Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уточнение границ и внесение изменений в ЕГРН». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под понятием уточнения границ подразумевается процедура точного геодезического определения местоположения участка с последующим занесением координат в ЕГРН. При этом проводится она только над территорией, ранее зарегистрированной в кадастре. В результате надел отобразится на официальной публичной карте с установленной площадью и конфигурацией.
Как и зачем уточнять границы земельного участка? Какие документы пригодятся при уточнении границ старого участка? Как провести согласование результатов в сложной эпидемиологической обстановке? На эти и другие вопросы ответили эксперты Федеральной кадастровой палаты.
- Что такое граница участка?
Описание местоположения границ земельного участка является одним из основных сведений, позволяющих определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи. Местоположение границ земельного участка отображается в графической части межевого плана. Кроме того, границы земельного участка могут быть установлены на местности. Местоположение границ земельного участка устанавливается путем определения координат характерных точек таких границ.
- Что такое межевание?
Межевание – это комплекс инженерно-геодезических работ по установлению границ земельного участка на местности. Межевание проводит кадастровый инженер, который устанавливает местоположение границ земельного участка, определяет его площадь, проводит согласование местоположения границ смежных участков с соседями и подготавливает межевой план.
- Зачем уточнять границы земельного участка?
Точно определенные границы земельного участка могут стать защитой от юридических проблем, которые могут возникнуть с землей. Например, от споров с соседями по границам земельного участка, а также самовольному строительству объектов недвижимости на таком земельном участке. Также наличие границ земельного участка дает возможность беспроблемно совершать с участком любые операции и сделки, например, продать его будет проще, ведь вряд ли покупатели захотят приобретать участок без четких границ.
Уточнение границ поможет исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади. Она может отличаться от той, что указана в сведениях ЕГРН. А ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога.
Если вы решили разделить земельный участок, такой раздел возможен только при наличии установленных границ существующего земельного участка.
- Как узнать, какие сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости?
Вся необходимая информация содержится в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Если реестр не содержит необходимых сведений о границах, в выписке будет особая отметка: «Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства». Площадь такого участка будет указана целым числом – тем же, что и в правоустанавливающем документе.
В случае если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью не ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, уточнение местоположения границ земельного участка не требуется, за исключением случая, если в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка.
Порядок согласования местоположения границ.
Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.
I этап. Подготовительный.
В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:
-
выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
-
определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
-
определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
-
довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:
1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:
- в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
- получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановка земельного участка на кадастровый учет.
После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.
Как выглядит межевой план по уточнению границ?
Как мы уже неоднократно говорили- межевые планы похожи друг на друга как братья. И помимо названия в титульном листе неискушенный читатель не сможет понять в них разницу. Нет смысла подробно останавливаться на всех разделах межевого плана. Собственнику участка эти таблички и схемы ничего полезного не сообщат. Кадастровый инженер должен позаботиться о правильности заполнения всего документа. Обратить свое внимание стоит, пожалуй, на «Заключении кадастрового инженера» и «Акте согласования границ».
- В первом упомянутом разделе связным текстом указываются все особенности уточняемого участка (если они есть), а также возникшие в результате работ трудности и конфликтные ситуации. То есть если невозможно уточнить границу из-за пересечения с другими земельными участками или если представители соседних участков отказываются согласовывать границы — все это будет указано в заключении.
- Во втором разделе (при необходимости) нужно будет согласовывать местоположение границ земельного участка с соседями, еще не проводившими межевание. Тут главное не наделать ошибок и внимательно проверить все данные, которые туда вписаны. Неверное заполнение «Акта согласования» нередко приводит к отказу во внесении изменений о земельном участке в кадастровый учет.
Акт согласования должен быть подписан следующими лицами:
- собственником участка или доверенным лицом;
- смежными соседями, если не границы не установлены совсем или с ненормативной точностью;
- кадастровым инженером, который проводил работы;
- председателем СНТ или другого товарищества, если участок граничит с их землями.
Стоит отметить, что бумажный вариант межевых планов подготавливается для Заказчика по предварительной договоренности. На данный момент все межпланы подготавливаются электронно в формате XML с приложениями в формате PDF. И именно в электронном виде они подаются в кадастровую палату вместе с заявлением. Образец межевого плана по уточнению границ можно скачать по кнопке ниже.
Основания уточнения границ земельного участка
Уточнение границ земельного участка требуется только тогда, когда границы участка не определены, т.е. не установлены координаты характерных точек границ.
При каких ситуациях необходимо уточнять границы земельных участков?
- Если земельный участок находится в публичной собственности и предоставляется лицу без торгов. Уточнение границ необходимо, чтобы земелный участок был предоставлен лицу, в ином случае, когда границы будет не уточнены, участок не будет предоставлен
- Если земельный участок не имеет установленных координат характерных точек границ, тогда границы необходимо уточнить
Других случаев, когда необходимо обязательно уточнять границы земельного участка, нет.
При этом уточнять местоположение границ участка можно, если в ЕГРН:
- нет сведений о координатах характерных точек границ
- если координаты соответствующих точек границ определены, но с точностью ниже нормативной для земель соответствующего целевого назначения
- когда информация о координатах той или иной характерной точки границ есть, но она не позволяет определить точно, где она находится на местности
- если имеется ошибка, в том числе реестровая, в том, где находятся границы и осуществляются действия по исправлению такой ошибки
Отказ в уточнении границ земельного участка
При уточнении границ земельного участка, смежные собственники могут отказаться согласовывать границы участка, тогда собственнику необходимо обращаться в суд с иском об установлении границ земельного участка.
Суд откажет в иске об установлении границ участка, если с иском обращается лицо, не являющееся правообладателем земельного участка, т.е. является ненадлежащим истцом.
При постановке на кадастровый учет или внесении сведений об уточненных границах земельного участка, заявителю могут отказать в этом, так как не все границы согласованы со смежными собственниками; указаны разные сведения в представленных документах, касающиеся площади земельного участка и в иных случаях.
В каждом конкретном случае необходимо разбираться с причиной отказа в уточнении границ земельного участка, и уже, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимать решение, как быть дальше, либо обжаловать отказ, либо договариваться со смежными собственниками, а возможно и менять план действий по уточнению границ земельного участка.
Кадастровый инженер не сможет установить границы земельного участка просто так, как хочется собственнику. Для проведения работ, в числе прочего, ему потребуются документальные свидетельства, что участок выделен именно в этом месте и именно такой площади.
Согласно действующему законодательству, уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок.
Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.
Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка.
Дополнительные разъяснения даны Департаментом недвижимости Минэкономразвития. Документами, определяющими местоположение границ земельного участка при его образовании и их существование 15 и более лет, могут быть:
• Ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ).
• Материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти.
• Документы по территориальному планированию муниципальных образований.
• Проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.
Важно: документы должны соответствовать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания документа и в момент издания.
Основания для уточнения
Определение точных границ требуется для тех земельных наделов, которые состоят на кадастровом учете, им присвоен уникальный номер, но при этом межевание не проводилось.
Узнать об этом можно из кадастрового паспорта, в котором имеется отметка о том, что границы не установлены.
Связана такая ситуация с упрощенной схемой приватизации, проводимой согласно ФЗ № 93, который называют законом «о дачной амнистии».
Существует ряд оснований, по которым требуется оформление документов с точными пограничными линиями. К ним можно отнести:
- Приобретение или продажа участка. Оформление документов на передачу собственности другому лицу без наличия точных размеров земли нельзя будет осуществить.
- Проведение строительства на участке. Впоследствии потребуется регистрация документов на постройку. Без правильно оформленных бумаг на землю такая процедура будет невозможна.
- При решении спорных вопросов с соседями. При обращении в суд потребуется проведение межевания.
- При передаче участка по договору дарения или включения его в завещание.
- Ошибки кадастровой службы. При массовой приватизации установление границ проводилось формально без досконального изучения объекта. Именно поэтому случались ошибки.
Рассмотрение вопроса по корректировке размеров земельных наделов, граничащих друг с другом, происходит после поступления в кадастровую службу заявления от владельца или по решению судебной инстанции.
Справка: Если владелец не предполагает никаких действий со своей землей и у соседей не имеется никаких претензий, то заниматься уточнением границ не обязательно.
Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка) — Юридическое агентство «Адилханов и партнеры»
- Главная страница » Публикации » Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка)
- Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка)
- Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка)
- В каких случаях можно уточнить границы земельного участка?
- Если не установлена смежная граница с соседним земельным участком (смежным землепользователем).
- Если фактическая используемая площадь земельного участка, больше площади, указанной в правоустанавливающем документе (свидетельстве о собственности), но не более величины предельного минимального размера земельного участка в соответствующем населенном пункте. При этом, фактические границы должны существовать на местности пятнадцать и более лет и закреплены с использованием объектов искусственного происхождения (забора, стеной здания) или объектов естественного происхождения (природные объекты: деревья, кустарник и пр.).
- Если площадь, указанная в документах предшествующих лет в отношении земельного участка (техническом плане, инвентаризационной карточке, картографическом плане, схеме расположения земельного участка и пр.) больше площади указанной в правоустанавливающем документе (свидетельстве о собственности), но не более величины предельного минимального размера земельного участка в соответствующем населенном пункте.
Земельные юристы агентства «Адилханов и партнеры» имеют успешную судебную практику по делам об уточнении границ земельных участков с увеличением его площади. Юридические услуги нашего агентства включают полный спектр
Каков порядок уточнения границ земельного участка в досудебном порядке?
- Обращение к кадастровому инженеру с целью проведения кадастровых работ и составления межевого плана земельного участка.
- Уведомление всех заинтересованных лиц (смежных землепользователей, с кем смежные границы не установлены) о проведении кадастровых работ и составлении межевого плана земельного участка.
- Подписание акта согласования границ со всеми смежными землепользователями, с кем смежные границы не установлены.
- Обращение в Кадастровую палату с целью внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об изменении границ уточняемого земельного участка.
Требования и документы
Согласно статье 22 пункт 10 ФЗ № 221 уточнение пограничных линий земельных наделов осуществляется на основании документа, подтверждающего право владения. При его отсутствии это может быть документ об образовании или выделении участка определенному лицу. Без этих бумаг нельзя подать заявку на установление точных границ земельной территории.
Для конкретизации размеров земельного участка потребуется вся имеющаяся на него документация:
- кадастровая выписка из Росреестра, которая содержит межевой план участка;
- свидетельство о праве владения;
- технический паспорт при наличии строений;
- паспорт и заявление собственника.
Об уточнении местоположения границ земельного участка
Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон № 221-ФЗ).
Согласно ч.3 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) в случае, если в соответствии с Законом о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно ст.39 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Предметом согласования местоположения границ земельного участка с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременного являющейся границей другого земельного участка.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (если договор аренды заключен сроком более чем пять лет).
По общему правилу исходя из положений частей 2, 3 статьи 40 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным:
-при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей;
-если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием.
Отдельные акты согласования местоположения границ в отношении земельных участков, смежных с земельным участком — объектом кадастровых работ, оформляются только в случае, если в результате выполнения кадастровых работ в том числе уточняется местоположение частей границ таких смежных земельных участков, не являющихся одновременно частями границ земельного участка — объекта кадастровых работ.
Вместе с тем в соответствии с положением части 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее — уточнение границ земельного участка).
Можно выделить следующие этапы:
- Сбор и подготовка документов. Заказчик должен предъявить паспорт и правоустанавливающие бумаги на землю (свидетельство о регистрации права, документы, подтверждающие право наследования, решение суда и другие), также понадобятся паспорт и план участка.
- Подача бумаг в соответствующие органы, написание заявления. Образец можно найти в органах землеустройства.
- Заключение договора на предоставление услуги.
- Запрос сведений об участке.
- Собственно геодезические работы, выполняемы кадастровым инженером: съемка объектов, измерение площади, уточнение границ, определение характерных точек.
- Обработка полученных сведений;
- Изготовление межевого плана;
- Согласование уточненных границ, при этом необходимо поставить с известность соседей, с которыми непосредственно граничит участок, и согласовать данную процедуру и с ними.
- Принятие решения и внесение изменений в кадастровые бумаги.
- Получение итогового документа.
Как изменить границы участка?
Изменение (уточнение) контура земельного участка – это процедура документирования отклонений от составленного ранее межевого плана, которая может быть проведена двумя способами. Первый – это пересмотр конфигурации контурной линии, которая определяет участок, но с сохранением его площади. Таким образом, в одном месте часть площади уменьшается, в другом, соответственно, увеличивается. Но общая площадь, указанная в кадастровом паспорте, остается неизменной.
Второй вариант – это процедура изменения (уточнения) межи с изменением и конфигурации границ, и общей площади надела. Может проводиться при исправлении ошибки, которая попала в кадастровый учет, или при добавлении определенной бесхозной территории, но не большей площади, которая определена в Земельном кодексе. В противном случае проводить межевание нового участка необходимо отдельно (как, например, при покупке).
Особенности процедуры изменения границ земельного участка
Особенности процедуры прямо зависят от того, меняется ли площадь при изменении границ. Так, изменение контура без изменения площади заключается в уточнении всех поворотных точек заново и проведении межи между этими точками. Хоть площадь при этом не меняется, уточнение данных все же подразумевает согласование новой межи с соседями, проведение измерений и внесение изменений в кадастр.
Более сложной является процедура изменения без сохранения площади. Она потребует предоставить документы, доказывающие право на изменение площади при ее увеличении. Больше всего проблем возникает, если поворотные точки установлены неверно, и после уточнения необходимо изменять межу, которая уже была ранее согласована с соседями. В таком случае потребуются неоспоримые доказательства, порой доходит даже до судебных разбирательств. Уточнить границы земельного надела путем добавления площади при правильно проведенном начальном межевании можно, только если добавляется бесхозная земля, на которую не предъявляются претензии по собственности – и только в определенных границах.
Важно помнить, что осуществлять подобные операции может ограниченный круг лиц и организаций. Это аттестованные при Росреестрекадастровые инженеры, обязательно состоящие в СРО. Информацию о них можно найти на сайте Росреестра. Только в этом случае гарантируются качество и точность проведенных работ, а также то, что не возникнет никаких проблем при внесении изменений в государственный кадастр.
Собственник имеет право обратиться как к государственным организациям, так и к частным. Стоимость услуги не фиксированная. Она зависит от многих факторов: размера участка, конфигурации, а также его местоположения. Стоимость работ у государственных и частных компаний может различаться. Важно всегда составлять договор на оказание услуг и по возможности требовать предварительную смету производимых работ. Это защищает заказчика и его средства в случае возникновения спорных ситуаций. Стоит также выбирать кадастровую фирму с хорошей репутацией и желательно давно присутствующего на рынке.
Сама процедура замеров производится очень быстро, буквально от одного до нескольких дней. Как правило, и межевой план изготавливается без особенных заминок в срок до 5 дней за участок не более одного гектара. Однако могут быть вопросы и задержки на этапе согласования границ со смежными землепользователями.
Если они проживают постоянно рядом, их не составляет трудности разыскать и связаться для переговоров, процедура производится очень быстро (при условии, что у сторон нет претензий друг к другу). Определенную сложность представляет межевание участков, если соседи не знают друг о друге ничего. Ряд земель может быть и вовсе заброшенными. Если найти собственников сложно или вовсе невозможно, можно воспользоваться вариантом оповещения о процедуре межевания через газету. Однако придется выдержать определенный срок после публикации (обычно 1 месяц). И только после этого можно будет приступить к завершению процедуры. Поэтому процесс межевания может растянуться на несколько месяцев. Это важно учитывать, если планируются какие-то юридические операции с землей или же возведение капитальных строений на ней. Лучше обратится к специалистам заранее, чтобы избавить себя от ненужных переживаний и хлопот в связи с горящими сроками.
Для уточнения границ своего земельного участка обращайтесь к частным профессиональным кадастровым инженерам, в отличие от государственных организаций типа БТИ, АПУ, и т.п., частные кадастровые инженеры достаточно мобильны и стоят на порядок дешевле.