Правила и требования к перевозке негабаритных грузов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила и требования к перевозке негабаритных грузов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важно соблюдать ряд правил, прописанных в ПДД. Водитель обязан следить за размещением груза – вес должен равномерно распределяться между осями. Кроме этого, он должен быть надежно закреплен, не смещаться при передвижении. Иначе стать помехой для движения других автомобилей и других транспортных средств и даже представлять для них опасность.

Перевозить груз при превышении габаритов разрешается, если он:

  • не закрывает обзор водителю;
  • не оказывает негативного влияния на устойчивость авто;
  • не закрывает световые приборы, гос. номера и другие опознавательные знаки;
  • не издает шум, который отвлекает и мешает управлению ТС;
  • не наносит вред окружающей среде;
  • не пылит.

Обозначение автомобиля на дороге – отличительные знаки

Для обозначения транспортного средства с негабаритным грузом на дороге используется 3 отличительных знака:

  • Автопоезд – треугольник из трех лампочек на крыше авто. Должен быть установлен в обязательном порядке, если имеется хотя бы 1 прицеп. Используется при недостаточной видимости, а также после захода солнца.
  • Крупногабаритный груз – светоотражающий квадрат размером 40х40 см с чередующимися красными и белыми полосками шириной 50 мм, нанесенными по диагонали. Применяется, если предмет выступает за пределы платформы более чем на 40 см по бокам, и более чем на 100 см сзади.
  • Длинномерное транспортное средство – прямоугольник 120х20 см или 2 прямоугольника 60х20 см желтого цвета с красной каемкой. Используется, если длина авто с грузом превышает 20 м.
  • Разрешение на перевозку

    Получение спецразрешения на перевозку негабаритного груза регламентируется Приказом 258. В этом нормативном акте есть информация о порядке выдачи разрешения, установленных для этой процедуры сроках, а также о том, как документ должен выглядеть и какие данные содержать.

    Подать заявку для получения можно на сайте «Госуслуги» либо при личном посещении отделений Управления дорожным хозяйством. Если планируется транспортировка за пределы России, обращаться необходимо в любое подразделение Минтранса РФ. Служба управления федеральных автодорог выдает разрешения при организации маршрутов по дорогам федерального значения. В случаях, когда негабаритный груз будет передвигаться по дорогам, принадлежащим субъектам России, разрешительный документ можно получить в одном из территориальных органов управления по месту пребывания компании-перевозчика.

    Финансовые затраты заявителя будут включать в себя три составляющие. В первую очередь – это госпошлина. В 2016 году ее размер составляет 1600 рублей вне зависимости от того, кто выступает перевозчиком.

    Кроме того, необходимо будет компенсировать возможный вред, который может быть нанесён дорожному покрытию при движении тяжёлого транспорта.

    Сумма компенсации рассчитывается при согласовании разрешения органом, следящим за состоянием конкретного участка дороги. При этом за основы берутся нормативы, утверждённые Правительством РФ. Однако в любом случае данная статья расходов доводится до заявителя заранее.

    Если же перевозка груза требует дополнительных дорожных работ (включая и объекты инфраструктуры), то заявителем возмещаются все понесённые расходы. В противном случае, в выдаче разрешения отказывается.

    При условии предоставления платёжных документов по всем вышеперечисленным расходам, разрешение выдаётся перевозчику буквально на следующий день.

    Перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272), изданными во исполнение Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) и имеют ту же область применения, что и Устав, т.е. регулируют отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом.

    В случае перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, осуществляемых для удовлетворения собственных нужд юридических и физических лиц на транспортных средствах, которыми они владеют на законных основаниях, договорные отношения не возникают. Поэтому указанные перевозки по-прежнему являются областью применения Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утверждена Минтрансом России 27 мая 1996 г.). Приказом Минтранса России от 24 июля 2012 г. № 258 в указанную Инструкцию были внесены изменения.

    Сумма штрафа за транспортировку негабаритного груза в 2021 году

    Нормы по ограничению габаритов требуют соблюдения и четко регулируются. За нарушения водителя, перевозившего груз, могут наказать штрафом до 10 тыс. руб. либо лишить водительского удостоверения сроком до полугода. Штрафные санкции для юридических лиц составляют 400–500 тыс. руб. (ст. 12.12 КоАП РФ). При возбуждении дел о привлечении к административной ответственности транспорт и перевозимый груз могут арестовать и отправить на штрафстоянку.

    • Что такое негабаритный груз
    • Правила перевозки
    • Как получить разрешение на перевозку
    • Штраф за негабаритный груз
    • Как обжаловать
    • Скидка на оплату штрафа
    • В Челнах замечены фейковые штрафы за парковку [фото] — 27/12/2020
    • ГИБДД будет оценивать результаты работы автошкол по их выпускникам — 26/12/2020
    • Тахографы для физлиц с 1 января 2021 года — 25/12/2020
    • Что грозит водителю за ксенон и светодиоды в 2021 году? — 24/12/2020
    • Изменения ПДД с 2023 года: ожидаемые поправки — 24/12/2020

    Как перевозить негабаритные грузы – основные требования

    Запрещена перевозка крупногабаритного груза, если имеется возможность для раздельной транспортировки без лишения груза эксплуатационных свойств, так же запрещено перевозить указанную категорию грузов организованными колоннами (п.51Приказ Минтранса от 15.01.2014 г. № 7).

    Запрет может быть вынесен, если на маршруте следования нет технической возможности для осуществления заявленной перевозки.

    Обратите внимание, что для специальных правил перевозки грузов пункт 23.5 ПДД устанавливает норму в два метра от задней точки

    автомобиля. А насколько он может выступать спереди? Ни слова, следовательно, согласно принципу «все что не запрещено — разрешено», конкретных ограничений нет.

    Получается, что если не нарушаются остальные условия по длине, ширине и высоте, если груз не ограничивает обзор, не лишает автомобиль устойчивости и управляемости, устанавливается знак «Крупногабаритный груз» и оформления специальных разрешений в таком случае не требуется.

    Вес перевозимого объекта может быть вполне внушительным, тяжеловесы для проезда по дорогам должны заручиться разрешением. Оно потребуется:

    • двухосному автомобилю от 18 т,
    • трехосному автомобилю от 25 т,
    • четырехосному автомобилю от 32 т,
    • трехосному автопоезду от 28 т,
    • четырехосному автопоезду от 36 т,
    • пятиосному автопоезду от 40 т,
    • шестиосному и более автопоезду от 44 т.

    По требованиям ПДД негабаритный груз по весу можно провозить не по всем дорогам. Это зависит от дорожного покрытия и его возможностей. Допустимая осевая нагрузка может быть и 11,5, и 6 тонн. В случае несоответствия придется поискать другую дорогу для перевозки. Не стоит забывать о равномерности нагрузки по осям и расстоянии между ними.

    Транспортировка объектов с нестандартными габаритами регламентируется Приказами № 7, 107, 258 и Постановлениями № 12, 125, 211, 934. В них прописаны:

    • правила безопасности при перевозке,
    • порядок выдачи разрешений на нее,
    • размеры, подпадающие под термин «негабарит»,
    • процедура прохождения весового контроля;
    • обязательства возмещения вреда, причиненного в пути.

    При нарушении данных критериев выплачивается штраф за негабаритный груз в соответствие со ст. 12.21.1 КОАП России или назначается другое наказание. Например, водителю, не имеющему специального разрешения, могут назначить штраф до 2000 рублей или лишить его прав на 6 месяцев.

    Этому вопросу в действующих ПДД отведен целый раздел под номером 23 (здесь грузы-негабариты рассматриваются совместно с опасными). В пяти пунктах этого раздела максимально полно описаны все возможные нюансы (размеры, масса и т. д.) и ситуации, которые могут возникнуть в процессе перевозки.

    Перевозка сельхозтехники

    Транспортировка сельхозтехники – достаточно востребованная услуга, особенно накануне начала посевной кампании или перед уборкой урожая. Перевозка негабаритных комбайнов и тракторов, а также механизмов сельскохозяйственного назначения может потребоваться и при смене района проведения работ, при поломке техники с необходимостью отправки её на ремонт, при закупке новых механизмов. Правила перевозки сельскохозяйственной техники регулируются соответствующей нормативно-законодательной базой, действующей на всей территории РФ. Обычно для этих целей используется автотранспорт, но при межрегиональных перевозках может встретиться ситуация, когда без смешанного способа доставки не обойтись, и часть пути техника будет преодолевать железной дорогой.

    Одним из наиболее специфичных сельхозмеханизмов в отношении его транспортировки считается дождевальная установка, габариты которой значительно превышают размеры грузовых платформ. Подобную технику приходится разбирать и осуществлять перевозку с использованием более чем одного транспортного средства. Комбайны также обладают значительными габаритами, особенно с учётом навесных устройств, размеры которых зачастую превышают длину и ширину самого комбайна. Поэтому и здесь практикуется раздельная погрузка.

    Перевозка автотракторной техники также имеет свои нюансы. Поскольку они в большинстве случаев характеризуются расширенной колёсной/гусеничной базой, их также причисляют к негабаритной технике, перевозка которой требует документального оформления. Нередко для их транспортировки приходится использовать расширители/удлинители платформ, что сказывается на выборе допустимого маршрута передвижения. Если обобщить, то главной особенностью при перевозке сельхозтехники являются её большие габариты – масса в большинстве случаев находится в пределах нормы. Стоимость доставки зависит как от дальности, так и от необходимости перевозки техники вместе с навесным оборудованием, что увеличивает количество задействованных транспортных средств.

    Регулирующие документы перевозки негабаритных грузов автотранспортом[править / править код]

    Ниже приведён список нормативных актов, регулирующих перевозки негабарита автомобильным транспортом по России и краткие комментарии по ним.

    Правила дорожного движения о перевозках негабаритных грузов.

    Лишь некоторые особенности перевозки негабаритных грузов регламентируются Правилами дорожного движения РФ. В них говорится про проблесковые маячки, опознавательные знаки, скорость движения негабарита, свес (выступ за задний и боковые габариты). Остальные моменты перевозки негабарита, согласно ПДД, регламентируются специальными правилами. О них речь пойдёт ниже.

    Федеральный закон и правила перевозок грузов автотранспортом

    Основной нормативный акт, касающийся автомобильных перевозок негабарита — Федеральный закон № 257-ФЗ, который в главе 5, статье 31 регулирует, как следует перевозить негабарит по автодорогам РФ. В этом законе говорится о том, что:

    • для перевозок КТГ по автодорогам требуется спецразрешение;
    • порядок выдачи утверждается правительством РФ;
    • маршрут должен быть согласован с владельцами автодорог;
    • должен быть возмещён ущерб, который рассчитывается владельцами автодорог.

    На основании права, определённого этим законом, правительство утвердило Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Они утверждены постановлением № 272 от 15.04.11. В них даются определения, среди которых нужные негабаритчику:

    • тяжеловесный груз;
    • крупногабаритный груз;
    • делимый груз.

    Также в приложениях к этим правилам даются числовые нормативы, по которым определяется, является ли груз «негабаритным» .

    Федеральный закон о международных перевозках негабарита

    Международные перевозки негабарита регулируются Федеральным законом № 127-ФЗ. В нём говорится, что:

    • при пересечении границы без спецразрешения машина будет задержана;
    • нельзя осуществлять межрегиональные перевозки иностранным транспортным средством.

    Приказ № 258: порядок выдачи разрешений

    Основной документ, который регламентирует процедуру оформления спецразрешения на негабаритные грузы — это Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, или как его коротко называют в народе, «Приказ 258″.

    Он регламентирует:

    • как должно выглядеть спецразрешение,
    • какая информация должна в нём содержаться;
    • процедуру подачи заявления на спецразрешение — куда подавать, какую информацию указывать и какие приложения делать к заявлению;
    • условия приемки заявлений и отказов по ним;
    • порядок рассмотрения и согласования заявления;
    • особенности согласования тяжеловесных грузов;
    • сроки оформления разрешения;
    • порядок выдачи или отказа в выдаче готового разрешения.

    Приказ № 107: регламент для госорганов по оформлению разрешений

    Приказ 258 определяет порядок оформления разрешений «со стороны перевозчика». Но есть документ и для «другой стороны окна» — административный регламент предоставления государственной услуги по оформлению разрешений, утверждённый приказом Минтранса № 107 от 15 января 2013 г. Он предписывает порядок действий госоргана, оформляющего разрешения.

    В нём указаны:

    • исчерпывающий список документов, требуемых от перевозчика;
    • перечень оснований для отказа в предоставлени услуги;
    • размер госпошлины;
    • сроки регистрации и оформления;
    • требования к помещениям, в которых предоставляется услуга;
    • порядки подачи и рассмотрения жалоб, касающихся услуги;

    Приказ № 7: безопасность негабаритных перевозок

    Вступивший в силу 1 июля 2014 года, приказ Минтранса № 7 от 15.01.2014 г. регламентирует некоторые нормы, призванные обеспечить безопасность перевозки негабаритных грузов. В нём идёт речь:

    • про делимые грузы;
    • про организацию сопровождения негабарита: с каких параметров требуется сопровод и как он должен быть оборудован;
    • условия, при которых требуется проект организации дорожного движения и требования к оформлению такого проекта.

    Постановление № 934 + № 12: возмещение вреда До конца 2014 года перевозчик оплачивает ущерб, причиняемый дорогам тяжеловесными грузами, на основании постановления Правительства № 934 от 16 ноября 2009 г. А с 1 января 2015 года вступит в силу постановление Правительства № 12 от 9 января 2014 года, которое многократно увеличивает размер ущерба, взимаемый за перевозку тяжеловесов. В правилах возмещения вреда даётся общая формула расчёта ущерба, а также таблицы ставок за ущерб по общей массе и по осевым нагрузкам, для каждого федерального округа РФ.

    Организация автоперевозки негабаритного груза[править / править код]

    Если груз по своим параметрам выходит за габариты транспортного средства, то есть выступает сзади и спереди на 1 м или сбоку на 0,4 м (40 см), то на автомобиль должен быть установлен специальный опознавательный знак «Крупногабаритный груз».

    В некоторых случаях автоперевозка груза требует организации сопровождения перевозки.

    До 1 июля 2014 года действовали следующие правила:

    Перевозка негабаритного груза должна быть организована силами транспортной компании, если груз имеет следующие параметры:

    • длина транспортного средства с грузом более 24 м, но менее 30 м;
    • ширина транспортного средства с грузом более 3,5 м, но менее 4 м;

    Перевозка негабаритного груза должна сопровождаться представителями автодорожной инспекции, если груз имеет следующие параметры:

    • длина транспортного средства с грузом более 30 м;
    • ширина транспортного средства с грузом более 4 м.

    Что такое негабаритный груз?

    Негабаритный груз или сокращенно – просто «негабарит» – это не совсем правильный, но понятный, а потому и распространенный в сфере грузоперевозок термин, который регулярно используется представителями компаний по негабаритным перевозкам, хотя юридически и технически правильно различать крупногабаритные и тяжеловесные грузы. Но об этом чуть ниже. Итак, негабаритными считаются любые товары или грузы, которые по размерам и/или массе превышают законодательно установленные нормы. Категория подобных грузов достаточно широка. Это различные строительные материалы, инженерные конструкции, спецтехника, морской транспорт, детали буровых установок, станки, трубы и многое другое. Таким образом, понятие услуги негабаритных перевозок является максимально общим и объединяет крупногабаритные и тяжеловесные грузы.

    Термины и определения

    Тяжеловесные грузы – это достаточно «размытые» границы массы самих грузов. Потому что Росавтодор классифицирует вес не груза, а ТС+ГРУЗ. Согласно установленным нормативам — это объекты грузоперевозок, которые превышают максимально допустимый вес (более 40 тонн, вместе с автомобилем), разрешенный для транспортировки на дорогах общего пользования.

    Для перевозки тяжеловесного груза традиционно используются тралы. В зависимости от страны производства и конструкционной особенности, эти автомобили сильно друг от друга отличаются и весят от 12 до 35 тонн. Российские тралы производства «Тверьстроймаш», «Спецприцеп» весят меньше, импортные Goldhoffer, Faymonville, Kaessbohrer, Nooteboom чуть тяжелее.

    Чтобы было наглядно, показываем пример: тягач + площадка + груз = более 40 тонн – это тяжеловесный груз.

    К тяжеловесным грузам традиционно относятся:

    • трансформаторы;
    • бульдозеры;
    • реакторы;
    • турбины;
    • железобетонные конструкции (ЖБК);
    • металлопрокат в бухтах;
    • трубы большого диаметра;
    • металлоконструкции;
    • строительные конструкции.

    Процесс транспортировки негабарита

    Транспортировка негабаритных грузов является сложным и длительным процессом и поэтому делиться на несколько этапов:

    • подбор подходящей транспортной или логистической фирмы;
    • подбор специального транспорта с учетом всех характеристик конкретного груза;
    • выбор оптимального маршрута следования;
    • оформление необходимых разрешений;
    • организация сопровождения груза.

    Выбрать подходящее транспортное средство и оптимальный маршрут для перевозки негабарита помогут транспортные или логистические компании, специализирующиеся на данного рода услугах. Кроме того, они отвечают за оформление различных бумаг и документов, необходимых для осуществления транспортировки негабаритных грузов.

    Что касается Эстонии, то в качестве транспорта для перевозки грузов используется транспорт, отвечающий европейским нормам (евро-2, евро-3, евро-4, евро-5), что позволяет беспрепятственно преодолевать большие расстояния и качественно доставлять грузы. Стоит также отметить, что перевозки грузов из Эстонии очень востребованы у транспортных компаний. Порядок оформления автодоставки включает в себя оформление различных необходимых документов, например:

    • товарно-транспортной накладной;
    • счета-фактуры, если речь идет о перевозке товаров;
    • сертификатов происхождения для товаров импортного производства;
    • разрешений или лицензий;
    • гарантийного письма об оплате в случае, если оплата за доставку будет произведена после доставки получателю;
    • страхового полиса, если это требуется.

    Документальное оформление грузоперевозок

    В первую очередь, потребуется счет или счет-фактура. В этом сопроводительном документе, выписываемом продавцом товара покупателю, указывается следующая информация: наименование и координаты обеих сторон, время и номер заказа, описание груза, упаковочные данные, точные обозначения и номера, проставленные на упаковке, цена груза, а также способ его оплаты и поставки.

    Далее следует счет-проформа, в котором указываются цена и стоимось товара, однако он не является расчетным документом, поскольку в нем нет требования об уплате обозначенной суммы. Таким счетом может быть оформлен товар, который уже отгружен, но еще никем не приобретен, и наоборот.

    Упаковочный лист содержит перечень позиций груза с указанием номера и веса каждого места груза.

    Это грузо-сопроводительный документ, являющийся дополнением к счету-фактуре.

    Одним из важнейших этапов организации процесса перевозки крупногабаритных грузов является получение всех необходимых разрешений.

    Международные и перевозки по России негабаритных грузов

    Для перевозок грузов на пределы страны, на границе нужно показывать специально разрешающий документ. Без спецдокумента ТС будет задержано.

    Федеральный закон №127-ФЗ регламентирует международные перевозки «негабаритов». Специальное разрешение можно получить только на 1 рейс (одноразовый). Его надо получать в Федеральном казенном органе «Росдормониторинг».

    Чтобы получить разрешение, позволяющее транспортировать негабаритный груз за пределы страны, нужно написать заявление в «Росдормониторинг» или зарегистрироваться на сайте ГОСУСЛУГИ и подать соответствующую заявку. Такие документы можно получить и через фирм, предоставляющие такие услуги (посредники).

    Межрегиональное разрешение надо получать, если придется пересекать две и более территориальные единицы верхнего уровня Российской Федерации. Межрегиональное разрешение можно получить, также, через сайт Госуслуги или написав заявление в одном из офисов Управления дорожным хозяйством РФ.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *