Россиянам рассказали о самых популярных схемах мошенников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Россиянам рассказали о самых популярных схемах мошенников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По мнению руководителя направления «РТК-Солар», полностью обезопасить себя от телефонных мошенников невозможно. Вураско подчеркнул, что утечки информации случаются в самых разных компаниях и обычный потребитель не может на это повлиять.

Обзор премиум-версии ноутбука Huawei Matebook X Pro 2023

Печатная машинка в стильном и прочном корпусе, с отличным экраном и быстрым, но горячим процессором Intel 13-го поколения. Сотканный из противоречий ноутбук для состоятельной публики.

Мошеннику важно втереться в доверие, доказать, что он тот, за кого себя выдает. И для этого нужно SMS-сообщение. Оно действительно пришло от банка, причем оно может прийти, даже если человек не является клиентом конкретного банка. Обычно на сайте банка оформляется заявка на тот или иной продукт, а дальше система присылает SMS, чтобы вы подтвердили свое желание подключить ее. Например, можно зарезервировать бизнес-счет, для этого достаточно указать телефон, ФИО, а также ИНН (последний у некоторых банков может быть любым). И тогда придет SMS, в котором говорится о создании «резервного счета». Мошенники изучают все возможности банков, тех услуг, что предлагаются, и строят свои истории вокруг этого.

Главное, что нужно помнить и знать: в банках никогда не подтверждают факт звонка SMS-сообщением, это удел мошенников. В банках могут попросить код из SMS, если вы сами позвонили и забыли свое слово-пароль. Но это уже совсем другая история.

Необходимо срочно «перебить кредит»

За первую половину января 2023 года жертвами мошенников стали семеро жителей Ноябрьска, они потеряли в общей сложности около трех миллионов рублей.

Самая крупная отданная преступникам сумма составила 1,2 млн рублей, поделилась свежей статистикой Юлия Новожилова.

В этом случае мошенники представились сотрудниками банка и рассказали, что необходимо «перебить» кредит, который некие злоумышленники якобы пытаются взять на имя жертвы. Для этого якобы нужно самому взять кредит в другом банке и перевести деньги на «безопасный счет». Ямалец самостоятельно подал заявку на кредит в онлайн-банке, получил его и перевел средства мошенникам через банкомат.

Страх потерять деньги — то, на чем виртуозно играют преступники, отметила следователь. В момент звонка люди испуганы, они впадают в панику и, желая сохранить свои средства, следуют всем указаниям, которые им дают через телефон.

«Да» и «нет» не говорите

Банки уверяют, что в ситуации с мошенничествами они всегда на стороне клиента и защищают его интересы. Можно ли этому верить? И как правильно действовать, если вы всё-таки стали жертвой онлайн-мошенников?

Техника безопасности

Технический прогресс в России — в силу её предыдущей отсталости — оказался более быстрым, чем в других странах, поясняет эксперт по безопасности Александр Власов. И если бизнес (а одновременно с ними и мошенники) новые цифровые технологии освоил успешно, то мозг обывателя оказался менее гибким. Поэтому к уязвимой в плане мошенничеств категории у нас относятся не только люди старшего возраста, но и молодёжь. «В обществе ещё не сформировались традиции обучения информационной безопасности», — объясняет эксперт.

Какие азы информационной безопасности надо запомнить раз и навсегда? Власов называет следующие.

Первое правило: не разговаривайте с неизвестными. Если вам звонят «из банка» и сообщают, что с вашего счёта якобы пытаются списать деньги, тут же вешайте трубку и сами перезвоните в банк (или в то ведомство, откуда вам якобы звонили). Помните: сотрудники банков (и тем более из правоохранительных органов) не звонят клиентам по вопросам операций, не выясняют у них реквизиты счетов и конфиденциальные данные.

Второе правило можно сформулировать так: «да» и «нет» не говорите. Дело в том, что ваш разговор могут записать и воспользоваться им при следующем мошенническом звонке в банк или иную организацию, где автоответчик распознаёт голос, уже от вашего имени. Поэтому нельзя говорить «я», произносить свои имя и отчество, отвечать словом «да» — запись этого можно использовать для подмены личности с помощью того же автоответчика. Не следует называть никакие цифры, сроки действия карты и защитный код на обратной стороне.

Читайте также:  Документы, необходимые для назначения пенсии по случаю потери кормильца

Мошенники зарабатывают хорошие деньги

Глава платформы «Мошеловка» сказала, что те, кто занимается телефонным мошенничеством, зарабатывают большие деньги.

По словам Лазаревой, кража денег со счетов россиян является очень прибыльным делом. Она заверяет, что в прошлом году у российских граждан было украдено более 13 миллиардов рублей, основываясь только на официальных данных.

Государство должно работать над защитой граждан от спам-звонков и привлекать к ответственности операторов, которые пропускают звонки с поддельных номеров.

Полиция обычно не вмешивается в работу службы безопасности банка

— Часто бывает так, что едва стоит человеку положить в банк свои деньги, как ему тут же звонят мошенники. Есть подозрения, что в мошеннических действиях замешаны сотрудники банков. Есть ли случаи в Ростовской области, когда их привлекали за участие в таких преступлениях?

— Привлекали, но только не за слив базы данных. Был случай, когда пожилой человек пришёл в отделение банка и попросил установить ему на телефон мобильное банковское приложение. Сотрудник привязан к банковской карте как дедушкин номер, так и свой, а затем вывел со счёта потерпевшего миллион рублей.

Что касается утечек информации, то злоумышленники покупают базы данных на нелегальных ресурсах, но далеко не всегда из рук сотрудников финансовых учреждений.

— Полиция занимается поимкой продавцов баз данных, работающих в банках?

— Это уже компетенции сотрудников служб безопасности кредитных организаций, а не наши. Правоохранительные органы не лезут «во внутреннюю кухню» банков.

— Действительно ли мошенники собирают биометрические данные и нельзя отвечать на их вопросы словом «Да»?

— Это миф. В моей практике такого не попадалось, но могу рассказать про другую уловку мошенников. Иногда они говорят абоненту, что тот будет сейчас разговаривать с роботом, подтверждать ему свои данные — в частности, номер карты и CVC-код. Человек верит, что с ним беседует робот и сообщает конфиденциальную информацию, чем пользуются злоумышленники.

— А на самом деле?

— А в реальности роботом прикидывается другой жулик, который ловко имитирует характерные интонации голосового помощника.

Перекладывание ответственности

Безусловно, банки заинтересованы в борьбе с аферистами и много делают для противостояния преступникам. «Наш банк всеми возможными способами информирует своих клиентов о мошеннических схемах: в буклетах, плакатах, СМС и так далее, а также выступая на массовых радио, ТВ, в газетах. Но было бы неплохо, если бы государство подключилось к этой работе на федеральных ТВ-каналах, в интернете, — говорит Вячеслав Касимов, директор департамента информационной безопасности Московского кредитного банка (МКБ). — Кроме того, для наших клиентов достаточно эффективно работает сервис фрод-мониторинга, защищающий в том числе от социальной инженерии. Недавно мы внедрили фрод-мониторинг, нацеленный на защиту людей преклонного возраста, которые, по статистике ЦБ, чаще всего становящихся жертвами социнженеров».
Представители банков считают, что нужно совершенствовать механизмы возврата денег пострадавшим, а также ужесточать ответственность за финансовые преступления. «ЦБ работает над законопроектом для упрощения возврата денег жертвам кибермошенников, — продолжает Вячеслав Касимов. — Регулятор предлагает автоматическую блокировку спорной суммы на счете злоумышленника или посредника после обращения жертвы, а также упрощенную судебную процедуру без привлечения истца и ответчика. Введение подобной практики, безусловно, внесет значительный вклад в борьбу с мошенничеством. Основной сложностью здесь будет решение вопроса, кого считать мошенником, а кого нет, то есть выработка корректных критериев идентификации мошенников. Кроме того, мы поддерживаем инициативу ЦБ по ужесточению уголовного наказания за мошенничества. Как бы бизнес и регуляторы ни старались, ужесточая требования к своим системам безопасности, информируя людей о правилах безопасности, без адекватных изменений в УК и повышения раскрываемости подобных преступлений будет сложно поставить заслон кибермошенникам».

Одновременно банкиры винят в проблеме операторов связи. Так, недавно заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов выступил с громким заявлением, что победить телефонное мошенничество можно уже в этом году, если принять меры на уровне операторов связи. А на прошлой неделе представители Тинькофф-банка предложили создать специальную систему учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) «для выявления недобросовестных операторов связи, которые проводят звонки злоумышленников в адрес банковских клиентов».

Итак, в поисках ответа на извечный российский вопрос «кто виноват?» банки кивают на сотовых операторов, операторы связи говорят, что они просто дают людям звонить друг другу и винить их в развитии телефонного мошенничества — это все равно что предъявлять претензии магазину кухонных принадлежностей в том, что распространяется бытовая поножовщина. Полиция жалуется на невозможность ловить преступников во враждебной Украине, попутно публично критикуя недостаточную эффективность банковских систем защиты. Круг замыкается.

Регулятор тоже демонстрирует озабоченность проблемой, но пока кардинальных способов борьбы с мошенничеством не предлагает. Например, одно из последних предложений Минцифры РФ заключается в том, что нужно создать единую базу номеров мошенников и подключать ее ко всем операторам связи. МВД, со своей стороны, планирует до конца года представить сервис «Антимошенник», работа которого также будет построена на базе телефонных номеров с уже совершенными преступлениями. Но возможная эффективность таких шагов по упомянутой выше причине вызывает скепсис. Нет ответа и на вопрос, почему, если половина «звонарей» сидят сейчас во враждебной нам Украине, не расправиться со второй половиной “серых” колл-центров, при том что есть техническая возможность определить местоположение звонка преступника?

Читайте также:  Виноват ли водитель, если сбил пешехода в неположенном месте для перехода

Крайним в этой ситуации оказывается клиент. Армия квалифицированных банковских юристов по принципу «сам виноват» успешно доказывает виновность потерпевших от телефонных афер. Например, одно время распространенной причиной невозврата средств жертвам интернет-мошенничества банками был предлог, что клиент пользуется нелицензионным программным обеспечением на компьютере. А поскольку на подавляющем большинстве частных компьютеров установлен нелегальный софт, это априори делало виновным почти всех пользователей банковских услуг.

Сейчас банки обвиняют клиента чуть ли не в том, что он просто снял трубку и вступил со злоумышленниками в диалог: некоторые жертвы мошенничеств вообще не сообщали по телефону никаких данных, но их все равно обокрали — такими историями переполнены интернет-форумы, где недоумевают, почему банк, например, не отреагировал на ситуацию, когда мошенники вдруг без проблем и без ведома пользователя отвязали от банковского счета телефонный номер клиента, подменили его на поддельный и затем в несколько переводов сняли все имеющиеся на счете деньги? Ведь даже несложный программный алгоритм может распознать в таких действиях подозрение на кражу. Обманутые клиенты также жалуются, что банк часто доказывает их вину за счет невыполнения прописанных банком правил безопасности, которые могут быть очень жесткими (например, о факте мошенничества нужно сообщать строго в течение 24 часов. Для сравнения: в США это 60 суток).

Разорвать замкнутый круг могла бы более жесткая позиции регулятора в отношении банковских учреждений. По такому пути, например, пошли власти США, которые считают, что основные риски, связанные с воровством денег со счетов, должны нести банки. В США действует простое и ясное правило: если клиент не отдал физически свою банковскую карту жуликам и заявил о пропаже денег со счета в течение 60 дней с момента преступления, то вся ответственность за их исчезновение лежит на банке. Похожие правила, например, действуют в Великобритании — здесь клиент может простым способом отменить транзакцию, если понял, что его обманули, и быстро вернуть деньги.

В результате действия таких норм телефонное мошенничество в тех же США и других развитых странах хоть и существует, но не имеет такого размаха, как в России. А все потому, что такое правило является мощной мотивацией для финансовых учреждений искать действительно эффективные механизмы борьбы с мошенничеством. Крупные финансовые институты, оказавшиеся крайними в смысле оплаты убытков по системным мошенничествам, например, нанимают за свой счет детективные агентства, чтобы вычислить системных жуликов и предоставить властям доказательства, чаще проводят проверки внутри своих организаций и у своих партнеров на предмет возможной утечки данных. Наконец, это заставляет финансовые организации активнее взаимодействовать с регулятором в плане принятия нужных подзаконных актов в отношении деятельности операторов связи и других участников рынка.

Критики такого подхода говорят: в России подобные принципы могут не сработать, потому что банки в этом случае могут столкнуться с волной мошенничества в их сторону. «Банк — финансовое учреждение, ориентированное на получение прибыли, а не социальное заведение. И возлагать на него в принудительном порядке ответственность за финансовую неграмотность или наивность клиентов кажется неправильным, — указывает Сергей Волдохин, директор компании “Антифишинг”. — Мошенники с большой вероятностью развернут ситуацию в свою пользу. Например, они могут заявлять о краже денег со своей карты и получать компенсации от банков, а могут нанять людей, готовых за незначительные суммы выполнять подобные операции».

Безусловно, ответственности с клиента никто не снимает, грамотность населения надо повышать, иммунитет общества к мошенникам вырабатывать. Но в случае возложения мошеннических рисков на банки, им уже придется доказывать виновность жертвы в каждом конкретном случае, возможно выступая с инициативами о совершенствовании юридических норм, и такие ресурсы у финансовых учреждений есть.

Чтобы не стать жертвами телефонного мошенничества, нужно помнить:

  • Не нужно паниковать, когда вам сообщают какую-либо информацию, пусть даже и шокирующую. Необходимо прервать телефонный звонок и тщательно обдумать то, что вам сообщили.
  • Если обманщики утверждают, что кто-то из родственников попал беду, сразу же отключайтесь и перезвоните ему. Если не можете ему дозвониться, то звоните тому, кто в этот момент может находиться рядом с ним.
  • Если разговор ведется с якобы сотрудником правоохранительных служб, то необходимо выяснить его должность и ФИО, в каком отделении он работает.
  • Ни в коем случае не называйте ФИО (своего или ваших родственников) и не передавайте данные карты. ПИН-код карты не имеют права требовать даже сотрудники банка. Мобильные операторы никогда не просят сообщить код пополнения телефонного счета.
  • Не ведитесь на то, что вы выиграли дорогостоящий приз, особенно если вы никогда сами не участвовали ни в какой лотерее.
  • При совершении покупок в Интернете нужно пользоваться только проверенными сайтами, по возможности не вносить предоплату.
  • Следует внести номер горячей линии банка в адресную книгу.
  • Рекомендуется завести отдельную карту для совершения виртуальных покупок.
  • Будет нелишним завести номер телефона для экстренных ситуаций, который будут знать только родственники.
  • Не стоит перезванивать по незнакомым номерам, которые звонили вам и сбрасывали вызов: кому будет нужно, тот и сам вас найдет.

Телефонные мошенники – “следователи”, двухходовочка

С 2021 года стал очень популярным новый телефонный развод. Мошенники звонят по телефону или ватсапу и представляются сотрудником полиции или следователем отдела экономической безопасности ГУ МВД России по г. Москва. Они сообщают, что по вашему счету в банке происходят какие-то мошеннические операции, заведено уголовное дело и идет следствие или “акт дознания по телефону”. В некоторых случаях с помощью специальных средств IP-телефонии номер злоумышленника может быть подменен и выглядеть как реальный телефонный номер одного из отделений МВД. После этого уже напуганному клиенту звонят якобы из банка и предлагают перевести деньги на “безопасный счет” и т.п. Есть и другие варианты и повороты:

  • “в Сбер пришел человек с доверенностью от меня на распоряжение всеми моими счетами”
  • “я вчера 14 минут с девушкой “следователем” общался)). Кончилось тем, что когда я отказался предоставить ей мои данные, она обвинила меня в отказе сотрудничать со следствием и сказала, что высылает за мной группу быстрого реагирования)). На мой вопрос – по какому адресу высылает …бросила трубку ((“
  • “звонивший сразу заявил, что звонит по 327-й статье УК РФ. Это про подделку документов”

Интернет-попрошайничество

Этот способ выманить деньги примерно из того же ряда, что и предыдущий. Просто его несколько потеснила война. Все видели слезные просьбы на лечение, подкрепленные названиями ужасающих диагнозов и жуткими фото «больных». Особенно часто мошенники используют детей, которым «срочно нужна операция за границей», а родители у них бедные. Одним словом, «помогите добрые люди, кошелек с деньгами оторвало».

Мошенники могут придумывать истории о болезнях, иллюстрируя фотографиями чужих детей, или создавать объявления-дублеры реальных благотворительных организаций, являющиеся точной копией настоящего, меняются только реквизиты для перечисления денег.

Совет и здесь простой: не торопитесь поддаваться эмоциям. Если хотите помочь – проверяйте, выясняйте все обстоятельства дела, старайтесь связаться с просителями лично.

Мошенники могут оставить жертв без крыши над головой

Более того, есть случаи, когда преступники лишают своих жертв квартир. В конце прошлого года жительнице Казани позвонили незнакомцы и представились сотрудниками правоохранительных органов. Ее попросили помочь в поимке мошенников, которые якобы пытаются оформить на нее кредит.

«Для этих целей необходимо было следовать их указаниям. Получив согласие женщины, мошенники разработали многоэтапную и длительную по времени преступную схему по продаже ее квартиры с привлечением сотрудников одного из риелторских агентств города. Диалог со злоумышленниками женщина вела несколько дней, скрывая это от родственников и знакомых. Деньги, полученные от продажи квартиры, женщина перечислила на якобы безопасный счет. Все действия злоумышленники совершали дистанционно, находясь за пределами России», – рассказали полицейские.

Мошеннические схемы одни и те же

  • Звонящие представляются сотрудниками банков, отделов собственной безопасности банковских учреждений или правоохранительных органов. В процессе разговора они убеждают жертву в том, что на нее оформляется кредит. Получают данные ее банковских счетов и выводят деньги.
  • На втором месте сегодня – мошенничества при покупке товара в Сети. Когда вместо оплаченного товара клиенты получают пустые посылки или не получают вообще ничего.
  • На третьем месте – мошенничества под предлогом оказания каких-либо услуг.
  • Четвертое место занимают обманы в процессе покупок на сайтах бесплатных объявлений.
  • На пятом – мошенничества, связанные с инвестированием, получением пассивного дохода и приобретения криптовалюты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *