен некий предел вычетов. Он составляет 89%. Кроме того, в каждом регионе установлены свои пределы вычетов, на которые нужно ориентироваться. Такие доли вычетов являются безопасными. Если вычеты компании составляют больший процент, чем указанная величина, то высока вероятность проведения выездной проверки компании. Именно поэтому применять их небезопасно для организации. Тем не менее, налоговый орган в любой ситуации сначала запросит пояснения и рассмотрит доводы налогоплательщика.
Доля вычетов может превышать установленные нормативы совершенно легально. При этом у налогового органа не будет причины привлечь налогоплательщика к ответственности за завышенную сумму вычетов. Так происходит, например, при покупке дорогостоящего оборудования. Также размер вычетов может быть больше начислений. В этом случае налоговая проверит правильность расчетов и возместит часть суммы.
Что делать, если доля вычетов превысили нормативное значение
И все же следует помнить, что безопасная доля вычетов – это всего лишь рекомендации со стороны налоговых органов. Их соблюдение не обязательно, а иногда и просто невозможно.
Представим себе ситуацию, когда, например, организация закупает материалы в счет предстоящих поставок или производится закупка дорогостоящего оборудования. В таких случаях доля вычетов компании может значительно превышать рекомендованные значения.
С большой долей вероятности налоговый орган запросит пояснения, почему именно такая сумма вычета предъявлена. Поскольку ничего противозаконного в такой ситуации нет, компания должна подробно и с приложением подтверждающих документов дать разъяснения, почему именно такая доля вычета получилась.
Пояснения можно предоставить по примеру письма, приведенного ниже.
Пояснение с подтверждающими документами необходимо выслать посредством телекоммуникационных каналов связи. Если ответ налогоплательщика удовлетворит налоговый орган, то вопросов больше не возникнет.
Высокий удельный вес налоговых вычетов по ндс: пояснения – Бухгалтерия
12.10.2018
Сданная предприятием декларация по НДС – это источник информации для налоговых органов о размере исчисленного налога и вычетов. При проверке инспекторы проверяют правильность заполнения, полноту расчетов, достоверность предоставленной информации. Одним из показателей, отражаемым в налоговой декларации, который отслеживает налоговая – это удельный вес вычета.
Для городов России ФНС установила безопасные значения для этого показателя. Среднестатистический по России порог удельного веса вычета НДС — 87.9%. Инспекторы выделяют вниманием предприятия, указывающие высокий удельный вес вычетов, ведь это считается серьезным свидетельством того, что на предприятии слабая налоговая нагрузка.
И проблема становится поводом для направления в адрес организации требования о предоставлении объяснений, а затем и причиной назначения выездной проверки.
С целью снять с организации подозрения относительно законности и легальности операций, проводимых по бухгалтерскому и налоговому учету, рекомендуется оперативно предоставить инспекторам пояснительную записку о причине, спровоцировавшей повышение удельного веса.
Некоторые бухгалтеры действуют на опережение и, не дожидаясь требований из инспекции, прикладывают к каждой декларации по НДС письмо-справку об уровне удельного веса вычетов по НДС и указывают, какая доля вычетов по прибыли в организации за отчетный период, и дают необходимые пояснения.
Удельный вес безопасных вычетов в разрезе регионов
Коэффициенты вычета по НДС в 2020 году на 3 квартал по регионам:
Регион | 3 квартал 2020 года,% |
Белгородская область | 91,75 |
Брянская область | 88,64 |
Владимирская область | 85,77 |
Воронежская область | 92,81 |
Ивановская область | 92,48 |
Калужская область | 89,91 |
Костромская область | 86,16 |
Курская область | 90,79 |
Липецкая область | 105,57 |
Московская область | 89,17 |
Орловская область | 92,64 |
Рязанская область | 83,89 |
Смоленская область | 94,64 |
Тамбовская область | 97,22 |
Тверская область | 89,70 |
Тульская область | 97,46 |
Ярославская область | 89,93 |
город Москва | 88,03 |
Республика Карелия | 76,75 |
Республика Коми | 76,46 |
Архангельская область | 83,01 |
Вологодская область | 99,28 |
Калининградская область | 60,32 |
Ленинградская область | 86,97 |
Мурманская область | 103,16 |
Новгородская область | 95,14 |
Псковская область | 88,13 |
город Санкт-Петербург | 87,72 |
Ненецкий АО | 141,47 |
Республика Дагестан | 84,6 |
Республика Ингушетия | 94,28 |
Кабардино-Балкарская Республика | 91,93 |
Карачаево-Черкесская Республика | 92,28 |
Республика Северная Осетия – Алания | 89,52 |
Чеченская Республика | 100,46 |
Ставропольский край | 88,85 |
Республика Адыгея | 86,34 |
Республика Калмыкия | 83,19 |
Республика Крым | 86,41 |
Краснодарский край | 90,62 |
Астраханская область | 64,48 |
Волгоградская область | 88,29 |
Ростовская область | 92,86 |
город Севастополь | 81,32 |
Республика Башкортостан | 89,40 |
Республика Марий Эл | 87,10 |
Республика Мордовия | 93,06 |
Республика Татарстан | 87,51 |
Удмуртская Республика | 79,45 |
Чувашская Республика | 84,29 |
Кировская область | 87,58 |
Нижегородская область | 88,31 |
Оренбургская область | 69,87 |
Пензенская область | 91,08 |
Пермский край | 80,90 |
Самарская область | 83,17 |
Саратовская область | 83,64 |
Ульяновская область | 90,81 |
Курганская область | 86,08 |
Свердловская область | 91,52 |
Тюменская область | 84,61 |
Челябинская область | 90,71 |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 57,04 |
Ямало-Hенецкий АО | 62,88 |
Республика Алтай | 91,79 |
Республика Тыва | 77,21 |
Республика Хакасия | 90,05 |
Алтайский край | 89,74 |
Забайкальский край | 87,43 |
Красноярский край | 79,62 |
Иркутская область | 77,25 |
Кемеровская область | 89,42 |
Новосибирская область | 89,75 |
Омская область | 88,67 |
Томская область | 76,76 |
Республика Бурятия | 91,55 |
Республика Саха (Якутия) | 90,09 |
Приморский край | 93,45 |
Хабаровский край | 92,26 |
Амурская область | 127,26 |
Камчатский край | 89,80 |
Магаданская область | 98,81 |
Сахалинская область | 97,24 |
Еврейская автономная область | 90,94 |
Чукотский АО | 115,52 |
Байконур | 71,50 |
Удельный вес безопасных вычетов в разрезе регионов
Коэффициенты вычета по НДС в 2020 году на 4 квартал по регионам:
Регион | 4 квартал 2020 года,% |
Белгородская область | 92,00 |
Брянская область | 93,80 |
Владимирская область | 84,90 |
Воронежская область | 92,90 |
Ивановская область | 91,30 |
Калужская область | 87,30 |
Костромская область | 85,20 |
Курская область | 93,5 |
Липецкая область | 104,20 |
Московская область | 88,50 |
Орловская область | 91,6 |
Рязанская область | 82,00 |
Смоленская область | 92,80 |
Тамбовская область | 94,90 |
Тверская область | 88,70 |
Тульская область | 95,80 |
Ярославская область | 86,70 |
город Москва | 88,90 |
Республика Карелия | 79,00 |
Республика Коми | 78,40 |
Архангельская область | 85,00 |
Вологодская область | 98,70 |
Калининградская область | 64,30 |
Ленинградская область | 88,40 |
Мурманская область | 188,80 |
Новгородская область | 96,60 |
Псковская область | 89,70 |
город Санкт-Петербург | 87,90 |
Ненецкий АО | 149,20 |
Республика Дагестан | 82,90 |
Республика Ингушетия | 92,90 |
Кабардино-Балкарская Республика | 90,70 |
Карачаево-Черкесская Республика | 90,10 |
Республика Северная Осетия – Алания | 86,70 |
Чеченская Республика | 96,50 |
Ставропольский край | 90,00 |
Республика Адыгея | 84,60 |
Республика Калмыкия | 79,50 |
Республика Крым | 86,50 |
Краснодарский край | 90,70 |
Астраханская область | 76,50 |
Волгоградская область | 91,60 |
Ростовская область | 92,70 |
город Севастополь | 81,20 |
Республика Башкортостан | 91,40 |
Республика Марий Эл | 88,40 |
Республика Мордовия | 89,10 |
Республика Татарстан | 90,80 |
Удмуртская Республика | 80,70 |
Чувашская Республика | 83,60 |
Кировская область | 88,30 |
Нижегородская область | 90,40 |
Оренбургская область | 74,30 |
Пензенская область | 88,80 |
Пермский край | 86,90 |
Самарская область | 84,00 |
Саратовская область | 84,60 |
Ульяновская область | 88,50 |
Курганская область | 85,20 |
Свердловская область | 91,00 |
Тюменская область | 84,60 |
Челябинская область | 90,00 |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 67,00 |
Ямало-Hенецкий АО | 72,40 |
Республика Алтай | 88,90 |
Республика Тыва | 81,50 |
Республика Хакасия | 87,00 |
Алтайский край | 89,60 |
Забайкальский край | 87,43 |
Красноярский край | 76,50 |
Иркутская область | 78,40 |
Кемеровская область | 94,10 |
Новосибирская область | 88,90 |
Омская область | 84,90 |
Томская область | 80,60 |
Республика Бурятия | 97,30 |
Республика Саха (Якутия) | 94,40 |
Приморский край | 94,20 |
Хабаровский край | 90,40 |
Амурская область | 131,20 |
Камчатский край | 92,70 |
Магаданская область | 103,00 |
Сахалинская область | 95,00 |
Еврейская автономная область | 82,70 |
Чукотский АО | 136,50 |
Байконур | 65,10 |
Последствия несоблюдения оптимального размера вычетов
Безопасные доли вычетов устанавливаются не просто так. Государство должно пополнять бюджет за счет налогов в любом случае, а НДС является самым администрируемым налогом, который приносит большую часть поступлений. В то же время нельзя очень сильно давить на предпринимательское сообщество, поскольку это чревато негативными последствиями. Именно поэтому, на взгляд налоговиков, был выбран оптимальный размер вычетов, который должен устроить всех.
Если в компании превышена безопасная доля вычетов, то инспекция в первую очередь потребует объяснений. В том случае, когда пояснения налогоплательщика покажутся налоговому органу неубедительными, обычно выносится решение о проведении выездной проверки, со всеми вытекающими последствиями.
Что такое безопасная доля вычетов по НДС
Безопасная доля вычетов по НДС – это сумма, на которую компания может уменьшить свои налоги. Рассчитывается она так. Величина вычета, поделённая на сумму начисленного НДС, умноженная на 100 %. Где вычет – сумма налога, указанная поставщиками в счетах-фактурах. Полученную сумму нужно сравнить с контрольным значением и принять решение: оставлять текущие данные или переносить часть вычета на следующий квартал, если сумма вышла небезопасной.
Надо понимать, что как такового термина «безопасная доля вычета НДС» в Налоговом кодексе не существует. Но при этом все знают, что сумма вычетов за четыре квартала не должна в среднем превышать 89 % от начисленного за эти же кварталы налога. Более того, Федеральная налоговая служба регулярно обновляет данные по безопасной доле вычета. Эти данные публикуются в виде таблицы, где указан средний процент вычета по регионам, но без привязки к сфере деятельности компании.
При этом пороговые значения вычета довольно серьёзно разнятся по стране. Например, в данных за 2-й квартал 2021 года в Мурманской области безопасным значением признано 193 %, а в Астраханской и Оренбургской областях всего 72 %.
Такую статистику по регионам Федеральная налоговая служба выкладывает четыре раза в год: в начале февраля, в начале мая, в начале августа и в начале ноября. Соответственно, чтобы рассчитать долю вычета за 1-й квартал, нужно ориентироваться на данные от 1 февраля, за второй – от 1 мая и так далее. Найти данные можно на любом проверенном бухгалтерском ресурсе в интернете.
Высокая доля налоговых вычетов по НДС. Ответ в налоговую
После сдачи декларации по НДС из налоговой пришло требование дать пояснения по высокой доле вычетов по НДС? Пример объяснения легко найти в открытых источниках, но не стоит тратить время, потому что пояснительную документацию можно предоставить в произвольной форме.
Рекомендуется указать, что:
- показатели, указанные в декларации верны, проверены повторно и утверждены в прежних значениях;
- организация не допустила ошибок или неполного отражения информации, и предоставление уточненки не требуется;
- организация предусмотрела мероприятия, чтобы в следующем отчетном периоде повысить указанные показатели и снизить долю налоговых вычетов по НДС.
Рекомендуется расшифровать и приложить к объяснительной записке расчет спорных значений показателей и документацию, подтверждающую информацию, предоставленную в документации.
Чтобы объяснить, почему у организации высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС, пояснения (образец подходящий найти трудно, потому что причины у каждой организации индивидуальны) следует предоставить с приложением запрашиваемой документации в течение пяти банковских дней.
Не предоставив письменных объяснений по запрашиваемым инспекторами вопросам, предприниматель не несет ответственности перед законом.
Но своевременный ответ на требование налоговой в добровольном порядке избавит организацию от проблем с необоснованными штрафными санкциями, которые инспекторы на свое усмотрение начислят предприятию по спорным вопросам. К сожалению, в таких ситуациях спорные вопросы решаются не в пользу организации.
Конечно, налоговая инспекция оценивает налоговые риски компаний не по одному показателю, поэтому только превышение значений, установленных на основании информации статистики, не станет причиной проверки, но вот основанием для дополнительных требований инспекторов – обязательно.
Справедливо заметить, что, работая в рамках указанного показателя, предприниматель не застрахован от проверки со стороны налоговой.
Итак, руководителям организации стоит перед сдачей декларации проверить такой показатель, как доля налоговых вычетов по НДС, ведь превысив пороговое значение, спровоцируется живой интерес к компании со стороны проверяющих органов. Хотя, если бизнес компании носит законный и легальный характер, а сделки не имеют отношения к «компаниям-однодневкам», то и бухгалтеру, и директору нечего опасаться и имеется, что предоставить сотрудникам налоговой в качестве возражения на претензии.
Например, указать объективные причины высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС, образец пояснения рассмотрим.