Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила исчисления платы НВОС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2020 году за НВОС были установлены ставки, утвержденные в 2018 году, с умножением на 1,08. В текущем году в связи с пандемией COVID-19 и ухудшением положения экономики соответственно, норма не была повышена, осталась такой же. Минприроды сообщает, что ставки с 2003 года росли меньше, чем инфляция, в связи с этим было принято решение системного повышения, чтобы простимулировать мероприятия по охране природы. В 2022 году предлагают установить те же нормы 2018 года, но с учетом их умножения на коэффициент 1,17. Это значит, что по сравнению с текущим годом ставки вырастут на 8,5%.
Полностью освобождены от платы только те лица, которые имеют и эксплуатируют исключительно объекты 4 категории НВОС. Если при этом на балансе предприятия есть объекты других, более высоких категорий, плату за НВОС придётся вносить за все объекты негативного воздействия.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 определяет, к какой категории негативного воздействия относится тот или иной объект ОНВ. Согласно новым критериям, теперь не должно оставаться объектов, которые нельзя было бы отнести к категории с 1 по 4 . Те объекты, которые долгое время числились «бескатегорийными», теперь отнесены к 3 категории и тоже обязаны вносить плату за НВОС.
При размещении отходов на полигоне (свалке) платят за НВОС те лица, у которых и образовались вывезенные на свалку отходы. При этом за захоронение твердых коммунальных отходов (обычный бытовой мусор) обязаны платить не те, кто образовал отходы, а региональные операторы и операторы по обращению с ТКО.
ЧТО ЖЕ В ПУНКТЕ 12(1) ПРАВИЛ?
Пункт 12(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получившие до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) данных Правил.
Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 данных Правил.
При превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20 и 21 данных Правил.
Позиция, о которой мы говорили выше, вероятно, основана на ошибке, которая сводится к следующим доводам:
- в пункте 21 указано на необходимость применения коэффициента 25 при исчислении платы за НВО определенными (указанными в пункте 12(1) Правил) лицами, осуществляющими деятельность на объектах II категории;
- в пункте 12(1) указаны, в том числе, лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г.:
- разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
- лимиты на выбросы загрязняющих веществ,
- разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду,
- лимиты на сбросы загрязняющих веществ,
- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Отсюда неправильный вывод: лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г. «классические» разрешения, обязаны при исчислении платы за НВОС применять формулу с повышающим коэффициентом 25.
Ещё раз подчеркнем: это логическая ошибка. Дело в том, что:
- во-первых, правила русского языка предлагают читать текст сверху вниз, а не снизу вверх, поэтому сначала в Правилах, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255, описываются алгоритмы выбора формул исчисления платы за НВОС, а лишь потом – сами применимые формулы;
- во-вторых, в пункте 12(1) Правил содержатся прямые указания на то, какие формулы, в каких ситуациях должны использовать лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г. «классические» разрешения;
- в-третьих, формула, указанная в п. 21 Правил, содержит описание порядка исчисления платы за НВОС в случае «сверхнормативного» воздействия на ОС и не применима к случаям оказания воздействия в соответствии с условиями разрешительной документации (что бы это ни значило).
« Июль 2023 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
Сроки оплаты за негативное воздействие на окружающую среду
Платежи за НВОС перечисляют те предприятия или лица, в результате деятельности которых это воздействие образовалось. Они должны совершать этот платеж самостоятельно ежеквартально.
Расчетным периодом по данному сбору, является год, но порядок уплаты предусматривает авансовые платежи, совершаемые раз в квартал не позже 20 числа первого месяца следующего квартала. Годовой отчет по сбору составляется не позже марта следующего года.
ИСКЛЮЧЕНИЕ! Предприниматели Ростовской области отчитываются перед Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу РФ.
Для осуществления оплаты предприниматели должны задекларировать свою деятельность в территориальном органе Росприроднадзора по месту нахождения объекта, осуществляющего НВОС. Декларацию нужно предоставлять один раз в год (до 10 марта наступившего за отчетным года). Туда же перечисляется оплата. Расчет, сдаваемый в Росприроднадзор, должен быть прошит, листы пронумерованы, а подпись скреплена печатью.
Если источников загрязнения несколько, по каждому нужна отдельная декларация.
Нерадивые бизнесмены, не осуществившие данный платеж или рассчитавшие его неправильно, просрочившие выплату или подачу отчетности заплатят внушительный штраф и пеню за просрочку в размере 1/300 от ключевой ставки Банка России.
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 июля 2011 г.
№ 650Основные нормативные правовые акты в области сброса загрязняющих веществ в водные объекты:1.
«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 № 317
«Об утверждении положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади»
.3. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 № 2
«Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты»
.4.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.12.2007 № 333
«Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»
.Администрирование: К сведению природопользователей!
Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ в природоохранное законодательство внесены изменения, которые вступают в действие поэтапно.С 01 января 2016 г. вступили в силу ст.ст. 16.1-16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), регламентирующие порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС), порядок её исчисления, а также порядок и сроки внесения платы за НВОС, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью её внесения.В соответствии со ст.
16.1 Закона № 7-ФЗ плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.В соответствии с п.
1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий – I категория;- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду – II категория;- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду – III категория;- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую
Плата за негативное воздействие на окружающую среду: ставки в 2023 — 2023 годах
→ → Актуально на: 26 января 2023 г.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (платы «за грязь») устанавливаются Правительством РФ (). Кроме того, Правительство устанавливает коэффициенты индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду. В конце сентября 2023 года вступило в силу Постановление Правительства, установившее ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2023-2023 гг.
(). Для наглядности приведем пример новых ставок платы «за грязь» по видам загрязнения: Название загрязняющего вещества Ставка платы за загрязнение окружающей среды (в рублях за 1 тонну загрязняющих веществ (отходов производства и потребления)) 2023 2023 2023 За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками Азотная кислота 35,1 36,6 36,6 Аммиак 133,1 138,8 138,8 Ртуть и ее соединения (кроме диэтилртути) 17492,5 18244,1 18244,1 Бенз(а)пирен 5247490,6 5472968,7 5472968,7 Сероводород 657,9 686,2 686,2 Серная кислота 43,5 45,4 45,4 За выбросы загрязняющих веществ в водные объекты Алюминий 17630,7 18388,3 18388,3 Аммиак 14105,6 14711,7 14711,7 Берилий 1900943,1 1983592,8 1983592,8 Бенз(а)пирен 70523113 73553403,0 73553407,0 За размещение отходов производства и потребления по классу их опасности Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) 4452,4 4643,7 4643,7 Отходы II класса опасности (высокоопасные) 1908,2 1990,2 1990,2 Отходы III класса опасности (умеренно опасные) 1272,3 1327 1327 Отходы III класса опасности (умеренно опасные) 635,9 663,2 663,2 Отходы III класса опасности (практически неопасные): — добывающей промышленности 1 1,1 1,1 — перерабатывающей промышленности 38,4 40,1 40,1 — прочие 16,6 17,3 17,3 В отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, к ставкам платы «за грязь» применяется дополнительный коэффициент 2 ().
Плата за размещение отходов
В статье раскрываются вопросы исчисления и взимания платы за размещение отходов производства и потребления с учетом последних законодательных изменений[1].
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) взимается в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов)[2].
СЛОВАРЬ
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ): • отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; • размещение отходов — хранение и захоронение отходов; • хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; • захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Если предприниматель в своей деятельности использует источники негативного влияния на среду, он является потенциальным плательщиком данного сбора. При этом не имеет значения, из какого бюджета финансируется его деятельность, а также ее организационно-правовой характер. Если организация или частное лицо действует на территории РФ и своими действиями наносит вред окружающей среде, плательщиками будут считаться:
- предприятия;
- учреждения;
- физические лица;
- юридические лица;
- россияне и подданные других государств.
Какие последствия неперечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду?
Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам
В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):
- выбросы от стационарных источников;
- сбросы в водные объекты;
- хранение и захоронение отходов.
При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):
- нормативы допустимых загрязнений;
- нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
- лимиты на размещение загрязнений и их превышение.
В соответствии с нормами постановления № 255:
- нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
- предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
- сумма платы может снижаться за счет:
- вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
- применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.
Сбор вычисляется посредством сложения:
- произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
- произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.
Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам
В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):
- выбросы от стационарных источников;
- сбросы в водные объекты;
- хранение и захоронение отходов.
При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):
- нормативы допустимых загрязнений;
- нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
- лимиты на размещение загрязнений и их превышение.
В соответствии с нормами постановления № 255:
- нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
- предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
- сумма платы может снижаться за счет:
- вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
- применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.
Сбор вычисляется посредством сложения:
- произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
- произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.
В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.
Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).
Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Как Росприроднадзор рекомендует рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2023 год?
До какой даты и на какие реквизиты произвести платеж в 2023 году? Нужно ли сдавать отчетность по таким платежам в Росприроднадзор?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье? Новый бланк 2023 годаПриказом Минприроды от 09.03.2023 № 3 утверждена форма декларации негативном воздействии на окружающую среду.
Ее нужно сдать не позднее 12 марта 2023 года. . Плату за загрязнение окружающей среды по итогам 2023 года должны внести все организации и индивидуальные предприниматели, использующие в рамках своего бизнеса объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Причем обязанность по внесению платы касается всех организаций и ИП, применяющих любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения (УСН, ЕНВД, ОСНО и т.д.).
Имейте в виду, что