Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить авторское право?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Авторские и смежные права входят в совокупность интеллектуальной собственности наряду со средствами индивидуализации, патентным правом, коммерческой тайной (ноу-хау), правами на топологии интегральных микросхем и селекционные достижения. Так вот, авторское право подразумевает вашу возможность беспрепятственно обнародовать свое произведение. А также оно по умолчанию содержит запрет на то, чтобы кто-либо вносил в ваше произведение изменения, ставил на нем свое имя либо псевдоним.
Защита авторского права
Защита авторского права подразумевает возможность обратиться в суд, если оно будет нарушено. Обычно требуют прекратить нарушение и взыскать компенсацию. Такими вопросами ведает специальный судебный орган — Суд по интеллектуальным правам (СИП). Он входит в систему арбитражных судов. Его образование связано с тем, что судьи для рассмотрения такого рода дел должны специализироваться в этой сфере.
Как мы уже отмечали, чтобы защитить авторское право, его наличие нужно доказать. Например, ваш текст украден и зарегистрирован третьим лицом, как свой. Как доказать, что он принадлежит вам? Предоставить свидетельство того, что у вас он находился раньше.
Для таких случаев есть довольно эффективный совет: сохраните свое произведение на материальном носителе (любом, будь то бумага или флешка), а затем отправьте его по почте самому себе заказным письмом с описью вложения и уведомления. Не распечатывайте конверт! В случае возникновения спорной ситуации он будет вскрыт на судебном заседании.
Другие способы подразумевают оформление (впрочем, довольно условное) авторского права. Оформить его можно в Российском авторском обществе (РАО), в нотариальной конторе или любой организации, которая занимается депонированием (буквально — хранением) авторских прав.
Суть регистрации такого права в том и состоит, чтобы всегда иметь возможность доказать, что вы являетесь первоисточником, создателем и самым ранним обладателем объекта права.
Например, что делает РАО: в случае спора оно предоставляет хранящийся в Национальном государственном фондохранилище отечественных изданий экземпляр объекта авторских прав и подтверждает дату его депонирования. Как указано на сайте РАО, регистрация в Обществе нужна как свидетельство того, что автор поручил ему распространение произведения и сбор вознаграждения.
Авторские права на переработанные музыкальные произведения (ремиксы, каверы, сэмплирование и т.д.)
Как уже было указано выше, права на переработку музыкального произведения изначально принадлежат только автору. Поэтому, если кто-то без его согласия переделали песню или мелодию, то это является нарушением авторских прав, за которое предусмотрена ответственность. С видами ответственности, размерами штрафов и компенсаций можно ознакомиться в другой статье нашего блога: «Способы защиты интеллектуальных авторских прав».
Ремиксы, ремейки и каверы, сэмплирование музыкальных композиций находятся в «серой» правовой зоне. Заимствование музыкальных фрагментов – весьма спорно с юридической точки зрения. Хотя зачастую при этом создается новый продукт, значительно отличающийся от оригинала, его автор может предъявить судебный иск и выиграть дело. Поэтому законное создание переработанных произведений может производиться только на основании лицензионного договора с автором оригинальной песни или мелодии.
Сколько можно копировать: мифы об авторских правах на музыку
Как работают авторские права на музыку? Насколько похожей может быть ваша песня на чью-либо еще, чтобы не попасть под действие копирайта? Все говорят о соблюдении авторских прав, но мало кто понимает, в чем суть самого вопроса. Дело даже не в том, как работает российское Законодательство по этой теме, а в том, насколько свободны мы можем быть при написании собственной музыки.
Было бы великолепно, если бы все песни звучали непохоже друг на друга, будучи совершенно штучным продуктом, но это скорее утопия, нежели возможное развитие музыки и творчества в будущем.
Было бы еще круче, если бы все песни могли звучать так, как того хочется композитору, да при этом не нарушать ничьих авторских прав.
Так или иначе, но авторские права можно назвать слепой зоной практически любого законодательства, а трактовка нарушений сильно разнится в рамках различных дел.
Все это привело к тому, что в среде музыкантов появились некоторые распространенные мифы об авторских правах, которые могут всячески мешать нам во время работы над собственным материалом. Давайте разберемся, какие мифы правдивы, а какие нет.
Какие композиции защищены авторским правом
Для начала разберемся с терминами. Авторское право — это интеллектуальное право на произведение. К таким правам относятся: право авторства, право автора на имя, исключительное право на произведение, право на неприкосновенность и обнародование произведения. Все, что касается авторского права в России, регулирует .
Авторское право возникает с момента создания произведения, автоматически. Это значит, что автору не нужно регистрировать свое творение в каких-либо инстанциях. Согласно российскому законодательству, действие исключительного права на произведение заканчивается через 70 лет после смерти автора (точнее, с 1 января года, следующего за годом смерти автора). По истечении этого срока произведение переходит в общественное достояние.
Как происходит регистрация прав на произведения в РАО
Для того чтобы предупредить нарушение авторских прав на музыку, необходимо принять меры к присвоению собственности на официальной основе. Обычно плагиаторы стараются проверить имеющиеся темы на наличие государственной регистрации перед запуском в проект, да и в принципе могут подозревать, что запись к ним попала не совсем законным способом. Регистрация музыкальных произведений сегодня осуществляется в целях предоставления права коллективного управления, рационального распределения и выплаты вознаграждения за применение продукта.
Обратиться в РАО и зарегистрировать авторские права на музыку может любое физическое лицо, которое обладает исключительными правами. Доказательством выступают такие документы:
- наличие у автора лицензионного договора, дающего возможность законного применения аудиопроизведений в коммерческих целях;
- наличие заявления на регистрацию конкретных песен, равно как и прав на них;
- наличие копий решений судебных органов.
Считается, что авторское право зародилось в Европе с появлением книгопечатания. После упрощения этого процесса стало возможным изготовление большого количества копий произведений, а стоимость самих книг снизилась. В результате работы автора стали настоящим товаром, и изначально именно книжные издатели нуждались в экономической защите от конкурентов, которые перепечатывали книги и взимали с них более низкие цены.
В России авторское право стало напрямую ассоциироваться с автором произведений только в середине XVII века. Например, музыкант может получать зарплату или единовременную заработную плату в качестве оплаты за свою работу.
Сообщества авторов начали формироваться в 19 веке. Первыми собрались драматурги. Они создали «Сборник русских драматургов». Со временем компания стала настолько известной и популярной, что присоединилась к своим композиторам, у которых также была возможность защищать авторские права на музыку. Система коллективной защиты такая же и сегодня.
Льется музыка. Авторские права на музыку без нарушений
Как используется музыка без нарушения авторских прав? В указанном нормативном акте указано, что использование русской музыки в коммерческих целях возможно только по соглашению с автором или с конкретными организациями, осуществляющими коллективное управление правами, автор музыки в этом случае получает гонорары за воспроизведение своих произведений. Возможно использование музыки для рецензирования, критики или в качестве учебного пособия с указанием автора и названия.
Пользователи часто задаются вопросом: можно ли проверить авторские права на музыку? К сожалению, официального способа нет. Но вы всегда можете воспользоваться бесплатными ресурсами музыки, которая распространяется без претензий на авторские права.
Регистрация авторских прав на музыку
Если вы написали музыку, которую хотите защитить от несанкционированного использования, позаботьтесь о регистрации авторского права самостоятельно.
В статье 1259 сказано, что музыка (это могут быть песни, аранжировки, треки) — это объект авторского права, который является произведением искусства.
Причем субъективная ценность и условное достоинство (цена) произведения роли не играют — все, что вы создали благодаря своим умениям и талантам, принадлежит вам.
Только как об этом сообщить миру и доказать, что произведение придумали вы? Для это есть конкретный алгоритм регистрации авторского права, по которому вы сможете «застолбить» свое место и оградить интеллектуальную собственность от вторжения. В случае, если вашу музыку все равно используют незаконно, обращайтесь в суд. Составить иск и защитить ваши интересы поможет профессиональный юрист.
Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно: оформи заявку и система подберет подходящие компании!
По этой услуге подключено 23 компаний
Начать подбор в несколько кликов >
Лицо, которое создало музыкальное произведение, признается его автором. Человек может распоряжаться результатом собственного творческого труда по своему усмотрению. Эти полномочия распространяются на изданные композиции и на неизвестные публике материалы.
Важно! Законы РФ запрещают использование произведений, без согласия их владельца.
Авторство — исключительное право, на него возникают личные имущественные и личные неимущественные права:
- На авторство и имя (создатель произведения имеет выбор, предстать перед публикой под собственным именем, использовать псевдоним или остаться анонимом).
- На неприкосновенность композиции (никто не может изменить или воспользоваться результатом творческой деятельности, кроме самого автора, его представителя или наследника). Данным правом обладает оригинальный продукт.
- На обнародование произведения (каждый человек в праве придать свое творение гласности) (ст. 1255 ГК РФ).
Защита авторских прав на песню
Вы написали красивую песню. Песня, на ваш взгляд, хороша и имеет коммерческие перспективы. Надо бы как-то зафиксировать свои права на неё. Как это сделать?
Многие хотят зарегистрировать авторские права. Регистрация авторских прав — Яндекс фиксирует почти 2000 таких запросов в месяц. Однако, по закону авторское право возникает с момента создания произведения и никакой дополнительной регистрации не требуется.
Другое дело, что если вы захотите защитить свои права в суде, — вам понадобятся доказательства, и защита авторских прав будет гораздо проще, если заранее к этому подготовиться. Для такой защиты существует масса вариантов. Например, РАО предлагает депонировать носитель с вашим материалом.
Смысл всего этого с пафосом обставленного мероприятия лишь в том, чтобы зафиксировать факт предоставления вами определённого документа в конкретное время. Всё остальное — болтовня, единственная цель которой — оправдать довольно высокую цену услуги. 😉 Такую же услугу может теоретически оказать нотариус.
Нотариальная защита авторских прав в суде будет иметь больший вес, нежели красивая бумажка от РАО. (См. практические результаты похода к нотариусу.)
Защищает ли ваши «зарегистрированные» авторские права на произведение РАО? Проведите эксперимент. Зарегистрируйте свою песню в РАО или других подобных организациях. Затем организуйте исполнение своей песни ресторанными музыкантами в одном или нескольких заведениях своего города так, чтобы это было как бы без вашего на то разрешения.
Итак, люди поют ваши песни, исполнение в ресторане — это конкретно коммерческое использование вашей интеллектуальной собственности, нарушение авторских прав. Как вы думаете, что за этим последует? Да ничего, абсолютно ничего! В чём же тогда заключается «работа» РАО и подобных организаций? Думайте сами.
Кстати, у них написано в учредительных документах, что они некоммерческие организации. Но за регистрацию объектов интеллектуальной собственности они просят совсем не копейки… 😉 А вот защита авторских прав — ваше личное дело.
Вы можете заснять незаконное исполнение на видео, попытаться зафиксировать свидетельские показания посетителей заведения и пр., и уже с этими документами попробовать обратиться в суд.
Вы потратите массу времени и денег, и суд через пару лет (если повезёт) таки вынесет окончательное решение, по которому «несчастный» кабацкий лабух будет должен выплатить вам какую-нибудь смешную сумму за нарушение ваших авторских прав, причём этот музыкант, официально нигде не работающий, будет выплачивать эти копейки очень долго и микроскопическими частями…
Вы будете бегать по ресторанам и концертным площадкам всей страны? Создадите огромный юридический отдел? Агентурную сеть по всей стране? А за рубежом? 😉 Авторское право — это право, или непосильная ноша?
Кстати, нормальные воры и плагиаторы никогда не крадут произведения целиком. Это — удел полных придурков.
Более продвинутые — воруют, например, соло из одной песни, слегка его переделывают, мелодию и гармонию — из другой, и тоже переделывают, а текст может быть написан оригинальный — и вот в таком виде произведение уже почти невозможно признать «украденным» или нарушающим чьи-то авторские права… 😉
(А вот в советское время музыканты писали рапортичку в бухгалтерию — репертуарный план, и каждому автору из этого списка честно начислялась копеечка, и если автор был талантливый, как Юрий Антонов, например, — он получал очень неплохие деньги.
Кстати, отечественный производитель был защищён — в репертуаре не должно было быть более 20% музыки иностранных авторов. Была система и она работала. Сейчас этого нет. Зачем? Ведь тогда у авторов появится стимул сочинять хорошие песни…
А кому это надо? )
Есть ещё вариант для защиты авторских прав — Библиотека Конгресса США. Всё онлайн, удобно и продуманно, но 35 долларов за песню — дороговато. Есть варианты и подешевле — типа Song Registration (пожизненная международная регистрация, $29.
95 — до 4-х песен), но это не так солидно, как Библиотека Конгресса…
🙂 Есть и сервисы отечественного происхождения, например, scireg — независимый международный он-лайн Регистратор авторских прав, где стоимость регистрации и сертификата — $ 20 за штуку.
По поводу распространённого заблуждения типа «послать письмо самому себе» можно почитать здесь (англ.). Цитата — «Ни один суд никогда не принял этот метод как юридическое доказательство авторского права, так что не тратьте свое время.»
Если бы власти действительно хотели дать авторам возможность недорого, просто и понятно зарегистрировать авторские права на интеллектуальную собственность, то они давно бы это сделали. Но на чём тогда будут делать деньги захребетники типа РАО, Библиотеки Конгресса США и прочие? 😉
Не люблю, когда критикуют, ничего не предлагая. Поэтому моё предложение — далее. Ведь на самом деле всё очень несложно. Вот недавно приняли закон об электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Заиметь себе такую в ближайшем будущем любой желающий сможет за 300 рублей (так, по крайней мере, пишут везде).
Основания возникновения прав
Под музыкальным произведением понимается сочетание нот, которое стало результатом творческой деятельности композитора. При этом музыка может быть представлена в следующих формах:
- в виде самостоятельного звукового ряда, т.е. непосредственно музыкальное произведение;
- музыка с использованием текста, т.е. песня;
- часть более сложного объекта – звуковое сопровождение кинофильма, театральной постановки, хореографического танца и т.д.;
- исполнение музыкального произведения или песни – композитор может сам исполнять свое произведение и фиксировать его на аудио- или видеозаписях, т.е. может признаваться и исполнителем.
Перечисленные формы выражения звука будут иметь ключевое значение для субъектного состава авторских и смежных прав. Прежде всего, на саму музыку, выраженную в форме нотной записи или звукового исполнения, возникают права у композитора. Он приобретает личные и имущественные права сразу с момента создания произведения.
Помимо авторства композитора на музыку, личные и имущественные права могут возникать по следующим направлениям:
- у соавтора музыки, если произведение было создано творческим трудом нескольких лиц;
- у автора текстового ряда песни;
- у исполнителя произведения – певца, музыканта или самого композитора;
- у лиц, создавших кинофильм или иной сложный объект – в этом случае у композитора сохраняться личные права на музыку, даже если он передаст имущественные права по договору.
Музыкальное авторское право не предусматривает возможности зарегистрировать права на музыку. Поэтому композитору или музыканту предстоит подтвердить свои права на авторство и обеспечить доказательства на случай возможного спора. Для этого могут использоваться следующие варианты:
- депонирование экземпляра нотной записи или материального носителя с музыкой в авторских обществах – например, в России это можно сделать через РАО;
- удостоверить факт создания нового творения через нотариат;
- публично воспроизвести музыку или нотную запись с размещением знака правовой охраны – в отношении оригинала музыки можно использовать символ «С» в окружности, а для охраны исполнения применяется символ «Р» (также, в обоих случаях указывается имя или псевдоним автора, год первой публикации).
При возникновении споров об авторстве на музыку, закон отдает приоритет произведению, которое было обозначено знаками правовой охраны.
Права могут возникать и по договору авторского заказа. В этом случае композитор сочиняет музыку под требования, указанные заказчиком в договоре (например, для звукового сопровождения фильма, спектакля и т.д.). После сдачи готовой работы и выплаты вознаграждения автору, имущественные права перейдут к заказчику, однако за композитором сохранится право на имя и авторство.
Смежные права носят вторичный и производный характер от авторства. Композитор вправе самостоятельно исполнять произведение и приобретет смежные права на фонограмму. Возможен и вариант с передачей права исполнения другим лицам – музыкантам, певцам и т.д. В этом случае у исполнителя возникнет только смежное право, а композитор может давать свое разрешение для исполнения за вознаграждение или на безвозмездной основе.
Правильно подобранная музыка отлично дополняет видеоролик на YouTube. Но, если игнорировать закон об авторских правах, музыкальное сопровождение может принести не только плюсы и положительные эмоции, но и массу проблем.
Во избежание многих неприятностей, которые могут последовать при использовании мелодии или песни, автор которой защищен законом, рекомендуем ответственно подойти к выбору музыкальной композиции и проверить информацию, имеющую отношение к возможным ограничениям.
Мы с вами рассмотрели, как найти и проверить на Ютубе музыку без авторских прав, получить разрешение на использование музыкального произведения в видеоролике и не нарушать при этом закон. Пользуясь нашей инструкцией, вы обязательно подберете гармоничное музыкальное сопровождение к своим видео на YouTube без риска впутаться в неприятности.
А какую музыку вы предпочитаете для собственных видеороликов?
На платформе YouTube действует общее правило, согласно которому у правообладателя оригинального контента есть средства защиты своих авторских прав. Интеллектуальная собственность охраняется по умолчанию — это норма, выработанная общемировой практикой.
Любой аудио- или видео-контент, находящийся под охраной, запрещено использовать третьим лицам без согласия правообладателя. У YouTube есть специальные механизмы по предотвращению нарушений. Самый известный — алгоритм Content, который «ищет» среди миллионов видео совпадения по музыке или видеоряду. Если алгоритм найдет однозначную схожесть, то платформа потребует от правонарушителя убрать защищаемый контент с канала.
Правообладатель также может отреагировать на нарушения прав собственными силами — для этого предусмотрен специальный порядок обжалования:
- Зайти на видеохостинг и выбрать видеоконтент, нарушающий авторские права.
- Нажать на значок «Пожаловаться» и выбрать пункт «Нарушение моих прав».
- Указать среди предложенных вариантов «Нарушение авторских прав».
- Ввести сведения о себе и указать ссылку на проблемный видеоконтент.
Аудио-видео контент — самая востребованная и распространенная часть содержимого видеохостинга. Платформа уже давно выработала отлаженные механизмы защиты. Авторские права на музыку Ютуб или видео не позволят третьим лицам использовать контент без согласия правообладателя.
Важно: предусмотрено исключение, которое позволяет третьим лицам брать контент без разрешения правообладателя. Так называемый «принцип добровольного использования» дает возможность делать выдержки из видео или музыки других лиц (чаще всего — в образовательных целях).