Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды и формы собственности в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В современной экономике помимо основных форм собственности существуют и другие, производные формы собственности. К ним относится иностранная собственность, смешанная собственность, интеллектуальная собственность и др.
Виды государственной собственности
Российская Федерация регламентирует муниципальную и государственную форму владения, как результат масштабной передачи обществу имущественных благ. Это природные богатства, финансовые ресурсы, предметы использования, материальные и вещественные производственные средства. Эти объекты были выведены из частного владения, а права пользования частично или полностью получили управленческие органы государства. Уполномоченный владелец – российский народ. Форма владения может быть муниципальной и государственной. На ее принадлежность влияют политические, социальные обстоятельства. Некоторую роль играют экономические факторы.
Субъекты муниципального и государственного владения:
- Страна, народность страны.
- Население автономного региона.
- Территориальное, административное образование.
- Поселок, город, район.
На официальном уровне собственность муниципалитета и государства разделяют на три класса:
- Федеральные, государственные владения, принадлежащие Федерациям.
- Владения муниципалитета, которые пребывают во власти местного управленческого органа.
- Владения государства, федеративных субъектов, которые причисляются к субфедеральной собственности.
В основе государственной собственности лежат сложные, взаимосвязанные, многообразные взаимоотношения. Они выстраиваются на базе иерархии, с учетом ряда принципов:
- Государственный аппарат и госпредприятие – это реальные предприниматели и производители продукции. Между ними действует соответствующая взаимосвязь.
- Центральные и региональные органы, региональные и местные звенья связаны между собой.
- Государственная власть и принципы управленческой деятельности основываются на владении, использовании, применении имущества, которое принадлежит державе, с целью формирования государственного бюджета.
Три особенности государственной формы собственности
Государственная собственность может быть представлена в трех формах:
- Государственные управленцы принимают участие в оборотном процессе обмена имуществом, опираясь на собственную компетенцию, конкретное государственное образование.
- Субъект государственных владений – соответствующее публичное, правовое, государственное образование Российской Федерации, или входящие в их состав элементы.
- Объект владений государства, имеющий особый статус. Сюда относится оборонная отрасль, континентальный шельф, бюджет страны.
Особенность государственного права владения заключается в возможности России, как субъекта, самостоятельно устанавливать собственные принципы регулирования отношений собственника на имущество и других лиц. Из оборота изымаются следующие виды собственности:
- Транспортные предприятия.
- Здания, где проходят заседания властей.
- Угледобывающие концерны.
- Нефтедобывающие предприятия.
- Газодобывающие заводы.
- Связные концерны.
- Промышленные организации.
Особенности государственной собственности
Под государственным имуществом понимается все имущество, принадлежащее Российской Федерации на правах собственности, а также имущество, принадлежащее субъектам Российской Федерации на правах собственности. Земля и другие природные ресурсы, не принадлежащие гражданам, организациям или муниципалитетам, считаются государственной собственностью.
Унитарные и фискальные предприятия могут создаваться на основе государственной собственности.
Унитарным предприятием является коммерческая организация, основанная на праве хозяйственного управления. Создание унитарного предприятия не основывается на решении уполномоченного муниципального или государственного органа. Только муниципальные и государственные предприятия могут иметь унитарную форму.
Управление государственным имуществом осуществляется на основании Гражданского кодекса и иных законодательных актов, регулирующих имущественные отношения в Российской Федерации.
Управление государственным имуществом связано, прежде всего, с контролем за процессом его рационального использования, а также воспроизводства в необходимом количестве и объеме.
Государственная собственность разделена на несколько типов:
- Природные ресурсы, объекты культурного и исторического наследия;
- Объекты, необходимые для выполнения работы органов государственной власти. Например, научные объекты, оборонные предприятия, военная техника и т.д;
- Промышленные объекты, целью которых является поддержка экономической деятельности;
- Транспортная сеть федерального значения.
Для передачи объектов из государственной в частную собственность они приватизируются, обратный процесс называется национализацией.
Теория эффективного и рационального распределения ресурсов
В соответствии с теорией рационального распределения ресурсов, объясняя критерии перемещения ресурсов из негосударственного сектора в государственный, выставляет конкретное требование: преобразование собственности посредством перемещения средств и ресурсов из одного сектора в другой представляется возможным и экономически выгодно только при потери от изъятия ресурсов из частного сектора меньшей, чем дополнительные выгоды в государственном секторе. Иными словами, преобразование частной собственности в общественную имеет смысл только тогда, когда это станет причиной роста производительности ресурсов.
Таким образом, данный экономический критерий с некоторыми уточнениями носит вполне универсальный характер и применяется ко всем формам собственности и перераспределяемым правам собственности.
Однако решения о преобразованиях собственности в переходной экономике, исходя из существующего опыта, могут быть продиктованы некоторыми другими обстоятельствами, к примеру, политическими, избранным вариантом преобразование, интересами теневого бизнеса или криминального мира. Всё это может оказать серьёзное влияние на выработку рациональных экономических решений.
В этой связи необходимо уточнить, что важно принимать во внимание краткосрочные и долгосрочные последствия преобразований собственности. По этой же причине возникают проблемы, связанные с взвешиванием краткосрочных потерь и долгосрочных выгод для общества от преобразований собственности. Решить подобные проблемы можно с помощью особых экономических расчётов. Таким образом, можно утверждать, что тщательный научный экономический анализ должен предшествовать преобразованиям собственности в государственном масштабе, а также в каждом отдельно взятом случае.
Возникновение федеральной собственности
Существуют определенные правила. Они обуславливают процесс появления федеральной собственности на землю. Это происходит посредством использования следующих методов:
- Государство может инициировать процесс изъятия земли, которая находится в собственности у частников. При этом статьей 279 ГК РФ предусмотрено право изъятия соответствующего надела с целью обеспечения государственных нужд путем выкупа.
- Другой метод заключается в национализации, о которой говорится в ст. 235 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, условия и порядок изъятия собственности реализуется посредством выплаты компенсации стоимости надела земли, так же как и иных дополнительных издержек.
Эти два метода отличаются друг от друга, хоть и в обоих случаях финансовые потери компенсируются.
Понятие права государственной собственности
Государственная собственность в нашей стране в течение длительного времени играла и продолжает играть существенную роль в жизни общества. Обвальная приватизация государственного имущества, проведенная в начале 90-х годов прошлого века, привела к существенному сокращению государственного сектора экономики. Это обстоятельство существенно ослабило экономическую безопасность государства. В связи с этим в настоящее время назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики. C этой целью Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 была утверждена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (с изм. на 29 ноября 2000 г.). В этом документе отмечается, что усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сейчас как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.
Жизнь показала, что введение рыночной экономики, широкое использование в ее построении товарно-денежных отношений отнюдь не означают ухода государства из экономики. Другое дело, что государство должно выполнять в рыночной экономике совершенно иные функции. Вместо жесткого централизованного регулирования экономики, основанной на государственной собственности, требуется регулирование экономических отношений, установление и поддержание правил экономических отношений в условиях многообразия форм собственности.
Виды права собственности
Если рассматривать Конституцию Российской Федерации ч. 2 ст. 8, то равным образом защищаются частная, государственная и муниципальная форма собственности.
Собственности в РФ выделяются различием субъектом в составе данных форм. Так, частную собственность юридически можно оформить в виде права собственности граждан или юридического лица. Государственная собственность оформляется в виде права Российской Федерации, а также прав собственности края, республики или области, городов, автономных округов и областей.
Муниципальная собственность может определяться в форме права собственности города, района, сельского поселения или другого муниципального образования. В качестве субъектов собственности могут выступать граждане, физические лица, лица без гражданства и иностранные граждане, коммерческие и некоммерческие предприятия, юридические лица.
Особенности применения ОКФС
Разработчики классификатора предусмотрели несколько приложений к нему. Так, для удобства применения в приложении Б коды расположены по алфавиту, а в приложении В – в порядке возрастания.
Приложение А носит разъяснительный характер. В нем раскрываются понятия классификатора. Термины сопровождаются ссылками на законодательные нормы и трактовками, вытекающими из практики экономической, общественной жизни.
Например, при характеристике госсобственности дается ссылка на ст. 214 ГК РФ; при характеристике собственности госкорпораций подчеркивается, что это имущество, которым госкорпорация владеет как собственник. Выделяются основные признаки, по которым пользователь ОКФС может безошибочно определить нужный код и воспользоваться им.
Совет! Узнать ОКФС можно по ИНН. Информация является общедоступной, и на ее основе создано несколько сервисов в помощь пользователям статистических данных. Самый надежный способ – запрос на официальном сайте Росстата. Корректная и актуальная информация содержится и на сайте ФНС.
Виды интеллектуальной собственности в зависимости от правового режима
Объекты ИС подразделяются на виды:
- Итоги интеллектуальной работы, на которые получен патент.
- Инструменты индивидуализации фирмы, продукции или услуги.
- Итоги творческой деятельности, на которые распространяется авторское право.
- Ноу-хау, на которые распространяется право о секрете производства.
- Нематериальные объекты, на которые распространяется право на селекционные достижения.
- Итоги творческой деятельности, на которые распространяется право на топологию интегральных микросхем.
- Итоги научно-технической работы, в отношении которых действует право применения в системе единой технологии.
Различать объекты индивидуальной собственности важно, так как в отношении каждой группы предметов действуют свои нормы. Некоторые объекты не требуется регистрировать специально. Другие предметы нужно регистрировать сразу в нескольких органах.
Ранее государственная являлась главной формой собственности. Но в настоящее время законом закреплено равенство участников гражданских правоотношений, которые распространяются и на государство. Равенство обеспечивается отсутствием у него некоторых преимуществ, например нераспространения давностного срока на требование о возврате федерального имущества из чужого владения, осуществляемого незаконно. Государственная собственность (федеральная и муниципальная) и частная рассматриваются в виде двух составляющих экономических отношений, где цель государственной собственности заключается в общенародном присвоении имущества, которое обособлено от имущества отдельных компаний и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов базируется на ч. 1 ст. 3 главного закона страны, в соответствии с которым народ является единственным источником и носителем власти в стране.
К федеральной собственности относится имущество, которое принадлежит РФ, собственность регионов – имущество, принадлежащее отдельным субъектам страны. Все это вместе составляет государственную собственность. Владение, пользование и распоряжение ею осуществляется согласно статьям 294 и 296 ГК РФ.
Принцип раздельности имущества РФ
Исходя из основополагающих норм отечественного права, все имущество распределено между разными субъектами, которые им управляют. Государственная собственность не имеет приоритетных значений, однако именно к ней относят наиболее ценные материальные ресурсы страны, такие как земля и природные ископаемые.
Управление государственной собственностью осуществляется при помощи уполномоченных органов власти. Среди них можно выделить Правительство и Президента, федеральные структуры и структуры муниципального характера.
Государственная собственность на землю является приоритетной, и потому контролируется особенно тщательно.
Объекты имущественного права могут быть самыми разнообразными. Это и народ, разные группы населения, юрлица и частные организации. Они не имеют право государственной собственности, однако, в соответствии с основополагающими принципами, могут осуществлять контроль за управлением материальными ресурсами, которые находятся под контролем страны.
Управление государственной собственностью
Наличие государственной собственности непременно порождает проблему эффективного управления. В настоящий период основным инструментом его осуществления является государственная корпорация. Деятельность части таких организаций регулируется законом «О некоммерческих организациях», однако его применение невозможно по отношению к ряду корпораций, к примеру, госкорпорация «Росатом» действует на основании отдельного закона, призванного осуществлять нормативно-правового регулирование использования атомной энергии.
При этом вопрос о том, к какой области права относится создание, и деятельность государственных корпораций остаётся дискуссионным. Кто-то считает их юридическими лицами публичного права, а кто-то заявляет об уникальности правого статуса таких структур.
Процессы регулирования вопросов управления госсобственностью и инвестирования в различные проекты, имеющие федеральное значение, постоянно меняются. Общий дефицит бюджета, образовавшийся в последние годы, приводит к тому, что от ряда начинаний, особенно связанных с долгосрочными вложениями, приходится отказываться. Однако основные правовые нормы, определяющие понятие государственной собственности и казны в последние десять лет не имели каких-то серьёзных изменений.
Иные формы собственности
Согласно комментариям к Конституции РФ под отдельными случаями форм собственности понимают различные общественные объединения, например, профсоюзы или политические партии. Их нельзя считать частным видом, хотя официально они являются юридическими лицами, но и признать их общественной организацией невозможно.
Организации.
Из-за пробелов в законодательстве имеется ряд организаций, которые довольно сложно отнести к одной из форм имущества. Это связано с особенностями структуры и выполняемыми функциями.
«Особенные» организации:
- профсоюзы,
- политические партии,
- религиозные организации.
Многие эксперты считают, что подобные компании относятся к общественному виду имущества, однако законодательно подтвердить это невозможно.
Предприятия.
Для предприятий законодательство выделяет иные формы владения, основанные на особенностях организационной структуры или на долях вложенного капитала.
Иные формы имущества, характерные для предприятия:
- смешанная собственность — имущество, основанное на совокупности разных видов владения,
- иностранная — ценности, принадлежащие на правах собственности иностранным лицам,
- интеллектуальная — в качестве объектов выступают результаты умственной деятельности.
Права последней категории собственности защищены особыми законами: об авторском и смежном праве, правовой охране программ для электронных вычислительных машин и т. д.
Недвижимость и жилые помещения.
Для недвижимости жилого и нежилого фонда существует единственная «иная» форма имущества — общая, которая делится на две категории в зависимости от стиля управления.
Категории общих ценностей:
- Совместная — возникает между законными супругами. При этом недвижимость не делится на доли, а принадлежит партнерам одновременно.
- Долевая — недвижимость будет делиться на равные доли. В этом случае владение и распоряжение имуществом происходит по согласию собственников.
Ярким примером второй формы является квартира, купленная по договору долевого участия. Жилой дом представлен частной собственностью — квартирами, которые являются долями, и общим имуществом в виде подъездов, лифтов и подвалов.
В соответствии с законодательством РФ для подтверждения прав владения у гражданина должно быть специальное свидетельство о регистрации недвижимости. При этом способ получения жилья не важен — справка будет актуальна в любых условиях.
Свидетельство содержит следующую информацию:
- номер и серия документа,
- если копия: отметка о дубликате,
- сведения о владельце квартиры,
- данные о жилье: адрес, площадь и номер,
- кадастровый номер недвижимости,
- наименование правоустанавливающего документа.
Подобного свидетельства может не быть у граждан, которые приобретали жилье до 2000 года. В это время их не выдавали, однако у владельцев могут иметься другие документы, подтверждающие право владения.
Перечень прочих документов:
- договор передачи жилья в личное имущество,
- соглашение о купле-продаже,
- свидетельство о правах на наследство,
- договор дарения,
- соглашение ренты,
- договор долевого участия.
Документом о подтверждении права может считаться и брачный договор, который вступает в силу во время раздела имущества. Для получения права на имущество необходимо дождаться решения суда.
Для удобства восприятия классификации она будет представлена простой таблицей.
виды | формы |
---|---|
по типу присвоения разнообразных форм собственности |
|
по типу права собственности |
|
по типу производственных отношений |
|