Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Высшие органы государственной власти РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Система сдержек и противовесов — механизм обеспечивающий работу госвласти в системе разделения властей. Он заключается в том, что все ветви власти независимы в принятии решений, но могут организационно влиять друг на друга. Это предотвращает злоупотребления и излишний рост влияния одной из ветвей власти.
Разделение властей в России
Разделение властей — одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно закреплено 10 статьей Основного закона.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, так что принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности.
Законодательная власть в РФ — это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты — Государственной Думы, и верхней палаты — Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть — по партийным спискам, часть — по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.
В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.
Исполнительная власть в РФ — это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.
В субъектах федерации исполнительная власть — это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).
Судебная власть в РФ — это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.
В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.
Органы государственной власти РФ
При кабинете министров действует 60 различных координационных и совещательных органов: комиссий, советов, коллегий. В их числе Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Правительственная комиссия по миграционной политике, Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, Морская и Авиационная коллегии и др.
Правительство напрямую управляет деятельностью 16 организаций и учреждений. Среди них Информационное телеграфное агентство России ТАСС, Аналитический центр при правительстве, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте, Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Международный детский центр «Артек» и др.
Правительством учреждены 16 различных премий. В их числе награды в области науки и техники, космической деятельности, образования, культуры, развития театрального искусства, туризма, СМИ, качества и др.
Конституционные основы судебной власти
Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие как особый вид юридической деятельности осуществляется только судом. Под термином «суд» Конституция РФ и другие законы понимают судебный орган (или судью), осуществляющий правосудие в соответствии с установленной законом юрисдикцией. В России нет, и не может быть иных (как государственных, так и негосударственных) органов, осуществляющих правосудие. Отсюда следует, что товарищеские суды, спортивные арбитражи, церковные суды, учрежденные Русской православной церковью, шариатские суды и т. п. правосудие не отправляют.
Путин анонсировал перемены в судебной системе. Каких реформ ожидать
Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные. Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики. Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.
Возможность передачи дел между судами, переход от одного вида производства к другому. Так, арбитражный суд обязан при необходимости передать дело в суд общей юрисдикции того же субъекта РФ с дальнейшей передачей по подсудности (ст.
Данные суды осуществляют деятельность по обеспечению правосудия в гражданских, уголовных делах и спорах об административных правонарушениях. К судам общей юрисдикции относятся суды субъектов РФ, в том числе районные и городские суды.
Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него. Поэтому у каждого субъекта есть свой Конституционный суд.
Согласно конституционным положениям, по представлению Президента могут быть прекращены Советом Федерации полномочия судей «высших судов», включая их председателей и заместителей председателей – Конституционного Суда, Верховного Суда; кассационных и апелляционных судов, включая военные, арбитражные и Суда по интеллектуальным правам.
Прогнозов о том, сколько постановлений Пленума ВС РФ будет принято в этом году, Суд пока не делает, но в планах на ближайшую перспективу, по словам Вячеслава Лебедева, как минимум разъяснение вопросов применения законодательства о досудебном урегулировании споров, о залоге, а также антимонопольного законодательства.
Каждый из вышеназванных судов станет действовать только в пределах своего округа. Государство создаёт девять кассационных и пять апелляционных судов и столько же, совмещенных с ними округов. В кассационный округ (в зависимости от его размера) войдёт от 7 до 13 областей, краев, республик и городов федерального значения. Так, например, первый кассационный суд будет осуществлять проверку судебных актов судов Московской области, Тульской области, Курской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Саратовской, Нижегородской области, а также Мордовии. Законодатель решил разместить его в Саратове. Следовательно, жалобы и представления на решения судов Московской области придется отправлять в Саратов, где они и станут рассматриваться в кассационном порядке. Москвичам в этом отношении повезло несколько больше. Им не надо будет ехать в другой город или тратить деньги на отправку жалоб. Их (то есть второй кассационный суд) разместится в Москве. Поэтому жалобы на решения московских судов будут рассматриваться в столице. В зону деятельности второго кассационного суда войдут Владимирская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, и Ярославская области, ну и, конечно, сама Москва.
Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру [9]. В единую судебную систему РФ входит подсистема судов общей юрисдикции. Эти суды осуществляют судебную власть посредством уголовного, гражданского и административного судопроизводства.
По итогам реализации ФЦП 1250 зданий федеральных судов оснастят системами видеопротоколирования хода судебных заседаний. 10 600 залов судебных заседаний будет оснащено системами аудиопротоколирования, 95% федеральных судов общей юрисдикции получат комплекты для видео-конференц-связи.
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
ФССП — подведомственная Минюсту РФ государственная гражданская структура. Возглавляется директором. В каждом субъекте РФ (Архангельская область и Ненецкий АО «объединены» в один) действует территориальный орган (аппарат управления), который контролирует работу подразделений на местах.
Отдельной структурой в системе судов является Конституционный суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о законности правовых норм. Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции. Также отдельную функцию выполняют конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;
Если хотите лучше понять не только юриспруденции, но и остальные темы ЕГЭ по обществознанию, приходите учиться в MAXIMUM! Записывайтесь на консультацию — вы сможете пройти диагностику по выбранным предметам ЕГЭ, поставить цели и составить стратегию подготовки, чтобы получить на экзамене высокие баллы. Все это абсолютно бесплатно!
Законом устанавливается, что представителями сторон в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или учёную степень по юридической специальности. Исключение будет только для дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями или районными судами. Сейчас правило о наличии высшего юридического образования действует в отношении представителей сторон по административным делам (в КАС РФ). КАС РФ также дополняется новым критерием — наличие у представителей учёной степени по юридической специальности.
После вынесения апелляционным судом определения по делу, судебные постановления вступают в законную силу немедленно. Уже на этом этапе выигравшая сторона, если есть решение о принудительном исполнении (взыскании или обязании что-либо совершить), может получить исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов для исполнения.
В апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. До 2014 года независимый блок также представлял собой Высший арбитражный суд — судебный орган по разрешению экономических споров.
Можно изложить позицию Верховного Суда РФ и короче. 1. В целях обеспечения независимости и самостоятельности судов в настоящее время возникла необходимость разделения апелляционной и кассационной инстанций, находящихся в одном суде. 2. Для достижения тех же целей следует структурировать судебные инстанции таким образом, чтобы их юрисдикция не совпадала с административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации.
Авторы документа считают, что создание структурно обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, не связанных рамками территориального деления субъектов РФ, приведет к решению сложившейся проблемы и эффективной реализации основополагающих принципов правосудия. Также предполагается, что это позволит снизить судебную нагрузку путем распределения между вновь создаваемыми судами того массива дел, который в настоящее время сконцентрирован исключительно в областных и равных им судах, указывают авторы законопроекта.
Также законом вносятся изменения в процессуальное законодательство в связи с созданием обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, которые должны появиться до 1 октября 2022 года, а также 1 военный апелляционный суд и 1 военный кассационный суд.
Президент – важнейшая должность исполнительной власти в современной российской политической системе. В органах власти он является следующим лицом (статья 80):
- Глава государства;
- Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
- В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти;
- В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
- Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;
- Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации (Статья 87).
В России реализованы принципы демократии. Здесь признаются права человека и установлена власть народа. Действует республиканская форма управления страной. Наследственный фактор в выборе кандидатов на должности отсутствует. Сроки правления не могут быть пожизненными. Российская Федерация не в полной мере соответствует федеративным и социальным нормам. Связано это с объективными причинами — трудным переходным периодом.
Такое понятие как структура указано в 112 ст. Конституции РФ. Данный критерий утвержден президентом. Включает в себя перечень определенных органов, которые подчиняются указаниями президента. Органы наделены исполнительной властью и выполняют определенные функции.
Структура современной власти утверждена и имеет следующие особенности:
- У Председателя имеется 7 заместителей (в настоящее время десять).
- Главой Министерств является Президент, которому подчиняются все остальные структуры.
- Правительство руководит всеми Министерствами и исполнительными организациями в соответствии с законом.
- Система состоит из законодательных и исполнительных органов, взаимодействующих между собой.
Структура нового российского правительства. Инфографика
Правительством учреждены 16 различных премий. В их числе награды в области науки и техники, космической деятельности, образования, культуры, развития театрального искусства, туризма, СМИ, качества и др.
Среди правительственных наград — медали П. А. Столыпина I и II степеней, а также Почетная грамота и благодарность кабинета министров.
Федеральное устройство основано на определенных принципах, к которым следует отнести территориальные ценности и единство. Россия является правовым государством, в котором главенствует верховенство закона. Подразумевается, что общество имеет верх над государством. Это называется социальным характером. Никого не принуждают к религии и запрещена дискриминация.
Исполнительные структуры предназначены для осуществления контроля и курирования определенной сферы: защита, госбезопасность и др. Главой является руководитель – инспектор. Федеральные организации могут носить звание коллегий. Бывают двух типов: оборонные и антимонопольные. Ведутся и курируются высшими управленческими структурами.
Среди основных функций следует выделить:
- контроль действующего законодательства;
- обеспечение установленной деятельности;
- разрешение осуществлять определенную деятельность.
Через данные государственные органы проводится регистрация прав и некоторых объектов. Федеральные агентства представляют собой государственные органы исполнительной власти, которые выполняют определенные функции за исключением надзора и контроля. Руководящую должность занимает директор. В данном случае также возможно наличие статуса федерального органа, который утверждается министерством. Действуют территориальные органы самостоятельно и подчиняются определенному руководителю.
В России реализованы принципы демократии. Здесь признаются права человека и установлена власть народа. Действует республиканская форма управления страной. Наследственный фактор в выборе кандидатов на должности отсутствует. Сроки правления не могут быть пожизненными. Российская Федерация не в полной мере соответствует федеративным и социальным нормам. Связано это с объективными причинами — трудным переходным периодом.
Такое понятие как структура указано в 112 ст. Конституции РФ. Данный критерий утвержден президентом. Включает в себя перечень определенных органов, которые подчиняются указаниями президента. Органы наделены исполнительной властью и выполняют определенные функции.
Структура современной власти утверждена и имеет следующие особенности:
- У Председателя имеется 7 заместителей (в настоящее время десять).
- Главой Министерств является Президент, которому подчиняются все остальные структуры.
- Правительство руководит всеми Министерствами и исполнительными организациями в соответствии с законом.
- Система состоит из законодательных и исполнительных органов, взаимодействующих между собой.
Не стоит упускать из вида внебюджетные фонды, которые создаются с целью соцобеспечения населения. Например, ПФ (пенсионный фонд), накапливающий пенсионный резерв и др. Они имеют не меньшее значение, чем крупные государственные структуры.
Путин утвердил структуру и состав нового правительства
Начал он свою «профессиональную» карьеру с 1975 года, работая в органах безопасности Ленинградской области. С 2003 года его карьера стремительно пошла вверх, и он занял пост руководителя УФСБ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Также Мишустин попросил новых глав министерств встретиться со своими предшественниками, чтобы сделать переход власти «мягким». По его словам, это не должно отразиться на темпах работы кабмина.
Так как система органов государственной власти состоит из определенных участников, то их необходимо как-то избирать. Поэтому всю систему делят на несколько типов. Один из них — по формированию личного состава.
Вице-премьерами назначены Алексей Оверчук из ФНС, Марат Хуснуллин, занимавшийся в мэрии Москвы градостроительными вопросами, и Дмитрий Чернышенко из Газпром-медиа-холдинга, одновременно он является президентом Континентальной хоккейной лиги.А вот женщин в кабмине всего три: две в ранге вице-премьеров и одна министр. Татьяна Голикова сохранила свой пост.
Медведев предложил разделить Минобрнауки на два ведомства: Министерство просвещения, которое будет курировать школы и средние специальные учебные заведения, и Министерство науки и высшего образования. А Министерство связи и информационных технологий планируют преобразовать в Министерство цифрового развития.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Слуцкий анонсировал законопроект о четких правилах вручения повесток
Леонид Слуцкий, председатель комитета Государственной Думы по международным делам и глава Либерально-демократической партии России (ЛДПР), заявил, что власти страны занимаются разработкой законопроекта, который поможет установить четкие правила выдачи повесток в военкоматы.
В эфире телеканала «Россия 24» депутат сообщил, что в России будет издан документ, который «установит конкретные и понятные правила вручения повесток, а также более детально определит ход частичной мобилизации». Он отметил, что в настоящее время эти правила «несколько расплывчаты», что приводит к многочисленным нарушениям.
«Сентябрьская частичная мобилизация выявила многие огрехи в работе военкоматов… Постараемся исправить и сделать это в рамках законопроекта», — заявил Слуцкий.
При этом, в целом, политик положительно относится к работе военкоматов.
В Кремле прокомментировали слухи о второй волне мобилизации в РФ
Кремлю в очередной раз пришлось опровергать заявления о том, что в России планируют начать всеобщую мобилизацию. Поводом для появления таких слухов стала статья иностранных журналистов. В материале речь шла о привлечении еще 200 000 российских солдат для участия в СВО.
Представители Запада предложили Украине переключить внимание с ожесточенных боев, которые ведутся в Бахмуте уже много месяцев, на возможное наступление на юге страны. Зарубежные корреспонденты уверены, что российский президент Владимир Путин может сделать какой-то «важный шаг» в течение следующих нескольких недель.
Западная пресса, ссылаясь на экспертов разведки, регулярно сообщает о возможности очередной мобилизации в начале года. Однако российское правительство неоднократно заявляло, что эти ожидания никак не связаны с реальностью.
Внутренняя политика России в начале 2000-х
В 2000 году Владимир Путин становится президентом Российской Федерации. Он подхватывает и начинает заниматься реализацией идеи Ельцина касательно укрепления положения президента в стране, централизации власти и более качественного взаимодействия ее трех ветвей. Пробыв на посту всего пару дней, Путин ставит амбициозную задачу укрепления схемы вертикали власти в России. Она подразумевала под собой снижение влияния элиты в разных регионах страны, ослабление политической оппозиции, что должно было привести к укреплению исполнительной власти в лице президента.
Поводом к претворению политики усиления властной вертикали в жизнь послужили так называемые сепаратистские настроения губернаторов, которые были осуждены президентом. В 2004 году он предлагает важную реформу в череде будущих мер по усилению позиций исполнительной власти. Заключалась она в следующем: главы субъектов РФ должны были назначаться на пост непосредственно президентом. Бывшие руководители регионов были перенаправлены в отдельно созданный для них орган – Государственный совет.
Законодательство Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
- федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высшая исполнительная власть в Российской Федерации
Осуществляется Правительством Российской Федерации. По определению, оно является высшим исполнительным органом, который возглавляет и регулирует всю систему исполнительной власти на территории страны.
В деятельность и полномочия Правительства РФ входит:
- Разработка и демонстрация законодательной власти федерального бюджета и обеспечение норм его исполнения. Предоставление Госдуме отчет об использовании федерального бюджета.
- Проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики.
- Обеспечение принципов проведения в России единой государственной политики в сфере культуры, науки, образования, экологии, соц. обеспечения и медицины.
- Управление федеральной собственностью.
- Предоставление мер по обеспечению обороны страны, ее безопасности, а также реализации внешней политики.
- Принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан в отношении охраны собственности и социального порядка. Понижение уровня преступности.
Таким образом, исполнительная власть делится на Федеральные органы (к примеру, министерства, федеральные службы и агенства) и Региональные (Департамент, комитеты и главное управление).
Структура власти в рф схема 2021
Федеральная антимонопольная служба
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Абзац исключен — Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года N 207..
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Федеральное агентство по государственным резервам
Федеральное медико-биологическое агентство
Федеральное агентство по делам молодежи
Федеральное агентство по делам национальностей
Федеральное агентство по туризму
(Абзац дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2020 года N 372)
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
- Федеральные
- Структура органов власти в РФ
- Законодательные
- Депутаты ГД РФ
- Исполнительные
- Прокуратура
- Полиция
- МЧС
- ФАС
- Роспотребнадзор
- Полпред Президента РФ
- Уполномоченные по правам
- Судебные
- Республиканские
- Законодательные
- Государственный совет
- Счетная палата
- Исполнительные
- Глава Республики Крым
- Правительство
- Министерства
- Госкомитеты
- Ведомства
- Законодательные
- Федеральные
- Республиканские
- Бахчисарайский район
- Белогорский район
- Джанкойский район
- Кировский район
- Красногвардейский район
- Красноперекопский район
- Ленинский район
- Нижнегорский район
- Первомайский район
- Раздольненский район
- Сакский район
- Симферопольский район
- Советский район
- Черноморский район
- Статьи
Как уже говорилось ранее, структура государственной исполнительной власти строится по принципу иерархичности. Всего существует три ступени органов этой ветви. Деление производится в зависимости от субъекта, который координирует и регулирует их деятельность.
- Федеральные министерства и службы, координируемые президентом РФ (МВД, Министерство иностранных дел, Министерство обороны РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, ФСБ).
- Федеральные министерства и подведомственные им органы, координируемые Правительством Российской Федерации (Министерство здравоохранения, Министерство промышленности, Министерство спорта и т. п.).
- Агентства и службы, которые подчиняются исключительно президенту РФ (Миграционная служба, Таможенная служба, Федеральная служба по делам национальностей, Космическое агентство и др.).
Любая деятельность данных органов производится на основе конституции и федеральных законов, которые выдаются органом, представляющим законодательную власть.
Структура государственной власти в России включает в себя как один из обязательных элементов полномочие осуществлять исполнительную власть. Этим термином обозначается возможность управления государством в области законодательства. Другими словами, исключительным правом органов этой ветви является законотворчество. Как правило, законодательной властью наделён один из органов, который, по сути, её осуществляет, приводит механизм в действие. Также подобные органы имеют ряд функций, например: принятие государственного бюджета, формирование или контроль правительства, ратификация международных договоров, объявление, прекращение войны. В Российской Федерации ветвь законодательной власти реализуется через двухпалатный парламент, который имеет название Федеральное Собрание.
- Федеральная антимонопольная служба
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
- Служба внешней разведки Российской Федерации
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
- Федеральная служба государственной статистики
- Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
- Федеральная служба исполнения наказаний
- Федеральное казначейство
- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
- Федеральная миграционная служба
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
- Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- Федеральная налоговая служба
- Федеральная служба по оборонному заказу
- Федеральная служба охраны Российской Федерации
- Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
- Федеральная служба страхового надзора
- Федеральная служба судебных приставов
- Федеральная таможенная служба
- Федеральная служба по тарифам
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
- Федеральная служба по труду и занятости
- Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
- Федеральная служба по финансовому мониторингу
- Федеральная служба по финансовым рынкам
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
- Федеральное архивное агентство
- Федеральное агентство водных ресурсов
- Федеральное агентство воздушного транспорта
- Федеральное агентство по государственным резервам
- Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ
- Федеральное агентство по делам молодежи
- Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Федеральное космическое агентство
- Федеральное агентство лесного хозяйства
- Федеральное медико-биологическое агентство
- Федеральное агентство морского и речного транспорта
- Федеральное агентство по недропользованию
- Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
- Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств
- Федеральное агентство по рыболовству
- Федеральное агентство связи
- Федеральное агентство специального строительства
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
- Федеральное агентство по туризму
- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
- Конституционный Суд Российской Федерации
- Верховный Суд Российской Федерации
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
- Генеральная Прокуратура Российской Федерации
- Гильдия Российских Адвокатов
- Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
- Республики
- Края
- Области
- Города федерального значения
- Еврейская автономная область
- Автономные округа
- Русская Православная Церковь
- Римско-Католическая Церковь в России
- Совет муфтиев России. Духовное управление Мусульман Европейской части России (ДУМЕР)
- Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР)
- Федерация Еврейских общин России (ФЕОР)
Июнь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Правительство Российской Федерации — высший исполнительный коллегиальный орган государственной власти. Свою деятельность осуществляет на основе конституции, закона о правительстве, других федеральных законов и нормативных актов.
Органы государственной власти РФ
При кабинете министров действует 60 различных координационных и совещательных органов: комиссий, советов, коллегий. В их числе Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Правительственная комиссия по миграционной политике, Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, Морская и Авиационная коллегии и др.
Правительство напрямую управляет деятельностью 16 организаций и учреждений. Среди них Информационное телеграфное агентство России ТАСС, Аналитический центр при правительстве, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте, Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Международный детский центр «Артек» и др.
Правительством учреждены 16 различных премий. В их числе награды в области науки и техники, космической деятельности, образования, культуры, развития театрального искусства, туризма, СМИ, качества и др.
Среди правительственных наград — медали П. А. Столыпина I и II степеней, а также Почетная грамота и благодарность кабинета министров.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.
Если хотите лучше понять не только юриспруденции, но и остальные темы ЕГЭ по обществознанию, приходите учиться в MAXIMUM!
Судебный орган представляет собой кассационную инстанцию, деятельность которой регулируется статьей 24 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ.
Последнее, что вам необходимо знать про судебную систему для ЕГЭ — она делится на два уровня. Это федеральные суды и суды субъектов РФ.
Судебная система России представляет собой совокупность государственных органов — судов, действующих на территории РФ. Все федеральные суды можно сгруппировать в два блока: Конституционный суд РФ, а также Верховный суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор.
В такой ситуации членство сохраняется, что дает возможность привлекать такого судью к работе, но, разумеется, с его предварительного согласия.
Суд – это одна из трех независимых ветвей власти в России (и почти во всех остальных странах).
В суде решается огромное количество вопросов – но не все знают, в какой именно суд нужно обращаться и как устроено в нем делопроизводство.
Юрист Мария Пополитова рассказала для наших читателей, как именно устроена система судопроизводства в России и чем отличаются друг от друга суды разных уровней.
При этом данное социальное явление достаточно новое и поэтому нуждается в постоянной оценке и – в случае необходимости – изменении.
Судебная система РФ, схема которой относительно проста, имеет горизонтальное и вертикальное разделение власти. Горизонталь данной структуры формируют три ключевые ветви системы: арбитражный, Конституционный суд, а также суды общей юрисдикции.
В основе такого разделения лежит существенное различие специфики каждого из направлений. Конституционный суд РФ занимает особое место: он является судебным органом, призванным контролировать конституционность законов и иных правовых актов.
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
При этом судьям конституционных (уставных) судов субъектов РФ, прекратившим исполнение своих полномочий — как в соответствии с указанным изменениями, так и ранее — обеспечивается сохранение гарантий, включая материальное и социальное обеспечение, предусмотренных федеральным и региональным законодательством для таких судей в отставке.
Еще одна идея ВС РФ, пока не оформленная в законопроект, касается таких дел частного обвинения, как умышленное причинение легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115 УК РФ), нанесение не повлекших причинения вреда здоровью побоев лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 116.1 УК РФ), клевета (ст. 128.1 УК РФ). В прошлом году дела о совершении этих преступлений были рассмотрены в отношении 10 тыс. лиц, 39% которых были осуждены, 7% оправданы. В отношении 54% обвиняемых уголовные дела были прекращены. «По этой категории дел не осуществляется дознание, обязанность по сбору доказательств возлагается на потерпевших, которые не наделены публичными полномочиями, в большинстве случаев не являются профессиональными юристами, нередко находятся в зависимом положении от обвиняемого, особенно по делам о домашнем насилии, и исполнение обязанности по сбору доказательств для них является крайне обременительным. В этой связи представляется целесообразным отнести эти категории уголовных дел к делам частно-публичного обвинения, по которым будет проводиться дознание», – сообщил Вячеслав Лебедев.
Сильной стороной любого государства является власть в нем. История дает нам массу примеров интерпретации власти, которая может принять характер деспотии или же громогласной демократии. В любом случае суть данной категории заключается в управлении, которое она осуществляет по отношению к населению государства. Но следует отметить тот факт, что власть невозможна без права. Этот ключевой постулат был выработан довольно давно. Суть в том, что именно право способно максимально эффективно организовать людей и направить их деятельность в нужное русло. В настоящий момент большинство мировых держав основывают власть в государстве именно на праве, так как это хорошо сказывается на положении дел. Однако далеко не всегда правовой режим справляется с теми функциями, которые на него возложены.
Судебная власть в системе разделения властей наделена всеми признаками государственной власти, включая публичность, принудительность и общеобязательность решений. Для нее характерны особые признаки, которые отличают ее от прочих ветвей власти в стране (исполнительной и законодательной).
Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.
Судебная система Российской Федерации — установленная Конституцией и федеральным конституционным законом совокупность судов всех видов и уровней, построенных в соответствии с их компетенцией и с учетом федерального и административно-территориального устройства государства в целях осуществления судебной власти.
• первое (низшее, основное) звено — арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов → рассматривают подведомственные им дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью только по существу;
Судебная реформа 2021 года включает в себя ряд нормативно-правовых актов, модернизирующих нынешнюю судебную систему, делающих ее более самостоятельной и прозрачной. Основным нововведением является выделение кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции в самостоятельные структуры.
Особенности арбитражного судопроизводства: – большая свобода сторон при применении принципа диспозитивности; – область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве; – принцип арбитрирования при рассмотрении дел в арбитражных судах предполагает сближение позиций противоборствующих сторон экономического спора.
Законом устанавливается, что представителями сторон в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или учёную степень по юридической специальности. Исключение будет только для дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями или районными судами. Сейчас правило о наличии высшего юридического образования действует в отношении представителей сторон по административным делам (в КАС РФ). КАС РФ также дополняется новым критерием — наличие у представителей учёной степени по юридической специальности.
Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него. Поэтому у каждого субъекта есть свой Конституционный суд.
Именно после них дела попадают в Верховный суд субъекта РФ, а оттуда в Верховный суд РФ. Не попадитесь в ловушку! Многие думают, что мировые суды решают самые крупные и глобальные дела (от слова «мир»).
Немаловажное место занимают и арбитражные суды. Вам, наверное, уже знакомо слово «арбитр». Его вы могли слышать во время хоккейного или футбольного матча. Так называют человека, который разрешает спорные ситуации между игроками и трактует спортивные правила, наказывая их нарушителей. Так вот, в рамках деятельности арбитражного суда таким арбитром выступает судья.
Срок, в течение которого нужно подать жалобу в кассационный суд общей юрисдикции, составляет 3 месяца с того момента, как оспариваемый судебный акт станет официально действовать. Это прописано в ст. 376.1 ГПК РФ. Кассационная жалоба в вышестоящий суд может быть направлена на протяжении трех месяцев с момента вынесения соответствующего определения. Суммарный срок, таким образом, составляет 6 месяцев.
- О преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба, а также граждан, призванных в установленном Законодательством РФ на военные сборы.
(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;
Чтобы пройти самостоятельно всю эту процедуру под названием «Судебная система в РФ», вам понадобится не очень многое. Творческое мышление, нестандартность поведения и позиционирования, личная харизма, ораторское мастерство и мастерство написания текстов. И конечно же, не забываем про знание норм процессуального права, понимание норм материального права, которые безусловно встанут на защиту вашей позиции, если вы руководствуетесь ими в своих повседневных делах.
Ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику, а равно практику других правоохранительных органов.
И вишенка на торте. Велосипед уже давно изобрели и им просто необходимо пользоваться! Уже несколько лет в цифровом мире существуют приложения для эффективного запоминания. Одно из них, например, Anki. Это разработка позволяет самому создавать карточки для запоминания всего, чего угодно.
- Военные суды осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где предусмотрена военная служба.
- Арбитражные суды занимаются экономическими спорами. С 2014 года в России упразднили Высший Арбитражный суд, но экономические споры никуда не делись. Поэтому их Арбитражному суду, который подчиняется Верховному суду РФ. Арбитражному суду, в свою очередь, подведомственны Арбитражные суды субъектов РФ и Арбитражные апелляционные суды
- Специализированные суды занимаются рассмотрением гражданских и административных дел, определенным категориям, касающимся некоторых групп населения или определенных видов деятельности.
- Районные и мировые суды рассматривают уголовные, гражданские, административные дела. Именно после них дела попадают в Верховный суд субъекта РФ, а оттуда в Верховный суд РФ. Не попадитесь в ловушку! Многие думают, что мировые суды решают самые крупные и глобальные дела (от слова «мир»). Все наоборот — название происходит от слова «мирской», то есть,занимающийся простыми спорами между людьми.
Дело в том, что судебная власть как разновидность власти государственной есть прежде всего соответствующая деятельность государства, а государственные органы — лишь один, хотя и важнейший, элемент механизма государственной власти*(645). В то же время правосудие, выражая сущностную характеристику судебной власти, ее не исчерпывает.
Судебная система России представляет собой совокупность государственных органов — судов, действующих на территории РФ. Все федеральные суды можно сгруппировать в два блока: Конституционный суд РФ, а также Верховный суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор.