Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объединение ПФР и ФСС: что будет с отчётностью и взносами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ПФР и ФСС работают более 30 лет. Их задача — обеспечение граждан социальными мерами поддержки. Это пенсии, выплаты нуждающимся семьям и другие пособия. Но заявителям приходилось часто обращаться в оба фонда по очереди.
Объединение фондов осуществляется на основании Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Данный закон уже действует, но основные положения, изменяющие порядок деятельности фондов, начнут применяться только с 1 января 2023 года. С этой даты будет действовать единый фонд, который будет иметь полное наименование – Фонд пенсионного и социального страхования РФ, кратко – ФПСС.
Фонд будет создан путем реорганизации ПФР. Одновременно к нему будет присоединен ФСС (п. 1 ст. 18 Закона 236-ФЗ). Таким образом, ФПСС будет осуществлять нынешний функционал ПФР и ФСС РФ. Как и ПФР и ФСС РФ, ФПСС будет иметь территориальные подразделения.
Также вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ), устанавливающие новые правила определения предельной величины для исчисления страховых взносов, новые единые тарифы страховых взносов и порядок сдачи отчетности.
Будут скорректированы и правила представления сведений для индивидуального (персонифицированного) учета (Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ).
Взаимодействие с единым фондом должно сократить трудозатраты бухгалтера и количество представляемой отчетности.
В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.
Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:
- по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
- по беременности и родам – 360 164 рубля за 140 дней;
- по уходу за ребенком до полутора лет – 31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.
Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).
- ФСС и ПФР объединили, чтобы сократить расходы и упростить жизнь людям. Но на деле это добавит предпринимателям сложностей.
- В связи с реформой появится новый единый тариф на страховые взносы. Большинство организаций и ИП не будут платить больше, но придётся разбираться с новыми расчётами и единой базой.
- Вместо шести форм отчётности будут всего две, но работы меньше не станет: разные разделы новой объединённой формы нужно сдавать по старым правилам. А ещё придётся разбираться с новым бланком, которого пока нет.
- Теперь предприниматели не смогут сэкономить, если нанимают сотрудников по договорам ГПХ — взносы на них приравняли к взносам на штатных сотрудников. То же касается медицинских взносов на иностранцев с РВП. Они теперь включены в ОМС, а значит, работодатели будут платить за них взносы на медицину.
На следующий год запланирован переход на единый тариф по обязательному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию. Это позволит к 2025 г. увеличить в 1,5 раза максимальный размер выплат по больничным, по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Планируется установить единый тариф на уплату в размере 30%. Этот тариф равен установленным сейчас тарифам на взносы 22% + 5,1% + 2,9%. Лимит предельной величины базы предлагается установить в пределах 1 565 000 рублей с учетом индексации. Свыше установленного лимита тариф составит 15,1%.
Важно:
В проекте закона об объединении фонда предусмотрена поправка, в соответствии с которой работодатели будут уплачивать взносы не только с заработной платы своих сотрудников, но и с выплат по договорам ГПХ.
Благодаря объединению фондов работодателям будет облегчена процедура уплаты и сдачи отчетности. Для уплаты взносов необходимо будет заполнить всего один документ, также в рамках законопроекта значится необходимость сдачи единой отчетности. Планируется установить дату уплаты не позднее 25-го числа следующего календарного месяца.
Напомним, сейчас выплаты по ГПХ освобождены от уплаты взносов. Работающие по таким договорам могут воспользоваться только медицинским и пенсионным страхованием. С вступлением в силу рассматриваемого законопроекта, работающие по ГПХ смогут получать больничные, декретные и страховые выплаты по уходу за ребенком до полутора лет. Это повысит социальную защищенность многих граждан. На самозанятых данный закон пока не распространяется.
Основные преимущества
Последние 30 лет систему социальной защиты и страхования в России последовательно изменяли и совершенствовали. Сегодня Пенсионный фонд предоставляет множество мер поддержки самым разным категориям граждан: пенсионерам, семьям с детьми, федеральным льготникам, военнослужащим. По линии ПФР граждане получают пенсии, социальные выплаты, материнский капитал, пособия и выплаты на детей. Фонд социального страхования в свою очередь предоставляет гражданам больничные и пособия, родовые сертификаты, технические средства реабилитации, путевки на санаторно-курортное лечение.
Объединение ПФР и ФСС предусматривает полную преемственность всех выплат, услуг и обязательств, которые были в компетенции двух фондов. Оно направлено на повышение качества обслуживания граждан, более быстрое и удобное оформление мер поддержки.
Новая отчетность в ИФНС
С 2023 года работодатели будут обязаны ежемесячно представлять в налоговые органы персонифицированные сведения, необходимые для правильного назначения работникам страховой пенсии и накопительной пенсии (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Эта отчетность заменит собой ежемесячную отчетность, представляемую сейчас страхователями в ПФР по форме СЗВ-М. С 2023 года обязанность страхователей каждый месяц представлять в ПФР сведения СЗВ-М упраздняется.
Новая персонифицированная отчетность в ИФНС будет представляться на каждого сотрудника компании, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки и т.д.
Новая отчетность будет включать в свой состав персональные данные физлиц и сведения о суммах зарплат и иных выплат и вознаграждений, осуществленных в их пользу за предшествующий календарный месяц.
Срок представления новой отчетности – не позднее 25 числа каждого месяца, следующего за истекшим (новая редакция п. 7 ст. 431 НК РФ).
Отчетность необходимо будет сдавать по месту нахождения организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений, которым открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты в пользу работников. ИП будут сдавать отчетность в ИФНС по месту своего жительства.
Организации и ИП, перешедшие на применение АУСН, представлять в ИФНС новую персонифицированную отчетность не будут.
Социальный фонд России будет предоставлять все те услуги, которые предоставляют сегодня ПФР и Фонд соцстрахования, а также несколько новых:
- Страховые пенсии по старости;
- Пенсии по инвалидности;
- Пособия по потере кормильца;
- Государственное пенсионное обеспечение (социальные пенсии по старости, инвалидности, при потере кормильца, пенсии военнослужащим, ветеранам войны, госслужащим, чернобыльцам, летчикам, космонавтам и т.д.);
- Социальные выплаты ветеранам, инвалидам и другим гражданам, имеющим право на федеральные социальные льготы;
- Оформление сертификата и направление средств материнского капитала (МСК);
- Единое пособие беременным женщинам и единая выплата на детей от 0 до 17 лет;
- Выплата средств пенсионных накоплений, формирование и инвестирование;
- Социальные выплаты федеральным льготникам (ветеранам, инвалидам и другим гражданам, имеющим право на них);
- Выплаты военнослужащим и членам их семей;
- Меры поддержки пострадавшим от радиации;
- Компенсация переезда из районов Крайнего Севера для пенсионеров-северян;
- Компенсация инвалидам стоимости полиса ОСАГО;
- Меры поддержки реабилитированным жертвам политических репрессий;
- Пособия по временной нетрудоспособности (больничные);
- Пособия по беременности и родам;
- Пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для работающих граждан;
- Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет для неработающих граждан;
- Единовременные и регулярные выплаты пострадавшим на производстве и членам их семей;
- Родовые сертификаты;
- Технические средства реабилитации;
- Путевки на курортно-санаторное лечение для льготных категорий граждан;
- Оплачиваемый проезд к месту лечения и обратно;
- Выплаты за работу с пациентами с COVID-19 медицинским работникам;
- Выплаты за работы в сменном режиме работникам социальных учреждений стационарного типа.
По словам управляющего ПФР по Новосибирской области, объединение фондов позволит гражданам быстрее и удобнее обращаться сразу за несколькими мерами поддержки. Объединение ПФР и ФСС позволит сократить сроки ожидания выплат.
«Существует немало ситуаций, когда человеку для получения полного объема социальной помощи необходимо обращаться и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования, – говорит Александр Терепа. – Пенсия по инвалидности, например, выплачивается ПФР, а средства реабилитации выдаются ФСС. Пособие по уходу за детьми до 1,5 лет работающие мамы получают в ФСС, а материнский капитал – в ПФР. Для распоряжения набором социальных услуг нужно подавать заявление и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования: в ПФР – о получении денежной компенсации услуг, в ФСС – о получении непосредственно самих услуг, например путевки в санаторий. Благодаря объединению все услуги по линии ПФР и ФСС можно будет получить в одном месте в рамках «одного окна», что позволит существенно упростить порядок получения выплат».
Как скорректировать отчет (исправить ошибки)
Если в персонифицированных сведениях, которые уже сданы в ИФНС, обнаружатся ошибки, их можно исправить. Для этого нужно оформить корректирующий отчет, на титуле которого в поле «№ корректировки» обязательно следует указать «1». Тут же нужно записать код периода (соответствующего месяца), за который корректируются сведения.
Особенности заполнения:
- В корректирующую версию включать нужно только тех сотрудников, чьи данные меняют, исправляют (ИНН, СНИЛС, сумму выплат).
- Допускается корректировка суммы выплат, аннулирование неверных личных данных сотрудника, а также корректировка личных данных сотрудника.
Что изменится в работе ПФР и ФСС Татарстана после их слияния в 2023 году?
С 1 января 2023 года за всеми видами полагающейся социальной поддержки люди будут обращаться в созданный из ПФР и ФСС Социальный фонд России (СФР). Слияние двух фондов – это, по большому счету, переход на единую цифровую платформу. В этой системе будут отражаться все особенности жизненной ситуации человека — пенсионные права или статус многодетной мамы, ветерана труда. Специалисты Фонда автоматически получат информацию о том, кто на что претендует, и смогут направлять ее гражданам в рамках проактивного информирования.
Сколько клиентских служб будет в регионе? Расскажите об их работе.
Все лучшие практики обслуживания, наработанные годами, сохранятся в единых клиентских службах, как и география их присутствия. Люди смогут обращаться по всем привычным адресам клиентских офисов ПФР и некоторых офисов ФСС. Всего единых офисов Социального фонда России по Республике Татарстан будет 62. Их адреса можно посмотреть на официальном сайте ПФР. Офисы оснащены всем необходимым для обслуживания, включая функциональные зоны ожидания, приема, информирования, а также цифровую зону с терминалом самообслуживания. Посетители могут воспользоваться им, пока ждут приема к специалисту, а иногда даже самостоятельно получить услугу, за которой обратились. Администратор зала при необходимости поможет в этом.
«За год в проактивном режиме в Татарстане выдано более 91% сертификатов на маткапитал»
Объединение стало возможным в том числе за счет автоматизации многих процессов. Каковы результаты этой работы и дальнейшие планы в развитии проактивных услуг? Что еще планируется внедрить в объединенном Социальном фонде?
С этого года мы автоматически оформляем пенсии по инвалидности, уже назначено более 8 тыс. таких выплат, в целом работа идет достаточно успешно. Также проактивно мы оформляем сертификаты на материнский капитал. После рождения ребенка нам приходят данные из реестра ЗАГС, далее специалисты формируют сертификат и отправляют его маме на портал госуслуг. Только в 2022 году в проактивном режиме в Татарстане выдано более 91% сертификатов.
По выплатам, которые пока работают заявительно, Пенсионный фонд также старается делать все самостоятельно. Например, по выплате на детей от 8 до 17 лет подается только заявление через портал госуслуг, дальше все процессы запускаются автоматически. Проводя комплексную оценку имущества семьи, в ПФР по запросам поступают сведения из Федеральной налоговой службы – о доходах родителей, из Росреестра – об имуществе, из МВД и МЧС – о наличии автомобиля или, например, лодки. Комплексная оценка проводится довольно эффективно, за счет этого 99% выплат мы назначаем в пределах десяти рабочих дней.
Кроме того, наличие базы персональных данных позволило в этом году проактивно информировать людей о размере сформированной пенсии и условиях, при которых она назначается. На данный момент уведомление уже получили более 133 тыс. татарстанцев: мужчин в возрасте от 45 лет и женщин от 40 лет. Информация приходит в личный кабинет»на портале госуслуг. По ней можно увидеть накопленные на данный момент пенсионные права, включая стаж и коэффициенты, и, самое главное, размер пенсии, рассчитанный по этим параметрам. Это помогает гражданам в том числе планировать дальнейший трудовой путь. Беззаявительный принцип работы и удобство для людей останутся основными направлениями развития нового фонда.
С 2023 года база для расчета страховых взносов будет единой
С 01.01.2023 вступил в силу новый пункт 5.1 статьи 421 НК РФ (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Согласно поправкам, для всех взносов (на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (ОПС, ОМС, ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) устанавливается единая предельная величина базы для расчета. Она определяется с учетом размера средней заработной платы в РФ, определенного на соответствующий год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему коэффициента 2,3 (Федеральный закон от 21.11.2022 № 443-ФЗ). Постановлением от 25.11.2022 № 2143 Правительство РФ определило единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов с 01.01.2023 в размере 1 917 000 руб.
В зависимости от того, превышен или нет предельный размер базы, зависит тариф страховых взносов. Однако в пункте 5.1 статьи 421 НК РФ закреплено, что это не распространяется на случаи уплаты взносов по доптарифам (ст. 428 НК РФ); взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников угольной промышленности (ст. 429 НК РФ).
Порядок определения базы по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (на травматизм) в 2023 году не меняется.
Новый порядок применения пониженных тарифов страховых взносов с 2023 года
С 2023 года меняется порядок исчисления взносов по пониженным тарифам (Федеральные законы от 14.07.2022 № 239-ФЗ, 323-ФЗ, 321-ФЗ.
1. С 2023 года пониженные тарифы применяются к выплатам за деятельность в студенческих отрядах. Условия уплаты страховых взносов по пониженным тарифам следующие (пп. «а» п. 11 ст. 2 Закона № 239-ФЗ, новый пп. 20 п. 1 ст. 427 НК РФ):
-
студенческий отряд включен в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой;
-
выплаты осуществляются по трудовым договорам или договорам ГПХ (предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг);
-
выплаты осуществляются в пользу лиц, обучающихся очно в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования.
Ранее такие выплаты нужно было облагать по общим тарифам. Взносы на ОПС с них не уплачивались (пп. 1 п. 2 ст. 422 НК РФ).
2. Для организаций и ИП с 2023 года устанавливаются единые пониженные тарифы страховых взносов. Таких тарифов 3, поскольку всех плательщиков, применяющих пониженные тарифы, объединяют в три группы (пп. «г» п. 11 ст. 2 Закона № 239-ФЗ).
В первую группу (применяют единый пониженный тариф в размере 7,6 % в пределах единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 0 % — свыше единой предельной величины базы) входят:
-
социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН). Речь о СОНКО, которые ведут деятельность в области массового спорта (за исключением профессионального), социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, а также осуществляют театральную, библиотечную, музейную и архивную деятельность;
-
благотворительные организации, применяющие УСН;
-
IT-организации;
-
участники свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя;
-
резиденты территорий опережающего развития;
-
резиденты свободного порта Владивосток;
-
резиденты особой экономической зоны в Калининградской области;
-
российские организации, которые занимаются производством и (или) реализацией собственной анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказанием услуг (выполнением работ) по созданию такой продукции;
-
российские организации, которые включены Минпромторгом России в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;
-
организации, зарегистрированные на Курильских островах;
-
студенческие отряды, указанные выше (пониженные тарифы действуют в отношении выплат в пользу лиц, обучающихся очно в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования).
Во вторую группу (применяют с 2023 по 2027 год (включительно) тариф в размере 0 % (как в пределах единой предельной величины базы, так и свыше ее)) входят:
-
организации, выплачивающие вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (пониженные тарифы действуют в отношении выплат таким лицам);
-
международные компании, получившие статус участников специальных административных районов (на территориях острова Русский в Приморском крае и острова Октябрьский в Калининградской области) и производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов (пониженные тарифы действуют в отношении выплат таким лицам).
В третью группу (применяют единый пониженный тариф взносов бессрочно с 2023 года в размере 15 %, но не ко всем выплатам, а только к той части, которая превышает МРОТ, установленный федеральным законом на начало года) входят:
-
участники проекта «Сколково» или проектов, связанных с инновационными научно-технологическими центрами, реализуемых в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ;
-
субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП);
-
субъекты МСП, основным видом экономической деятельности которых является предоставление продуктов питания и напитков, среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек, соответствующие условиям, указанным в подпункте 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Как ФНС уничтожит «серые» схемы в 2021 году
- В России могут ввести уголовную ответственность за призывы к санкциям против российских граждан
- «Алмаз-Антей» покажет в Индии зенитные ракетные комплексы и радиолокаторы
- «Если у кого-то совсем снесет голову, такое может произойти». Медведев назвал возможным отключение России от глобального Интернета
- Кремль: На митингах было достаточно большое количество хулиганов и провокаторов
- Медведев рассказал, когда в России начали готовиться к пандемии коронавируса
- Президент Чехии: Ситуация с Навальным — это балаган
- Главком украинской армии и его коллеги подали в суд на Минобороны
- ФБК просит президента США ввести санкции против некоторых российских бизнесменов и политиков
- К активистам в Петербурге перед акцией в поддержку Навального домой пришли с обысками. В городе и области обыски по 33 адресам
- Директор ФБК сообщил, что в отношении Навального возбуждено дело о мошенничестве
Михаил Мишустин подчеркнул тот факт, что оптимизация проводится с благими намерениями. Вместо того чтобы штат был раздутым, его стараются укомплектовать максимально рационально. В состав должны входить специалисты, которые имеют достаточный уровень компетенции для выполнения возложенных на них обязанностей. Изменения помогут в создании четко очерченной сферы ответственности для каждого ведомства, относящегося к структуре исполнительной власти.
С финансовыми ресурсами, которые существовали до начала запланированной оптимизации, все будет по-прежнему.
Со сроками реализации программы постоянно возникала путаница, так как власти все время откладывали ее начало по ряду причин. После того как стало понятно, что затягивать с реализацией поставленной цели нельзя, чиновники все же определились с временным интервалом. Система заработает с начала года, а для ее реализации отведено всего 3 месяца. До апреля специалисты на местах должны успеть вложиться в выдвинутые нормативы.
Премьер-министр считает, что России необходимы «не огромный, а рационально сформированный штат компетентных специалистов и четко определенная сфера ответственности каждого органа исполнительной власти». Михаил Мишустин сообщил, что после проведения инвентаризации рабочих мест государственных служащих всех уровней выяснилось, что примерно 20% должностей в министерствах и ведомствах остаются вакантными. После детального анализа работы всех федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им структур правительство подготовило решения по оптимизации административного аппарата. Для проведения реформы и сокращения должностей будет создана специальная рабочая группа, которая выработает стандарты. Этим стандартам, по словам главы правительства, должны соответствовать все министерства и ведомства и их территориальные органы.
Ожидается, что такие меры позволят повысить эффективность работы исполнительной власти. Михаил Мишустин подчеркнул:
Вся система государственного управления работала четко и слаженно, соответствовала ожиданиям и запросам людей и была сосредоточена на решении главной задачи — повышении качества жизни каждого человека за счет роста экономики и социальной сферы.
Зачастую из сокращения логически вытекает, что оставшиеся специалисты смогут получать повышенную заработную плату в сравнении с той, которая выплачивается в текущий момент. Так и здесь – заработок планируется повысить. В текущий момент зарплата государственных служащих составляет 40% Фонда заработной платы. То есть 40% оклада специалисты бухгалтерии и экономических отделов получают фиксировано. Соответственно, 60% заработка складывается из следующего:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- премий;
- стимулирующих выплат;
- иных видов доплат.
Дополнительные выплаты, соответственно, составляют большую часть заработка чиновника. Но именно эта часть носит несистематический характер, что подвергает риску доход госслужащего.
По сути, планирующееся сокращение госслужащих выглядит, как прорыв к более смелому использованию инновационных технологий, как развитие, а не угасание системы управления. Поэтому планирующуюся оптимизацию можно назвать реформой в области управления, отлаживанием финансовых потоков государства и надзором за их правильным течением.
Отвечая на вопрос, будет ли на этом завершена реформа, Григоренко заметил: «Если внимательно посмотреть лучшие практики, неважно — в бизнесе или в госуправлении, то мы увидим, что важнейший элемент успеха — это стремление к постоянному развитию». По его словам, сейчас драйвером изменений выступает цифровизация, но «это не самоцель, а только инструмент, который нужно научиться правильно применять».
Министр финансов анонсировал повышение зарплаты госслужащим в 2022 году
— Можно ли сейчас понять, где действительно нужны сокращения?
— Давайте разбираться.
В регионах мы имеем дело с тремя разными категориями служащих — служащие территориальных органов исполнительной власти, служащие субъекта федерации, то есть региональных органов госвласти, и, наконец, муниципальные служащие. По этим категориям нужен отдельный анализ.
Нынешние объявленные сокращения все-таки относятся к федеральным органам власти, но если отвечать на ваш вопрос, то в принципе, исходя из моих наблюдений последних лет, как-то решилась проблема в налоговых инспекциях. Там пришли к оптимальной численности тех сотрудников, которые работают с посетителями, ну и у ФНС развиваются формы электронных взаимодействий.
Но с регионалами и муниципалами, картина, если честно сказать, непонятная. Возьмем отделы социальной защиты населения — какая-то часть их функций ушла в те же МФЦ, но как это отразилось на численности подразделений соцзащиты, непонятно.
— А что с местными и региональными чиновниками?
— Россия по Конституции — федеративное государство, а субъекты федерации являются государственными образованиями, которые в рамках законодательства являются, в общем-то, самостоятельными в пределах своих полномочий — в тех же вопросах распределения и контроля бюджетных средств.
Конечно, прокуратура контролирует законность действий любых организаций, будь то федеральные, региональные или муниципальные органы власти. Но федеральные контрольно-надзорные органы законность действий нефедеральных органов могут проверять достаточно ограниченно. Если речь идет о полномочиях субъекта, то тут дело самого субъекта, и контроль — это дело самого субъекта.
Что касается контроля эффективности работы чиновников, то это, конечно, слабое место в системе госуправления. Хотя Счетная палата еще с конца нулевых годов ставила вопрос о том, что она должна контролировать не только соответствие бюджетных ассигнований целевому назначению, но и эффективность их использования, с этим до сих пор много проблем, в том числе и в регионах. Проблем много в том числе потому, что критерии эффективности работы чиновников выработать очень трудно.
Отсутствие методик определения эффективности работы чиновников — это на самом деле общемировая проблема. Даже в коммерческих структурах так называемые KPI — это предмет больших и постоянных споров о том, какими они должны быть, насколько эффективны эти показатели, и доходит даже до вопроса — а нужны ли они вообще? Это очень непростой вопрос.
Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.
Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.
Одновременно правительство отказалось от проведения ежегодной индексации окладов госслужащих в следующем году (в 2022 и 2023 годах предполагается вернуться к стандартному повышению). Власти не в первый раз прибегают к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась на период 2014–2017 годов после кризиса 2014 года. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.
Средняя зарплата госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. Данные за 2019-й Росстат до сих пор не представил, но если увеличить их на уровень фактической инфляции за прошлый год (4,3%), то средняя зарплата федеральных чиновников могла вырасти до 132 тыс. руб. в месяц.
Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками в 2018 году стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018 году) и администрации президента (236,7 тыс. руб.). Среди министерств и ведомств самыми высокооплачиваемыми оказались сотрудники Федерального казначейства (159 тыс. руб.). Далее следуют МИД — 151,1 тыс. руб., МЧС — 145 тыс. руб., Федеральная налоговая служба (ФНС) — 144,8 тыс. руб. и Минфин — 139 тыс. руб.