Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путин объяснил, почему упраздняет ВАС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стараясь обеспечить преемственность и непрерывность правосудия, Закон № 186-ФЗ закрепил переходные положения, определяющие судьбу заявлений, которые находились в производстве ВАС РФ по состоянию на 6 августа 2014 г.
Ключевые преобразования
Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа этого года. В связи с судебной реформой была изменена структура ВС РФ, который стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ перешли к коллегии по экономическим спорам ВС РФ, состоящей из 30 судей.
В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов. Кстати, совсем недавно был утвержден новый Регламент Верховного Суда Российской Федерации (утвержден постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2).
Арбитражный процесс перестраивается по аналогии с гражданским в судах общей юрисдикции. Нормы, касающиеся производства в суде надзорной инстанции, в качестве которой выступал Президиум ВАС РФ, утратили силу. АПК РФ дополняется правилами, регламентирующими порядок кассационного обжалования в Судебной коллегии ВС РФ и надзорного производства в Президиуме ВС РФ. Определены правила рассмотрения дел. Расширены компетенция Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей.
Кроме того, из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов. Закон № 186-ФЗ определяет переходные положения после объединения высших судов.
Любопытно, что многие поправки ВАС РФ к Закону № 186-ФЗ заслужили одобрение и были учтены законодателями.
Судебные акты, рассмотренные в кассации, а также постановления или определения окружных судов и Суда по интеллектуальным правам после этой даты могут быть обжалованы в Судебную коллегию (п. 3 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).
Поступившие в ВАС РФ заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, которые на 6 августа 2014 г. не успели передать в Президиум ВАС РФ, передаются в Судебную коллегию для рассмотрения по правилам второго кассационного производства (п. 4 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).
Споры, по которым вынесены определения о передаче в Президиум ВАС РФ, будут переданы в Президиум ВС РФ для рассмотрения в порядке надзора (п. 5 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).
Дела об оспаривании нормативных правовых актов, находящиеся в арбитражных судах по состоянию на 6 августа 2014 г., должны рассматриваться по правилам АПК РФ, которые действовали на день принятия дела к производству (п. 1 ст. 2 Закона № 186-ФЗ). Если такой спор был принят к рассмотрению ВАС РФ по первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), но не был рассмотрен до 6 августа 2014 г., он передается для рассмотрения в ВС РФ (п. 2 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).
В каком году Высший арбитражный суд упразднен, причины
Завершение деятельности этого органа ознаменовалось реформой в органах государственной власти. В 2014 году эта инстанция перестала существовать. Причина таких преобразований – судебная реформа, внесение изменений в АПК РФ. Построение процесса рассмотрения экономических споров было решено организовать по принципу гражданского судопроизводства. Все дела об оспаривании нормативных актов перешли в ведение инстанций общей юрисдикции.
Причина столь радикальной перестройки понятна далеко не всем, так как многие юристы считали действующую систему понятной, прозрачной и эффективной. Суд создал систему «Мой арбитр», из которой можно было посмотреть информацию о процессах, изучить практику. Один из факторов изменений – необходимость обновить кадры, которые отличались несменяемостью. Официальная версия реформы – обеспечение единообразия взглядов судебных органов в отношении граждан и организаций. Мнения экспертов по этому поводу разделились. Одни считают преобразования прогрессивными, другие полагают, что они угрожают правам бизнесменов на полноценную защиту в суде.
В каком году Высший арбитражный суд упразднен, причины
Завершение деятельности этого органа ознаменовалось реформой в органах государственной власти. В 2014 году эта инстанция перестала существовать. Причина таких преобразований – судебная реформа, внесение изменений в АПК РФ. Построение процесса рассмотрения экономических споров было решено организовать по принципу гражданского судопроизводства. Все дела об оспаривании нормативных актов перешли в ведение инстанций общей юрисдикции.
Причина столь радикальной перестройки понятна далеко не всем, так как многие юристы считали действующую систему понятной, прозрачной и эффективной. Суд создал систему «Мой арбитр», из которой можно было посмотреть информацию о процессах, изучить практику. Один из факторов изменений – необходимость обновить кадры, которые отличались несменяемостью. Официальная версия реформы – обеспечение единообразия взглядов судебных органов в отношении граждан и организаций. Мнения экспертов по этому поводу разделились. Одни считают преобразования прогрессивными, другие полагают, что они угрожают правам бизнесменов на полноценную защиту в суде.
Компетенция Арбитражных судов
Арбитражные суды отправляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды рассматривают споры между юридическими лицами (компаниями, учреждениями, организациями) и физическими лицами (индивидуальными предпринимателями), возникающие при осуществлении их хозяйственной деятельности, споры между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государственными органами с другой, дела о преступлениях, а также другие дела, отнесенные законодательством к компетенции Составов арбитража.
Если вы находитесь в Москве, арбитражный юрист Игорь Юрьевич Носков окажет квалифицированную юридическую помощь и защитит интересы предпринимателей и компаний, находящихся в сомнительной или сложной ситуации.
Если ваша проблема связана с контрактом, недвижимостью, услугой, торговлей, обязательствами или банкротством, вы находитесь в нужном месте.«Подать в суд — выиграть» — принцип, которого придерживается Игорь Юрьевич в своей работе, и десятки выигранных дел говорят сами за себя.
Ключевые преобразования
Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа этого года. В связи с судебной реформой была изменена структура ВС РФ, который стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ перешли к коллегии по экономическим спорам ВС РФ, состоящей из 30 судей.
В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов. Кстати, совсем недавно был утвержден новый Регламент Верховного Суда Российской Федерации (утвержден постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2).
Арбитражный процесс перестраивается по аналогии с гражданским в судах общей юрисдикции. Нормы, касающиеся производства в суде надзорной инстанции, в качестве которой выступал Президиум ВАС РФ, утратили силу. АПК РФ дополняется правилами, регламентирующими порядок кассационного обжалования в Судебной коллегии ВС РФ и надзорного производства в Президиуме ВС РФ. Определены правила рассмотрения дел. Расширены компетенция Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей.
Кроме того, из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов. Закон № 186-ФЗ определяет переходные положения после объединения высших судов.
Любопытно, что многие поправки ВАС РФ к Закону № 186-ФЗ заслужили одобрение и были учтены законодателями.
Необходимость всех этих изменений очевидна далеко не всем, ведь арбитражные суды функционировали более эффективно, чем суды общей юрисдикции. ВАС РФ делал правосудие по арбитражным делам понятным, единообразным и прозрачным. Благодаря созданной им системе «Мой арбитр» можно оперативно получать информацию по любому арбитражному делу, видеть тенденции судебной практики. Организация судопроизводства в системе арбитражных судов позволяет участвовать в формировании практики, отличается динамичностью, быстрым реагированием на изменения в экономике и применением передового мирового опыта. Так, судебные акты ВАС РФ позволяли предпринимателям заключать многие относительно рисковые сделки.
Кто-то говорит об устранении конкуренции высших судов. Другие считают, что настало время обновить несменяемые судейские кадры. Возможно, одной из причин ликвидации ВАС РФ послужили его постановления, в которых он применял целевое толкование норм права. Официальная же версия гласит, что реформа проводится с целью обеспечения единства взглядов судов как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.
Действительно, практика применения норм ГК РФ отличается в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. При подготовке иска требуется принимать во внимание вид судебного органа и в соответствии с ним подтверждать свою позицию нужной практикой. В связи с этим выработка однозначных единообразных решений кажется вполне логичной. Кроме того, унификация гражданского и арбитражного процессов облегчит работу юристов.
Как бы то ни было, мнения специалистов разделились. Кому-то реформа представляется прогрессивной, другие, напротив, видят в ней угрозу правам предпринимателей на судебную защиту.
В постановлениях Президиума ВАС РФ почти всегда содержалась оговорка о возможности пересмотра ранее принятых судебных актов. Решения суда, принятые по делу со сходными фактическими обстоятельствами, и (или) судебные акты, принятые на основании норм права, толкование которых расходится с толкованием, данным Пленумом либо Президиумом, могли быть пересмотрены на основе приведенных правовых позиций.
Верховный Суд РФ такие оговорки в свои акты не включал, хотя эти документы имеют такое же значение для судов общей юрисдикции (п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ).
Теперь в постановлениях Пленума или Президиума Верховного Суда РФ, которыми определяется или изменяется практика правоприменения, должны быть указания на возможность пересмотра вступивших в силу судебных решений (п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ).
Сохранится ли возможность пересмотра судебных решений арбитражей, вынесенных до 6 августа 2014 года?
Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами в той редакции, которая действует в момент разрешения спора (рассмотрения дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта (ч. 4 ст. 3 АПК РФ). Следовательно, оговорки Президиума ВАС РФ не применяются.
ВАС категорически не согласен с судебной реформой
Высший арбитражный суд (ВАС) в своем официальном отзыве раскритиковал проект создания единого Верховного суда (ВС), который предполагает изменение Конституции. В отзыве (есть в распоряжении “Ъ”) говорится, что предложенный вариант реформы приведет к “упразднению не только ВАС”, но и всей системы арбитража. Президентский законопроект будет рассмотрен сегодня Думой в первом чтении, а на подготовку поправок к нему будет отведено четыре дня.
Отзывы на законопроект с поправками к Конституции “О Верховном суде и прокуратуре” и переходными положениями к ним (см. “Ъ” от 8 октября) направили в Госдуму правительство, ВС и ВАС. У правительства претензий к проекту не оказалось. В отзыве ВС за подписью первого зампреда суда Петра Серкова есть лишь одно замечание — к необходимости при формировании “первоначального состава” объединенного суда проходить квалификационный экзамен (п. 8 ст. 2 проекта). Как отметил господин Серков, “буквальное толкование” нормы “позволяет прийти к выводу”, что экзамен предусматривается и для действующих судей ВС и ВАС, хотя по п. 5 ст. 5 закона “О статусе судей в РФ” экзамен на должность судьи “сдают граждане, которые не являются судьями”.
Высший арбитражный суд РФ
МОСКВА, 21 июн — РАПСИ. Президент РФ Владимир Путин в пятницу предложил объединить Верховный суд и Высший арбитражный суд и внести соответствующие изменения в Конституцию.
Высший арбитражный суд (ВАС) РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
ВАС действует в составе пленума, президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Главным в деятельности ВАС является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений пленумом или президиумом ВАС.
В состав пленума ВАС входят председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов.
Судебные коллегии ВАС рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.
На ВАС закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов.
Руководство и состав
С января 2005 года Высший арбитражный суд РФ возглавляет Антон Иванов.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в РФ устанавливаются Конституцией РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом «Об органах судейского сообщества», законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», законом РСФСР «О судоустройстве РСФСР» в части, не противоречащей законодательству РФ, и другими нормативными актами.
История
В дореволюционной России дела, подобные тем, которые находятся в компетенции современных арбитражных судов, разбирали коммерческие суды, которые рассматривали торговые и вексельные дела, а также дела о банкротстве или торговой несостоятельности. В 1922 году были созданы арбитражные комиссии — Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях (ЭКО СО).
В мае 1931 года был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями. До 1974 года нижестоящие арбитражи не находились в соподчинении вышестоящим инстанциям, состояв при исполнительных органах. Система арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 года.
Любой предприниматель или юридическое лицо может оказаться в арбитражном суде, даже если в своей деятельности они законопослушны и порядочны. Что из себя представляет рассмотрение дела в арбитражном суде? К чему нужно быть готовым?
Высший судебный орган по разрешению эконом. споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами России.
Состав: Высший Арбитражный Суд РФ состоит из судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, без ограничения срока полномочий.
1. Пленум Высшего Арб. Суда РФ (действует в составе Председателя, его заместителя и судей Высшего Арбитражного Суда РФ). 2. Президиум Высшего Арб. Суда РФ;3. судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;4. судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Полномочия: Высший Арб. Суд РФ решает экономические споры и иные дела, рассматриваемые арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда 1-й инстанции: 1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, фед. органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экон.деятельности, если в соответствии с фед. законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Фед. Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экон. деятельности;3) экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ
Как надзорная инстанция Высший Арб. Суд РФ рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов РФ. Он пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; дает разъяснения по вопросам арбитражной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной эконом. деятельности и на этой основе реализует свое право законодательной инициативы .
Аппарат арбитражного суда. Задачи, функции
Деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, который возглавляет администратор соответствующего арбитражного суда.
Аппарат арбитражного суда проводит досудебный прием лиц, обращающихся в арбитражный суд, принимает и выдает документы, заверяет копии, проверяет правильность уплаты госпошлины, оказывает помощь судьям в подготовке дел к рассмотрению, ведет учет дел, и т.п.
Итак, в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ решение Арбитражного суда может быть проверено в трех инстанциях: апелляционной, кассационной и надзорной.
Все инстанции Арбитражных судов имеют как схожие черты, так свои особенности. Общими чертами являются исправление судебных ошибок, проверка законности вынесенных решений.
Особенности: отличия апелляции от кассации и надзора состоит в том, что апелляционная инстанция повторно рассматривает дело, а кассационная и надзорная инстанции – проверяют законность вынесенного решения, т.е. соблюдение при этом материального и процессуального права).
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас.
Единый Верховный суд РФ должен начать свою работу 6 августа 2014 г., а за день до этого перестанет существовать Высший арбитражный суд. Именно тогда вступят в силу соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации» (за исключением некоторых положений) и Федеральный закон от 05.02.2014 № 16-ФЗ , устанавливающий порядок отбора кандидатов в первоначальный состав нового Верховного суда.
Через полгода судебная система России должна преобразиться — вступят в силу нормативные акты, регулирующие процедуру объединения двух судов — Высшего арбитражного и Верховного. Реформа эта более чем спорная и вызывает больше критики, чем одобрения, особенно со стороны юристов (как теоретиков, так и практиков).
Система нижестоящих федеральных судов будет единой, с разделением на федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды (см. схему). К первым будут относиться верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. В систему арбитражных судов войдут арбитражные суды округов (или арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ, а также специализированные арбитражные суды (п. 1, 10 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ). К последним пока относится только Суд по интеллектуальным правам, который изменения затронуть не должны.
Обеспечивать деятельность перечисленных судов будет Судебный департамент при Верховном суде РФ, который сейчас занимается вопросами обеспечения только судов общей юрисдикции (подп. «б» п. 13 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ). Сейчас обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляет сам ВАС РФ, а обеспечение его деятельности лежит на аппарате этого суда (п. 3 ст. 30 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в действующей редакции).
Интересно, что вопросами финансового обеспечения деятельности Высшего арбитражного суда РФ уже через два месяца после вступления в силу Закона о поправке, то есть с 7 апреля, будет заниматься Верховный суд РФ и Судебный департамент при Верховном суде РФ в пределах своих полномочий (п. 2 ст. 25 Закона о Верховном суде). А это, очевидно, лишит Высший арбитражный суд РФ самостоятельности задолго до запланированной даты его фактического упразднения.
Председателя единого Верховного суда назначит Совет Федерации
Возглавлять новый Верховный суд будет председатель, который будет иметь первого заместителя и семь заместителей — председателей судебных коллегий по должности (п. 2 ст. 4 Закона о Верховном суде).
Как и сейчас, председатель Верховного суда РФ будет назначаться Советом Федерации ФС РФ на шесть лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (п. 2 ст. 6.1 Федерального конституционного закона от 26.06.92 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 12 Закона о Верховном суде). Занимать свой пост он также сможет бессрочно, в том числе при превышении предельного возраста пребывания в должности судьи — 70 лет. Порядок назначения заместителей председателя также не изменится, и занимать свои должности они вправе до достижения возраста 70 лет, зато назначаться могут неоднократно.
В составе нового Верховного суда так же, как и сейчас, предусмотрены Пленум и Президиум, а также семь судебных коллегий.
Еще две коллегии, помимо перечисленных, — апелляционная и дисциплинарная — будут формироваться из состава уже назначенных судей Верховного суда. Шесть членов Дисциплинарной коллегии будут избираться сроком на три года Пленумом ВС РФ по представлению председателя ВС РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода (п. 2 ст. 11 Закона о Верховном суде). В Апелляционную коллегию войдут десять судей ВС РФ, избранных сроком на пять лет на эти должности Пленумом ВС РФ по представлению Председателя ВС РФ (п. 1 ст. 8 Закона о Верховном суде).
За ликвидацию ВАС РФ будет платить Верховный суд и его Судебный департамент
Законом о поправке переходный период, по истечении которого должен быть упразднен ВАС РФ и создан новый Верховный суд РФ, определен как полгода, а не 180 дней, со дня вступления в силу Закона о поправке. При этом в законе сказано, что нынешние судьи ВАС РФ и ВС РФ осуществляют свои полномочия вплоть до начала работы объединенного Верховного суда РФ. То есть в том случае, если сформировать его к установленному сроку не выйдет, Высший арбитражный суд РФ будет работать дольше, чем планировалось. Так, например, вышло с Судом по интеллектуальным правам.
Суды объединяются и переезжают, а вопросы остаются
В ноябре прошлого года, когда судебная реформа только началась, в ходе заседания в Госдуме докладчики по законопроекту о поправке к Конституции РФ на вопросы депутатов о том, где же конкретика, обещали после одобрения законопроекта представить все необходимые нормативные акты. Результатом таких обещаний стали рассмотренные три закона. Однако и они не регулируют предстоящее объединение в полной мере.
Вопросы остались, и их немало. Например, за переходный период, отведенный на упразднение ВАС РФ и формирование нового суда, законодателям предстоит внести поправки в Арбитражный процессуальный кодекс, исключив оттуда упоминания о ВАС РФ и скорректировав нормы о вопросах его компетенции и иные процессуальные тонкости. Остается надеяться, что сделана эта работа будет более тщательно и не так быстро, как была принята судебная реформа.
Кроме того, предстоит решить судьбу судебных дел, которые будут возбуждены или приняты к производству коллегиями или Президиумом ВАС РФ вплоть до последнего дня его деятельности (который, как отмечено ранее, еще под вопросом). И, наконец, Совету Федерации нужно будет решить вопрос о том, кто же возглавит новую судебную инстанцию. Хотя первично этот вопрос решит президент, представив Совету Федерации подходящую кандидатуру.
P.S. Итого для решения вопроса о принципиальном преображении судебной системы страны депутатам Госдумы, членам Совета Федерации, представительным органам субъектов РФ и президенту понадобилось чуть больше трех месяцев. Скорость такой работы заставляет серьезно задуматься над несерьезностью законотворческого процесса.
Необходимость всех этих изменений очевидна далеко не всем, ведь арбитражные суды функционировали более эффективно, чем суды общей юрисдикции. ВАС РФ делал правосудие по арбитражным делам понятным, единообразным и прозрачным. Благодаря созданной им системе «Мой арбитр» можно оперативно получать информацию по любому арбитражному делу, видеть тенденции судебной практики. Организация судопроизводства в системе арбитражных судов позволяет участвовать в формировании практики, отличается динамичностью, быстрым реагированием на изменения в экономике и применением передового мирового опыта. Так, судебные акты ВАС РФ позволяли предпринимателям заключать многие относительно рисковые сделки.
Кто-то говорит об устранении конкуренции высших судов. Другие считают, что настало время обновить несменяемые судейские кадры. Возможно, одной из причин ликвидации ВАС РФ послужили его постановления, в которых он применял целевое толкование норм права. Официальная же версия гласит, что реформа проводится с целью обеспечения единства взглядов судов как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.
Действительно, практика применения норм ГК РФ отличается в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. При подготовке иска требуется принимать во внимание вид судебного органа и в соответствии с ним подтверждать свою позицию нужной практикой. В связи с этим выработка однозначных единообразных решений кажется вполне логичной. Кроме того, унификация гражданского и арбитражного процессов облегчит работу юристов.
Как бы то ни было, мнения специалистов разделились. Кому-то реформа представляется прогрессивной, другие, напротив, видят в ней угрозу правам предпринимателей на судебную защиту.
Надзорное производство
Глава 36 АПК РФ утратила силу, а свое название передала новой главе 36.1 «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора» (ст. 308.1-308.13). Определения и решения Судебной коллегии, вынесенные по существу спора, обжалуются в Президиум ВС РФ и пересматриваются в порядке надзора (ч. 1 ст. 308.1 АПК РФ).
В порядке надзора могут обжаловаться (ч. 2 ст. 308.1 АПК РФ):
- вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения;
- определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб (представлений);
- определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;
- определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.
К сведению
Свернуть Показать
Срок подачи надзорных жалоб составляет три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого акта (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ).
Процедура передачи надзорной жалобы в Президиум ВС РФ подобна передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию. Предварительно надзорную жалобу изучает судья ВС РФ, а не тройка судей в открытом судебном заседании, как раньше. Он единолично решает вопрос о необходимости передачи жалобы в Президиум ВС РФ. Однако председатель ВС РФ или его заместитель могут не согласиться с вынесенным определением судьи, отменить его и передать жалобу вместе с делом в Президиум ВС РФ (ч. 7 ст. 308.4 АПК РФ).
У заинтересованных лиц по делу появилось право подавать жалобы в адрес непосредственно Председателя ВС РФ или его заместителя (ст. 308.10 АПК РФ). По жалобе заинтересованных лиц они вправе вносить представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в Президиум ВС РФ. Такое представление может быть внесено для устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность обжалуемых актов. Установлен и срок подачи жалоб руководству ВС РФ: четыре месяца со дня вступления в силу оспариваемого акта (постановления «второй кассации»). Напомним, что согласно ГПК РФ этот срок составляет шесть месяцев (ч. 2 ст. 391.11).
Основания отмены или изменения обжалуемого судебного акта аналогичны тем, что были предусмотрены в прежней редакции АПК РФ (ч. 1 ст. 304). Ими являются (ст. 308.8 АПК РФ):
- нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами;
- нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;
- нарушение единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.
Постановления Президиума ВС РФ вступают в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию (ст. 308.13 АПК РФ).
В остальном процедура рассмотрения надзорной жалобы, равно как и основания для отмены или изменения решений в порядке надзора, не претерпели изменений. Учитывая введение второй кассационной инстанции, надзор, в сущности, станет чрезвычайно исключительной инстанцией, дойти до которой будет гораздо сложнее.
Высший арбитражный суд Российской Федерации
На стадии законопроекта предполагалось прямо указать на кассационное обжалование судебных актов арбитражных судов в Судебную коллегию по экономическим спорам. Однако в Закон № 186-ФЗ это уточнение не вошло, и теперь не понятно, о какой из семи судебных коллегий ВС РФ идет речь.
Не хватает «сознательных» судей, а важно везде посадить «своих», вот и укрупняют, объединяют, минимизируют. Свояк сверху будет один и подчинён одному. Не верит уже никто в благие намерения.
Эта инстанция существовала до 2014 года с данным наименованием, после чего была упразднена. Основная функция – осуществление судебного надзора за деятельностью подотчетных ему органов. Именно в этот суд заявители могли подать жалобы на решения нижестоящих инстанций. Сейчас все полномочия переданы Верховному суду.
Наконец, в ч. 3 ст. 128 Конституции России указывалось, что полномочия, порядок образования и деятельности ВАС РФ (как и КС РФ, ВС РФ и иных федеральных судов) устанавливаются федеральным конституционным законом.
Я читаю вдумчивые и скрупулёзные постановления ВАС и понимаю как далеко до них штампованным судактам ВС.
Ниже приведены полномочия Высшего арбитражного суда РФ:
- Рассмотрение в первой инстанции споров о признании недействительными нормативных актов президента, правительственных органов, нарушающих права лиц в сфере предпринимательства.
- Экономические споры между Россией и ее субъектами.
- Пересмотр вступивших в силу судебных актов в соответствии с заново открывшимися обстоятельствами.
- Направление запросов в Конституционный суд с просьбой проверки законности определенных норм законодательства.
- Изучение практики применения другими органами актов в сфере предпринимательства и деятельности экономического характера.
- Создание предложений по улучшению законов в этой области.
- Ведение судебной статистики и организация ее осуществления в подотчетных структурах.
- Применение мер по обеспечению деятельности других арбитражных судов (кадровые, организационные, материальные, технические мероприятия).
- Решение вопросов, связанных с международными договорами и обязательствами в рамках своей компетенции.
- Другие полномочия, которые предоставляются Основным законом государства.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Осуществлял в предусмотренных законодательством процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и давал разъяснения по вопросам судебной практики.