Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная защита прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Актуальность темы представленного исследования связана, прежде всего, с тем, что идея правового государства находится в фокусе современного юридического мышления. Интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма государства, его правового характера в жизни современного общества. Идея правового государства, для которого главной ценностью является человек, осознана и получила закрепление в Конституции Российской Федерации. В правовой системе государства закреплен весь перечень прав, зафиксированных в международных актах и соглашениях, ставших новацией для отечественного законодательства.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
При обращении за назначением пенсии споры могут касаться задержки в оформлении документов по вине работодателя либо задержки по вине территориального органа ПФР, органа военного управления, правоохранительного органа. Кроме того, спор может возникнуть по поводу отказа в назначении пенсии, а также при несогласии гражданина с ее размером или сроком назначения.
Споры возникают и на стадии выплаты пенсий. Предметом таких споров могут быть задержки в выплате пенсии, выплата пенсии в меньшем размере, чем она назначена, и т.д. Таким образом, при возникновении споров между гражданином, с одной стороны, территориальным органом ПФР или пенсион-ним подразделением органа военного управления, правоохранительного орган-на, с другой, споры касаются следующих вопросов: назначения пенсии, исчисления стажа, определения размера пенсии, выплаты пенсии, перерасчета, ин-таксации, перевода с одной пенсии на другую, удержания из пенсии, приостановления и прекращения выплаты пенсии и др.
Конституция РФ закрепила обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина? Кроме того, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом8. Это означает, что граждане, права которых в сфере социального обеспечения нарушаются, могут отстаивать эти права в рамках
закона и по своему усмотрению.
Более конкретно юридические гарантии защиты прав граждан установлены в других статьях Конституции РФ. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления9.
В юридической литературе различают формы защиты прав, способы, меры и средства защиты. Форма защиты представляет собой вид юридической деятельности, в которой протекают охранительные правоотношения. Выделяются непосредственная, общественная, управленческая, судебная и между на-родная формы зашиты прав граждан.
Непосредственная форма защиты характеризуется решением спорных вопросов только заинтересованными субъектами (гражданином и работодателем, гражданином и органом или учреждением, куда он обратился за установлением юридического факта, представлением обеспечения).
При общественной форме защиты прав защита осуществляется специально созданным правозащитным органом. В сфере социального обеспечения таким органом является комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию.
Положение о комиссии или уполномоченном разрабатывается в каждой организации-страхователе на основании типового положения и утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива. В положении определяется число членов комиссии, нормы представительства от администрации и профсоюзов (трудового коллектива), срок полномочий комиссии, порядок принятия ею решений и т.д.
Комиссия рассматривает спорные вопросы обеспечения пособиями, но социальному страхованию, возникшие между работниками и администрацией организации. Комиссия обязана в 10-дневный срок рассматривать заявления (жалобы) работников организации по вопросам социального страхования. Ре-
шеные комиссии оформляются протоколом.
В отдельных государственных органах по их собственным решениям со-задаются внутренние структуры, предназначенные для разрешения спорных вопросов предоставления отдельных видов социального обеспечения.
Управленческая форма защиты прав включает деятельность органов публичной власти (государственных органов, органов местного самоуправления, уполномоченного по правам человека в российской федерации, у полно-моченных по правам человека в субъектах РФ, уполномоченного по правам ребенка в российской федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ).
Основной задачей органов, создаваемых для первичного разрешения спорных вопросов социального обеспечения, является защита прав граждан в рамках тех органов, учреждений и организаций, куда они обратились за предоставлением обеспечения. Как правило, речь идет о случаях, когда гражданин обращается за обеспечением к руководителю органа или организации, где он осуществляет трудовую деятельность или проходит военную или правоохранительную служб непосредственная форма защиты.
Все указанные формы защиты прав граждан можно считать внесудебной формой в отличие от судебной, которая включает деятельность судов общей юрисдикции, конституционного суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ.
Есть условия, при выполнении которых назначается пенсия. У вас должен быть минимально установленный трудовой стаж и минимальное количество накопленных баллов. Если вы планируете выйти на пенсию с 2025 года и после стаж должен быть 15 лет, а количество баллов — 30. Минимальные требования для других лет приведены в таблице:
Год | Минимальный страховой стаж | Минимальное количество баллов |
2016 | 7 | 9 |
2017 | 8 | 11,4 |
2018 | 9 | 13,8 |
2019 | 10 | 16,2 |
2020 | 11 | 18,6 |
2021 | 12 | 21 |
2022 | 13 | 23,4 |
2023 | 14 | 25,8 |
2024 | 15 | 28,2 |
2025 и позднее | 15 | 30 |
Что делать, если у НПФ аннулировали лицензию?
Ответ на этот вопрос прост — ничего делать не нужно! Если такое неприятное событие произойдет, то все средства ваших пенсионных накоплений автоматически переходят в Пенсионный фонд России со дня аннулирования этой самой лицензии. Переведутся все средства, которые работодатели перечислили в накопительную часть вашей пенсии, а также деньги по Программе софинансирования пенсий и материнский капитал, если он был передан в пенсионный фонд.
А вот средства инвестиционного дохода в этом случае вы теряете. Это неприятно, конечно, но не критично, поскольку основные накопления не пропадут. Но все-таки поэтому следует особое внимание уделять выбору Негосударственного пенсионного фонда, чтобы этот инвестиционный доход не потерять. Какие-никакие, а это реальные деньги, способные вам немного помочь.
Что делать, если накопления неправомерно» ушли» в НПФ?
Ну и, наконец, ситуация, которая возникает, когда накопления пенсионера часто без его ведома переводятся из ПФР в НПФ. Такие варианты возможны, когда недобросовестные банки среди документов по кредиту дают подписать и заявление о переводе или же ставят условием предоставления кредита переход в НПФ, который «близок» этой организации. Это незаконно, но бывает, что такие схемы и проходят у банковских организаций.
Как сопротивляться этому? Для начала стоит проверить в ПФР, где сейчас ваши пенсионные накопления. Если они переведены в НПФ, а вы об этом ни сном, ни духом, то можно обратиться с заявлением в ПФР о переводе их обратно, но сделать это надо обязательно до конца текущего года! Если же вы пропустили этот момент, не отчаивайтесь.
Всегда можно обратиться в тот НПФ, куда ушли ваши накопления. Для этого нужно написать претензию, и на нее фонд обязательно ответит и напишет, какие основания были для перевода. После этого нужно обратиться в правоохранительные органы, и по вашему заявлению будет проведена тщательная проверка. Так что мошенники всех мастей просто не будут иметь успеха в манипуляциях с вашими накоплениями.
По известной пословице под лежачий камень вода не течет, и обязательно стоит поинтересоваться своими пенсионными накоплениями, а также рассмотреть возможность управления ими с целью получения небольшой, но стабильной прибавки к пенсии. Только делать это нужно со знанием дела, тщательно взвесив все «за» и против». Мы надеемся, что статья вам немного поможет в этом деле.
Юридические гарантии реализации права граждан на пенсионное обеспечение
Юридические гарантии, по мнению ряда ученых, это установленные действующим законодательством правовые средства, с помощью которых государство обеспечивает реализацию субъективных прав110.
По своей сути юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Прежде всего, это касается обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба.
От эффективности действия юридических гарантий зависит степень реализации прав, свобод и обязанностей граждан, правоприменительная практика и, в конечном счете, подчиненность государства праву111.
Среди юридических гарантий прав личности следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе следует отнести: пределы прав и свобод, их конкретизацию в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.
Вторую группу юридических гарантий составляют: конституционный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.
Основной принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина должен основываться на всеобщности защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.
Рассматривая понятие юридических гарантий, обратимся к позициям, высказанным по этому вопросу учеными в области трудового права.
Под юридическими гарантиями в трудовом праве понимаются закрепленные в трудовом законодательстве способы и средства реализации и защиты трудовых прав.112 А.Д. Зайкиным в 1987 году было предложено понимать под юридическими гарантиями закрепленные в законодательстве условия и средства, обеспечивающие субъектам трудовых и производных от них правоотношений реальные возможности для охраны, беспрепятственного осуществления, восстановления (в случае нарушения) их субъективных прав и надлежащего исполнения ими обязанностей . Распространено понимание юридических гарантий, как системы средств, способов и условий, которые способствуют обеспечению предоставленных работнику трудовых прав.
Впервые легальное определение правовых гарантий закреплено в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 164 ТК РФ гарантиями признаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Как справедливо отмечает В.В. Федин понятием «гарантии» охватываются не только денежные выплаты, носящие гарантийный характер (гарантийные выплаты и гарантийные доплаты), но и те средства, способы и условия, которые обеспечивают работникам осуществление их трудовых прав114.
Представляется, что как в сфере трудовых отношений, так и в пенсионных отношениях юридические гарантии гражданин — это, прежде всего, нормы права, условия, средства и способы, с помощью которых осуществляются вступление гражданина в соответствующее правоотношение, реализация его субъективных прав, их охрана и защита, а в случае нарушения обеспечивается восстановление предоставленных ему законодательством прав (трудовых или пенсионных).
В науке трудового права классификация юридических гарантий проводилась неоднократно115.
В науке трудового права ученые К.Н. Гусов и В.Н. Толкунова разделили общепринятую в юридической науке позицию по классификации юридических гарантий на гарантии реализации трудовых прав и гарантии защиты трудовых прав. По сфере действия юридические гарантии основных трудовых прав ими даны в двух видах как «общие», относящиеся к трудовым правам всех работников и «специальные» — относящиеся лишь к определенным категориям (к женщинам, подросткам и др.).
Большинство гарантий, приведенных в VII разделе ТК, имеют форму денежных выплат и связаны с институтом заработной платы. Такие выплаты рассматриваются обычно в качестве гарантийных, понятие которых в законе отсутствует, обычно они определяются как сохранение за работником места работы и среднего заработка на период его отсутствия в установленных законом случаях»7.
Юридические гарантии как бы «сопровождают» трудовые права работника и, наоборот, их отсутствие зачастую делает проблематичным реализацию трудовых прав. При этом юридические гарантии по-разному проявляются в нормах, они являются способом, условиями реализации трудовых прав граждан, но могут одновременно выступать в этом качестве и являться средствами конкретизации трудового права, его осуществления .
В литературе отмечается, что система таких гарантий довольно сложна и многогранна119.
На основе общепринятой в юридической науке и науке трудового права классификации, исходя из общих гарантий реализации прав, свобод и обязанностей, закрепляемых правовым (конституционным) статусом личности, можно разграничить гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение на следующие две группы:
-гарантии осуществления (реализации) пенсионных прав и,
— гарантии защиты пенсионных прав.
Судебная защита пенсионных прав граждан
- Справка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения судами Астраханской области гражданских дел о нарушении пенсионного законодательства в 2008 году // СПС «КонсультантПлюс».
- Статистические данные Управления Судебного департамента в Астраханской области.
- Российская газета. 2012. N 295, 21 декабря.
- Апелляционное определение Астраханского областного суда от 07.03.2012 по делу N 33-661/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
- Азарова Е.Г. Судебная практика разрешения споров в сфере социального обеспечения // Комментарий судебной практики. Выпуск 12 / Под ред. К.Б. Ярошенко. М.: Юридическая литература, 2006. С. 67 — 91.
- Апелляционное определение Астраханского областного суда от 07.03.2012 по делу N 33-3202/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
- Толчеев Н.К., Горохов Б.А., Ефимов А.Ф. Подготовка гражданских дел к разбирательству в судах общей юрисдикции: Практическое пособие / Под ред. Н.К. Толчеева. М.: Норма, Инфра-М, 2012.
- Апелляционное определение Астраханского областного суда от 13.03.2013 по делу N 33-827/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
Назовите основные формы внесудебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.
Какова нормативная база внесудебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения?
Изложите порядок образования и деятельности комиссий по социальному страхованию в организациях.
Какие внутренние структуры разрешают споры по вопросам социального обеспечения в федеральных органах государственной власти?
Каким образом разрешаются споры в системе Пенсионного фонда РФ?
Каким образом организована работа с обращениями граждан в Министерстве труда и социальной защиты РФ?
Каков субъектный состав участников споров в сфере социального обеспечения, разрешаемых судами общей юрисдикции?
Какова подведомственность споров в сфере социального обеспечения?
Какова подсудность споров в сфере социального обеспечения?
Каковы наиболее распространенные споры по вопросам социального обеспечения, рассматриваемые судами общей юрисдикции?
Из основополагающих международно-правовых документов термины «социальное обеспечение», «социальная защита», «социальное страхование», «социальная помощь» и т.п. прочно вошли в обиход сегодняшней российской действительности. Развитие законодательства о социальном обеспечении требует разграничения и легального определения этих основополагающих понятий, поскольку в настоящее время они размыты, в них зачастую вкладывается разный смысл, в том числе и законодателем, что вызывает сложности в законотворчестве и в правоприменительной практике, а также в теоретической разработке проблем социального обеспечения. Произвести с должной степенью определенности разграничение этих понятий, а также установить их соотношение друг с другом — задача весьма непростая.
Поскольку регулирование отношений по предоставлению социальной защиты является предметом разных отраслей законодательства, представляется неправомерным применительно к законодательству о социальном обеспечении использовать понятие социальной защиты как равнозначное ему. В свое время только переименование Министерства социального обеспечения в Министерство социальной защиты населения привело, с одной стороны, к размыванию понятия и границ социального обеспечения, а с другой — к снижению внимания к тем компонентам социальной защиты граждан, которые не связаны напрямую с социальным обеспечением, например, к профилактике детской безнадзорности и преступности.
Понятие «социальное обеспечение» включает, прежде всего, выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определенных социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни. Согласно Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. № 102 — это медицинская помощь и пособие по болезни, денежные выплаты (пенсии или пособия) в случаях безработицы, старости, инвалидности, потери кормильца, трудового увечья или профессионального заболевания, беременности и родов, а также семейные пособия.
Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление нетрудоспособным, нуждающимся в этом гражданам, социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода льгот и преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Чтобы располагать необходимыми денежными средствами для финансирования социального обеспечения работников и их семей, государство традиционно использует институт социального страхования — основной подсистемы в системе социального обеспечения. Как показывают зарубежный опыт и практика Российской Федерации, это наиболее рациональная и оптимальная форма социального обеспечения работников при наступлении социальных страховых рисков, поскольку, с одной стороны, позволяет не включать необходимые для этого средства в состав текущей заработной платы, а с другой — дает возможность распределять собранные средства между теми застрахованными, кому они необходимы сегодня, причем своевременно и в достаточном объеме.
В социальном обеспечении нуждаются также и не работавшие ранее граждане, лишившиеся способности к труду или потерявшие кормильца вследствие войн и военных конфликтов, природных, техногенных (в том числе радиационных) катастроф, незаконных политических репрессий. Материальная поддержка необходима детям, в том числе лишенным попечения родителей, малообеспеченным семьям и лицам, одиноким нетрудоспособным гражданам, которые не были застрахованы. Поэтому параллельно с системой социального страхования развивалась и та часть социального обеспечения, которая финансируется непосредственно из государственного бюджета. В теоретическом и практическом плане эту часть социального обеспечения можно разделить на несколько подсистем: 1) обеспечение лиц из числа военнослужащих, некоторых других категорий граждан, подлежавших в период своей деятельности обязательному социальному страхованию (и их семей); 2) обеспечение жертв социальных и техногенных катастроф; 3) обеспечение детей и семей с детьми; 4) социальная помощь (попечительство, вспомоществование) лицам, впавшим в нужду, безотносительно к их прошлой занятости.
Специфика отношений по социальному страхованию, ранее входивших в предмет трудового права, а также по социальному обеспечению лиц, не подлежащих социальному страхованию, включавшихся в свое время в предмет административного права, привела в свое время к осознанию социального обеспечения как самостоятельной отрасли законодательства. В 60-70-х годах в СССР была обоснована теоретически и признана законодателем соответствующая новая отрасль — законодательство о социальном обеспечении. Анализ положений действующей Конституции, а также текущего законодательства России свидетельствует о том, что в системе российского законодательства эта самостоятельная отрасль сохраняется.
- Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.
- Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.
- Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.
«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2007, N 9
Конституционный суд рф защитил права пенсионеров
КС РФ принял важное решение для граждан, которые получали заниженную пенсию из-за того, что предприятия или организации, в которых они работали, не перечисляли в необходимом размере денежные средства в Пенсионный фонд.
10 июля Конституционный Суд РФ принял решение о несоответствии Конституции РФ п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон) в части, согласно которой предусмотрено, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ .
См.: «Российская газета». 2007. 13 июля.
Однако норма не была признана неконституционной полностью, она сохранила свое действие в той части, в какой закрепляет безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд.
Что дает пенсионерам указанное решение Конституционного Суда РФ? Для тех, кто выйдет на пенсию после принятия данного постановления, пенсия будет рассчитываться исходя из начисленных, а не фактически уплаченных страховых взносов. Второй категории пенсионеров, которым пенсия была назначена до 10 июля, без учета соответствующих периодов времени и страховых взносов, соответственно, должны произвести перерасчет размера пенсии с учетом указанных обстоятельств.
Безусловно, это важное решение для граждан, которые получали заниженную пенсию из-за того, что предприятия или организации, в которых они работали, не перечисляли в необходимом размере денежные средства в Пенсионный фонд. Теперь указанные лица не будут страдать по этому поводу, т.к. пенсия им будет установлена в должном объеме. Необходимые для этого денежные средства, как сказано в решении Конституционного Суда РФ, должны быть предоставлены в Пенсионный фонд из средств федерального бюджета.
Поводом к подобному рассмотрению соответствия Конституции анализируемого Закона послужили запросы судов общей юрисдикции (Верховного Суда РФ и Учалинского районного суда Республики Башкортостан), а также жалобы граждан (А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой), чьи интересы были нарушены. В качестве примера приведем дело по иску 12 работников Учалинского завода железобетонных изделий к местному управлению Пенсионного фонда о перерасчете страхового стажа и размера трудовой пенсии по старости, которым при назначении трудовой пенсии по старости пенсионные органы не включили в их страховой стаж период работы с января 2002 г. по сентябрь 2005 г. ввиду неполной уплаты работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за этот период и произвели им расчет размера пенсий исходя из сумм фактически уплаченных, а не начисленных страховых взносов.
По мнению заявителей, оспариваемое положение Закона необоснованно, т.к. допускает распространение на застрахованных лиц неблагоприятных последствий ненадлежащего исполнения работодателем (страхователем) своих обязанностей в виде невключения в страховой стаж соответствующих периодов трудовой деятельности и снижения размера страховой части трудовой пенсии. Следовательно, Закон ставит реализацию права на трудовую пенсию в зависимость не от соблюдения гражданами условий, установленных нормами права, а от противоправного поведения третьих лиц, в данном случае работодателей. Такое положение дела, с их точки зрения, никак не может соотноситься с принципами равенства и справедливости, а также с предусмотренным ст. 39 Конституции РФ правом на пенсионное обеспечение.
Согласно действующему законодательству уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу граждан, работающих по трудовому договору, возлагается на работодателя (страхователя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. В свою очередь, Пенсионный фонд РФ (страховщик), обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать трудовые пенсии.
Изначально выстраивая взаимоотношения на основании указанных нормативных актов между участвующими сторонами (страхователем, страховщиком и застрахованными лицами), законодатель подразумевал, что работодатель (страхователь) своевременно и в полном объеме будет уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда.
Однако на практике события, к сожалению, часто развиваются по иному сценарию. Не секрет, что сегодня в России, по оценкам экспертов, около 50% бизнеса находится в «тени», в результате чего существенно занижаются суммы различных отчислений в бюджеты всех уровней, в том числе и в Пенсионный фонд. Например, «Российская газета» пишет: «Известно, что очень многие работодатели, начисляя зарплату, страховые взносы с нее задерживают или вовсе не платят. Сумма недоплат в Пенсионный фонд достигает 11 млрд руб. » .
См.: «Российская газета». 2007. 17 июля.
В связи с этим возникает справедливый вопрос: на ком лежит обязанность по обеспечению финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе по обеспечению поступлений обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда РФ?
- Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.
- Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. — М.: КноРус медиа, 2014. — 589 c.
- Годунов, Н. Мера ответственности / Н. Годунов. — М.: Юридическая литература, 2017. — 176 c.
- Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
- Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.
Правовое регулирование отношений по пенсионному обеспечению отдельных категорий граждан осуществляется на основе ряда других законов, которые расширяют по кругу лиц сферу действия основных пенсионных законов. Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, установленные Законом от 12 февраля 1993 г., распространены на прокурорских работников, сотрудников таможенных органов, сотрудников Следственного комитета. В установленных случаях в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. осуществляется пенсионное обеспечение членов семей указанных лиц.
Пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей. На военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство РФ, устанавливающее пенсионное обеспечение военнослужащих.
Особое место в пенсионном законодательстве занимает Закон о занятости населения. Данный Закон предусматривает специальные условия для назначения досрочной пенсии. Эта пенсия назначается ранее достижения общего пенсионного возраста по основанию, которое не предусмотрено Законом о страховых пенсиях.
В Докладе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 г. отмечается, что доля жалоб, связанных с нарушением прав на пенсионное обеспечение различных категорий граждан, получением пособий, льгот для инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, составляет 32% от всего объема поступивших жалоб, число которых составило 27522 штуки. Еще к этим цифрам следует добавить статистику Верховного Суда РФ, которая свидетельствует о значительной доле социальных споров в структуре рассмотренных судами гражданских дел – до 48,5%.
Как отмечают уполномоченные по правам человека в различных субъектах РФ, среди наиболее актуальных вопросов в сфере пенсионного обеспечения можно назвать несогласие с расчетом размеров пенсий, трудности в получении архивных документов и доказательстве стажа работы в том или ином учреждении. Бывает, что необходимо срочно решить или выяснить важный вопрос, но попасть на личный прием к руководителям территориальных управлений Пенсионного фонда РФ трудно. Жалуются заявители и на то, что в отдельных управлениях Пенсионного Фонда их письма остаются без ответа.
В Счетной палате РФ проведен анализ вопросов пенсионного обеспечения граждан, получающих пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — военные пенсионеры).
Проведенный анализ действующего законодательства, определяющего порядок назначения, исчисления и выплаты пенсий военным пенсионерам и приравненным к ним лицам, практики осуществления пенсионного обеспечения в социальных органах Минобороны России и МВД России, обращений и жалоб пенсионеров выявил наличие ряда проблем, связанных с правовым регулированием пенсионного обеспечения и социального обслуживания военных пенсионеров.
Значительная часть законодательных и иных нормативных актов, закрепляющих основные элементы системы пенсионного обеспечения военных пенсионеров, принята более 10 лет назад, в них вносились существенные изменения и дополнения. Кроме того, постоянно растет массив нормативных актов, устанавливающих различные доплаты, компенсации и т.д. военным пенсионерам, которые в некоторых случаях вступают в противоречие друг с другом.
Объемность и разноуровневый характер действующего законодательства (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты) приводят, с одной стороны, к усложнению практического применения правовых норм органами пенсионного обеспечения, а с другой стороны, — к прямым нарушениям прав отдельных категорий пенсионеров, обусловленных несовершенством и противоречивостью нормативной базы. В результате все большую роль в разрешении некоторых правовых проблем в данной области приобретают решения судов, которые при отсутствии должной и своевременной корректировки законодательства становятся прецедентными. При этом сама судебная практика неоднозначна — нередко суды по одному и тому же вопросу выносят различные решения.
Анализ показывает, что немаловажной причиной наличия большого числа противоречий в военно-пенсионном законодательстве, а также значительной роли судебных решений является отсутствие координирующего органа власти на федеральном уровне, в полномочия которого входили бы мониторинг правоприменительной практики, разработка и инициирование внесения своевременных корректировок в законодательство.
Следует отметить, что за время проведения мероприятия был принят ряд нормативных правовых актов, устраняющих некоторые проблемы в пенсионном обеспечении военных пенсионеров.
Так, Федеральным законом от 03.12.2007 N 319-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» изменен порядок исчисления минимальных размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, увеличений и повышений пенсий, надбавок к пенсиям для соответствующих категорий пенсионеров.
Актуальность изучения вопроса о правовом режиме и особенностях назначения и выплаты пенсии за выслугу лет обусловлена следующими причинами. Пенсия представляет собой гарантированную ежемесячную денежную выплату: а) в целях компенсации: — установленным законом лицам заработка (дохода), утраченного в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности; — нетрудоспособным членам семей этих лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи с его смертью; — утраченного заработка установленной законом категории граждан в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; — вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф; б) в целях предоставления средств к существованию нетрудоспособным гражданам. Любое государство должно обеспечивать базовые социальные гарантии стабильного развития общества. Пенсионная система является одной из составляющих системы социальной защиты. Пенсия за выслугу лет – это особое государственное обеспечение, на которое имеют право люди, занятые в определённых видах деятельности при условии, что они достигли обозначенного законодательно стажа работы. Этот определённый стаж работы принято называть выслугой лет. Выплата этого вида пенсии будет происходить из государственного федерального бюджета. Целью работы является анализ современного правового регулирования пенсионного обеспечения по выслуге лет в Российской Федерации. Объект исследования – общественные отношения в сфере государственного пенсионного обеспечения по выслуге лет. Предмет исследования – законодательство, определяющее правовой режим государственной пенсии за выслугу лет. Реализация поставленной в работе цели предполагает рассмотрение следующих задач исследования: 1. Изучить общие положения о пенсионном обеспечении по выслуге лет. 2. Проанализировать условия и особенности назначения пенсии за выслугу лет. 3. Проанализировать основные проблемы пенсионного обеспечения по выслуге лет и дать рекомендации по совершенствованию правового регулирования данных отношений. Методология работы представлена использованием основных приемов и методов исследований. К ним следует отнести анализ и синтез научной законодательства и литературы, исторический метод, системный метод, сравнительно-правовое исследование. Теоретическую основу исследования составили современные научные материалы, самостоятельные публикации правоведов по вопросам и проблемам правового режима пенсионного обеспечения за выслугу лет Структура работы соответствует поставленным целям и задачам, характеру объекта и предмета исследования. Работа состоит из введения, 2 глав и заключения. Первая глава работы раскрывает общие положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет. Во второй главе исследованы особенности пенсионного обеспечения за выслугу лет. ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ
Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.
Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:
– возраста;
– стажа работы или выслуги лет;
– инвалидности;
– потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.
Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:
1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
1) всеобщность социального обеспечения;
2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются:
– письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
– трудовые книжки колхозников;
– справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
– выписки из приказов;
– лицевые счета;
– ведомости на выдачу заработной платы.
В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором.
Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются:
– указанным договором;
– документом работодателя об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.
Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются:
– указанными договорами;
– документом территориального органа ПФР;
– документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей.
Периоды работы у отдельных граждан по договорам за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:
– договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах;
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются:
– трудовой книжкой;
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.
Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан – владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:
– договором между пастухом и коллективом граждан – владельцев скота (с отметкой о его исполнении);
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы, что социальное обеспечение — это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.
Практический опыт, накопленный человечеством в организации экономического и социального устройства жизни общества, привел к осознанию международным сообществом следующей истины, приобретшей общечеловеческую ценность: основой свободы, справедливости, всеобщего мира, достоинства и ценности человеческой личности являются права человека. Именно это содействует социальному прогрессу и улучшению условий жизни. При этом права человека должны охраняться властью закона. Перед законом все люди равны и имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации.
В ходе изучения темы можно сделать вывод, что роль государства в реализации конституционного права на социальное обеспечение чрезвычайно велика. Самым убедительным аргументом действенности социальной политики в сфере социального обеспечения является создание реальных, а не декларируемых условий для достойной жизни каждого. Только в этом случае Россия вправе будет называться социальным государством. На данном этапе экономического состояния страны такая перспектива представляется весьма отдаленной, что, по существу, дискредитирует Конституцию страны, нормы которой являются нормами прямого действия.
Создание надлежащего механизма защиты прав и основных свобод – актуальная проблема правовой науки, важным аспектом которой выступает вопрос о формах, способах и мерах защиты как об определенном наборе инструментов, призванных обеспечивать конституционные права граждан.
Сформулированные тезисы в равной мере применимы к характеристике инструментария защиты в праве социального обеспечения. В этой отрасли права можно выделить такие формы, способы и меры защиты, которые являются традиционными и существование которых обусловлено конституционными основами российской государственности.