Раздел VI НК РФ. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел VI НК РФ. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментируемая статья устанавливает круг лиц, подлежащих ответственности в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ответственность за совершение налоговых правонарушений (налоговую ответственность) несут как организации (юридические лица), так и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 Налогового кодекса РФ.

Комментарий к ст. 107 НК РФ

Налоговые правонарушения в полной мере содержат признаки административных нарушений, что в свою очередь характеризует юридическую природу ответственности за налоговые правонарушения как административную ответственность.

Административно-правовые налоговые отношения, связанные с обращением взыскания на имущество налогоплательщика, имеют свои особенности. Важнейшие из них следующие:

1) обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства по реализации своих имущественных (денежных) интересов;

2) в этих отношениях одной из сторон всегда выступает субъект административной власти (орган государственного управления, должностное лицо, наделенное государственно-властными полномочиями);

3) в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством.

Существенные особенности административной имущественной ответственности по Налоговому кодексу заключаются в том, что:

1) государственный орган теряет право самостоятельного применения мер ответственности к правонарушителю (только через суд);

2) в качестве субъекта по сути административной ответственности выступает юридическое лицо.

Административная ответственность юридических лиц появилась в российском налоговом законодательстве с выходом в свет Закона РФ «О Государственной налоговой службе РСФСР».

Приступим к более подробному разговору о приведенной выше статье Налогового кодекса.

1. В соответствии с правилами п. 1 комментируемой статьи, субъектами налоговых правонарушений признаются:

а) организации. При этом речь идет:

— о российских организациях, включая коммерческие (АО, ООО, ОДО, ПК, ОПТ, КТ, унитарные предприятия) и некоммерческие (например, учреждения, союзы, ассоциации, фонды, общественные объединения, потребительские кооперативы и т.д.). Российские организации, не обладающие статусом юридических лиц (например, ими могут быть профсоюзы — ст. 8 Закона о профсоюзах), не признаются субъектами налоговых правонарушений (в отличие от аналогичных иностранных организаций);

— об иностранных организациях, т.е. об иностранных юридических лицах, а также о компаниях, других корпоративных образованиях, обладающих гражданской правоспособностью и созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международных организациях, филиалах и представительствах иностранных организаций, созданных на территории РФ (ст. ст. 11, 123, 126 НК РФ);

б) физические лица. При этом речь идет о:

— гражданах РФ;

— лицах без гражданства;

— иностранных гражданах;

— индивидуальных предпринимателях и приравненных к ним для целей налогообложения лицах (ст. ст. 11, 83, 85 НК РФ).

Толкование правил пункта 1 статьи 107 НК РФ и правил пункта 4 статьи 108 НК РФ, пункта 4 статьи 110 НК РФ позволяет сделать ряд важных выводов:

— ответственность за совершение налогового правонарушения могут одновременно нести как сама организация, так и лица, осуществляющие в ней управленческие функции;

— привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих управленческие функции в организации) — при наличии соответствующих оснований — от административной, уголовной, материальной, дисциплинарной и иной ответственности, предусмотренной законами РФ (на это указано и в Постановлении ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2);

— вина организации в совершении налогового правонарушения определяется виной ее руководителя (иных лиц, осуществляющих управленческие функции в ней).

2. Анализ правил п. 2 комментируемой статьи позволяет сделать ряд важных выводов:

а) не всякое физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, а лишь то, которому исполнилось 16 лет к моменту совершения такого правонарушения.

Толкование норм ст. ст. 51, 106, 107, 111 НК РФ показывает, что физическое лицо, которое в момент совершения деяния находилось в состоянии, при котором оно не могло отдавать себе отчета в своих действиях (или руководить ими вследствие болезненного состояния), не подлежит ответственности;

б) физическое лицо (как и организация) может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения только в случаях, предусмотренных в НК (ст. ст. 116 — 129.1 НК РФ).

Статья 110. Формы вины при совершении налогового правонарушения

1. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. 2. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). 3. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. 4. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Статья 114. Налоговые санкции

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. 2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) 3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) 4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) 5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. 6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору, страховым взносам), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ) 7. Утратил силу с 1 января 2007 года. – Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция.

Формы налоговых санкций. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями НК за совершение конкретного вида налогового правонарушения.

Особенности применения мер ответственности в зависимости от наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств совершения налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

При наличии отягчающего вину обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 % по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

Порядок взыскания налоговой санкции. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:

– в арбитражный суд (при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя);

– суд общей юрисдикции (при взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ). Анализ приведенного определения позволяет выделить три квалифицирующих признака налогового правонарушения, а именно: противоправность действий (бездействия) лица, наличие вины лица в совершении налогового правонарушения и ответственность за совершение противоправных действий (бездействия), установленная НК РФ. Рассмотрим эти признаки.

Читайте также:  Перечень документов, необходимых для подтверждения ВНЖ в 2023 году

Применительно к налоговым правоотношениям противоправность деяния означает, что действия (бездействие) лица нарушают конкретные правовые нормы, предусмотренные актами законодательства о налогах и сборах, т.е. теми актами, о которых говорится в ст.1 НК РФ. Например, противоправность будет иметь место, если налогоплательщик необоснованно применит налоговую льготу по НДС, предусмотренную ст.149 НК РФ. В то же время в том случае, когда действия налогоплательщика будут противоречить иному правовому акту, например приказу (инструкции, указанию) МНС России (или другого участника налоговых правоотношений), говорить о противоправности деяния нельзя. Это объясняется тем, что приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и взиманием сборов, к числу актов законодательства о налогах и сборах не относятся (п.2 ст.4 НК РФ).

Второй признак налогового правонарушения — наличие вины лица в его совершении. При отсутствии вины лица совершенное им деяние перестает отвечать признакам налогового правонарушения, что автоматически исключает возможность привлечения лица к налоговой ответственности (ст.109 НК РФ). Существуют две формы вины лица в совершении налогового правонарушения — умысел и неосторожность. Наличие в действиях лица умысла характеризуется тем, что лицо, совершившее правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) и желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина в форме умысла в качестве квалифицирующего признака предусмотрена лишь в составе одного налогового правонарушения. В частности, п.3 ст.122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенная умышленно, влечет взыскание санкций в размере 40% от неуплаченных сумм налога. А за аналогичные действия, но совершенные по неосторожности, штраф взыскивается в размере 20%.

При определении вины как квалифицирующего признака налогового правонарушения следует помнить, что ее наличие в действиях организации — налогоплательщика определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (ст.110 НК РФ).

Финансовая налоговая ответственность

Для анализа налоговых правонарушений необходимо их классифицировать. Выделяют различные классификации налоговых правонарушений.

По характеру и направленности налоговые правонарушения условно подразделяются на четыре группы:

  1. Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи с налоговым учетом (ст. 116–117 НК РФ)
  2. Нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. 119–120 НК РФ)
  3. Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ)
  4. Нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых администраций (ст. 125–129.1 НК РФ) .

По объекту налоговые правонарушения классифицируются на:

  • налоговые правонарушения, непосредственно связанные с осуществлением налоговых платежей и влекущие напрямую финансовые потери государства;
  • налоговые правонарушения, связанные с несоблюдением установленного порядка управления в налоговой сфере.

В зависимости от направлений деятельности различают следующие виды налоговых правонарушений

  • правонарушения, связанные с системой налогообложения;
  • правонарушения, связанные с нарушением прав и свобод налогоплательщиков;
  • правонарушения, связанные с нарушением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности;
  • правонарушения, связанные с нарушением исполнения контрольных функций налоговых органов.
  • правонарушения, связанные с неисполнением системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;
  • правонарушения, связанные с неисполнением доходной части бюджетов.

В зависимости от субъектного состава выделяют следующие виды налоговых правонарушений:

  • правонарушения, совершаемые физическими ликами, к таким правонарушениям может относится отказ эксперта или переводчика от участие в мероприятиях налогового контроля, ответственность свидетеля и т. д.;
  • правонарушения, совершаемые физическими и юридическими лицами, например, непредставление налоговых деклараций, непредставление сведений о счетах и т. д.

Налоговые правонарушения можно так же классифицировать по их составу. Например, по степени опасности выделяют такие виды правонарушений как основной, квалифицированный и привилегированный.

Основным считается состав налогового правонарушения, который содержит с только необходимую совокупность объективных и субъективных признаков.

В данном случае не предполагается наличие каких-либо дополнительных признаков, которые влияют на уровень общественной опасности деяния.

Например, в качестве простого состава налогового правонарушения могут рассматриваться нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления информации об открытых и закрытых счетах в банках, неуплата или неполная уплата сумм налога и т. д.

Квалифицированным признается такой состав налогового правонарушения, который требует для определения дополнительные признаки деяния, повышающие уровень общественной опасности совершенного правонарушения.

Такими дополнительными признаками могут выступать: нарушение налогоплательщиком срока постановки на налоговый учет более чем на 90 дней, непредставление более чем 180 дней налоговой декларации в и т. д.

Привилегированным выступает состав налогового правонарушения, который требует для своего определения дополнительные признаки деяния, снижающие уровень общественной опасности содеянного. Такое встречается в налоговом законодательстве достаточно редко.

В качестве привилегированного можно рассматривать состав налогового правонарушения, приведенный п.3 ст.

126 НК РФ, — непредставление в установленный срок налогоплательщиком — физическим лицом в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Также существует классификация по видам ответственности, которую понесет правонарушитель в сфере налогов и сборов. В соответствии с ней налоговые правонарушения делятся на:

  1. преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах, ответственность за который предусмотрена Уголовным кодексом РФ;
  2. налоговое правонарушение с признаками административной ответственности, ответственность за которые наступает в связи с Кодексом об административных правонарушениях;
  3. налоговое правонарушение, ответственность за которое наступает в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, основным критерием такого разграничения выступает нормативно-правовой акт, предусматривающий ответственность за его совершение.

Наиболее серьезными нарушениями, предусматривающими высокую общественную опасность выступают налоговые преступления. В соответствии с Уголовным кодексом ответственность в сфере налогообложения наступает в следующих случаях:

  • при уклонении от уплаты таможенных платежей на основании ст.194 УК РФ;
  • при уклонении от уплаты налогов и сборов с физических лиц на основании ст.198 УК РФ;
  • при уклонении от уплаты налогов и сборов с организации на основании ст.199 УК РФ [4].

Налоговые преступления, в отличие от налоговых проступков, не просто наносят ущерб и вред бюджетной системе государства, а вообще создают угрозу ее существования. Для привлечения к уголовной ответственности должен иметь место не только сам факт совершения правонарушения, но и его сумма. Уголовная ответственность наступает при сокрытии налогов только в крупном и особо крупном размере.

Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, они оказывают косвенное влияние на законность в налоговых правоотношениях.

При совершении налоговых правонарушений не содержащих признаков преступления возникает проблема соотношения налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена как нормами НК РФ, так и нормами КоАП РФ.

В чем отличие налогового правонарушения от налогового преступления?

В Налоговом кодексе (НК РФ) налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения. Налоговое преступление понимается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.

Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП. Ответственность за совершение налоговых преступлений устанавливается УК РФ, именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, из общего числа налоговых деяний налоговые правонарушения составляют наибольшую часть, на их долю приходится более 90% налоговых деяний.

Читайте также:  Прописка в муниципальной квартире: требуемые документы и этапы регистрации

За налоговое преступление накажут в том случае, если у компании или индивидуального предпринимателя есть недоимка в крупном размере и за три финансовых года подряд. Если размер меньше установленной законом минимальной планки – это налоговое правонарушение, а не преступление. На практике налоговые нарушения классифицируются как преступления не часто.

Следует отметить, что у компаний появилась возможность распоряжаться своими переплатами по налогам и сборам. Переплату можно перекинуть на предстоящие платежи или погасить ею задолженность по любому налогу.

Общая характеристика налогового правонарушения

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.

Среди видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК, следует, прежде всего, назвать:

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 Налогового кодекса);
  • уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 Налогового кодекса);
  • непредставление налоговой декларации (ст. 119 Налогового кодекса);
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 Налогового кодекса);
  • неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 Налогового кодекса);
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 Налогового кодекса);
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 Налогового кодекса);
  • неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 Налогового кодекса);
  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 Налогового кодекса);
  • неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пеней (ст. 135 Налогового кодекса);
  • непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка (ст. 135.1 Налогового кодекса).

Некоторые правонарушения, хотя и отнесены НК к налоговым правонарушениям и за их совершение ответственность назначается в соответствии с правилами назначения ответственности за налоговое правонарушение, с точки зрения теории налогового права к налоговым правонарушениям отнесены быть не могут и имеют скорее административно-правовую природу. Таковыми правонарушениями являются:

  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 Налогового кодекса);
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 Налогового кодекса);
  • неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 Налогового кодекса);
  • отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК);
  • нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 Налогового кодекса);
  • нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 Налогового кодекса);
  • неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 Налогового кодекса).

Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Формы вины при совершении административного правонарушения. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Состав лиц, подлежащих административной ответственности. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых НК или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Для целей КоАП должностное лицо – это:

  • лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;
  • лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Состав административных правонарушений в области налогов и сборов и ответственность за их совершение указаны в гл. 15 КоАП (ст. 15.3-15.7 и ст. 15.11). За совершение административных правонарушений в сфере налогообложения в настоящее время применяются меры административной ответственности в форме административного штрафа.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административные правонарушения в области налогов и сборов

Мария Юхаранова, Ведущий юрист — консультант ДКПО Группы

Административные правонарушения в области налогов и сборов

Вопрос 1. Общие положения об административной ответственности

Вопрос 2. Виды административных правонарушений в области налогов и сборов

Вопрос 3. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Вопрос 4. Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Административная ответственность является наиболее распространенным видом юридической ответственности.

В настоящее время административное законодательство состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации. Таким образом, привлечение к административной ответственности возможно как за нарушение федеральных норм, так и за нарушения, предусмотренные региональным законодательством.

Для справки: на рассмотрении Государственной думы РФ находится Законопроект № 246960-6, предусматривающий введение Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации — документа, регулирующего порядок осуществления судами общей юрисдикции административного судопроизводства. 21.05.2013 законопроект был принят в первом чтении, однако по сей день парламентарии не продвинулись в его принятии.

Нормы КоАП РФ имеют действие на всей территории РФ, привлечь к ответственности по закону субъекта РФ можно только лицо, совершившее правонарушение на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 1.8 КоАП РФ).

Для справки: в г. Москве принят Закон г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».

Следует отметить, что законами субъектов РФ об административных правонарушениях не могут устанавливаться виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний — эти вопросы отнесены исключительно к ведению РФ и могут быть установлены только КоАП РФ. Также не может быть установлена административная ответственность за нарушение норм, имеющих федеральное значение (ст. 1.3 КоАП РФ).

На основании статьи 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения в России устанавливаются федеральным законом. Таким законом является Налоговый кодекс РФ.

Читайте также:  Оформление опеки над пожилыми людьми. Пошаговая инструкция

Таким образом, административные правонарушения в сфере налогов установлены только КоАП РФ. Ниже мы рассмотрим виды таких правонарушений, а также особенности привлечения к административной ответственности за совершение некоторых административных правонарушений в области налогов.

Однако для начала — общая информация.

Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ дает определение административного правонарушения — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. То есть для того, чтобы привлечь лицо к административной ответственности, необходимо наличие нескольких обстоятельств:

— совершенное деяние (действие либо бездействие) должно быть противоправным (т.е. нарушать норму закона, устанавливающее определенное правило);

— деяние должно быть совершенно виновно, т.е. лицо, совершившее противоправное деяние, должно осознавать противоправный характер своего деяния (умысел), либо предвидеть возможность наступления вредных последствий своего действия (неосторожность). Сразу оговоримся, что форма вины никак не влияет на квалификацию административного правонарушения, она только может быть принята к сведению при назначении административного наказания (ст. 4.2 КоАП РФ);

— за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ должна быть предусмотрена ответственность;

— в случае, если правонарушителем является физическое лицо, привлечь его к административной ответственности можно только если к моменту совершения административного правонарушения лицо достигло возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ);

— в случае, если правонарушителем является должностное лицо, привлечь его к административной ответственности можно только если правонарушение совершено в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Именно по этому поводу часто возникают сомнения при привлечении должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений в области налогов и сборов. По результатам налоговой проверки (выездной или камеральной) юридическое лицо (налогоплательщик) привлекается к налоговой ответственности, т.е. на организацию накладывается штраф, предусмотренный соответствующей статьей Налогового кодекса РФ. При этом должностное лицо организации привлекается к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ. Чаще всего этим должностным лицом является бухгалтер (главный бухгалтер) организации — ведь именно его трудовая функция связана с исчислением налогов, и именно он больше всего взаимодействует с налоговыми органами как в ходе налоговых проверок, так и вне их.

Однако не все так однозначно. Ведь упомянутая статья 2.4 КоАП РФ четко определяет: должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности только в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. То есть если административное правонарушение совершено вследствие неисполнения (ненадлежащего исполнения) должностным лицом своих обязанностей, нужно прежде всего выяснить, действительно ли исполнение соответствующих обязанностей возложено именно на то лицо, которое предполагается привлечь к ответственности. К примеру, если обязанность по представлению налоговых деклараций в налоговый орган возложена на бухгалтера, привлечь к административной ответственности по статье 15.5 КоАП главного бухгалтера будет неправомерно.

Для справки: одновременное привлечение юридического лица к налоговой ответственности и её должностного лица к административной ответственности не противоречит нормам законодательства, так как не считается повторным привлечением к ответственности за одно и то же правонарушение. В указанных нарушениях разные субъекты — в одном случае это юридическое лицо (организация), в другом — физическое лицо (работник организации).

Административными правонарушениями в сфере налогов и сборов, совершаемыми должностными лицами организаций — налогоплательщиков, являются (для лучшего понимание приведем сразу нормы Налогового кодекса, которые предусматривают налоговую ответственность в отношении организации-налогоплательщика):

Статья 15.3 — нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (статья 116 Налогового кодекса);

Статья 15.4 — нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.

Для справки: в отношении этого правонарушения следует отметить, что Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ в Налоговый кодекс внесены ряд изменений, в их числе отменена обязанность налогоплательщиков сообщать об открытии (закрытии) счетов в кредитных организаций. Однако норма об административной ответственности за несообщение пока осталась, вполне вероятно, что в скором времени и норма об административной ответственности будет упразднена.

Статья 15.5 — нарушение сроков представления налоговой декларации (статья 119 Налогового кодекса);

Статья 15.6 — непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 126 Налогового кодекса);

Статья 15.11 — грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (статья 120 Налогового кодекса).

Дело об административном правонарушении начинается с составления протокола об административном правонарушении. Правом на составление протокола обладают должностные лица налоговых органов (пункт 5 части 2 статьи 28.3 КоАП), а также судьи (части 1, 3 статьи 28.3, часть 1 статьи 23.1 КоАП). Конечно, чаще протоколы составляют должностные лица налоговых органов, поскольку чаще всего именно они и выявляют правонарушения в области налогов (сборов). Обязанность составить протокол об административном правонарушении при выявлении нарушений, за которые должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, установлена пунктом 15 статьи 101 Налогового кодекса.

Налоговые санкции за совершение налогового правонарушения

Налоговым законодательством выделяют особый вид юридической ответственности за правонарушения связанные с отношениями в области уплаты налогов и сборов.

Юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства — это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленном законом случаях и порядке.

Налоговая ответственность — это обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями в НК РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и принимаемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В ст. 199.2 УК РФ устанавливается ответственность предпринимателей и организаций в случае сокрытия принадлежащего им имущества, на которое может быть обращено взыскание при неисполнении ими своих обязательств налогоплательщиков (налоговых агентов).

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Понятие и виды юридической ответственности — Теоретический материал (экспресс-курс) — ПРАВО

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение правонарушения.

Правонарушение — общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность.

Признаки правонарушения

• Это всегда акт, конкретный вариант поведения человека. Оно характеризуется действием (например, хулиганство) или бездействием (например, умышленное неисполнение должностным лицом приговора, определения или постановления суда). Не могут считаться правонарушением мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в действиях.

• Это не просто поведение, а волевое поведение человека: действия, зависящие от воли и сознания участников, осуществляемые ими добровольно. Нельзя назвать правонарушением поведение, не контролируемое сознанием, или поведение, совершаемое в ситуации, лишающей человека выбора иного варианта поведения, кроме противоправного.

• Это виновное деяние, то есть деяние, совершая которое индивид сознаёт, что действует противоправно, виновно (с умыслом или по неосторожности), нанося своим поступком ущерб общественным интересам.

• Это действие противоправное, нарушающее требование норм права. Это или нарушение запретов, или невыполнение обязанностей, или использование права вопреки его назначению (злоупотребление правом). Воздержание от активной реализации права правонарушения собой не представляет. Границу противоправности устанавливает государство. Любое правонарушение противоправно, однако не всякое противоправное поведение — правонарушение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *