Налог на автомобили и другой транспорт в Беларуси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на автомобили и другой транспорт в Беларуси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Меньше придется платить пенсионерам, а также лицам, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста. На 50% размер платы уменьшится для ветеранов ВОВ, инвалидов I и II групп, на четверть – для инвалидов III группы. Но есть нюанс: льгота по снижению ставки транспортного налога на 50% и 25% предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).

Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:

1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;

2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;

3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;

4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;

5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.

Порядок исчисления налога

Годовая сумма транспортного налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (ст. 307-7 НК).

При возникновении (наличии) в течение налогового периода объекта налогообложения транспортный налог исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:

  • произведена государственная регистрация транспортного средства;

  • истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.

Исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное средство было снято с учета.

Плательщики-организации за I–III кварталы текущего налогового периода исчисляют и уплачивают авансовые платежи в размере 1/4 суммы транспортного налога, исчисленной исходя из ставки транспортного налога и наличия транспортных средств:

  • на 1 января текущего года – за I квартал;
  • на 1 апреля текущего года – за II квартал;
  • на 1 июля текущего года – за III квартал.

Сумма налога зависит от разрешенной максимальной массы автомобиля. Что касается мотоциклов, караванов, то налог будут взимать за единицу транспорта – 41 рубль.

– Для легкового автомобиля весом не более полутора тонн ставка налога составит 61 рубль. В диапазоне от 1,5 до 1,75 тонн ставка подрастет на 20 рублей. А вот за автобус с числом посадочных мест свыше 40 придется отдать 447 рублей, – привели пример в ведомстве.

В этом году оплачивать транспортный налог в полном объеме не придется, так как действует своеобразный переходный период. Впрочем, некоторым автомобилистам произвести частичную оплату все же нужно будет. В частности, тем, кто по состоянию на 1 января 2021 года не получил разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого нужно было уплатить пошлину. Авансовый платеж в этом случае составит 29 рублей за легковушку, 20 рублей за мотоцикл или прицеп. Доплату потребуется произвести не позднее 15 ноября 2022-го. Налоговые органы пришлют извещение.

Если автовладелец ранее уже оплатил дорожный сбор, в таком случае авансовый платеж не обязателен. От него освобождаетесь в случае, если оплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении до 1 января 2021 года.

– Транспортный налог таким лицам будет исчислен налоговым органом пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения, – уточнили в министерстве.

Читайте также:  Как уволить работающего пенсионера, если он не хочет увольняться сам

Проще говоря, если вы уплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении в декабре 2020-го сразу на два года вперед, то транспортный налог вам начнут начислять только по окончании его действия – с января 2023-го.

Для кого предусмотрены льготы

Также сообщается, что более 1,43 млн транспортных средств прошло техосмотр по состоянию на 1 ноября, этот показатель превышает прошлогодний более чем в два раза.

Кто должен платить транспортный налог

Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.

Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.

Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.

При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.

Кто освобожден от уплаты транспортного налога

Местные Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы имеют право полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Освобождаются от транспортного налога транспортные средства:

  • выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц — угона (кражи);
  • в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;
  • снятые с учета до 1 июля 2021 года;
  • используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
  • выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
  • категории M1 или M1G*(электромобили), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, — по 31 декабря 2025 года;
  • у плательщиков-организаций — предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись: «Социальная служба»;
  • обращенные в доход государства по решению компетентного органа;
  • специально оборудованные для использования инвалидами и имеющие соответствующую запись в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

В новом законе закреплено, что полностью освобождаются от транспортного налога две новые категории ТС:
«обращенные в доход государства по решению компетентного органа»;
«специально оборудованные для использования инвалидами и имеющие соответствующую запись в техпаспорте».

Читайте также:  Что делать, если автомобиль забрали на штрафстоянку?

Это дополнение к уже существующим льготам. Напомним, не нужно платить налог за:
авто, снятые с учета до 1 июля 2021 года;
выбывшие из обладания его владельца в результате противоправных действий других лиц;
ТС организаций, законсервированных в порядке, установленном Совмином;
ТС, используемые для оказания медпомощи;
ТС, выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска отсутствуют;
электрокары — до конца 2025 года.

Налог на выкупленный транспорт

В проекте изменений в Налоговый кодекс также прописаны детали по оплате налога за транспорт, который был взят в аренду или лизинг, а затем – выкуплен у старого владельца, но до сих пор не зарегистрирован в ГАИ.

Отметим, что право собственности на автомобиль, являющийся предметом лизинга, переходит к лизингополучателю с даты исполнения им в полном объеме обязанностей по договору лизинга и оформляется актом передачи права собственности на предмет лизинга.

Предположим, физлицо по договору, заключенному в 2018 году, взяло у организации-лизингодателя легковой автомобиль в лизинг с правом выкупа. Договор лизинга исполнен в 2021 году, право собственности на автомобиль перешло к физлицу, но новый владелец не обратился в ГАИ за регистрацией за собой транспортного средства. В таком случае в 2021 и 2022 году плательщиком транспортного налога признавалась организация, ранее бывшая лизингодателем, а в 2023-м году платить придется физлицу-собственнику.

В Минфин поступило много писем от населения РБ с предложениями об отмене госпошлины или снижения ее размера до 1 базовой ставки. Людей интересует, когда отменят транспортный налог и есть ли шанс, что произойдут хотя бы обещанные в 2018 году изменения.

Осенью 2019 года в Министерстве финансов готовится Указ Президента «О плате за пользование автомобильными дорогами Республики Беларусь и отдельными элементами улично-дорожной сети». По нему уплату пошлины должны отделить от процедуры прохождения техосмотра. Автолюбители смогут разделить оплату дорожного сбора по месяцам и уплачивать его по собственным заявлениям.

То есть, каждый собственник авто сможет вносить налоговый сбор за тот период, когда он непосредственно пользовался транспортным средством, в другие же периоды – не уплачивать его. А к тем, кто внесет сразу всю сумму за год, будет применен понижающий коэффициент транспортного налога 0,8 (годовая оплата будет снижена на 20%).

Изменится и система штрафных санкций за невыполнение налоговых обязательств – при неуплате будет назначен штраф в двойном размере.

Контроль за выполнением налоговых обязательств будет обеспечиваться за счет установленных на дорогах камер фото- и видеофиксации, а также информации о фактической оплате из базы системы ЕРИП.

Указ вступит в силу не раньше, чем с 1 января 2020 года. Насколько правдоподобны намерения Правительства и как скоро произойдут реальные изменения, понять сложно. Ведь, помимо простого желания ввести закон в силу, необходима подготовленность технической базы контроля за исполнением всех прописанных в нем пунктов.

Данная госпошлина — первоочередная оплата перед поездкой на станцию техосмотра. Как сообщили в пресс-службе инспекции по налогам и сборам Витебской области, ее ставка и сумма зависят от категории плательщика (физическое лицо или организация), вида, максимальной разрешенной массы, года выпуска транспортного средства, размера базовой величины.

Размер оплаты для физических лиц — собственников легкового автомобиля варьируются от 3 до 11 базовых величин

Получается, если разрешенная максимальная масса авто до 1,5 тонны, придется заплатить 73,5 рубля, от 1,5 до 2 тонн – 147 рублей, от 2 до 3 тонн – 196 рублей, больше 3 тонн – 269,5 руб.

Согласно законодательству Беларуси отдельные категории граждан могут уплачивать госпошлину со скидкой 50% от основного тарифа

Это ветераны Великой Отечественной, инвалиды I или II группы при наличии медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей их годность к управлению механическими транспортными средствами.

Также предусмотрено освобождение от уплаты в отношении транспортных средств, специально оборудованных для использования инвалидами, и авто, полученных (приобретенных) через органы по труду, занятости и социальной защите. Перечень льготников среди юридических лиц более обширный.

Оформление платежных документов осуществляется отдельно на каждое транспортное средство, отметили в ИМНС региона. Квитанция предъявляется сотрудникам УП «Белтехосмотр».

Читайте также:  Как проверить пенсионные накопления по СНИЛС онлайн?

— В прошлом году продал машину, — рассказал бывший автолюбитель. — У меня была старенькая «Мазда», мотор которой немного барахлил, кузов местами даже проржавел. В таком состоянии машина никогда не прошла бы техосмотр. Мой кошелек не позволял сделать соответствующий ремонт, оплатить госпошлину и ТО. Но ездить на «корыте», небезопасном для окружающих, не рискнул и продал его. На сегодняшний день лично для меня выгоднее передвигаться на общественном транспорте или ходить пешком.

К сожалению, не все водители придерживаются аналогичного мнения и продолжают садиться за руль неисправных машин.

Как итог, ДТП, иногда даже со смертельным исходом, констатировал Александр Казючиц. И виной этого являются не суммы той самой госпошлины. А совесть водителей, каждому из которых следует помнить, что цена выезда автомобиля, не прошедшего соответствующую проверку технического состояния, равна человеческой жизни…

Фото Дмитрия Осипова.

Случаи возврата госпошлины

Существуют отдельные условия, при которых оплаченный налог перед техосмотром подлежит возврату. Подобные действия регламентируются 259 статьей Налогового Кодекса Республики Беларусь.

Частичный или полный возврат госпошлины возможен в следующих случаях:

  • Дорожный налог оплачен в большем размере, чем необходимо; или не должен был оплачиваться вовсе.
  • До момента обращения в «Белтехосмотр» лицо, оплатившее дорожный налог, отказывается от получения разрешения на право участвовать в дорожном движении.
  • Автомобиль не прошел техосмотр.

Что такое калькулятор дорожного сбора?

Калькулятор дорожного налога в Беларуси – онлайн-система, позволяющая в любое время рассчитать сумму дорожного сбора (транспортного налога). Для этого достаточно зайти на сайт (ввести в поисковой системе нужный запрос), заполнить поля, указав следующие данные:

  • статус владельца транспортного средства (указывается, физическое, юридическое лицо);
  • тип транспортного средства (легковой автомобиль, мотоцикл или мотороллер, грузовой тип транспорта, прицеп или полуприцеп, пассажирский автобус);
  • вес машины, пассажирского транспортного средства (данную информацию можно посмотреть в техническом паспорте машины).

Что в 2023 году не будет облагаться налогом

Дарение денег, выплаты в виде материальной помощи или на основании страхового договора, пожертвования — все эти виды дохода в 2023 году не будут облагаться налогом. Но если в дар принимается недвижимость или переходит к новому владельцу на основании договора ренты, то гражданину Беларуси предстоит уплатить налог на прибыль в размере 13%, но не более 9338 рублей. Ранее планка составляла 8078 рублей.

А вот те, кто не работает последние 5 лет и, которым родственники в дар предоставили деньги, обязаны платить налог на доход. Но только если сумма дарения составляет более 100 базовых величин. В 2023 году размер базовой составляет 37 рублей, налоговая ставка — 10%.

Подарки, призы, путевки и деньги на их покупку от работодателя налогом не облагаются, если не превышают 2821 рубль. Так было и в прошлом году, но только допустимая сумма была ниже — 381 рубль.

Министерство Беларуси в новом году отменила налоговые льготы:

  • Пониженный коэффициент (0,9) на экологический налог отменяется. Ранее такой коэффициент применялся к ставке налога для плательщиков, которые получили экологический сертификат соответствия.
  • В отношении прибыли, полученной ИП от продажи выращенных им и его родственниками товарами растениеводства и животноводства.

Уплата транспортного налога по льготной ставке

Ставки дорожного налога для физических и юридических лиц различаются. Они зависят:

  • от возраста автомобиля;
  • его максимально разрешенной массы;
  • числа посадочных мест (актуально для автобусов);
  • и некоторых других параметров.

Однако законодательством Беларуси предусмотрено, что отдельные категории граждан и организаций могут уплачивать транспортный налог на автомобиль по льготной ставке – 50% от основного тарифа. Среди физлиц такой льготой могут воспользоваться только инвалиды I и II группы. Перечень льготников среди юридических лиц – более обширный. Уплачивать дорожный налог в Беларуси по ставке 50% могут организации, в собственности которых имеются:

  • троллейбусы и пассажирские автобусы;
  • спецтранспорт скорой медицинской помощи;
  • автотранспорт, используемый (оборудованный) для перевозки инвалидов;
  • транспортные средства МЧС, МВД, КГБ и других силовых ведомств.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *