Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на коммерческое имущество в Тамбовской области». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Единый срок уплаты земельного и транспортного налогов был установлен для организаций начиная с 2021 года (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ). В текущем году единый срок был введен и в отношении уплаты налога на имущество организаций. Теперь все имущественные налоги, уплачиваемые организациями за прошедший год, подлежат перечислению в бюджет не позднее 1 марта текущего года.
Ставки налога и перечень предоставляемых льгот
Максимальные ставки сбора на недвижимые объекты установлены ст. 380 Налогового кодекса РФ. Согласно статье, размер налога не может быть выше 2,2% от балансовой стоимости объекта. Органы местного самоуправления в Тамбове могут снижать базовые ставки, принимая соответствующие законодательные нормативные документы. При этом в НК РФ также предусмотрен ряд льгот:
- для объектов с определённой кадастровой стоимостью — 2%;
- для железнодорожных путей, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой частью — за 2019 год — 1,3%, в 2023 год — 1,6%;
- для магистральных трубопроводов линий электропередач, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой частью — 1,9%.
Сроки уплаты имущественных налогов за 2021 год
Авансовые платежи по указанным налогам по новым правилам подлежат уплате не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 383 и п. 1 ст. 397 НК РФ). Причем региональные власти вправе освободить организации от исчисления и уплаты авансовых платежей по имущественным налогам.
Одновременно в 2022 году по-прежнему продолжает действовать общее правило, касающееся возможного переноса сроков уплаты налогов. Согласно данному правилу, если последний день уплаты налога или авансового платежа по нему приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то крайний срок уплаты переносится на первый рабочий день, следующий за этим выходным или праздником (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
С учетом указанных изменений транспортный, земельный налог и налог на имущество организаций в 2022 году необходимо уплатить:
- за 2021 год – не позднее 1 марта 2022 года включительно;
- авансовые платежи за I квартал 2022 года – не позднее 4 мая 2022 года включительно (срок переносится, поскольку 30 апреля – это суббота, а 2 и 3 мая – праздничные дни);
- авансовые платежи за II квартал 2022 года – не позднее 1 августа 2022 года включительно (срок переносится, поскольку 31 июля – это воскресенье);
- авансовые платежи за III квартал 2022 года – не позднее 31 октября 2022 года.
Новый порядок уплаты налогов
По действующим правилам организации исчисляют и уплачивают имущественные налоги самостоятельно. При этом в целях исключения возможных ошибок и выявления недоимки ИФНС по окончании налогового периода и после истечения сроков уплаты рассылают организациям специальные сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налогов. Сообщения направляются по форме, утв. приказом ФНС от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@ одним из следующих способов:
- в электронном виде по ТКС;
- через личный кабинет налогоплательщика;
- по почте заказным письмом;
- непосредственно руководителю или представителю организации лично под расписку.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
Изменения в налоговой базе в 2021 году
В предыдущем году движимые активы, принятые компанией на баланс после 1 января 2013 года, не подлежали налогообложению. Данное правило не действовало в отношении активов, которые компания получила от так называемого зависимого контрагента. Это исключение было введено для того, чтобы устранить случаи искусственного занижения суммы, подлежащей уплате в бюджет посредством передачи активов между дружественными компаниями. Действие указанной нормы прекратилось 1 января того года.
Теперь, согласно Федеральному Закону за №335-ФЗ от 27 ноября 2017 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» движимые активы предприятий снова стали входить в налогооблагаемую базу.
Помимо того, в соответствии с новой редакцией статьи 380 указанного кодекса и статьи 381.1. льготы, действующие в отношении активов компании, входящих в 3-10 амортизационные группы, больше не работают. Тем не менее, в отношении активов, обозначенных в пункте 25 статьи 381 главного фискального документа России, с даты выпуска которых истекло не более 3 лет, а также активов, которые классифицируются как инновационное высокоэффективное оборудование, могут применяться дополнительные льготы вплоть до полного освобождения компании от уплаты обозначенного вида обязательных платежей в бюджет.
Что касается действующих в 2021 году ставок по данному виду платежей, то размер максимальной ставки по налогу на движимое имущество не превышает 1,1%.
В 2021 году организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, также освобождены от данного вида обязательств перед государственным бюджетом. Для них в качестве объекта налогообложения выступает только недвижимое имущество, которое имеет кадастровую стоимость на начало отчетного периода.
В отношении остальных хозяйствующих субъектов, являющихся владельцами движимого имущества, исчисление налогов осуществляется в соответствии с региональным законодательством.
Ниже в таблице приведены максимальные ставки, предусмотренные Налоговым кодексом РФ:
Вид имущества | Максимальная ставка, согласно НК РФ |
по видам имущества, не включенным в один из нижеперечисленных пунктов | 2,2 процента |
по кадастровой стоимости недвижимости в Москве | 1,4 процента |
по кадастровой стоимости недвижимости для всех субъектов РФ, за исключением г. Москва | 2 процента |
виды имущества, обозначенного постановлением Правительства РФ от 30.09. 2004 № 504. При расчете налога по объектам, введенным в эксплуатацию после 30.12. 2021 года, можно использовать понижающие коэффициенты. | 1,0 процент |
по магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружениям, которые являются неотъемлемой частью указанных ниже объектов | 1,6 процента |
по объектам магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия; | освобождение от уплаты |
по объектам, конкретный перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.10. 2021 № 2188-р. При расчете налога за 2021 год руководствуйтесь перечнем, который указан в абзаце 3 пункта 1 распоряжения. | освобождение от уплаты |
В соответствии со статьей 381 части 2 Налогового кодекса, введенного Федеральным законом за №139-ФЗ от 11 ноября 2003 года, от уплаты освобождены:
- учреждения и организации, работающие в уголовно – исполнительной системе, в отношении тех основных средств, которые применяются для выполнения возложенных на них функций;
- религиозные организации в части имущества, применяемого для осуществления религиозной деятельности;
- общенациональные общественные организации инвалидов, среди членов которых не менее 80% инвалидов и их представителей, в части основных средств, используемых для выполнения ими уставной деятельности;
- организации, занимающиеся производством фармацевтической продукции, в части основных средств, применяемых для выработки ветеринарных иммунобиологических средств, направленных на борьбу с эпидемией;
- материальные объекты предприятий, занимающиеся производством протезно – ортопедической продукции и т.д.
В указанной статье Налогового кодекса РФ приводится 26 пунктов с указанием предприятий и организаций, освобожденных от уплаты обозначенного вида обязательных платежей.
По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.
Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.
Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.
Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.
Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.
Остаточная стоимость считается по формуле:
Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация
Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.
При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.
Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.
Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.
С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.
Установление правил для налога на имущество юрлиц
В отношении налога на имущество юрлиц НК РФ закрепляет следующие общие для территории России положения:
Субъекту РФ предоставляется право:
Юрлица должны самостоятельно определять величину налоговой базы (п. 3 ст. 376 НК РФ), рассчитывать подлежащие уплате суммы авансов (если регион не отказался от отчетных периодов) и налога по году и сдавать отчетность (п. 2 ст. 383, п. 1 ст. 386 НК РФ).
Напомним, с 2020 года в налоговую не нужно сдавать расчеты авансовых платежей за отчетные периоды. Представляется только декларация по итогу года. Но обязанность уплачивать ежеквартальные авансы сохраняется.
Рассчитать и уплатить налог на имущество и авансы по нему вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
О переносе сроков уплаты авансовых платежей по имущественным налогам
26 июля 2022
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2022 № 374 «О переносе сроков уплаты авансовых платежей по налогам» для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих виды экономической деятельности в наиболее пострадавших отраслях экономики, в числе которых деятельность в сфере обрабатывающего производства, здравоохранения и социальных услуг, а также в области культуры, развлечения и отдыха на 4 месяца предоставлена отсрочка по уплате авансовых платежей по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам за 2 квартал 2022 года с 31 июля 2022 года до 30 ноября 2022 года.
При этом организациям предоставлено право производить уплату налогов ежемесячно равными частями в размере 1/6 от суммы исчисленных авансовых платежей за 2 квартал 2022 года.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.06.2022 № 566 «О переносе сроков уплаты авансовых платежей по налогам» для организаций (вне зависимости от размера бизнеса), осуществляющих деятельность в том числе в сфере обрабатывающего производства, телекоммуникаций, образования, здравоохранения и социальных услуг, а также в области культуры, развлечения
и отдыха (всего 45 отраслей), продлены сроки уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам за 2 квартал 2022 года с 31 июля 2022 года до 30 ноября 2022 года.
Земельный налог для юридических лиц — порядок и сроки уплаты
Из формулы, приведённой выше, ясно, что для расчёта суммы сбора для лиц юридических используется такое определение стоимости участка, как кадастровая. Стоимость земли по кадастру представляет не рыночную (по которой можно продать) цену, а ценность с точки зрения государства.
Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Стоит учесть, что при отсутствии поступления в указанный срок рассчитанной суммы земельного налога, физическое лицо подвергается штрафным санкциям. Пеня на указанную сумму начинает «натекать» сразу же. Налоговая служба вправе обратиться к судебным органам, если сумма штрафных санкций непосредственно вместе с начисленным налогом превысит сумму в 1,5 тысячи рублей.
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
- организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
- религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
- общероссийские общественные организации инвалидов;
- «сколковцы».
Таблица изменений по налогу на имущество в 2020 году
Что изменилось |
Как применять |
С какой даты действует, основание |
Расширили состав объектов недвижимости, которые облагают налогом по кадастровой стоимости |
По всем объектам, которые облагаются налогом на имущество физических лиц, нужно платить налог на имущество организаций по кадастровой стоимости. |
С 1 января 2020 г. подп. «а» п. 70 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ |
Право собственности на недвижимость перестало быть условием для уплаты налога по кадастровой стоимости |
Организации, которые распоряжаются недвижимостью по праву оперативного управления или получили недвижимость по концессионному соглашению, должны платить налог по кадастровой стоимости. |
С 1 января 2020 г. подп. «а» п. 69 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ |
Составлять и сдавать расчеты авансовых платежей больше не требуется |
Организации не должны сдавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество. Последний раз расчеты сдают за девять месяцев или III квартал 2019 года. Начиная с отчетности за 2019 год организации должны сдавать только налоговые декларации. |
С 1 января 2020 г. п. 20 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ |
Декларацию за 2019 год нужно сдавать на новых бланках |
Организации, которые отчитываются по налогу на имущество после 1 января 2020 года, должны составлять декларации по новой форме. |
С 1 января 2020 г. Приказ ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405 |
Налоговую декларацию можно сдавать централизованно |
Узаконили централизованный порядок подачи налоговой отчетности. При определенных условиях организации вправе представлять единые декларации в ИФНС по своему выбору. |
С отчетности за 2019 год п. 20 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ |
С какого имущество надо платить налог
Российские организации платят налог на имущество:
-
с недвижимости, которую учли на счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Исключение – имущество, которое не является объектом налогообложения или попадает под льготу в виде освобождения;
-
с жилых домов и жилых помещений, не учтенных в составе основных средств;
-
с недвижимого имущества, которое получили по концессионному соглашению и учли за балансом.
Фнс подготовила рекомендации по представлению уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей
Федеральная налоговая служба России опубликовала Письмо № БС-4-21/2873@ о рекомендациях по типовым вопросам заполнения и представления в налоговый орган в соответствии с п. 9 ст. 58 НК РФ уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам (в части налогообложения имущества организаций).
Как указано в документе, такие уведомления представляются, если законодательством предусмотрена уплата налогов или авансовых платежей по налогам до представления соответствующей налоговой декларации либо если обязанность по представлению налогового расчета не установлена. Исключения составляют случаи уплаты налогов физическими лицами на основании налоговых уведомлений.
В рекомендациях указано, что для отчетных периодов 2023 г. Налоговым кодексом не установлена обязанность организации по представлению налоговых деклараций (расчетов) по налогам на имущество.
За отчетные периоды этого года уведомления об исчисленных суммах авансовых платежей по налогам на имущество должны представляться в налоговый орган по месту учета не позднее 25 числа месяца, в котором установлен срок уплаты авансовых платежей по этим налогам.
Как пояснила партнер и руководитель налоговой практики Five Stones Consulting Екатерина Болдинова, в противном случае авансовые платежи по налогу на имущество просто не будут распределены по соответствующим кодам бюджетной классификации.
«Это также означает, что налоговым органом будут начислены пени за несвоевременную уплату, а совокупная обязанность будет сформирована на единый налоговый счет (ЕНС) не на основе уведомлений, а на основе полученных от ИФНС сообщений об исчисленных суммах налогов на имущество или налоговой декларации (по налогу на имущество из среднегодовой стоимости)», – указала она.
Управляющий партнер Sona Private Consulting Наринэ Беглярова отметила, что с 1 января 2023 г.
организации освобождены от обязанности по представлению налоговых деклараций при уплате налога и авансовых платежей по налогу на имущество организации, но только в отношении объектов, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости.
«Отправка уведомления в налоговый орган является обязательной, так как его непредставление влечет за собой штрафные санкции, а также важно понимать, что авансовые платежи не сопровождаются декларацией, и без прилагаемого уведомления эти суммы не будут зачтены в бюджет, а просто “зависнут” на ЕНС налогоплательщика до представления уведомления для уточнения платежа либо спишутся в счет других налоговых обязательств», – прокомментировала эксперт.
Екатерина Болдинова считает важным освещение в письме ФНС вопросов о представлении повторного уведомления за тот же отчетный период, по тем же КБК и ОКТМО с исправленной суммой авансового платежа.
Так, в письме разъясняется, каким образом будут учтены уведомления, если до наступления срока уплаты авансовых платежей по налогам на имущество за первый отчетный период 2023 г.
организация представила уведомление, в котором указала неверную сумму авансового платежа по земельному налогу, а затем представила новое уведомление за тот же отчетный период, по тем же КБК и ОКТМО с другой суммой авансового платежа.
ФНС указала, что в такой ситуации совокупная обязанность сформируется и будет учтена на едином налоговом счете на основе первого уведомления – в отношении транспортного налога и налога на имущество организаций, а в отношении земельного налога – на основе второго уведомления, относящегося к тому же отчетному периоду, КБК, ОКТМО.
В документе также дается ответ на вопрос о том, требуется ли представлять уведомление об исчисленных суммах налогов на имущество за налоговый период 2022 г., уплаченных в 2023 г., если организация уже представила налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за налоговый период 2022 г.
Разъясняется, что исходя из подп. 5 п. 5 ст. 11.