Лицензирование ОПО (опасных производственных объектов)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование ОПО (опасных производственных объектов)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В этом разделе указаны города и районы, где мы проводили работы по данному направлению деятельности. Нажмите «География работ» или выберите этот пункт в главном меню наверху страницы, чтобы ознакомиться с опытом работ нашей организации по всем направлениям.

Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО I, II и III класса опасности

Вам необходимо получить Лицензию Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО 1, 2, 3 класса опасности?

Обратившись к услугам Инженерно – консалтингового центра «ЭкспертПро», вы получаете сразу комплекс услуг, избежав ненужных хлопот и затратив минимум усилий и времени.

Специалисты нашей компании проведут анализ имеющейся документации и ситуации в целом на соответствие опасного производственного объекта лицензионным требованиям. При необходимости, мы разработаем программу устранения несоответствий, которые мы так же можем взять на себя. После приведения объекта в соответствие лицензионным требованиям мы подготовим все необходимые документы для получения лицензии и организуем подачу документов, а также проконтролируем все сопутствующие действия.

Взрывопожароопасные производственные объекты подлежат обязательному лицензированию в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Когда Ростехнадзор откажет в получении лицензии?

Ведомство, после получения заявления и комплекта документов, проводит проверку сведений в них. Соискателям следует подготовиться и к визиту инспектора РТН на промышленный объект. Если в ходе проверки будут выявлены расхождения между реальной картиной на ОПО и информацией в документах, предприниматель лицензию не получит.

Другие основания для отказа в выдаче или переоформлении разрешения на эксплуатацию ОПО:

  • неуплата госпошлины в полном объеме;

  • неполнота сведений и документов, если соискатель не устранил замечания в 30 дней приостановки рассмотрения заявления.

Переоформление лицензии на экспертизу промышленной безопасности

Федеральный закон N307-ФЗ, вступивший в силу в ноябре 2015 года, уточняет некоторые положения, связанные с регулированием лицензирования в сфере промышленной безопасности. Из-за этого переоформлению подлежат некоторые виды уже выданных лицензий. Необходимо переоформить:

  • лицензии, в которые не включались списки оказываемых в рамках осуществления деятельности услуг или выполняемых работ;
  • лицензии, в которые включались списки работ и услуг, выполняемых и оказываемых при осуществлении деятельности, при условии, что в эти перечни законодательно вносились изменения;
  • лицензии на виды деятельности, у которых изменилось название.

Ростехнадзор разъясняет: порядок аттестации руководителей организаций, структурных подразделений и др. на ОПО

В связи с введением в действие нового порядка аттестации по промышленной безопасности прошу разъяснить порядок аттестации руководителей организаций, структурных подразделений, инженерно-технических работников, членов аттестационных комиссий, а также порядок проверки знаний работников рабочих профессий.

На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, должны не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.

В каком Ростехнадзоре пройти лицензирование?

Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» воспрещает использование опасных объектов без предварительного получения лицензии в Ростехнадзоре. В случае выявления фактов эксплуатации опасных производственных объектов без прохождения процедуры лицензирования в отношении предприятий применяются меры административного воздействия посредством наложения штрафов и временных запретов на продолжение осуществления деятельности.

Читайте также:  Какие детские выплаты выросли в 2023 году

Правила прохождения процедуры лицензирования определены Федеральным законом РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Организациям, применяющим в своей деятельности опасные производственные объекты, за получением лицензии следует обращаться в территориальное управление Ростехнадзора в соответствии с их юридическим адресом.

Также законодательством установлен ряд случаев, когда выдача лицензий осуществляется исключительно Центральным аппаратом Ростехнадзора (город Москва), а именно:

  1. При эксплуатации опасных объектов, подлежащих декларированию промышленной безопасности.
  2. В случаях применении предприятием ОПО, располагающихся в разных регионах РФ.
  3. Организациям с иностранным капиталом.
  4. Предприятиям, выпускающим промышленные взрывчатые материалы, либо осуществляющим их хранение и применение.
  5. Компаниям, проводящим экспертизы промбезопасности.
  6. Предприятиям, специализирующимся на осуществлении маркшейдерской деятельности.

Вне зависимости от вида деятельности предприятия его руководитель вправе самостоятельно обратиться в Ростехнадзор для лицензирования эксплуатируемых ОПО. Также, учитывая трудоемкость процесса получения лицензии и определенный уровень знаний, законом не возбраняется привлечение на договорной основе специализированных компаний для успешного и быстротечного прохождения лицензирования.

Процедура лицензирования предусматривает предварительную оплату государственных пошлин следующих размеров:

  • первичное получение лицензии — 7500 рублей;
  • процесс переоформления лицензии (смена адресов предприятия, производственная переориентация) — 3500 рублей;
  • оформление дубликата лицензии — 750 рублей.

Новое в законе по аттестации в области промбезопасности:

1. Изменились документы для приема на аттестацию.

В соответствии с постановлением Правительства № 1365 и Приказом Ростехнадзора № 424 ,специалистам и руководителям организации деятельность которых связана с опасными производственными объектами необходимо проходить повышение квалификации по ДПО в сфере промышленной безопасности. К таким работникам относятся:

  • работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;
  • работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
  • работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;
  • работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.

Наш учебный центр проводит подготовку специалистов по дополнительному профессиональному образованию в области промышленной безопасности для последующей аттестации в Ростехнадзоре.

Так же помимо документа о предаттестационной подготовке в области промышленной безопасности (УПК) необходимо предоставить следующие документы:

    ; ; ;
  • платежное поручение оплаченной госпошлины в Ростехнадзор.

2. Изменился перечень комиссий, проводящих аттестацию.

  • Аттестация по промышленной безопасности теперь проводится следующими аттестационными комиссиями:
  • Центральной аттестационной комиссией Ростехнадзора (ЦАК);
  • Территориальными аттестационными комиссиями (ТАК);
  • Ведомственными аттестационными комиссииями (для работников ФСБ РФ, Миобороны РФ и т.п.);
  • Аттестационными комиссиями организаций (аттестация проводится с применением средств Единого портала тестирования).

При этом, ранее компании, имеющие более 5000 человек в штате, аттестовывались только ЦАК. Теперь функции ЦАК несколько другие. Им положено рассматривать апелляции и надзирать за работой ТАК, то есть территориальных комиссий. Именно они и будут принимать решение о прохождении или не прохождении аттестации в каждом конкретном случае.

Из всего этого следует, что теперь организация может аттестовать своих работников в любом территориальном органе Ростехнадзора, а не по региону.

3. Усложнилось само прохождение аттестации в Ростехнадзоре.

Порядок получения лицензии ОПО в Ростехнадзоре

В качестве лицензирующего органа в рассматриваемом нами случае выступает Ростехнадзор. Для лицензирования ОПО в Ростехнадзоре, в соответствии с п. 7 Положения, соискатель должен не только соответствовать всем предъявляемым требованиям, но и направить в Ростехнадзор заявление с приложением копий документов, подтверждающих соответствие предъявляемым требованиям, в том числе право собственности и иное право на помещение и земельный участок, реквизитов разрешения на ввод в эксплуатацию и пр. Документы могут быть непосредственно переданы в Ростехнадзор или направлены заказным письмом с уведомлением о вручении.

После получения запроса на предоставление лицензии специалисты Ростехнадзора проводят проверку указанных соискателем сведений. Кроме того, лицензирующий орган наделен полномочиями по направлению запросов в государственные службы и ведомства для получения информации, необходимой для оказания государственных услуг по лицензированию.

Разрешение Ростехнадзора

Разрешение Ростехнадзора на применение технического устройства (оборудования) — это документ удостоверяющий соответствие данного технического устройства (оборудования) требованиям в области промышленной безопасности. Разрешение Ростехнадзора уполномочена давать только Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Вам понадобится разрешение Ростехнадзора, если Вы планируете использовать техническое устройство (оборудование) на объектах в газодобывающей, нефтяной, атомной, химической, мукомольной и других отраслях промышленности, а также во взрывоопасных зонах. Без разрешения Ростехнадзора нельзя работать с взрывчатыми веществами, перевозить ядовитые отходы или вводить в эксплуатацию гидротехнические конструкции.

Читайте также:  Как многодетной семье оформить выплату на школьную форму

Согласно Федеральному Закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «Административному регламенту Ростехнадзора по выдаче разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах», утвержденному Приказом Ростехнадзора №112 от 29.02.2008 г определён перечень технических устройств, на использование которых требуется разрешение Ростехнадзора.

Здесь человек должен провалиться на другую страницу. Может быть, нажать кнопку «смотреть здесь», как-то так. Этот текст выделен другим цветом.

Также регламент устанавливает ряд правил и норм, которые определяют возможность выдачи разрешения Ростехнадзора на партию технических устройств или единичного оборудования. Разрешение на применение Ростехнадзора может выдаваться на технические устройства (оборудования), имеющих одно функциональное назначение и единое конструкторское решение, а также идентичные материалы и технологии.

Если техническое устройство (оборудования) не отечественного производства и не соответствует, либо частично соответствует обязательным требованиям промышленной безопасности, то заявителю необходимо предоставить план мероприятий, которые он обязуется выполнить, и которые позволят создать безопасную эксплуатацию/использование данного технического устройства (оборудования).

Разрешение Ростехнадзора действует в течение 5 лет для видов (типов) технических устройств (оборудования) или до окончания срока эксплуатации для единичных технических устройств (оборудований) или партий.

Кто выдает разрешительный документ

Центральный Аппарат
Ростехнадзора (г. Москва)
Территориальное
управление Ростехнадзора
Декларируемые ОПО (I и II классов опасности), на которых обращаются опасные вещества (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ). Иные объекты I, II и III классов опасности

Этапы проведения работ

Наши специалисты возьмут на себя функцию по формированию полного пакета документов на получение/переоформление лицензии для подачи в управление Ростехнадзора

Консультация Знакомство, консультация;
Заключение договора; Получение информации от Заказчика.
Подготовка Оформление полного пакета документов в электронном виде;
Информирование о тонких моментах, на которые необходимо обратить внимание;
Консультация по оформлению пакета документов в бумажном виде;
Повторная проверка полного комплекта документов в бумажном виде лично специалистом.
Процесс Подача полного пакета документов в управление Ростехнадзора;
Отслеживание информации о прохождении документарной проверки;
В случае несоответствий, подготовка документов по их устранению;
Консультирование по вопросам прохождения предлицензионной выездной проверки;.
Результат Получение уведомления о получении/переоформлении Лицензии в управлении Ростехнадзора, направление документа Заказчику

Способ учета затрат на приобретение лицензии

При решении вопроса о том, каким образом в бухгалтерском учете должны быть отражены затраты на приобретение лицензии, предоставляющей ее владельцу право осуществления конкретного вида деятельности, нужно определиться с тем, отвечает ли данное право понятию актива. Исходя из смысла п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в соответствии с условиями признания актива в бухгалтерском балансе отражаются затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. Если же возникшие обязательства не обусловлены признанием актива, осуществленные расходы признаются в отчете о прибылях и убытках (п. 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации» ).

Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

В поименованном п. 65 указано, что при признании активов следует руководствоваться условиями, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Минфин России добавляет: если затраты не соответствуют условиям признания определенного актива, но относятся к следующим отчетным периодам, они подлежат отражению в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов (Письмо от 12.01.2012 N 07-02-06/5).

Является ли лицензия нематериальным активом?

Соответствующее право, удостоверенное лицензией, в бухгалтерском учете вполне может быть отражено в составе НМА, подтверждение чему находим и в МСФО (IAS) 38, в котором лицензии и франшизы выделены в отдельный класс НМА (п. 119). Однако это не означает, что все без исключения лицензии являются НМА.

В российском законодательстве для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве НМА должны одновременно выполняться условия, перечисленные в п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (требования данного документа в этой части соответствуют положениям МСФО (IAS) 38). Перечислим упомянутые условия:

  1. возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов. По поводу того, какой актив можно считать идентифицируемым, пояснения даны в МСФО (IAS) 38 (но таких разъяснений нет в российском законодательстве). Актив удовлетворяет критерию идентифицируемости, если он отвечает одному из следующих условий:
  • объект является отделяемым, то есть может быть отсоединен или отделен от предприятия и продан, передан, защищен лицензией, предоставлен в аренду или обменян индивидуально или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством (причем независимо от того, намеревается ли предприятие так поступить);
  • объект является результатом договорных или других юридических прав (независимо от того, можно ли эти права передавать или отделять от предприятия или от других прав и обязательств);
  1. объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Срок действия лицензии на осуществление деятельности, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов, не ограничен;
  2. организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Лицензия на осуществление эксплуатации опасных производственных объектов не может стать предметом купли-продажи;
  3. фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;
  4. у объекта отсутствует материально-вещественная форма;
  5. объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем. Это требование выполняется, в частности, в ситуации, когда объект может быть использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, при выполнении работ, оказании услуг, предназначенных для продажи, либо для управленческих нужд организации. К будущим экономическим выгодам, проистекающим из НМА, могут относиться выручка от продажи продуктов или оказания услуг, снижение затрат, другие выгоды, возникающие от использования актива (п. 17 МСФО (IAS) 38). Эксплуатация опасных производственных объектов при наличии на то соответствующего права, удостоверенного лицензией, указывает на способность лицензии принести организации экономические выгоды в будущем;
  6. организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем, а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам, то есть у организации есть контроль над объектом. Способность предприятия контролировать будущие экономические выгоды от НМА обычно вытекает из юридических прав, которые могут быть реализованы в судебном порядке (п. 13 МСФО (IAS) 38). В нашем случае право на получение экономических выгод подтверждается наличием лицензии. Однако ее наличие никоим образом не влияет на ограничение доступа иных лиц к экономическим выгодам. Наличие лицензии позволяет использовать имеющиеся у организации в собственности или ином законном основании опасные производственные объекты с учетом соблюдения требований законодательства. Причем доступ других лиц непосредственно к опасным производственным объектам не зависит от того, получена ли организацией лицензия. Следовательно, условие о том, что у организации имеется контроль над ресурсом, не выполняется.
Читайте также:  Как отменить платеж и вернуть деньги с кошелька КИВИ?

Какие документы понадобятся для лицензирования?

В пакет документов входит:

  1. Заявление;
  2. Квитанция (чек) об уплате госпошлины;
  3. Для юрлица — учредительные документы с копиями;
  4. Права собственности на сооружение, помещение, постройку и оборудование, которое необходимо в деятельности организации;
  5. Прием в работу ОПО, засвидетельствованный документально;
  6. Итоги экспертизы и заполненные декларации;
  7. Сертификаты соответствия по оборудованию и техническому оснащению;
  8. Квалификационные документы штатных сотрудников. Это могут быть дипломы, аттестаты, свидетельства, удостоверения на разрешение работать с опасной категорией.

Примеры открытых и СС лицензий

Начнем со всем известного видеохостинга ─ YouTube.

Второй пример ─ сайт регионального оператора «Эко-Сити» из Ставропольского края и открытая лицензия на использование массива данных с информацией о деятельности госорганов и органов местного самоуправления.

Еще один пример ─ сайт официального логотипа города Екатеринбург. На первом экране есть ссылка на правила использования логотипа.

По ссылке находится текст открытой лицензии, в которой написано, что логотип можно использовать безвозмездно на территории всех стран. Также установлены ограничения ─ в каких материалах не допускается размещение логотипа, например, в информации об азартных играх, наркотиках и т.п.

Открытая лицензия ─ лицензионный договор в особой форме присоединения, его не нужно подписывать. Если пользователь скачал или другим образом использовал произведение, он автоматически принял условия открытой лицензии и несет ответственность за нарушение правил.

Открытая лицензия должна быть доступна с любой страницы сайта. Кроме этого, перед скачиванием произведения пользователя надо ознакомить с условиями договора присоединения, например, настроить pop-up с предупреждением и ссылкой на открытую лицензию.

Лицензия СС ─ разновидность открытой. Получить ее можно на каждое произведение на сайте Creative Commons.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *