Анализ и сравнение понятий публичного и частного сервитута

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анализ и сравнение понятий публичного и частного сервитута». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В процессе хозяйственной деятельности нередко возникает необходимость использования недвижимого имущества других лиц, будь то доступ к вспомогательным помещениям здания, или возможность прохода/проезда. Для установления права ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом и применяется сервитут. Разберемся, что представляет из себя сервитут и каких видов он бывает.

Стадии регистрации сервитутного права

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

  1. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.

  2. Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.

  3. Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.

  4. Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Cyдeбнoe нaлoжeниe cepвитyтoв

Ecли гpaждaнин или зaинтepecoвaннoe лицo жeлaeт пoльзoвaтьcя чyжoй зeмлeй, a влaдeлeц oткaзывaeтcя, тo cepвитyт мoжнo oфopмить чepeз cyдeбнoe paзбиpaтeльcтвo.

Ecли зeмлeвлaдeлeц нe coглaceн oфopмлять oбpeмeнeниe, дaжe в cитyaции, кoгдa зaинтepecoвaннoe лицo фaктичecки иcпoльзyeт зeмлю, тo тpeбyeтcя oфициaльнo пoлyчить пpaвoмoчия нa oгpaничeннoe иcпoльзoвaниe зeмeльнoгo нaдeлa.

Кaк ycтaнaвливaeтcя пyбличный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк coглacнo cyдeбнoмy peшeнию:

  • зaинтepecoвaннoe лицo пoдaeт иcк или xoдaтaйcтвo в cyд;
  • пpeдocтaвляeт дoкaзaтeльcтвo o нeoбxoдимocти пoльзoвaния чyжим нaдeлoм;
  • ecли cyд видит вecoмocть дoкaзaтeльcтв, тo дaeт пoлoжитeльнoe peшeниe для зaинтepecoвaннoгo лицa;
  • oфopмляeтcя cepвитyт и peгиcтpиpyeтcя в Pocpeecтpe;
  • coбcтвeнникy oбpeмeнeннoгo нaдeлa пoзвoляeт нaзнaчить кoмпeнcaциoннyю плaтy зa пoльзoвaниe зeмлeй.

BНИMAНИE. Cyдeбнoe peшeниe гapaнтиpyeт бecпpeпятcтвeннyю экcплyaтaцию чyжoгo yчacткa. Бeз тaкoгo дoкyмeнтa влaдeлeц зeмли мoжeт в любoй мoмeнт зaпpeтить пoльзoвaтьcя cвoeй зeмлeй.

Нa peшeниe cyдa пo бoльшeй чacти влияeт oтcyтcтвиe y иcтцa aльтepнaтивнoй вoзмoжнocти влaдeть cвoим yчacткoв бeз иcпoльзoвaния чyжoгo нaдeлa.

Нaпpимep, пpи близкoм pacпoлoжeнии к yчacткy пpиpoдныx иcтoчникoв cyдья paзpeшит eгo пoльзoвaниe чepeз чyжoй yчacтoк, ecли этo eдинcтвeнный oбъeкт вoды и, нaoбopoт, зaпpeтит, ecли ecть eщe oбщeдocтyпныe иcтoчники.

Для дoкaзaтeльнoй бaзы зaинтepecoвaннoe лицo дoлжнo пpeдocтaвить 5 фaктoв:

  1. Oтcyтcтвиe peaльныx вoзмoжнocтeй пo peaлизaции coбcтвeнныx пpaв бeз втopжeния нa чyжyю зeмлю.
  2. Нaличиe cпopa пo oбpeмeнeнию мeждy coceдями.
  3. Oбocнoвaннocть пoльзoвaния чyжим нaдeлoм.
  4. Нaличиe coглacия нa дeнeжнyю кoмпeнcaцию в paзyмнoм paзмepe.
  5. Cpoк oгpaничeния.

Пepeд oбpaщeниeм в cyд нeoбxoдимo:

  • cocтaвить coглaшeниe o cepвитyтe и нaпpaвить eгo oтвeтчикy;
  • пpoвecти зeмлeycтpoитeльнoe иccлeдoвaниe для oбocнoвaния нaлoжeния oбpeмeнeния;
  • пpoвecти oцeнкy cтoимocти пoльзoвaния чyжим нaдeлoм.

Oбычнo в тaкиx cyдeбныx paзбиpaтeльcтвax oтвeтчик чинит пpeпятcтвия для экcплyaтaции cвoeй зeмли (вoзвeдeниe зaбopa, зaкpытый yчacтoк, пocaдкa дepeвьeв нa мecтe тpeбyeмoй зaклaдки кoммyникaций и т.п.).

Иcтцy cтoит yчитывaть, чтo нaклaдывaниe cepвитyтa дoлжнo минимизиpoвaть нeyдoбcтвa для coбcтвeнникa зeмeльнoгo нaдeлa, a тaкжe кoмпeнcиpoвaть oбpeмeнeниe.

Учитывaя этo, cyд ycтaнaвливaeт ycлoвия oгpaничeннoгo пoльзoвaния, ocнoвывaяcь нa пpинципe paзyмнoгo бaлaнca пpaв coбcтвeннocти и интepecoв cтopoн.

Сравнительная таблица

Факторы Публичный сервитут Частный сервитут
Объект земля. любая недвижимость.
Субъект неограниченный круг лиц. конкретное лицо.
Основание установления законодательный акт.
  • судебное решение;
  • добровольный договор.
Права собственника земли при затруднении использования участка по назначению требовать соразмерную плату от местных властей, установивших сервитут.
  • требовать адекватную плату от лица, в чью пользу установлен сервитут (в любом случае);
  • требовать снять обременение, если его необходимость отпала;
  • требовать в судебном порядке снять сервитут, если из-за него невозможно пользоваться землей по назначению.
Причина
  • интерес государства;
  • местной власти;
  • населения.
интерес отдельного лица.
Инициаторы физические лица или органы власти. физические лица.

Публичный и частный сервитуты – это обременения, которые устанавливаются по отношению к объектам недвижимости. В основном это связано с обеспечением доступа к земельным участкам. Несмотря на идентичную суть, сервитуты имеют много отличий. Они касаются не только статуса участников или оплаты, но и целей установления.

Сервитут: что это, виды

Сервитут, с одной стороны, относится к вещным правам лиц (право ограниченного пользования), не являющихся собственниками имущества (подп. 4 п. 1 ст. 217 ГК), с другой стороны, относится к разновидности ограничений (обременений) прав собственника недвижимого имущества.

Сервитут устанавливается в отношении недвижимого имущества. Наиболее распространенным является сервитут в отношении земельных участков (ст. 19 КоЗ).

Обременение сервитутом возможно в отношении участков, находящихся как в частной собственности, так и в пожизненном наследуемом владении, постоянном или временном пользовании, аренде, субаренде (ч. 1 п.

13 постановления Пленума ВС от 22.12.2011 N 9).

Возникновение или прекращение сервитута подлежит обязательной государственной регистрации в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (п. 3 ст. 268 ГК, подп. 2.10 п. 2 ст. 8 Закона о госрегистрации недвижимого имущества).

По способу установления сервитута, его можно разделить на договорной и судебный.

В договорном (внесудебном) порядке сервитуты устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником недвижимого имущества. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута во внесудебном порядке, сервитут может быть установлен решением суда.

В этом случае лицо, которое требует установление сервитута, должно обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением (п. 3 ст. 268 ГК).

При обращении в суд с исковым заявлением необходимо указать: какой вид сервитута устанавливается (постоянный, срочный), в отношении какого недвижимого имущества, границы сервитута, цели его установления.

При этом следует иметь в виду, что поскольку сервитут фактически является ограничением прав владельца недвижимого имущества, такой способ защиты права возможен только в случае, если иным способом невозможно обеспечить соблюдение прав лица, обратившегося в суд с иском об установлении сервитута.

Так, при рассмотрении споров об установлении, прекращении земельных сервитутов судам следует проверять, соответствуют ли требования об установлении (сохранении) сервитута его целям (обеспечение прохода, проезда, прокладка и эксплуатация линий электропередачи, связи, трубопроводов, обеспечение водоснабжения, а также иных хозяйственных нужд), выяснять у землепользователя земельного участка, в отношении которого заявлены требования об установлении земельного сервитута, требует ли он оплату за сервитут и возмещение убытков. Если по делу будет установлено, что интересы истца могут быть обеспечены иным способом и объективной необходимости для установления земельного сервитута не имеется, суд отказывает в иске (ч. 3, 4 п. 13 постановления Пленума ВС от 22.12.2011 N 9).

Также следует учесть, что собственник имущества, в отношении которого установлен сервитут, может обратиться с требованием о прекращении сервитута, если отпали основания, по которым сервитут был установлен, либо если в результате обременения сервитутом недвижимое имущество не может использоваться в соответствии с назначением (ст. 270 ГК).

По времени действия сервитут может быть постоянным или временным (срочным).

При установлении сервитута следует указать его вид в соглашении или в просительной части искового заявления. Если сервитут является временным, следует указать срок его действия.

Вместе с тем если в устанавливающем сервитут документе (соглашении, договоре, судебном постановлении) не указан его вид, в силу ч. 2 ст. 45 КоЗ земельный сервитут считается постоянным. Следуя аналогии, такой же подход должен сохраняться и в отношении сервитута на иное недвижимое имущество.

По критерию возмездности сервитут может быть платным или бесплатным.

Собственник недвижимого имущества, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование недвижимым имуществом (п. 4 ст. 268 ГК). Аналогичная норма содержится в КоЗ (ч. 3 ст. 19).

Размер такой платы определяется по соглашению сторон (в случае добровольного урегулирования вопроса) или решением суда. При этом, в случае судебного спора по установлению сервитута, у судов отсутствует четко установленный алгоритм по определению размера платы.

Читайте также:  Оформление земель общего пользования в СНТ

В законодательстве и судебной практике есть только общее указание на то, что размер платы за пользование земельным сервитутом устанавливается судом в зависимости от вещного права на недвижимое имущество, обременяемое сервитутом, срока действия сервитута и других заслуживающих внимания обстоятельств (ч. 5 п.

13 постановления Пленума ВС от 22.12.2011 N 9).

Термин «сервитут» имеет большую историю – как и многие понятия из сферы юриспруденции, он берет свое начало в римском праве. В то время сервитуты заключались для того, чтобы хранить плоды в соседском доме, брать тычины для винограда у соседей, плавать рядом с соседним участком, выпускать дым из сыроварни в сторону другого здания, расположенного поблизости, но принадлежащего иному человеку. В сервитутах регулировались различные моменты: высота забора и деревьев, количество этажей в здании. По сути, эта практика была очень удобной и гуманной – благодаря соглашениям сервитута соседи избегали разногласий и устанавливали правила, которые позволяли жить в комфорте и согласии.

Само слово сервитут происходит от латинского servitus, что дословно переводится как «подчиненное положение».

Разновидности сервитута

Принято выделять два основных типа сервитута – частный и публичный. Официально термина «частный сервитут» не существует, как правило, такой вид документа просто называют сервитутом.

Под частным сервитутом понимают установление права использования территории соседей для личных нужд – например, когда требуется проложить коммуникации через соседний участок. Конечно, не всегда нужно оформлять такое соглашение, особенно если отношения с соседями хорошие, но порой приходится добиваться разрешения в судебном порядке. Важная деталь в таком соглашении – что вы не только сможете проложить коммуникации, но и в случае необходимости осуществите его ремонт.

Публичный сервитут несколько отличается – он устанавливается государством или муниципалитетом: нередки случаи, когда территория, принадлежащая человеку на законных основаниях, становится не совсем комфортной для пользования вследствие установления публичного сервитута – к примеру, на ней начинают пасти скот или превращают в дорогу для жителей поселка. Чтобы избежать подобного, следует обратить внимание на расположение участка, который вы приобретаете. Как правило, небольшой анализ помогает избежать трудностей в будущем. Когда речь идет об участке при таунхаусе, наложение сервитута – большая редкость. Но иногда сервитут все же устанавливается для проведения геодезических работ.

Любое пользование чужой собственностью должно быть оформлено в соответствии с законодательством. Поэтому процедура оформление сервитута регламентирована. Происходит это так:

  • стороны должны прийти к соглашению о необходимости сервитута;
  • составляют соответствующий договор, в котором нужно указать границы, на которые будет распространяться действии сервитута, условия платности или бесплатности, сроки использования чужой собственности, другие условия;
  • после того как будет достигнута договорённость, договор нужно зарегистрировать в Росреестре;
  • после того, как Росреестр зарегистрирует обременение, обеим сторонам будет выдана выписка из ЕГРН. Только после этого можно пользоваться землёй на законных основаниях.

Так как предметом соглашения выступает земля, которая относится к объектам недвижимости, то сделка подлежит обязательной регистрации в Росреестре. Но есть и исключения:

  • часть земли, находящаяся являющая сервитутом, переходит к другому человеку в порядке наследования. Обременение от земли неотделимы, поэтому отдельно регистрировать его не нужно, только наследство;
  • необходимость в регистрации отпала до того, как стороны пришли к соглашению.

Как оформить на проезд к участку?

Для того, чтобы оформить согласительный договор на проезд к земельному наделу требуется:

  1. Обратиться к собственнику участка для проведения переговоров.
  2. Если участникам удалось достигнуть согласия – оформить договор о назначении сервитута в простой письменной форме.

    В тексте соглашения необходимо подробно описать все достигнутые договорённости. В будущем это позволит избежать двусмысленных трактовок и спорных ситуаций.

  3. После того, как договор будет подписан, стороны обязаны предоставить документы в Росреестр для проведения государственной регистрации.
  4. Если земля была арендована у государства помимо основного договора должны быть составлены также заявления в адрес органов местного самоуправления. Обращение администрация рассмотрит в течении 30 дней.

Публичный сервитут: особенности установления. Права и обязанности обладателя публичного сервитута

После того как мы рассказывали Вам о том, что такое сервитут в видео: «Просто о сложном. Публичный сервитут» на наш сайт поступало много вопросов о публичном сервитуте (Далее – ПС), как он устанавливается и какие ограничения накладывает.

В данной статье мы собрали всю основную информацию и раскрываем такие вопросы:

Что такое сервитут. Цель установления. Чем частный сервитут отличается от публичного?

Сервитут земельного участка — это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных целях.

  1. по соглашению между собственником участка и соседями — частный;
  2. по нормативному акту органов государственной власти, которым это право необходимо — публичный.

Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка. Например, для коммуникаций или доступа к своему дому.

Публичный же сервитут на земельный участок — это сервитут, который устанавливается решением органов власти использовать часть чужого земельного участка на благо общества. Например, для создания транспортной доступности и геодезических изысканий. Власти могут также устанавливать его на частных земельных участках в интересах различных компаний, которым нужно построить линейные объекты на этих участках.

ПС может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Цели установления ПС различны. Например, в соответствии со статьей 39.37 Земельного кодекса РФ (Далее — ЗК РФ):

  • размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
  • устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • размещения объектов электросетевого хозяйства, линий и сооружений связи, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
  • складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений или строительной техники, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;
  • проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 ЗК РФ, устанавливается для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства).

Отметим, что 01.09.2022 в силу вступает Федеральный закон от 14.07.2022 № 284-ФЗ, в соответствии с которым для строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации линейных объектов систем газоснабжения государственные и муниципальные земли разрешено использовать без их предоставления и установления сервитута, ПС.

Основное отличие между частным сервитутом и публичным сервитутом заключается, прежде всего, в круге лиц, для которых он устанавливается: частный сервитут устанавливает для частных лиц; публичный предназначен для обеспечения интересов государства, органов местного самоуправления или населения в больших масштабах.

В чем разница между арендой земли и сервитутом на землю? На данную тему мы провели большой сравнительный анализ, результаты которого имеют большую популярность. Ознакомится можно в одноименной статье: «В чем разница между арендой земли и сервитутом на землю?»

Условия установления ПС регламентируются статьей 39.39 ЗК РФ.

  1. ПС устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления на основании ходатайства об установлении ПС;
  2. Установление ПС допускается только при условии обоснования необходимости его установления;
  3. Установление ПС осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.

В отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, личного подсобного хозяйства, не допускается установление ПС в целях:

1) размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также — инженерные сооружения);

Читайте также:  Как продать унаследованную недвижимость

2) складирования строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

за исключением случаев, если это требуется, для:

1) подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения;

2) эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений;

3) размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

Ходатайство об установлении сервитута

Регламентирован данный вопрос статьей 39.41 ЗК РФ, в которой содержится подробная информация о том, что что должно быть указано в ходатайстве и как готовиться обоснование необходимости установления ПС.

В соответствии со статьей 39.40 ЗК РФ, с ходатайством вправе обратиться следующие организации:

1) являющаяся субъектом естественных монополий, — в случаях установления ПС для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции;

2) являющаяся организацией связи, — для размещения линий или сооружений связи;

3) являющаяся владельцем объекта транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;

4) подавшая ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, — в случае установления ПС в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

5) иное лицо, уполномоченное в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается установление ПС.

Кроме это с 01.09.2022 к этому списку, в соответствии с Законом № 284-ФЗ добавятся организации:

4.1) являющаяся единым оператором газификации, региональным оператором газификации, — в случае установления ПС для строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов систем газоснабжения, реконструкции или капитального ремонта их частей;

4.2) осуществляющая строительство, реконструкцию инженерного сооружения, являющегося линейным объектом, капитальный ремонт его участков (частей), реконструкцию, капитальный ремонт его участков (частей) в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства».

В целях принятия решения об установлении ПС орган, уполномоченный на установление ПС в срок не более чем 7 рабочих дней со дня поступления такого ходатайства, при отсутствии оснований для его возврата в соответствии с пунктом 9 статьи 39.41 ЗК РФ, направляет в орган регистрации прав запрос о правообладателях земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении ПС и обеспечивает извещение правообладателей таких земельных участков.

Правообладатели земельных участков, в отношении которых испрашивается ПС, если их права не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (Далее – ЕГРН), в течение 30 дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 ЗК РФ, подают в орган, уполномоченный на установление ПС, заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается способ связи с правообладателями земельных участков, в том числе их почтовый адрес и (или) адрес электронной почты. Правообладатели земельных участков, подавшие такие заявления по истечении указанного срока, несут риски невозможности обеспечения их прав в связи с отсутствием информации о таких лицах и их правах на земельные участки.

Такие лица имеют право требовать от обладателя ПС плату за ПС не более чем за 3 года, предшествующие дню направления ими заявления об учете их прав (обременений прав). Обладатель ПС в срок не более чем 2 месяца со дня поступления указанного заявления направляет правообладателю земельного участка проект соглашения об осуществлении ПС и вносит плату за ПС в соответствии со статьей 39.46 ЗК РФ.

Кто принимает решение об установлении публичного сервитута; Порядок принятия решения

Установление сервитута производится по соглашению двух сторон (заинтересованного лица и собственником земельного участка, а также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц), а установление ПС производится в одностороннем административном порядке решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 39.38 ЗК РФ, ПС может быть установлен:

1) решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти . Если ПС устанавливается для размещения инженерных сооружений федерального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях;

2) решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации . Если ПС устанавливается для размещения инженерных сооружений регионального значения;

3) решениями уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принимающих решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд . Если ПС устанавливается в целях реконструкции инженерных сооружений, переносимых в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались, для государственных или муниципальных нужд;

4) решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения . Если ПС устанавливается для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения;

5) решением органа местного самоуправления муниципального района , в случае установления ПС для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ и не указанных в подпунктах 1-3 статьи, в отношении земельных участков и (или) земель,

расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.

Принятие решения об установлении ПС регламентировано статьей 39.43 ЗК РФ.

Орган, уполномоченный на установление ПС, принимает решение об установлении ПС или об отказе в его установлении в течение 20 или 45 дней, в зависимости от целей, со дня поступления ходатайства.

Решением утверждаются границы ПС. Сведения о границах ПС прилагаются к решению об установлении ПС.

По согласованию сторон может быть утвержден иной вариант границ ПС, чем предусмотренный ходатайством.

В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения орган, уполномоченный на установление ПС, обязан:

  • разместить решение об установлении ПС на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • обеспечить опубликование указанного решения (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования;
  • направить копию решения правообладателям земельных участков;
  • направить копию решения об установлении ПС в орган регистрации прав;
  • направить обладателю ПС копию решения об установлении ПС, сведения о лицах, являющихся правообладателями земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки.

Основные этапы работ по установлению публичных сервитутов

1 этап — изыскательские и проектные работы, который включает:

  • проведение инженерных изысканий;
  • разработку, согласование и утверждение проектов планировки и межевания территории (Далее – ППТ и ПМТ), включая публичные слушания (если ПМТ не требуется — изготавливается кадастровый план территории с вариантами размещения инженерного сооружения).

2 этап — кадастровые работы по установлению ПС, включая:

  • установление границ ПС в системе координат, принятой для ведения ЕГРН;
  • подготовку ходатайства об установлении сервитута и прилагаемых документов.

3 этап — подготовка решения об установлении ПС, включающий:

  • подготовка и принятие решения уполномоченного органа об установлении ПС;
  • направление копии решения в орган регистрации прав, публикация, направление правообладателю земельного участка и обладателю ПС.
Читайте также:  Как получить визу в Италию самостоятельно — самая полная инструкция

4 этап — внесение сведений о ПС в реестр границ ЕГРН, который включает в себя:

  • внесение сведений о ПС в ЕГРН;
  • направление обладателю ПС по адресу его электронной почты сообщение об установлении такого сервитута в течение 5 рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений.

5 этап — заключение соглашения о ПС, включающий:

  • установление платы;
  • расчет убытков, включая упущенную выгоду и стоимость затрат на биологический этап рекультивации.

В случае разногласий обладатель ПС вносит плату за ПС в депозит нотариуса согласно пунктов 11-13 статьи 39.47 ЗК РФ.

В случае отсутствия соглашения об осуществлении ПС, обладатель ПС действует на условиях, указанных в решении об установлении ПС.

Решение об установлении ПС может быть оспорено правообладателем земельного участка в суде до истечения 30 дней со дня получения соглашения об осуществлении ПС.

Внесение сведений о публичном сервитуте в ЕГРН и государственная регистрация сервитута

В отличии от сервитута публичный сервитут не подлежит государственной регистрации прав в ЕГРН. Публичный сервитут включается в реестр сведений о границах ЕГРН.

В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 12.07.2015 № 218-ФЗ, в реестр границ вносятся следующие сведения о публичном сервитуте:

  • цель установления публичного сервитута;
  • срок публичного сервитута;
  • описание местоположения границ публичного сервитута;
  • обладатель публичного сервитута, почтовый адрес и адрес электронной почты для связи с ним в случае;
  • реквизиты решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении публичного сервитута (дата принятия решения, номер решения);
  • наименование исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, и источники официального опубликования такого решения.

Сведения о публичном сервитуте исключаются из реестра границ по истечении его срока или в случае поступления решения органа государственной власти, органа местного самоуправления или суда о прекращении публичного сервитута.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.ЗК РФ, публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений в ЕГРН. Далее приступают к заключению соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Примеры рассмотрения дел об установлении публичного сервитута

Если не соблюдается процедура общественных слушаний, то это говорит об не установлении публичного сервитута. Юридическое значение отсутствия общественных слушаний, которые предшествуют установке публичного сервитута, из-за отсутствия нормативно-правового регулирования плана их реализации судебная практика неоднозначна.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 апреля 2003 г. №Л12-17236/02-С43 говорит, что основываясь на п.2 ст.23 ЗК РФ, установить публичный сервитут можно при учете итогов общественного слушания. Это просьба не была удовлетворена ответчиком. Если нет определенного плана осуществления данных слушаний, то это не освобождает орган, который установил публичный сервитут, от получения определенным образом мнений общественности относительного данного вопроса. Материалы дела не содержат документы, которые подтверждают слова ответчика относительно вынесения им постановления в интересах местного населения и ряда предпринимателей, которые занимались торговой деятельностью на территории истца. В итоге судом установление публичного сервитута признано лишенным законных оснований.

Арбитражный суд Волгоградской области 12 ноября 2003 г. в постановлении №Ф12-3209/03 содержит информацию о том, что администрация г. Волгограда в виде органа, который принял оспариваемый акт, не предоставила доказательства, которые подтверждают установление публичного сервитута в целях обеспечения интереса государства, местному самоуправлению либо местному населению. Помимо этого также нет доказательств, которые подтверждают, что публичный сервитут был установлен с учетом итогов общественных слушаний.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа 3 июня 2003 г. внес постановление №А12-10887/02-с6. Согласно данному постановлению, суд вынес решение, что в момент предъявления иска и рассмотрения дела план проведения общественных слушаний не был установлен. Для того чтобы разрешить конфликтную ситуацию и соблюсти интересы граждан, которые являются представителями иных садоводческих товариществ, было принято решение установить публичный сервитут. Данное право предоставлено органам местного самоуправления. Исходя из этого, установка публичного сервитута не нарушила справа и законные интересы СНТ «Газовик», а также не является противоречащим действующему законодательству.

Из этого можно сделать вывод, что отсутствие материалов общественных слушаний при разных ситуациях было принято судами в одной ситуации в качестве имеющего, а при другой – в качестве не имеющего юридической значимости обстоятельства для разрешения дела по существу. Скорее всего, данная ситуация будет длиться вплоть до принятия необходимых федеральных и региональных нормативно-правовых актов.

Замечание 6

Единый государственный реестр прав проводит государственную регистрацию сервитутов. Для этого необходимо заявление собственника недвижимости или человека, в пользу которого устанавливается сервитут, если последний имеет соглашение о сервитуте. После того как сервитут зарегистрирован в Едином государственном реестре прав, он вступает в силу.

Прекращение сервитута

Самая очевидная причина для расторжения договора — окончание срока его действия. Другой повод — исчезновение причин, по которым просителю требовалось пользоваться чужой землей. Например, ремонт дороги закончился, и теперь не нужно добираться домой по участку соседа. Либо предприниматель, купивший берег озера для базы отдыха, сделал местным жителям новый подъезд к воде, еще и пляж обустроил. Кроме того, сервитут может быть прекращен, если:

  • собственник не может использовать участок по назначению из-за действий пользователя;
  • пользователь не выполняет свои обязательства;
  • участок перестал существовать (например, в результате природного катаклизма).

Виды земельных сервитутов

В зависимости от цели сервитут может быть частным – установленным в интересах ограниченного круга лиц, или публичным – установленным в интересах государства, муниципалитета или местного населения (публичный сервитут).

Также в зависимости от срока действия сервитут может быть срочным и постоянным. Временные рамки действия срочного сервитута оговариваются сторонами при составлении договора. Постоянный (или бессрочный) – действует до тех пор, пока не исчерпывается его необходимость или пока он не создает препятствий для владельца земли в ее использовании.

Важно! Законом предусматривается не только разделение сервитута на частный и публичный, но и предусматриваются различные способы внесения сведений о них в ЕГРН. Подробности об этом читайте ниже в инструкции.


Классификация: законодательство, порядок, документы, оплата

Сервитуты подразделяются на два вида и два подвида.

Так законом установлено два основных типа:

  • не общественный (частный);
  • общественный (публичный).

Частным сервитутом считается заключенное соглашение между двумя физическими лицами (соседями) об ограниченном использовании соседнего участка земли для таких целей как:

  • для индивидуального доступа к жилищу (проезд, проход и т.д.) через участок соседа;
  • для подведения коммуникаций к дому;
  • для прокладки теле- и электрокоммуникационных сетей и установки опор электропередачи и т.п.

Общественным (публичным) сервитутом является волеизъявление населения, органов местного или государственного управления использовать часть собственности других лиц для блага общества в целях:

  • доступности транспортной инфраструктуры;
  • выполнения геодезических изысканий или работ по мелиорации;
  • свободного доступа к прибрежной территории;
  • использование земель и лесополос для осуществления охоты или рыбалки;
  • размещения межевых меток (знаков) и т.д.

По подтипам сервитут разделяется на срочный – с указанием конкретного временного промежутка, и бессрочный – без ограничения по времени.

Также сервитуты могут классифицироваться и по принадлежности к конкретному виду законодательства, а именно:

  • гражданскому (здания, сооружения и т.д., без привязки к земельному участку);
  • земельному;
  • лесному;
  • водному;
  • воздушному (исключительно в интересах государства, например, пролету самолетов через воздушное пространство другого государства).

Есть небольшое отличие частного сервитута, от публичного сервитута. Собственник участка земли, которым будут пользоваться другие граждане, имеет право потребовать плату. Своего рода, это арендные отношения. То есть, предоставляя в частное пользование соседям часть своего надела в добровольном порядке, собственник может требовать соразмерную плату за полученные неудобства в связи с сервитутом.

Если же сервитут публичный, то плата должна быть истребована с государственного или муниципального органа, ради нужд которого произошло временное изъятие. Но, если собственник решит продать свой надел, он должен предупредить покупателя и представить ему документы об обременении. Отчуждение права не является основанием для прекращения действия сервитута.

Важно! Установление сервитута не является чей-то прихотью. Это вынужденная необходимость, которую нужно доказать! Как только эта необходимость будет ликвидирована, то и действие сервитута также необходимо прекратить.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *