Глава 8. ИЗЪЯТИЕ И РЕЗЕРВИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 8. ИЗЪЯТИЕ И РЕЗЕРВИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Резервирование земель является одной из важнейших функций по управлению земельными ресурсами, способом обеспечения запланированного использования земель в будущем: этот институт направлен на удовлетворение публичных (общественных) интересов.

Комментарий к Статье 70.1 Земельного кодекса РФ

Вместе с тем существует и иное мнение. Так, например, А.П. Ревякин указывает, что, рассматривая отдельные основания резервирования, необходимо сделать вывод о том, что о соответствии этих оснований общественному интересу можно говорить не во всех случаях, поскольку перечень оснований для резервирования земельных участков исходя из смысла комментируемой статьи не является закрытым.

Поскольку законодатель, перечисляя основания резервирования земель, делает отсылку к основаниям изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а перечень оснований для изъятия является открытым, то дополнительные основания для резервирования земельных участков могут быть установлены как федеральными законами, так и законами субъектов РФ .
———————————
См.: Ревякин А.П. Публичные интересы и основания резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Экологическое право. 2011. N 6.

Для чего государство резервирует землю

Существует немало причин для госрезервирования, поэтому каждому владельцу земли нужно быть готовым к тому, что процедура бронирования надела может начаться в любой момент. Список основных причин указан в ст.49 ЗК РФ:

  1. Основания, связанные со строительством либо реконструкцией:
    • инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, газо- и электроснабжения:
    • линейных объектов, обеспечивающих функционирование субъектов естественных монополий и космической отрасли;
    • объектов инфраструктуры авто- и Ж/Д транспорта;
    • объектов безопасности государства и обороны страны;
    • энергетических систем и объектов использования атомной энергии.
  2. Основания, связанные с выполнением принятых Россией обязательств по межгосударственным договорам.

Резервирование также необходимо при создании водохранилищ, организации природоохранных зон, оборудовании специальных объектов, формирующих инфраструктуру ОЭЗ (Особой экономической зоны).

Права владельцев участков

Хотя использование земель призвано решать проблемы государственного или регионального уровня, это не отменяет требование обеспечить защиту интересов собственников резервируемых участков.

Однако это не распространяется на неприватизированные наделы. Их владельцы сталкиваются, как правило, со следующими ограничениями:

  • приватизировать зарезервированные земли нельзя;
  • не допускается строительство объектов коммерческого назначения и жилых зданий, поскольку их стоимость в случае изъятия, скорее всего, компенсирована не будет;
  • запрещается возводить ирригационные сооружения, предназначенные для производства мелиоративных работ, и иные объекты.

В случае возникновения убытков от резервирования земельного участка, его владелец может подать исковое заявление на их возмещение в судебную инстанцию.

Сроки бронирования земли

Согласно положением ЗК Российской Федерации, участок, который был ранее забронирован, может резервироваться на срок, не более трех лет. Исключением являются объекты, находящихся в госсобственности, и предназначенные для создания специальных экономических зон. Срок действия разрешения на такие участки завершается автоматически через 2 года после регистрации.

В случае если на объектах госрезерва нет участков, находящихся в собственности третьих лиц, а предназначены они для строительства транспортных развязок и автодорог, других жизненно важных объектов, резервирование может выполняться сроком на 20 лет.

После того, как сроки бронирования вышли, специалисты органа власти, выдавшего разрешение на резервирование, обязаны в 30-дневный срок уведомить об этом Росреестр и Госкадастр. Специалисты этих инстанций примут решение о прекращении действия разрешения и снимут ограничения на эксплуатацию земли. Не исключается также возможность изъятия земли из собственности третьих лиц, но закон в этом случае предусматривает выкуп участка, после чего собственнику участка передается необходимая сумма. С окончанием срока резервирования участок исключается из перечня зарезервированных земель.

Порядок резервирования

Порядок резервирования земель регулируется Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее — Положение). В соответствии с п. 2 Положения решение о резервировании земель для федеральных нужд принимает федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в установленной сфере деятельности. Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Читайте также:  Льготы для пенсионеров, связанные с недвижимостью

Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов:

  • документов территориального планирования (схемы территориального планирования) либо, при наличии, документации по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков);
  • решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, регионального или местного значения;
  • государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденных в установленном порядке.

Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости. При этом границы резервируемых земель могут не совпадать с границами земельных участков. То есть межевания земель и выделения земельных участков в целях резервирования не требуется. Следует отметить, что в решении о резервировании земель должны содержаться сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

В соответствии с Положением решение о резервировании земель может быть принято в отношении земельных участков, находящихся в пределах одного кадастрового округа. Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта Российской Федерации, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающую к этой территории (Правила кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, далее — Правила).

После принятия решения о резервировании земель исполнительный орган направляет копию решения и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (п. 8 Правил). Государственная регистрация ограничения прав осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Заметим, что обязательной государственной регистрации подлежит не акт органов государственной власти или местного самоуправления о резервировании или изъятии, а ограничение (обременение) прав собственника соответствующего объекта недвижимости, возникающее на основании решения о таком резервировании (изъятии).

Не все зарезервированные территории в будущем действительно изымаются из оборота. Такая необходимость может со временем просто перестать быть актуальной.

На смену выбранной территории может подобраться другой земельный участок, более подходящий по характеристикам. Кроме того весь резерв имеет срок своего действия. Когда срок подходит к концу, бронь земли аннулируется.

Резервирование может быть прекращено:

  1. При окончании срока резерва, указанного в решении.
  2. Надел уже предоставлен для государственных или муниципальных нужд.
  3. Орган, принявший решение о резервировании, отменил его из-за нахождения более подходящего участка или из-за прекращения планируемой деятельности.
  4. Участок был изъят на законных основаниях.
  5. Резервирование было отменено судебным решением.

Орган, занимающийся резервированием земель, при прекращении резерва должен обязательно передать соответствующие сведения в Росреестр для изменения имеющейся там записи о резерве.

Права владельцев участков

Хотя использование земель призвано решать проблемы государственного или регионального уровня, это не отменяет требование обеспечить защиту интересов собственников резервируемых участков.

Однако это не распространяется на неприватизированные наделы. Их владельцы сталкиваются, как правило, со следующими ограничениями:

  • приватизировать зарезервированные земли нельзя;
  • не допускается строительство объектов коммерческого назначения и жилых зданий, поскольку их стоимость в случае изъятия, скорее всего, компенсирована не будет;
  • запрещается возводить ирригационные сооружения, предназначенные для производства мелиоративных работ, и иные объекты.

В случае возникновения убытков от резервирования земельного участка, его владелец может подать исковое заявление на их возмещение в судебную инстанцию.

Что собой представляет резервирование земли, и для чего оно проводится

В юридической терминологии существует множество понятий, касающихся вопросов землепользования. Чаще всего клиенты адвокатских контор хотят знать, что такое резервирование зем.участков для госнужд, и чем оно отличается от изъятия и передачу в госсобственность.

По большому счету, резервирование – это еще не изъятие, а только наложение некоторых ограничений. Зачастую за этим следует изъятие земли, но в этом случае собственник или арендатор де-факто предупрежден о возможных последствиях.

Можно также сказать, что земельный участок, попавший под резервирование, это своеобразная гарантия государства, ведь после проведения этой процедуры земля уже не сможет быть перепродана или приватизирована, так как де-юро она уже принадлежит муниципалитету или другой госструктуре. Что касается владельцев земли, если речь идет о резервировании участков, находящихся в частной собственности, то, несмотря на абсурдность звучания, в этом для них также есть преимущества. Зная, что земля в любой момент может быть изъята, без компенсации потерь, собственник не будет планировать строительство, хотя бы.

Читайте также:  Можно ли пройти в METRO Cash&Carry., если нет карты клиента?

Сроки бронирования земли

Согласно положением ЗК Российской Федерации, участок, который был ранее забронирован, может резервироваться на срок, не более трех лет. Исключением являются объекты, находящихся в госсобственности, и предназначенные для создания специальных экономических зон. Срок действия разрешения на такие участки завершается автоматически через 2 года после регистрации.

В случае если на объектах госрезерва нет участков, находящихся в собственности третьих лиц, а предназначены они для строительства транспортных развязок и автодорог, других жизненно важных объектов, резервирование может выполняться сроком на 20 лет.

После того, как сроки бронирования вышли, специалисты органа власти, выдавшего разрешение на резервирование, обязаны в 30-дневный срок уведомить об этом Росреестр и Госкадастр. Специалисты этих инстанций примут решение о прекращении действия разрешения и снимут ограничения на эксплуатацию земли. Не исключается также возможность изъятия земли из собственности третьих лиц, но закон в этом случае предусматривает выкуп участка, после чего собственнику участка передается необходимая сумма. С окончанием срока резервирования участок исключается из перечня зарезервированных земель.

Порядок проведения процедуры

Порядок резервирования регламентирован постановлением Правительства РФ. Решение о переходе земельного участка в резерв принимают органы исполнительной власти федерального, регионального или местного уровня.

ВАЖНО! Если у интересующего надела отсутствует номер паспорта и кадастрового учета, то бронирование территории считается недействительным.

Первым делом рассматривается проект по закреплению земельного участка на основании предоставленных соответствующих документов. В их перечень входят:

  • Документы по планированию территории в том случае, если предполагается подготовка природных объектов, а также объектов обороны и безопасности.
  • Документы с детальной информацией о границах зон, где будут размещены данные объекты.
  • Заключение о том, что конкретная площадь соответствует государственным программам, которые направлены на рациональное ее использование.

После изучения всех предоставленных бумаг соответствующий орган составляет документ о резервировании земельной площади для государственных или муниципальных потребностей, который содержит следующие сведения:

  1. С какой целью происходит бронирование.
  2. Срок резерва.
  3. Наименование документов с указанием их реквизитов, на основании которых проходит процедура резерва.
  4. Список ограничения относительно пользования данным участком.
  5. Информация о месте и дате проведения собрания всех заинтересованных лиц с их письменным уведомлением.
  6. Перечень кадастровых номеров всех закрепленных участков, которые полностью или частично находятся в пределах зарезервированной территории.

К решению должна в обязательном порядке прилагаться схема всех закрепленных территорий, содержащая информацию об участках, подлежащих бронированию. Далее документ и копия постановления о резерве земельной территории передаются в государственный кадастр и Росреестр для последующей регистрации ограничений относительно пользования участками и постановки их на учет.

Если регистрация решения отсутствует, то бронирование государством земли будет считаться недействительным.

Завершающим этапом данного процесса будет размещение информации о бронировании земли в средствах массовой информации конкретно в том субъекте РФ, где располагаются участки. Данное решение вступает в силу только после выхода публикации в СМИ.

Государственные и муниципальные нужды как условия резервирования и изъятия земельных участков

Действующее российское и законодательство Краснодарского края допускает резервирование и изъятие земельных участков только для государственных и муниципальных нужд. Понятие государственных нужд отсутствует в законодательстве, однако может быть дано на основе анализа норм Конституции РФ и Закона о Правительстве РФ. К числу государственных нужд могут быть отнесены: обеспечение неприкосновенности границ РФ, охрана ее конституционного строя, защита жизни, здоровья и имущества граждан, охрана общественного порядка и экологической безопасности. В качестве муниципальных нужд могут рассматриваться вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные федеральными законами к самостоятельному ведению населения и (или) органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 55 ЗКРФ «Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд» изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется только по основаниям, установленным ст. 49 ЗК РФ. Иные основания изъятия земельных участков не допускаются.

В соответствии со ст. 49 ЗК РФ «Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд», изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

Читайте также:  Декларация УСН Доходы для ИП

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

— объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

— объекты использования атомной энергии;

— объекты обороны и безопасности;

— объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

— объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

— объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

— линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

— объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

— автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Понятие резервирования

Изначально нужно разобраться с тем, что такое резервирование. Это представлено процессом наложения некоторых ограничений относительно использования конкретных наделов. Причиной выступает вероятность того, что в дальнейшем участок будет использоваться для достижения целей, которые перед собой ставят государственные органы. Ограничения могут касаться не только граждан, но и организаций. Данный процесс можно относить к действительным, если соблюдались условия, касающиеся регистрации наделов в качестве гос. собственности. Производится это сотрудниками федеральной регистрационной службы.

Порядок резервирования нельзя не может рассматриваться наравне с обычным изъятием участка. Этот процесс допустимо понимать, как предпосылку относительно дальнейшего изъятия надела. Если говорить по-другому, то выступает резерв определенной гарантией того, что выбранный участок через какое-то время будет передан государственному или муниципальному органу.

ВНИМАНИЕ !!! Иногда данный процесс затрагивает собственность частного значения, тогда владелец может найти положительные моменты в резерве для себя. В том числе, это касается того, когда гражданину заранее было направлено уведомление о резерве.

В этом случае не нужно возводить на наделе строений капитального типа. Стоит учитывать, что при изъятии участка, никто не будет возмещать понесенные ранее расходы на проведение строительных работ. Поэтому указывают на то, что предварительный процесс резервирования помогает в определенной мере освободить человека от несения значительных материальных убытков.

Права владельцев участков

Хотя использование земель призвано решать проблемы государственного или регионального уровня, это не отменяет требование обеспечить защиту интересов собственников резервируемых участков.

Однако это не распространяется на неприватизированные наделы. Их владельцы сталкиваются, как правило, со следующими ограничениями:

  • приватизировать зарезервированные земли нельзя;
  • не допускается строительство объектов коммерческого назначения и жилых зданий, поскольку их стоимость в случае изъятия, скорее всего, компенсирована не будет;
  • запрещается возводить ирригационные сооружения, предназначенные для производства мелиоративных работ, и иные объекты.

В случае возникновения убытков от резервирования земельного участка, его владелец может подать исковое заявление на их возмещение в судебную инстанцию.

Резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное сопровождение получения прав на желаемый земельный участок во всех уполномоченных организациях, включая оспаривание резервирования участка для государственных и муниципальных нужд.

Мы берем на себя полное ведение процедуры, включая подготовку пакета документов, сопровождение рассмотрения вопроса во всех инстанциях, в том числе, подготовку изменений границ резервируемых земельных участков с участием проектной организации.

Правовой центр ДВА М оказывает юридические услуги по оспариванию решений органов государственной власти и местного самоуправления о резервировании земель в связи с нарушениями необходимой процедуры резервирования, в том числе:

  • подготовка юридических заключений касательно возможности оспаривания решений о резервировании в связи с нарушением установленного законом порядка принятия таких решений;
  • обеспечивает защиту интересов заявителя во взаимоотношениях с органами государственной власти
  • оспаривание действий уполномоченных органов и представительство интересов заявителя в суде.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *