Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственное управление как основная функция государственной службы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Последние десятилетия в стране активно идет реформирование системы государственного управления. Сегодня в отечественной государственной практике активно реализуется модель управления по результатам, где на первый план выходит эффективность государственного управления, что, в свою очередь, требует оптимальной организации деятельности должностных лиц и функционирования органов государственного управления и, соответственно, высокого профессионализма, добросовестности, ответственности, инициативности от лиц, замещающих должности государственной службы.
Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
Любой вид управления объективно обусловлен самим фактом объединения людей и их взаимодействием в рамках такого объединения. Чем больше людей включено в это сообщество, тем сложнее их взаимодействия. Народ, объединенный в государство и взаимодействующий в его рамках, создаст жизненно важную для исторического существования систему управленческих отношений. Он нуждается в системе государственного управления очень высокого уровня и качества.
Механизмом этого управления является государственная служба, главная функция которой — реализация целей и задач государства и осуществление услуг населению. Поэтому любые практические вопросы государственной службы как инструмента государственного управления приобретают свой истинный смысл лишь в соотношении с государственным управлением и под углом зрения соотношения его с государственной службой.
Одним из главных недостатков советской системы государственного управления было то, что в государстве и обществе существовали и воспроизводились разрыв, противопоставление, а то и отчуждение между субъектами управления (властью) и управляемым объектом (народом), между управленческой деятельностью политиков и деятельностью людей по производству материальных, социальных и духовных благ. Этот порок государственного управления в какой-то мере сохранился и сегодня. Особенно глубок этот разрыв между государственным аппаратом и гражданский обществом. В России еще с XIX в. существовало как бы два противоположных лагеря, две социальные группы — управляющие и управляемые — с характерными для каждой из них идеалами, ценностями, интересами и целями.
Специфика государственной службы
Государственная служба – это вид трудовой деятельности, осуществляемой гражданами в системе органов государственного управления, преимущественно исполнительного характера. Государственные служащие, таким образом, заняты в системе министерств и подчиненных им ведомств.
Государственная служба в Российской Федерации имеет два уровня функционирования:
Двухуровневая система государственной службы предполагает подчинение государственных служащих регионального уровня государственным служащим федерального уровня, устанавливает их подотчетность.
В состав государственных служащих не включают лиц, получивших должность в системе органов власти в результате выборов или в силу значительного влияния на их результаты. Из числа государственных служащих исключает российского Президента, главу Правительства, министров, депутатов Государственной Думы. Также не являются государственными служащими судьи, при этом рядовые работники судебных органов могут считаться государственными служащими.
Специфика муниципальной службы
Муниципальная служба представляет собой трудовую деятельность лиц, занятых в органах муниципальные власти преимущественно исполнительного характера, то есть муниципальных администрациях. Конституция Российской Федерации признает отделение муниципальной власти от государственной, обеспечивая разграничение государственной и муниципальной службы. В состав муниципальных служащих не включаются лица, которые получили свою должность посредством выборов.
Муниципальная служба подразумевает возможность получения классных чинов. Присвоение классных чинов определяется уровнем занимаемой должности в системе муниципальной службы, также влияет на данный процесс стаж работы в органах муниципального управления. Фактором получения классного чина может выступать уровень профессиональной подготовки и опыта муниципального служащего.
Получение классного чина в системе муниципальной службы, как правило, не требует сдачи квалификационного экзамена. Притом локальные нормативные акты могут предусматривать необходимость сдачи такого экзамена для получения классного чина.
Главное отличие муниципальной службы от государственной в том, что первая является трудовой деятельностью лиц, осуществляемой в органах местной власти, вторая — на уровне региональных и федеральных структур. По Конституции РФ муниципальная и государственная власть в России независимы друг от друга. Поэтому муниципальные служащие не подотчетны госструктурам.
Однако у рассматриваемых видов службы есть много общего:
У обоих видов службы есть классификация должностей по схожим категориям. Но что касается присвоения классных чинов — данная процедура на госслужбе в большинстве случаев предполагает проведение квалификационного экзамена. На муниципальной службе он опционален.
Таким образом, различия между госслужбой и муниципальной службой сводятся в основном к юридическому разграничению уровней функционирования органов власти, в которых работают люди, осуществляющие рассматриваемые виды трудовой деятельности.
Изучив, в чем разница между муниципальной и государственной службой, отразим выводы в таблице.
Государственный и муниципальный служащий: общие черты
Общее в организации и функционировании системы государственной и муниципальной службы, а также в статусе государственных и муниципальных служащих обусловлено тем, что они выполняют свои полномочия для решения функций и задач публичного управления, то есть выполняют социально значимые задачи в повседневной профессиональной деятельности. Это обуславливает использование в системе государственной и муниципальной служб особых кадровых технологий отбора специалистов для замещения должностей службы, оценки их профессиональных качеств и профессионального развития.
Отсюда к общим чертам, характеризующим деятельность и правовой статус государственных и муниципальных служащих, относятся следующие:
Классификация должностей государственной и муниципальной службы осуществляется по аналогичным категориям. При этом отличия касаются проведения квалификационного экзамена: если в рамках государственной службы для присвоения классных чинов такой экзамен обязательно проводится, то в рамках муниципальной службы квалификационный экзамен используется в отдельных случаях.
Таким образом, основные отличия государственного и муниципального служащего связаны с природой государственного и муниципального уровней публичного управления, то есть с относительной самостоятельностью местного самоуправления в системе отечественного публичного управления, исключением его из системы государственного управления.
Для начала стоит отметить, что само понятие муниципальной службы появилось в российском законодательстве сравнительно недавно. До становления местного самоуправления потребности в этом термине и институте не было. Служба в органах местного самоуправления выступала частью государственной.
При этом Конституция РФ, которая была принята в 1993 году, закрепила положение, что органы местного самоуправления не относятся к государственным. Затем был принят соответствующий закон, который разграничил государственную и муниципальную службы и закрепил разницу между этими понятиями. В результате государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственными органами.
Таким образом, муниципальная служба не входит в структуру государственной и отличается от нее. При этом ей требуется собственное правовое регулирование. Под этим термином понимают самостоятельный институт местного самоуправления. Все расходы на его функционирование осуществляются за счет местного бюджета.
Слайд 2
Вопрос 1. Место и роль государственной службы в системе государственной власти. Государственное управление – сознательное, целенаправленное воздействие государства на общество как систему по реализации государственной власти, целей задач и функций государства В широком смысле под государственным управлением понимается публичное управление делами государства и общества, которое осуществляются всеми органами государства и во всех ветвях власти (основные субъекты — полномочные органы государственной власти – законодательные, исполнительные, судебные, их управленческие функции реализуются лицами, занимающими государственные должности (политики) В узком смысле слова государственное управление – это только исполнительная деятельность государства, его органов и должностных лиц.
Слайд 12: Теория и методология административной власти включает в себя:
3. принципы государственной службы Принципы — это концептуальные идеи и исходные базисные положения теории и организации государственной службы Выступают: как выражение объективных закономерностей и тенденций функционирования и развития государственной службы как развитие целевых установок, ориентации, намерений субъектов государственного управления как требования гражданского общества к государственной службе и государственным служащим. Принципы построения и организации государственной службы современной России сформулированы и установлены в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г. (ст. 2) и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. (ст. 4).
Актуальность работы заключается в том, что современное состояние отечественной государственной системы может быть оценено как переходное и требует повышенного внимания со стороны как теоретических исследований, так и научно-практических разработок. Последние несколько десятилетий государственная система нашей страны трансформируется в связи с коренным изменением государственного устройства и политического режима. К настоящему времени обозначился целый комплекс проблем, характерных для отечественной государственной системы на современном этапе ее развития. Например, большое значение для прогрессивного развития государственной системы имеет такие недостатки общественного развития, как коррупция, взяточничество, пониженная степень доверия к государственным институтам со стороны населения. Государственный механизм в современной России характеризуется недостаточно высокой эффективностью, отсутствием разработанной и эффективно функционирующей методики работы в соответствии с социальными нуждами, низкой степенью реагирования должностных лиц на обращения граждан и т.п.
В связи с этим актуализируется задача проведения масштабных преобразований государственного механизма и всей системы государственных органов в России в соответствии с социальными запросами.
Государственная служба появляется в системе социальных отношений в качестве необходимого условия для нормальной общественной жизнедеятельности и в качестве средства по обеспечению другого вида социальной деятельности, каковой бы она ни являлась. Поэтому долгое время службу вообще ассоциировали со сферой, связанной с умственным трудом. На данном этапе времени такого рода тезис уже не решающий. И хоть в обыкновенном сознании службу часто характеризуют в качестве деятельности трудовой, приравниваемой в этом плане к любой другой, но здесь существует собственное своеобразие, демонстрирующее себя в действительности и специально анализируемое и учитываемое на практике Реформа государственной гражданской службы – это одна из составных частей в проводимой административной реформе. Реформа государственной службы является процессом, который требует постоянного улучшения.
К примеру, непрерывных улучшений требуют такого 4 рода положения, как, к примеру, квалификационное требование, предъявляемое к гражданскому служащему, конкурсное замещение должности и др. Отдельные правовые действия, которые направлены на дальнейшее улучшение гражданской службы, осуществляют при реализации антикоррупционного мероприятия.
Предметом исследования является нормы права, регулирующие государственную службу в РФ.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с государственной службой в РФ.
Цели работы – изучить актуальные проблемы совершенствования института государственной службы и управления государственной службой.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие и направления государственной службы;
2. Изучить вилы рамках государственной службы;
3. показать проблемы и предложить пути совершенствования сотрудничества в практике государственной службы современной России
Методологическую основу исследования: Формально – юридические, общие, сравнительно- правовые, диалектические методы научного познания.
Теоретическая основа исследования: В данной работе представлены труды, содержащие общие положения и выводы в качестве сторонников теорий, отраслевых юридических наук в учениях Н.В. Вассерман, Е. Г. Крылова, Ю.М. Кулаковой, С. Е. Чаннова. Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Государственная гражданская служба выступает в качестве одной из важнейших составных частей социального управления. Государственное управление должно соответствовать социальным запросам и государственным интересам. Категория «государственное управление» служит для обозначения регулирующего воздействия государственной власти на социальную сферу.
Органы государственной гражданской службы – это административно-правовой институт и специфическая социальная организация, основу которой составляют профессиональные управленцы.
Российская госслужба как институт находится в стадии становления, госслужащие как социально–профессиональная группа – в стадии формирования, и на этом этапе одним из факторов повышения эффективности функционирования госслужбы становится повышение профессионализма госслужащих.
В литературе достаточно подробно анализируется профессионализм государственных служащих. Важнейшими элементами профессионализма называют использование эффективных технологий деятельности, высокое соответствие личных качеств требованиям конкретной деятельности, направленность на саморазвитие и профессиональный рост.
Уровень профессионализма не является простой функцией только имеющихся знаний, опыта или соответствующего комплекса профессионально важных личностных качеств. Важнейшим параметром профессионализма является социально обусловленная структура мотивации и целеполагания, которая, в отличии от психологической структуры, поддается не только коррекции, но и управлению. Одним из факторов управления профессионализмом может быть международное сотрудничество, поскольку оно может влиять на мотивацию госслужащих в профессиональной деятельности.
Участие в международных проектах может способствовать повышению мотивации госслужащих, поскольку оно позволяет получить новый опыт, ознакомиться с новыми технологиями в своей сфере, оценить свою профессиональную деятельность и возможности ее развития, разнообразить характер труда.
Работники местных и региональных органов власти сегодня становятся активными участниками международных отношений. Это объясняется изменением самого характера международной ситуации в современной мире, переходом от отношений конкуренции между странами в защите национальных интересов к сотрудничеству в решении глобальных проблем. Меняется сам спектр участников международных отношений – появляются новые, нетрадиционные акторы. В этих условиях трансформируется роль государства, все сильнее проявляется взаимообусловленность его внешней и внутренней политики.
Таким образом, сегодня можно с уверенностью говорить о работниках государственной службы как участниках международных отношений. Сама государственная служба как особый тип профессиональной деятельности, требующий специфических знаний, умений, навыков включает в себя аспекты международной деятельности, что предъявляет свои требования к профессионализму. Набор профессиональных требований к госслужащим, используемый при отборе и оценке кадров госслужбы, должен дополняться новыми, необходимыми для участия в международных проектах, например: знания и навыки управления проектами, владение иностранным языком, инициативность и коммуникативные способностями и т.д.
Рассматривая виды государственной службы Российской Федерации, нельзя обойти вниманием муниципальную службу. В законе о системе госслужбы РФ среди видов госслужбы муниципальная служба отсутствует. Более того, не могут прийти к единому мнению по вопросу отнесения муниципальной службы к госслужбе и ученые.
По мнению одних исследователей, и государственная и муниципальная службы – это разновидности публичной службы, однако муниципальная служба видом госслужбы не является. Другие ученые считают, что муниципальная служба естественно включена в систему госслужбы России, и законодательное оформление этого факта – лишь дело времени.
В любом случае стоит знать, что и государственная, и муниципальная службы в своей деятельности переплетены очень тесно. Однако квалификационные требования при поступлении на муниципальную службу устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно. При приеме на муниципальную службу с гражданином заключается трудовой договор, а не служебный контракт. Вместе с тем, стаж муниципальной службы засчитывается как стаж госслужбы.
Государственная гражданская служба – это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации в органах власти ( , законодательной и служебной). Именно этот род занятий требует максимальной ответственности и исполнительности, поэтому к работникам предъявляются высокие требования.
Уважаемые читатели! В статье рассказаны типичные способы того, как решать юридические проблемы. Ваш случай индивидуален.
Классификация видов государственной службы
При классификации государственной службы по видам, должны быть определены критерии специфического правового регулирования. Но подобная классификация, исходя из принципа единства государственной службы в едином государстве, может превратиться в зависимости от специализации государственных органов, в простое перечисление полномочий государственных служащих при реализации ими через их деятельность тех же государственных полномочий.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» N 58 закрепил виды, на которые делится государственная служба. Но подобное деление ставит скорее новые вопросы, чем решает старые. Бабелюк Е.Г. не без оснований ставит под сомнение выделение нового, более универсального вида государственной службы, которая в настоящее время урегулирована российским законодательством, — это государственной гражданской службы. Она отмечает, что «Как представляется, сохранение организационно-должностной модели для гражданской службы, не отвечает современным потребностям общества. При наделении федеральных агентств, которые являются самостоятельными видами федеральных органов исполнительной власти, функциями по оказанию государственных услуг все сложнее провести их разграничение с государственными учреждениями, иными государственными организациями (государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ и другими), которые имеют государственно-властные полномочия.
Статья 2 указанного Федерального закона закрепляет систему государственной службы, которая включает в себя следующие виды:
- государственную гражданскую службу;
- военную службу;
- государственную службу иных видов.
При подобном критерии разграничения государственной службы, вряд ли такое понимание системы надолго сохранится неизменной. Также к государственной службе отнести, к примеру, работу на объектах атомной энергетики, которую вряд ли можно считать правоохранительной или государственной службой иных видов. Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005 N 154-ФЗ к государственной службе относится данный вид деятельности.
Различное правовое регулирование органов, которые осуществляют государственную власть, а также установление различного статуса государственных должностных лиц, эту власть реализующих, приводит к сложностям в функционировании всего государственного аппарата, различиям в их статусе, неопределенности статуса некоторых областей государственной службы. Это нерационально с точки зрения, как существа государственной службы, так и юридической техники.
В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено определение для каждого вида государственной службы.
Функции государственной службы
Люди, работающие в системе государственной службы, должны осуществлять определённые функции. В частности:
- правомерная. Заключается в том, чтобы правильно распределить и отрегулировать исполнение возложенных полномочий;
- правообразующая – создание и развитие правовой государственной системы, нормативных актов, верное их трактование со стороны уполномоченных лиц;
- регулятивная – развитие и выполнение принятой государством политики в рамках исполнения основных принципов на всех уровнях власти и общественной жизни;
- организационная – реализация компетентности и правомерности госорганов всех уровней;
- правовая – разработка системы мероприятий, их внедрение и реализация для всецелого обеспечения прав российских граждан, и одновременное исполнение их обязанностей.
Государственные служащие всех ветвей и уровней власти должны исполнять эти функции в полном объёме, но с учётом специфики своей деятельности в рамках вида службы.
Кого не примут на государственную службу
Есть установленный список ограничений, при наличии которого кандидат не будет принят на госслужбу. Это:
- наличие полной или частичной недееспособности, установленной судом;
- наличие непогашенной судимости и запрета на занимание определённых должностей;
- наличие определённых заболеваний, что подтверждается медицинскими документами. Полный список «запретных» диагнозов прописан в Постановлении РФ и региональных законах;
- отказ оформлять допуск к информации, которая является закрытой, к гостайне и секретным данным;
- отказ от гражданства РФ и приобретение гражданства другого государства;
- подача документов с заведомо ложными сведениями;
- наличие близкого родственника на той должности, которую кандидат собирается получить. Данное обстоятельство работает также при замещении должностей по вертикальной ветви подчинённости;
- отказ от предоставления данных о собственном имуществе или предоставление заведомо ложных сведений;
- утрата доверия со стороны нанимателя по причинам, выявленным в соответствии с Законом № 79-ФЗ;
- непрохождение срочной службы в рядах ВС РФ без уважительных на то оснований.