Инструкция для получения лицензии по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция для получения лицензии по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Что послужило толчком для принятия данных нормативов? Лицензирование автобусов стало острым вопросом после ДТП, которое произошло в Забайкалье. 11.06 в 2017 году на автобусе перевозились 51 человек. По неосторожности водителя, он выехал с основной дороги, опрокинувшись в кювет, и совершил переворот. 14 пассажиров скончались на месте, 34 были травмированы в разной степени тяжести.

Что делать, если изменился номер автобуса?

В 2023 году существует возможность заменить номера автобуса (в том числе и по желанию собственника). В этом случае следует внести изменения и в реестр лицензий.

До 31 декабря 2020 года для этого нужно было подать в Ространснадзор:

  • уведомление;
  • документы, подтверждающие изменения (копия свидетельства о регистрации);

Информация о новых номерах вносилась реестр в течение 3-х рабочих дней.

С 1 января 2021 года для изменения данных в реестре автобуса требуется заявление, содержащее следующую информацию:

  • наименование лицензиата;
  • номер ИНН;
  • номер и дата выдачи лицензии;
  • сведения об автобусе, которые нужно изменить;
  • способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
  • необходимость получения выписки из реестра.

Информация в реестре обновляется в течение 1-го рабочего дня.

Основные правовые документы, регламентирующие процедуру

  • Федеральный закон № 99, гл.2, от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральный закон № 259, ст. 3.2, от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
  • Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
  • Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
  • Приказ Минтранса России от 31 июля 2020 № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

Перечень требований к автобусу, к перевозчику

Лицензирование автобусных перевозок предусматривает некоторые требования к транспорту, водителям и компании-перевозчику.

Водитель должен обладать:

  • категорией «Д»;
  • российским водительским удостоверением;
  • общим водительским стажем от 3х лет с обязательным подтверждением в трудовой книжке.

Компания должна иметь:

  • медицинского работника с соответствующим образованием. Как альтернатива, действующий договор с медучреждением, которое будет осуществлять дорейсовые медицинские осмотры водителей;
  • штатные технически исправные машины с действующими талонами техосмотра;
  • боксы, в которых будет осуществляться технический осмотр и ремонт ТС. Как альтернатива, действующий договор на стороннее обслуживание.

Транспорт должен быть снабжен:

  • лицензионной карточкой;
  • страховым полисом ОСАГО;
  • обязательным страхованием для пассажиров;
  • установленной системой ГЛОНАСС, ГЛОНАСС GPS.

Лицензия на пассажирские перевозки — документ, позволяющий осуществлять автобусные перевозки пассажиров и иных лиц на основании договора перевозки пассажира или фрахтования транспортного средства (ТС) либо для личных нужд.

Обязательное лицензирование пассажирских перевозок ввели 1 марта 2019 г. Крайний срок получения лицензии для действующих перевозчиков — 29 июня 2019 г. C 1 марта 2019 г. новым перевозчикам запрещено приступать к выполнению заказов без лицензии.

  • Лицензирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы (8 округов) — Ространснадзор.
  • Срок действия: бессрочно.
  • Территория действия: вся территория РФ.
  • Кому необходимо получение лицензии на автобус? Кому не нужна лицензия и могут продолжать работы без нее?
Читайте также:  Договор дарения: как правильно оформить передачу квартиры

Без лицензии не обойтись всем, кто собирается осуществлять автобусные пассажирские перевозки для личных потребностей или в коммерческих целях.

Продолжать работать без лицензии разрешено исключительно автобусам государственных служб (скорой, пожарной, аварийно-спасательной, полиции и некоторым другим), автобусам, планирующим перемещаться исключительно по внутренней территории организации.

При этом под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров. При этом, в соответствии с Приложением №1 к техрегламенту ТС «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров (категория М2 — технически допустимая масса составляет до 5 т и М3 — свыше 5 т).

Получать отдельную лицензию на каждый автобус не нужно.

  • Срок оформления: 45 рабочих дней или 48 рабочих дней, если учитывать 3 дня на рассмотрение заявки.
  • Лицензиаты: юридические лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП).
  • Вид деятельности: деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Включает:

  • перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки);
  • перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

Причина изменений в законодательстве

Что послужило толчком для принятия данных нормативов? Лицензирование автобусов стало острым вопросом после ДТП, которое произошло в Забайкалье. 11.06 в 2017 году на автобусе перевозились 51 человек. По неосторожности водителя, он выехал с основной дороги, опрокинувшись в кювет, и совершил переворот. 14 пассажиров скончались на месте, 34 были травмированы в разной степени тяжести.

Вопрос участившихся авариях с участием автобусных транспортных средств встал на повестку дня мгновенно. М. Соколовым, занимавшим пост главы МинТранса на тот момент, было заявлено о готовящемся законодательном проекте, который включал в себя возврат процедуры получения лицензий на пассажирские перевозки.

В настоящее время, актуальные нормативные акты запрещают деятельность предпринимателям, у которых отсутствует разрешение, если оно требуется при осуществляемом виде работ.

Им нарушение грозит административным штрафом в разном размере:

  • две/две с половиной тысячи ₽ с возможной конфискацией для граждан;
  • четыре/пять тысяч ₽ с конфискацией — должностные лица;
  • сорок/пятьдесят тысяч ₽ с конфискацией — юридические лица.

Лицензирование перевозок грузов

В целом вопрос лицензирования касается следующих видов транспортных перевозок пассажиров и грузов:

  • на внутреннем водном транспорте — на речном транспорте перевозки отличаются по видам флота-осуществляемые самоходом и не самоходом, а также на судах смешанного плавания «Река-Море», также имеются виды прямые и местные. Основным различием является то, что для речной перевозки имеются сроки приема груза к перевозке.
  • по перевозкам морским транспортом, то они квалифицируются на внутренние-между портами одного моря, и на внутренние перевозки между портами разных морей, и перевозки в заграничном сообщении
  • посредством воздушного транспорта — для доставки грузов используют самолет и вертолет. Самолеты подразделяются на пассажирские и грузоперевозки-которого вместительность не должно превышать 100 м.куб., а пассажирский лайнер может доставлять груз не больше 20 тонн. Вертолеты так же подразделяются на несколько видов: многоцелевые или грузо-пассажирские воздушные суда; пассажирские. Не предназначаются для перевозки грузов; транспортные. Могут перевозить товары как внутри кабины пилота, так и на внешней подвеске; вертолеты – краны. Воздушные суда предназначаются для доставки товаров на тросах и выполнения наиболее сложных высотных работ.
  • автомобильного транспорта — выше перечислены все виды транспортных перевозок.
  • железнодорожного транспорта — данный вид лицензии имеет такие же требования, как и вышеуказанные, но отличается тем, что плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 3 года, продолжительностью не более 1 месяца. И один из требований к работникам является то, что сотрудник должен иметь стаж работы в данной сфере не менее 3 лет за последние 10 лет трудовой деятельности.

На какие виды перевозок нужно получить лицензию

Постановление РФ №1616 предполагает, что лицензируемой деятельностью считаются перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (далее — коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд. При этом получение лицензии может осуществляться как на один, так и на оба вида перевозок. В случаях, когда лицензия получена только на один вид перевозок, другой вид деятельности при его реализации будет считаться незаконным, а перевозчик будет привлечен к административной ответственности..

Читайте также:  Порядок расчета и выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска

Лицензию для перевозки пассажиров могут не получать организации, которые относятся к специальным службам (пожарная охрана, полиция, скорая медицинская помощь и другие). Также лицензию можно не оформлять, если перевозки осуществляются без использования автомобильных дорог общего пользования.

Как поставить микроавтобус на маршрут

Одним из камней преткновения в бизнесе на пассажирских перевозках является выбор и согласование маршрута. Дело в том, что развозить пассажиров там, где хочется, начинающему предпринимателю никто просто так не разрешит. В крупных городах вклиниться в существующие маршруты практически невозможно, рынок там уже давно поделен. Свободные ниши остались лишь в небольших населенных пунктах, и встречаются они довольно редко.Ситуация там бывает разная. Войти на рынок, например, можно если местный автобусный парк сильно устарел и нуждается в замене, а предприниматель готов вывести на маршрут новые автобусы. Чтобы узнать, есть ли возможность в том или ином городе получить маршрут, нужно обратиться в местный департамент транспорта или транспортные предприятия, обслуживающие маршруты, и заключить с ними договор для выхода на эти маршруты.

Сколько зарабатывают маршрутные такси

Наконец, мы подошли к самому интересному вопросу. А именно, к вопросу о том, сколько зарабатывают маршрутные такси. В среднем маршрут с одним микроавтобусом в автопарке приносит в месяц порядка 85-90 тыс. рублей. Диапазон чистой прибыли варьируется от 60 до 150 тыс. рублей в месяц при оборотах в размере от 100 до 250 тыс. рублей. Соответственно, три микроавтобуса могут приносить прибыль от 180 до 450 тыс. рублей.

Размер дохода, помимо текущих затрат сильно зависит от конкретного маршрута, сезонного поведения пассажиров и их еженедельного распорядка. Разумеется, самым прибыльным является бизнес, который зарабатывает по будням, то есть по маршруту “работа-дом”. Ставку на выходные и перевозку дачников никто не делает. В выходные показатели выручки и чистой прибыли могут снижаться в 2-3 раза относительно будней.

Повысить прибыль можно с помощью размещения рекламы внутри или снаружи микроавтобусов. В салоне чаще всего используется печатная продукция: листовки, баннеры, буклеты, которые помещаются в местах на виду у пассажиров, например, на спинках сидений. На кузов же автобуса наносится специальная пленка с рисунком. Оформление производится сотрудниками рекламных агентств.

Как работает лицензия на автобус для водителей?

Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.

Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:

  • Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
  • Следить за безопасностью дорожного движения.
  • Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
  • Вести путевые листы.
  • Использовать все необходимые приборы и оборудование.
  • Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
  • Осуществлять инструктаж работников транспорта.
  • Организовывать стажировки.
  • Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.

Получать ли лицензию?

Деятельность без лицензии – незаконна. Если водитель, предприниматель, юридическое лицо нарушает закон, рано или поздно это выяснится, и придется первоначально заплатить штраф. Для водителя штраф составит 5000 рублей, для ИП-перевозчика – 100 000 рублей, а юридическому лицу придется заплатить 400 000 рублей. Повторное нарушение обойдется юридическому лицу уже в 1 000 000 рублей. Кроме того есть ответственность в размере 500 000 рублей — за использование незарегистрированного маршрута, но это больше касается регулярных пассажирских перевозок.

Надо понимать, что любая остановка сотрудником ГИБДД, а еще хуже – ДТП, сразу же выявит нарушение закона. Что касается деятельности перевозчиков по коммерческим договорам с организациями – тут главный нюанс заключается в том, будет ли заказчик работать с перевозчиком, который нарушает закон? С большой долей вероятности, что нет. А будет ли с таким перевозчиком работать диспетчерская компания (есть такие компании, которые оказывают услуги агрегатора, то есть «состыкуют» заказчиков и исполнителей)? Тоже весьма вероятно, что нет.

Цены и риски недополучать прибыль несравнимы с затратами на получение лицензии. Так что ответ на вопрос очевиден: конечно, лицензию получать нужно.

Требования к лицензиату

Чтобы получить лицензию, должен выполнить следующие условия:

  • иметь материальную базу, предназначенную для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, используемых для предоставления услуг. Помещение может быть как в собственности заявителя, так и эксплуатироваться на правах аренды;
  • заключить трудовой договор с водителями, имеющими достаточную квалификацию для обслуживания пассажирских рейсов (категория D);
  • иметь в штате медицинского работника, который будет проводить контроль водителей перед их выходом на смену;
  • иметь транспортные средства, предназначенные для перевозки людей и соответствующие всем установленным нормативам и требованиям;
  • каждое транспортное средство должно быть оборудовано поверенным тахографом и системой ГЛОНАСС;
  • все перевозки должны выполняться в соответствии с требованиями правилами о перевозке багажа и пассажиров,законом о безопасности дорожного движения и транспортной безопасности.
Читайте также:  Межевание участка через МФЦ: Можно ли ускорить процесс?

Требования к лицензиату и его собственности

Требования касаются как самого соискателя, так и имеющихся у него во владении/аренде строений/зданий, автотранспорта (АТ), оборудования для его осмотра и обслуживания. Соискатель должен располагать:

  1. Помещением для техосмотра и ремонта автотранспортных средств либо предъявить договор на ТО его автомобилей.
  2. Лицензией на меддеятельность, связанную с предвыездным осмотром водителей (с 2016 года все организации, занимающие перевозками должны иметь). Альтернативой является действующий договор о медобслуживании с ООО или ИП, имеющим такую лицензию.
  3. Автотранспортом, соответствующие всем требованиям безопасности и оснащенным системой ГЛОНАСС либо GPS.
  4. Договора с водителями, имеющими стаж работы в данной области, квалификационные документы и свидетельство о прохождении медкомиссии.

Процедура подачи документов для получения лицензии

Процедура подачи документов для оформления лицензии на самом деле очень проста. Самым сложным этапом является сбор документов. При этом следует учитывать, что формы заявления на получение лицензии для юридического лица и для предпринимателя не одинаковы. По сути, они содержат однотипную информацию, но для предпринимателя будет указан адрес прописки, фактического проживания и места ведения деятельности. Для юридических лиц указывается адрес юридический, фактического нахождения и где ведется деятельность. После того, как весь пакет собран, а госпошлина оплачена, можно подавать документы.

После того, как документы поданы, они рассматриваются максимум в течение 45 дней. Если все документы собраны верно, выдается лицензия.

Вступили в силу изменения в законодательстве, касающиеся лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами

Федеральным законом от 30.10.2018 N 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» ужесточены требования к автомобильным перевозкам пассажиров.

В данной статье мы рассмотрим:

  • 1. Кому нужна лицензия на перевозку пассажиров;
  • 2. Требования для получения лицензии;
  • 3. Какие документы необходимо предоставить, чтобы получить лицензию;
  • 4. Размер госпошлины за лицензию;
  • 5. Штрафы за отсутствие лицензии.

Кому нужна лицензия на перевозку пассажиров

C 1 марта 2019 года вступили в силу новые правила пассажирских перевозок. Теперь владельцы всех транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и числом сидячих мест более 8 обязаны оснащать транспортные средства тахографами, показания которых смогут проверить органы госконтроля, иметь специальные парковки, оформлять лицензии на перевозки.

5 марта 2019 года Ространснадзор опубликовал разъяснения к Положению о лицензировании.

В разъяснении говорится следующие:

В соответствии с Положением, лицензируемая деятельность включает:

– перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки),
– перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

В то же время лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами:

  • пожарной охраны;
  • скорой медицинской помощи;
  • полиции;
  • аварийно-спасательных служб;
  • военной автомобильной инспекции;
  • федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
  • федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
  • Вооруженных сил Российской Федерации;
  • войск национальной гвардии Российской Федерации;
  • следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
  • в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.

Штрафы за отсутствие лицензии

За пассажирские перевозки без лицензии предусмотрена административная ответственность.

  • Так, осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере 50 000 рублей;
  • На индивидуальных предпринимателей – 100 000 рублей;
  • На юридических лиц – 400 000 рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *