Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовно-правовая характеристика взяточничества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объектом данного преступления, является — совокупность общественных отношений, которая обеспечивает нормальную деятельность органов государственной власти. Это вытекает из названия разд. X УК РФ — «Преступления против государственной власти».
Объект и объективная сторона ст.290 УК РФ «Получение взятки»
Что касается непосредственного объекта, то им является совокупность общественных отношений, регламентирующих нормальную деятельность органов государственной власти, государственной службы, а также органов местного самоуправления.
Для такого преступления, как получение взятки, важен такой признак преступления, как его предмет
Пленум Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указал, что предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.).
ПPEДMET B3ЯTOЧНИЧECTBA
B пyнктe 9 Пocтaнoвлeния № 24 дaютcя oпpeдeлeния пpeдмeтa взятoчничecтвa и кoммepчecкoгo пoдкyпa, пoд кoтopым зaкoнoдaтeлeм пoнимaютcя нe тoлькo дeньги, цeнныe бyмaги, инoe имyщecтвo, нo и нeзaкoннoe oкaзaниe ycлyг имyщecтвeннoгo xapaктepa и пpeдocтaвлeниe имyщecтвeнныx пpaв.
Oпpeдeлeниe пoнятия «ycлyги имyщecтвeннoгo xapaктepa» вызвaлo шиpoкyю диcкyccию зaдoлгo дo пpинятия этoгo пocтaнoвлeния. Ocнoвывaяcь нa cyдeбнoй пpaктикe, Плeнyм oпpeдeлил, чтo пoд тaкими ycлyгaми cлeдyeт пoнимaть пpeдocтaвлeниe дoлжнocтнoмy лицy в кaчecтвe взятки любыx имyщecтвeнныx выгoд, в тoм чиcлe ocвoбoждeниe eгo oт имyщecтвeнныx oбязaтeльcтв. B тoм жe пyнктe yкaзaнo, чтo пoлyчeниe взятки в видe нeзaкoннoгo пpeдocтaвлeния дoлжнocтнoмy лицy «имyщecтвeнныx пpaв» пpeдпoлaгaeт вoзникнoвeниe y лицa юpидичecки зaкpeплeннoй вoзмoжнocти вcтyпить вo влaдeниe или pacпopядитьcя чyжим имyщecтвoм кaк cвoим coбcтвeнным, тpeбoвaть oт дoлжникa иcпoлнeния имyщecтвeнныx oбязaтeльcтв в eгo пoльзy.
Что является предметом преступного посягательства при получении взятки
Средний размер взятки, выявленной правоохранительными органами, составил 100,3 тыс. рублей (+35,0%).
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ «Получение взятки», являются: должностное лицо, лицо, занимающие государственную должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта Российской Федерации, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Получение, дача взятки либо посредничество во взяточничестве считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться и распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению. Базовыми актами, регулирующими вопросы квалификации взяточничества и противодействия ему, являются Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». Предметом преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 УК РФ, является взятка. Предмет данной группы преступлений неоднороден.
Разбираем состав преступления, предусмотренного ст. 162 УК РФ (Разбой)
Нередко граждане задаются вопросом, образует ли состав преступления и будут ли преследоваться по закону студенты, которые сдают зачеты и экзамены с помощью «рубля» или ускоренное получение медицинской помощи посредством «задабривания» медицинского работника.
Итак, что считается взяткой преподавателю, врачу и в каких случая взяткодатель сможет быть привлечен к уголовной ответственности за данные действия разберем в настоящем блоке.
Уголовный закон связывает субъекта данного преступления с наличием определенных властных полномочий, в части мед работников и преподавательского состав лицо должно обладать организационно распорядительными функциями.
Пленум Верховного суда, четко разъяснил, что следует понимать по организационно -распорядительными функциями.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия лица, которые связаны с руководством в государственном, субъектном или муниципальном учреждении. Или находящимися в их служебном подчинении отдельными сотрудниками по трудовому договору или контракту, с формированием кадров и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, привлечения к дисциплинарной ответственности или поощрением сотрудников и иные функции.
Указанные факты исходя из пояснений Верховного суда, относятся к руководителям государственных и муниципальных органов и учреждений, ближе к рассматриваемой категории относиться пояснения, в которых отражено, что к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих определенное значение юридического характера, в связи с чем влекущее определенные юридические последствия. В частности, как пример суд указывает получение с помощью взятки больничного листа, установление инвалидности, а также выставление отметок члену государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Исходя из изложенного можно спело утверждать, что получение и дача взяток преподавателю или медицинскому работнику может быть также расценена как уголовное преступление.
Рассмотрим особенности объективной стороны получения взятки.
Следует учитывать, что непосредственным элементом объективной стороны взятки является фактическое получение или дача предмета преступления, поэтому преступления связанные со взяточничеством труднодоказуемы, исключая те случаи, когда виновное лицо застали непосредственно в момент совершения преступления.
Нередко люди задаются вопросом, как за обычный подарок не сесть на скамью подсудимых и какие подарки не считаются взяткой? Для ответа на данный вопрос следует рассмотреть субъективную сторону преступления, во-первых, лицо должно хотеть дать и должно осознавать, что дает именно взятку, ведь данное преступление характеризуется именно прямым умыслом.
В данном случае, что избежать уголовной ответственности подарок должен быть вручен без ответного действия получателя дара в пользу дающего лица.
Кроме того, гражданское законодательство также ограничивает размер подарка для должностного лица. Как отражено в Гражданском Кодексе РФ сумма дара не должна превышать 3 000 (трех тысяч) рублей.
Если Вас необоснованно обвиняют во взяточничестве необходимо строить тактику защиты в зависимости от положения в котором вы находитесь и следует доказывать ряд обстоятельств:
- Денежные средства, которые вам передали вы не требовали и получены Вами случайно;
- Каких-либо юридических действий в адрес дающего взятку лица вы не совершали и не планировали совершать, более того каких-либо разговоров о даче взятки с данным лицом не совершалось.
Что считается взяткой?
Разобрать данный вопрос следует с определение данного термина итак взяткой в российском законодательстве называют передачу материальных ценностей от одного лица другому в целях совершения получателем взятки определенных действия в отношении взяткодателя используя свои государственно-властные полномочия.
Взятка может быть предоставлена в различных формах в частности можно выделить:
- Денежные средства, в том числе иностранная валюта;
- Драгоценные металлы;
- Имущественные права (право собственности на недвижимость, на автомобиль);
- Совершение в пользу взяткополучателя сделок;
- Ценные бумаги;
Таким образом, ответственность наступит не только за передачу денежных средств, под преступление подпадает любое имущество, подлежащее оценке.
Как посадить взяточника?
Однако не стоит забывать о лицах, у которых за совершения необходимых им действий попросту вымогают денежные средства. Как же защититься от нерадивых чиновников, требующих необоснованной наживы на простых гражданах.
Нередко простое обращение в полицию не несет необходимых результатов ввиду недостаточности доказательств ведь лица, получающие взятку на регулярной основе достаточно осторожны.
В данном случае для обращения в правоохранительные органы запаситесь хотя бы диктофонной записью разговора с чиновником, в котором последний требует определенную денежную сумму. Только после этого обращайтесь в полицию. Для грамотного обращение следует составить мотивированный процессуальный документ, в котором будут все необходимы для следствия факты и нормативное обоснование позиции, в данном вопросе Вам поможет наше Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры».
Объективная сторона получения взятки. Момент окончания преступления
Объективная сторона получения взятки, предусмотренного ч. 1 ст. 290, носит сложный характер. Во-первых, она характеризуется действием — получением должностным лицом лично или через посредника взятки (в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера). Во-вторых, взятка получается за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия данного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Все три последние разновидности действий (бездействия) должностного лица предполагают, в принципе, правомерный их характер, т.е. сами по себе эти действия (бездействия) законны, так как входят в служебные полномочия должностного лица и оно вправе и может совершать такие действия (бездействие). Преступными они становятся в связи с тем, что совершаются именно за взятку. Судебная практика относит к таковым, например, решение кадровых вопросов (в том числе прием, продвижение по службе), распоряжение денежными средствами и кредитами и т.п.
Способствование указанным действиям (бездействию) означает использование должностных полномочий в широком смысле слова. В этом случае предполагается возможность должностного лица воздействовать на других лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение.
Такой способ использования должностным лицом своих служебных полномочий, как покровительство, предполагает, например, незаслуженные премии и поощрения в отношении взяткодателя, продвижение его по службе и т.п. Попустительство проявляется, в частности, в нереагировании на нарушения трудовой дисциплины взяткодателем (прогулы, опоздания на работу и т.п.), непринятие мер по фактам допущенных им недостач материальных ценностей и т.д.
Объективная сторона преступления состоит из признаков, к числу которых, в частности, относятся:
а) получение лицом лично или через посредника взятки;
б) получение ее за выполнение определенных действий (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
Получение взятки предполагает получение ее не только должностным лицом, но и иными близкими виновному лицами с его согласия. Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», если имущественные выгоды предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки. При этом в приговоре суду следует указывать, за выполнение каких конкретных действий (бездействие) должностное лицо получило взятку от заинтересованного лица. Получение взятки через посредника означает, что лицо использовало при ее получении посреднические услуги, с тем чтобы надежнее завуалировать совершенное преступление. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в получении должностным лицом взятки наступает, когда посредник является соучастником должностного лица в совершении анализируемого преступления. 1 Получение взятки должностным лицом, исходя из законодательной формулировки, обусловлено выполнением в пользу взяткодателя или представляемых им лиц следующих видов альтернативных действий (бездействия):
а) входящих в круг служебных полномочий должностного лица;
б) не входящих в круг служебных полномочий должностного лица, но осуществлению которых виновный может способствовать в силу своего должностного положения;
в) выражающихся в общем покровительстве;
г) выражающихся в попустительстве по службе.
Глава 3. Объект и объективная сторона дачи и получения взятки.
Родовой объект данных преступлений можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти. По существу об этом же говорилось и в УК 1960 г. Эти преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной службы, на интересы государственной службы и ее деятельность. Под интересами государственной службы понимается объем обязанностей лица, вытекающий из соответствующих нормативных актов и трудовых договоров с государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, деятельность которых не противоречит закону.
Службой в системе органов местного самоуправления следует считать выполнение соответствующих должностных и служебных функций.
Получение взятки за незаконные действия (бездействие)
Согласно измененной в 2012 г. и в целом заслуживающей поддержки редакции п. 10 Постановления под незаконными действиями (бездействием) должностного лица, применительно к диспозиции части 3 статьи 290 УК РФ, следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения…
Действующая редакция разъяснений — «совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия» — представляется не совсем полной, поскольку не охватывает случаи совершения незаконных действий, объективная сторона которых состоит в превышении полномочий в его понимании Пленумом, тогда как предлагаемая ниже редакция разъяснений относит к незаконным действиям все виды должностных нарушений, как они понимаются в действующей судебной практике.
Кроме того, стоило бы разъяснить, что получение взятки за способствование совершению незаконных действий (бездействия) другим должностным лицом следует квалифицировать не по ч. 1 ст. 290 УК (где используется термин «способствование»), а по ч. 3 этой статьи, поскольку взятка получена за незаконные действия (бездействие) по службе, совершенные пусть и не взяткодателем, а иным должностным лицом, на которого взяткополучатель оказал с использованием своего служебного положения соответствующее воздействие.
Наконец, правильным было бы указать, что получение взятки за незаконные действия (ч. 3 ст. 290 УК) не является квалифицирующим признаком деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК. Напротив, получение взятки за попустительство и покровительство по службе, если такое покровительство или попустительство состоит в ожидаемом неправомерном предоставлении когда-либо преимуществ, непринятии должных мер ответственности за допущенные нарушения и т.п., является частным случаем получения взятки за незаконные действия. А потому, если незаконные действия (бездействие), за совершение которых получена взятка, заключаются в общем покровительстве или попустительстве по службе, содеянное в силу ч. 3 ст. 17 УК, следует квалифицировать по ч. 1 ст. 290 УК.
Должно ли незаконное вознаграждение обусловливать действия (бездействие) по службе?
Содержащиеся в абз. 2 п. 9 Постановления Пленума . разъяснения о времени передачи взятки: до или после совершения действий (бездействия) по службе — не отвечают на важный вопрос о том, нужно ли для привлечения к ответственности, чтобы взятка обусловливала действия (бездействие) по службе.
Из формулировок закона также не следует, что такая обусловленность необходима: взятка передается за действия, т.е. должна быть установлена лишь связь незаконного вознаграждения и соответствующих действий (бездействия), а не зависимость этих действий от полученного чиновником или обещанного ему незаконного вознаграждения.
Случаи взятки-благодарности в практике встречаются редко , в том числе, думается, из-за колебаний Пленума. Предлагается поэтому вернуться к позиции, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. N 16 где ответственность за взятку наступает независимо от времени получения взятки — до или после совершения им действий (бездействия), а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.
Взятка преподавателю (врачу) или подарок?
Нередко граждане задаются вопросом, образует ли состав преступления и будут ли преследоваться по закону студенты, которые сдают зачеты и экзамены с помощью «рубля» или ускоренное получение медицинской помощи посредством «задабривания» медицинского работника.
Итак, что считается взяткой преподавателю, врачу и в каких случая взяткодатель сможет быть привлечен к уголовной ответственности за данные действия разберем в настоящем блоке.
Уголовный закон связывает субъекта данного преступления с наличием определенных властных полномочий, в части мед работников и преподавательского состав лицо должно обладать организационно распорядительными функциями.
Пленум Верховного суда, четко разъяснил, что следует понимать по организационно -распорядительными функциями.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия лица, которые связаны с руководством в государственном, субъектном или муниципальном учреждении. Или находящимися в их служебном подчинении отдельными сотрудниками по трудовому договору или контракту, с формированием кадров и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, привлечения к дисциплинарной ответственности или поощрением сотрудников и иные функции.
Указанные факты исходя из пояснений Верховного суда, относятся к руководителям государственных и муниципальных органов и учреждений, ближе к рассматриваемой категории относиться пояснения, в которых отражено, что к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих определенное значение юридического характера, в связи с чем влекущее определенные юридические последствия. В частности, как пример суд указывает получение с помощью взятки больничного листа, установление инвалидности, а также выставление отметок члену государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Исходя из изложенного можно спело утверждать, что получение и дача взяток преподавателю или медицинскому работнику может быть также расценена как уголовное преступление.
Как посадить взяточника?
Однако не стоит забывать о лицах, у которых за совершения необходимых им действий попросту вымогают денежные средства. Как же защититься от нерадивых чиновников, требующих необоснованной наживы на простых гражданах.
Нередко простое обращение в полицию не несет необходимых результатов ввиду недостаточности доказательств ведь лица, получающие взятку на регулярной основе достаточно осторожны.
В данном случае для обращения в правоохранительные органы запаситесь хотя бы диктофонной записью разговора с чиновником, в котором последний требует определенную денежную сумму. Только после этого обращайтесь в полицию. Для грамотного обращение следует составить мотивированный процессуальный документ, в котором будут все необходимы для следствия факты и нормативное обоснование позиции, в данном вопросе Вам поможет наше Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры».
Несмотря на ожесточенную борьбу государства коррупция в нашей стране не побеждена и нередки случаи взяточничества в различных кругах власти, подтверждением тому являются многочисленные коррупционные скандалы, которые на представляют средства массовой информации, таким образом для защиты своих прав Вы можете смело обращаться к нашим специалистам за квалифицированной юридической помощью.
Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
Это преступление определяется в законе как получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Взяточничество представляет собой одну из самых опасных и весьма распространенных, но очень труднодоказуемых форм коррупции.
Объективные признаки
Обязательным признаком получения взятки является ее предмет. Взятка может выражаться в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконного оказания услуг имущественного характера либо предоставления иных имущественных прав.
Под деньгами закон подразумевает денежные знаки в российской или иностранной валюте, находящиеся в обращении либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену на новые.
Ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
К ценным бумагам относятся государственные и негосударственные облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции и другие документы, которые законодательством Российской Федерации отнесены к категории ценных бумаг (ст. 142, 143 ГК РФ).
Иное имущество охватывает любое другое, помимо денег и ценных бумаг, имущество (включая имущественные обязательства), как движимое (драгоценности, автомобиль, картина, кинокамера и др.), так и недвижимое (земельный участок, жилой дом, дача и т. п. — ст. 130 ГК РФ).
В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 разъясняется, что «под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами)». Так, по одному уголовному делу взяткой была признана работа по ремонту принадлежащего должностному лицу автомобиля.
Касаясь понятия иных имущественных прав, Пленум разъясняет, что «имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ)».
Таким образом, прежней законодательной формулировкой «выгоды имущественного характера» охватываются: 1) услуги имущественного характера и 2) иные имущественные права (например, право безвозмездного пользования имуществом, наследование по завещанию).
В литературе предпринимались попытки определить минимальную стоимость предмета преступления. Некоторые ученые опирались на ст. 575 ГК РФ.
С включением в УК РФ статьи 291.2 (мелкое взяточничество) стоимость предмета взятки в смысле ст. 290–291.1 УК составляет сумму, превышающую 10 тыс. руб. (если не брать в расчет ничтожную стоимость, превращающую деяние в малозначительное в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ). Объективная сторона заключается в получении взятки лично или через посредника.
Под получением взятки лично следует понимать ее фактическое принятие не только самим должностным лицом, но и его родными или близкими с его согласия или при отсутствии его возражений.
Получение взятки через посредника означает, что должностное лицо получает взятку не из рук взяткодателя, а от лица, которое выступает в роли передаточного звена между взяткодателем и взяткополучателем. Смысл использования посредника состоит в том, чтобы затруднить выявление факта взяточничества.
Само по себе получение должностным лицом имущественной выгоды еще не означает получения взятки. Необходимым признаком этого преступления является обусловленность взятки последующими действиями должностного лица. Это значит, что взяткодатель не просто вручает должностному лицу подарок, а передает материальные ценности, предоставляет услугу имущественного характера или иные имущественные права за то, что должностное лицо совершит в его пользу ответные действия (или воздержится от их совершения).
Закон предусматривает четыре формы желательного для взяткодателя поведения должностного лица в ответ на передачу ему взятки: она вручается под условием, что за взятку должностное лицо совершит в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действия (бездействие), которые:
а) входят в служебные полномочия должностного лица;
б) не входят в его служебные полномочия, но оно может способствовать совершению таких действий (бездействия) в силу своего должностного положения;
в) выражают общее покровительство взяткодателю со стороны должностного лица;
г) означают попустительство взяткодателю по службе со стороны должностного лица.
Под совершением действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица следует понимать совершение или воздержание от совершения в интересах взяткодателя действий, которые находятся в рамках компетенции должностного лица и которые оно должно было или могло совершить по службе.
Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц означает использование взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других (подчиненных ему или равных по рангу) должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др. (п. 4 того же постановления).
Однако получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ.
Третий вариант желательного для взяткодателя поведения должностного лица заключается в общем покровительстве по отношению к взяткодателю.