Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Психологическое консультирование как деятельность»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сегодня предусмотрен большой перечень видов и методов психологической помощи для использования менеджерами, управленцами и предпринимателями с целью решения соответствующих психологических проблем. Самыми популярными являются психологические консультации, которые применяются бизнес-организациями с существующими позициями психолога, организованными специализированными психологическими службами, кабинетами психологической разгрузки.
Особенности профессиональной деятельности психолога.
- Опора на положения современной психологической науки и практики, представляющие теоретическую основу, а также необходимый эмпирический материал для решения практических проблем.
- Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная ориентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого человека.
- Достаточная регламентация деятельности нормативными актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы клиента, учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психического здоровья, так и на необходимость качественного решения профессиональных и организационных задач, обеспечения эффективного функционирования психики работника в процессе их выполнения.
- Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования.
- Необходимость выполнения (помимо осуществления непосредственной профессиональной деятельности) и других организационных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (контроль за соблюдением распорядка рабочего времени, участие в проведении служебных расследований, аттестациях, оценке персонала и т.
д.).
- Коллективный характер организации и проведения психологической работы, необходимость тесного взаимодействия ее субъектов, предполагающие обмен между ними психологической информацией, полученной в ходе работы с работниками, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальности такой информации.
- Зависимость окончательного результата от согласованности совместных действий психолога и других субъектов психологической работы — руководителей, ОК, СУП.
- Отсутствие достаточно четких критериев эффективности деятельности психолога, а в ряде случаев — надежных и апробированных методик, позволяющих эффективно осуществлять профессиональные задачи, корректно применять их по отношению к определенным категориям работников, отсутствие профессиограмм многих специальностей.
Основные цели профессиональной деятельности психолога профессиональной организации — психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологическое управление объектом.
- Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта,
так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился. - Положительное изменение в тех аспектах психологии и поведения клиента, на
регулирование которых непосредственно и было направлено консультирование.
Оценка результатов:
- самоощущение клиента (изменения)
- результаты психологического тестирования
- наблюдение за поведением клиента (изменение поведения)
Причины недостаточной результативности:
Под недостаточно высокой результативностью психологического консультирования понимаются случаи, когда реальные итоги консультирования на самом деле оказываются меньше ожидаемых, или когда результаты консультирования, в общем, соответствуют ожиданиям клиента, но не полностью решают его проблему.
- Незнание психологом законов развития и изменения того или иного психологического
свойства и формы поведения, на которую оказывается воздействие в ходе проведения консультации
(Решение: осознавать психологу свою информационную ограниченность — научные знания о поведении человека и психологических явлений являются недостаточно полными и точными — и не обещать клиенту того, что выходит за пределы его компетенции)
- Отсутствие оптимальных условий, при наличии которых можно полностью и с успехом реализовать рекомендации и рассчитывать на положительные результаты
(Решение: обдумать, как клиент может выполнить полученные рекомендации таким образом, чтобы никакие события, происходящие в жизни клиента, не могли помешать этому)
- Недостаточно сильное желание клиента следовать полученным рекомендациям
(Решение: добиваться доверия клиента; предоставить информацию об успешном решении подобной проблемы / лучше, если это сделает другой клиент/ разобраться в причинах нежелания клиента выполнять рекомендации) - Неточный, неполный или недостаточный контроль эффективности выполнения полученных рекомендаций
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Психологическое консультирование личности
Нужно понимать, что психологическое консультирование – это не просто отвлеченный от теории вид деятельности, когда психолог и его клиент разговаривают. В ходе такой работы психолог оказывает реальную помощь людям, которые являются клинически здоровыми. Он направляет их по нужному пути, подсказывает, в какую сторону двигаться, чтобы самостоятельно разрешить возникшие трудности, проблемы, как в трудовой деятельности или общении в частности, так и в повседневной жизни, в целом.
Какие проблемы помогает разрешать консультант? Это могут быть любые затруднения, которые не позволяют человеку продуктивно существовать, выполнять свои трудовые обязанности. Это проблемы, снижающие качество его жизни, уменьшающие уровень ее полноценности. Проблемы, делающие жизнь лишенной смысла, ни чем не наполненной. Это затруднения, вызывающие снижение личной эффективности, ухудшающие психологическое здоровье человека, останавливающие его на пути самостоятельного развития.
Психологическое консультирование в школе
Психологическое консультирование в образовательном учреждении используется для помощи ученикам, их родителям и ученикам.
Консультирование в школе может проводиться в двух видах:
- Индивидуальное: работают только психолог и его оппонент.
- Малое групповое: подходит для работы с подростками, предполагает работу психолога одновременно с несколькими людьми.
С какими проблемами школьники приходят к психологу:
- отношения с одноклассниками;
- общение с противоположным полом;
- проблемы с учебой или учителями;
- трудности с родителями;
- трудности регуляции своего поведения;
- проблемы воспитания;
- проблемы личного или профессионального определения.
В связи с расширением сферы услуг в области психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога.
Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации. Более того, поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей, проблемы, связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет право их решать. В этой связи психолог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, владение которыми позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы связана не только с профессионально-личностными требованиями предъявляемые к психологам консультантам и проблеме качества профессиональной подготовки практического психолога, но и с вопросами личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в ВУЗе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируется его жизненная и мировоззренческие позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.
Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.
Предметом исследования является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.
Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является: изучение и обобщение профессиональных и личностных качества психолога.
Список использованных источников
- Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для судентов вузов. Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2001. — 480 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. — М.:Педагогика, 1982. — 320 с.
- Браун Дж. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СП16.: Питер, 2001. — 352 с.
- Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СТ16.: Питер, 2001. – 304 с.
- Хъелл Л. Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). — СП16.: Питер Ком, 1998. -608 с.
- Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.
- Карандашев В.Н. Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. — 288 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
- Куликов Л.В. Практическая психология: Советы и рекомендации. СПб., 1994. – 293 с.
- Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.:Смысл, 1998. – 109 с.
- Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. – 928 с.
- Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. – 272 с.
Чем занимается психолог-консультант
Специалист может быть полезен в случае, когда самостоятельно справиться с проблемами не удаётся. Это могут быть и проблемы в браке, и вопросы в детско-родительских отношениях, и личностные проблемы – клиенты психолога-консультанта могут быть абсолютно разными и каждый с индивидуальными запросами.
Например, частой причиной обращения является экзистенциальный кризис. Это те случаи, когда человек не понимает, в чём заключается цель и смысл его жизни.
Мамы в декрете могут прибегнуть к помощи специалиста, если столкнутся с эмоциональным выгоранием. В этом состоянии женщины не только бывают неспособны экологично воспитывать собственных детей. Иногда женщина не может в таком состоянии даже позаботиться о себе, её психика просто не справляется с такой нагрузкой. Кто-то выбирается из этого состояния, а кому-то бывает необходима психологическая опора.
Также деятельность психолога-консультанта направлена на помощь в случае потери близкого человека, в вопросах повышения самооценки или поиска своего призвания. Проблемы в личной жизни также приводят людей в кабинет профессионального психолога.
Этими и многими другими вопросами и занимается такой специалист.
Освоив профессию, можно вести частную практику, работать штатным психологом по найму, проводить семейные, групповые или индивидуальные консультации, работая с людьми разных возрастных категорий. Работать может психолог-консультант онлайн или оффлайн, на своё усмотрение.
Техники психологического консультирования
Специфические приемы, которые консультант применяет на каждом этапе процедуры консультирования и в рамках этих этапов, называются техниками консультирования. Они бывают универсальными, успешно применяемыми на любом этапе консультирования, и специфическими, которые наиболее подходят для отдельного этапа процесса.
Техники следует рассматривать в соответствии с этапами модели психологического консультирования.
Первый этап – начало работы и первая процедура, знаменуется встречей субъекта с консультантом. К техникам, применимым для решения этой задачи, относят: приветствие индивида, проведение его на место, выбор индивидом своего места в помещении, выбор консультантом места для себя, методы установления психологического контакта.
Приветственные техники осуществляются через стандартные фразы, например: «Приятно познакомиться», «Рад вас видеть».
Техника «проведение потенциального клиента на место» уместна при первичном посещении субъектом консультации. Выглядит она следующим образом: консультант идет впереди индивида, указывает ему путь и пропускает при входе в рабочий кабинет вперед себя.
Установление положительного настроя клиента является второй процедурой этого этапа. Главной техникой здесь будет установление раппорта. Установить его можно всем, что способно произвести благоприятное впечатление: опрятный вид, соблюдение зоны общения, благожелательное выражение лица.
Третья процедура – это освобождение от психологических барьеров. Клиент ощущает волнение, которое помогут снять специальные техники. Например, можно дать ему побыть немного время одному, включить спокойную, ненавязчивую музыку, которая также будет содействовать созданию благоприятного климата.
Второй этап – сбор информации. Первая процедура охватывает диагностику личности клиента, в рамках которой применяются следующие методы: наблюдение, беседа, интервью.
Прояснение сути проблемы и определение ресурсов клиента является второй процедурой. Применяемые техники: диалог и слушание.
Активизация памяти клиента – третья процедура. Используемые техники: помощь в формулировании высказываний и определении подлинных чувств, психологическая поддержка субъекта, провоцирование клиента, насыщение пауз. С целью оказания субъекту помощи в определении настоящих чувств и их обращении в словесную форму применяют методы активного слушания.
Техника «насыщение паузы» предполагает использование консультантом пауз. Он может их наполнить вопросом или метафорой либо «держать паузу».
На выставлении слов клиента под сомнение основывается техника «провоцирование». Ее цель заключается в помощи субъекту посмотреть с иного бока на сложную ситуацию.
Этап третий – это составление стратегии. Первая процедура включает определение вероятных выходов из проблемных событий. С этой целью применимы следующие техники: совет, информирование индивида, убеждение и разъяснение.
Техника «совет» предполагает выдвижение мнения консультантом и дальнейшую совместную дискуссию.
Техника «информирование» говорит за себя. Немаловажно, чтобы информация, сообщаемая консультантом, соответствовала таким требованиям, как объективность, доступность, конкретность.
Техника «убеждение» состоит в логически изложенной аргументации, доказывающей правильность высказываемого суждения.
Техника «разъяснение» под собой подразумевает развернутое и конкретное разъяснение суждения консультанта в отношении проблемы клиента.
Вторая процедура – это координирование плана действий. Применимые техники: нахождение множественных решений, конкретизация ожидаемого результата, стимулирующие вопросы, установление алгоритма решения.
Перед выработкой конкретной стратеги, нужно максимально расширить вероятные решения. Для этого превосходно подходит методика Дилтса. Предложить субъекту придумать невероятные способы решения проблемного вопроса. Предположений должно быть не менее двадцати.
Психологическое консультирование детей и родителей также имеет отличия в практикуемых техниках, связанное с детской несформированностью и несамостоятельностью.
Круг обязанностей специалиста
Спортивный психолог принимает непосредственное участие в психологической подготовке спортсменов к соревнованиям. Его основная задача – создание максимально благоприятных условий для раскрытия возможностей каждого из членов команды.
Спортивный психолог занимается:
- профессиональной ориентацией спортсменов;
- оценкой уровня психологической подготовки спортсменов к состязаниям;
- психологическим отбором спортсменов – участников выступлений;
- разработкой индивидуальных развивающих планов;
- выработкой полезных установок и личностных качеств;
- диагностированием психологического и эмоционального настроя членов спортивной группы;
- индивидуальным консультированием и проведением групповых психологических тренингов;
- подготовкой спортсменов к выступлениям и состязаниям;
- терапией психотравм;
- улаживанием внутрикомандных конфликтов;
- психологической реабилитацией.
Круг обязанностей специалиста
Коррекционный психолог работает с детьми, их родителями и близким окружением. Специалист диагностирует состояние психики ребенка, корректирует выявленные отклонения, разъясняет родителям причины нарушений и дает рекомендации по устранению проблемы.
Специальный психолог занимается:
- индивидуальным и групповым консультированием;
- диагностикой психологического состояния детей с особенностями развития и ограниченными возможностями;
- определением видов отклонений;
- разработкой реабилитационных планов;
- выбором воспитательных и обучающих методик;
- социальной адаптацией детей и подростков;
- профилактикой поведенческих нарушений;
- консультированием ближайших родственников ребенка;
- разрешением конфликтов;
- контролем результативности обучения.
Где учиться на клинического психолога
Получить образование клинического психолога можно несколькими способами:
- Учиться 5 лет в вузе по специальности «клинический психолог».
- Пройти обучение в магистратуре по направлению «клинический психолог». Если основное образование по специальности, по смежной специальности (педагог, социальный работник, коррекционный педагог) или медицинское — дополнительное обучение не потребуется. А тем, чье образование далеко от психологии (техническое, юридическое, экономическое), предлагается перед магистратурой пройти курс профессиональной переподготовки по направлению «Психология».
- Пройти курс профессиональной переподготовки (должно быть высшее образование).
Организационное оформление практической психологии в нашей стране
Организационно-структурное оформление практических психологов в нашей стране связывается с началом 70-х гг. XX столетия, когда были разработаны теоретические и организационные основы психологического обеспечения профессиональной деятельности, оказания психологической помощи населению, а также накоплен опыт организации первых подразделений этой службы. Именно в это время начинают создаваться первые психологические службы и психологические консультации.
В настоящее время к ним относятся специализированные психологические подразделения предприятий, учебных заведений, дошкольных учреждений и т.п. (самостоятельные или входящие в состав кадровых служб, служб социального развития) и различные профессиональные психологические консультации — служба семьи и брака, профконсультации и профориентации, центры и службы психологического здоровья, управленческого консультирования. Специалисты-психологи входят в состав консультационных подразделений, занимающихся общенациональной и отраслевой эффективностью, повышением квалификации руководящих кадров, повышением эффективности управления кадрами, финансами, маркетингом и сбытом, а также в состав отделов и подразделений, осуществляющих внутреннее управленческое консультирование в крупных частных и государственных организациях, включая организационные, методические и иные услуги для правительства. Наибольшее развитие психологические службы получили в Вооруженных силах, промышленности и образовании.
Основными целями профессиональной деятельности практических психологов являются: психологическое изучение объекта, включающее его исследование, объяснение, описание и прогнозирование развития, а также психологическое управление данным объектом (человек, группа), а также психологическое управление — воздействие на объект, осуществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии в целях изменения его психологических характеристик.
Рассматривая организацию как потенциальный объект комплексного психологического воздействия, можно выделить несколько организационных уровней и соответствующих этим уровням задач:
- уровень всей организации. Здесь в качестве ведущих выступают задачи совершенствования организационной структуры, методов управления, стабилизации и развития кадров, социального развития коллектива, психологического обеспечения рекламной деятельности и т. п.;
- уровень первичного коллектива. Наиболее значимыми на данном уровне являются задачи обеспечения благоприятного социально-психологического климата, межличностной совместимости, эффективности групповой деятельности, предупреждения конфликтов и т.п.;
- уровень отдельного человека. На этом уровне психологами решаются задачи организации рабочего места, оптимизации психофизиологического состояния, предупреждения негативных состояний, деформаций личности, решения отдельных психологических проблем.
Е.К., 31 год, образование высшее, разведена, детей нет, живет одна. Постоянной работы не имеет, занимается моделированием одежды, рекламными проектами, имеет награды в области моделирования (хотя эта деятельность не соответствует полученному образованию). Была замужем 9 лет, развелась за год до обследования по инициативе мужа, ситуация с разводом длилась несколько лет, переживалась тяжело, несколько раз возвращала мужа в семью. После развода участвовала в психологическом тренинге, который, по ее мнению, очень ей помог. Интересуется психологией, философией, религией. Предъявляет большое количество соматических жалоб, неоднократно обследовалась врачами, обычно не доводила обследование до конца, никакого заболевания выявлено не было. Обратилась к психологу, знакомому ей по участию в тренинге, чтобы она порекомендовала психологическую литературу и «еще какие-нибудь способы разобраться в себе». Психологом было предложено психодиагностическое обследование.
Особенности личности (личностный опросник Айзенка). Экстраверсия — 13 амбиверт, т.е. сочетает черты экстра- и интроверта. Нейротизм — 22 — дискордант, т.е. выраженная эмоциональная нестабильность, возможны невротические нарушения.
Тревога (опросник Спилбергера — Ханина). Ситуативная тревога — 21 (низкая тревога в ситуации психодиагностического исследования), личностная тревожность — 55 (высокая).
Депрессия (опросник Бэка) — 6 (депрессия отсутствует).
Интенсивность жалоб, связанных с физическим самочувствием (Гиссенский опросник) — выше, чем у 78% здоровых и 22% больных. Наиболее выраженные жалобы — по шкале истощения, отражающей не конкретную симптоматику, а общее плохое самочувствие, слабость, утомляемость и т.п, что указывает на общую потерю жизненной энергии и потребность в помощи.
Стрессовые события за последний год (шкала Холмса — Раге) — 320 (большое количество стрессоров, повышение вероятности психосоматических заболеваний).
Выраженность психологических защит (индекс жизненного стиля) — регрессия как ведущая защита. Для лиц со склонностью к регрессии характерна слабохарактерность, потребность в контроле, подбадривании, утешении, трудности вдоведении дела до окнца.
Способы регулирования конфликта (методика Томаса): избегание — 10, приспособление 7, соперничество 6, сотрудничество 5, компромисс 2 (ведущая роль избегания, а также большое значение приспособления; оба этих способа преполагают малый учет собственных интересов в конфликте).
Уровень субъективного контроля (опросник УСК) — 3 балла (низкий): клиентка не видит связи между своими действиями и значимыми событиями в жизни, не считает себя способной их контролировать и полагает, что происходящее с ней является результатом случая или действий других людей.
Самооценка (личностный дифференциал)
================================================ Оценка Сила Активность ----------------------------------- Прошлое 6 -10 -1 Настоящее 4 5 -1 Будущее 16 11 5 Я-идеал 14 12 4 ================================================
По сравнению с прошлым у клиентки к настоящему моменту улучшились показатели Силы, характеризующий укрепление уверенности в себе и своих возможностях, однако показатели Оценки и Активности практически не изменились, свидетельствуя о недовольстве собой, недостаточном уровне энергии, активности и общительности. В будущем, по представлению клиентки, все характеристики существенно улучшатся; самооценка в будущем приближается к идеальному Я..
Ценностные ориентации (методика Рокича). Среди терминальных ценностей (ценности-цели) на первом месте — любовь (уровень реализации 0), на 2-6 — абстрактные ценности: познание, развитие, творчество, мудрость, красота (уровень реализации 30-60%). Конкретные ценности — друзья, семья, работа, здоровье, материальная обеспеченность — от 10 места и ниже. Среди инструментальных ценностей (ценности-средства) на первых позициях в основном ценности принятия других и приспособления к другим: терпимость, широта взглядов, чуткость, честность, жизнерадостность (уровень реализации 10-30%).
Значимые события прошлого и будущего (методика «Психологическое время»). Указано по 7 событий в прошлом и будущем. Последовательность событий будущего свидетельствует, с одной стороны, об оптимистическом прогнозе на последующую жизнь, с другой стороны, о некоторой незрелости и «нелогичности» прогноза. Так, «красивый роман» запланирован на первый год после рождения первого ребенка, а «работа, связанная с театром» совпадает с рождением второго. Замужество клиентка не запланировала, однако рождение ребенка предполагается не более, чем через полтора года после обследования.
Значимые темы и проблемы (методика неоконченных предложений). Выявлена неудовлетворенность нынешним профессиональным статусом и отсутствием постоянной работы (Моя специальность… закончилась ничем. Работа… не люблю. Меня беспокоит…безделье). Ответ-уход, связанный с темой планов (Мои планы…есть ли у вас планы, мистер Фикс?). Приведем еще один вероятно значимый ответ-отказ: Бороться… а можно не отвечать?
Сформулируем основные психологические особенности клиентки. Следует отметить, что данные различных методик в основном соответствуют и хорошо дополняют друг друга, однако можно выделить и некоторые противоречия.
— Неблагоприятные жизненные обстоятельства, наличие выраженных стрессоров как в недавнем прошлом, так и в настоящем. О прошлом свидетельствуют биографические сведения и данные шкалы Холмса — Раге, о настоящем — неудовлетворенность ситуацией с работой (неоконченные предложения) и нереализованность главной для клиентки ценности — любви.
— Выраженное психологическое неблагополучие, которое, по крайней мере, частично может объясняться жизненными обстоятельствами: высокий нейротизм (опросник Айзенка), высокая личностная тревожность, большое количество соматических жалоб, которые, по крайней мере честично, могут быть связаны не с конкретным заболеванием, а носить психосоматический характер (Гиссенский опросник), низкий уровень энергии и активности (личностный дифференциал, Гиссенский опросник). Следует также отметить недовольство собой: невысокие показатели Оценки в личностном дифференциале, низкий уровень реализации наиболее значимых инструментальных ценностей.
— Позитивные сдвиги по сравнению с прошлым (личностный дифференциал, показатель Силы) и оптимистическая оценка будущего (личностный дифференциал, «Психологическое время»). В этом контексте также стоит отметить отсутствие депрессивных тенденций. Позитивные сдвиги, вероятно, связаны с участием в психологическом тренинге, который клиентка оценивает очень высоко.
— Стиль общения, ориентированный на сопереживание и адаптацию к потребностям других: опросник Томаса, наиболее значимые инструментальные ценности.
— Пассивная и возможно инфантильная жизненная позиция: низкий УСК, регрессия как ведущая защита, избегание как ведущий тип регулирования конфликта, уход от ответа на слова «бороться» и «планы» в методике неоконченных предложений, а также обеспокоенность собственным бездельем, судя по этой же методике.
— Некоторая нереалистичность планов на будущее, о которой свидетельствует выполнение методики «Психологическое время». Стоит также отметить, что отмечая как наиболее важные для себя абстрактные возвышенные ценности (методика Рокича), клиентка считает гораздо менее значимыми кокретные практические ценности, такие как семья, работа, здоровье, материальный достаток (12 место и ниже), без которых вряд ли возможна реализация главных жизненных целей.
Таким образом, из особенностей клиентки следует прежде всего отметить неблагоприятное психическое состояние в настоящем, включая соматизацию, позитивные изменения по сравнению в прошлым (скорее всего, результат появления новых ресурсов после участия в тренинге), оптимистическая оценка перспективы на будущее, которая однако не подкреплена серьезными внутренними ресурсами клиентки. Она верит, что у нее все будет хорошо, однако не представляет, как это получится, не прилагает и не собирается прилагать усилий для достижения того будущего, которое, по ее представлению, ее ждет.