Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что школа и родители могут сделать с учеником-хулиганом по закону?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Образование в России, в том числе и учебная дисциплина учеников, регламентируется законом № 273-ФЗ. В соответствии с ним педагог не может препятствовать ребенку в реализации его права на образование, то есть выгонять нарушителя дисциплины с урока или требовать его отчисления из школы, если ребенку еще нет 15 лет.
Кроме этого, запрещаются следующие меры воздействия:
- назначение нарушителя дежурным по классу;
- наказание физическим трудом: уборка территории, мытье полов;
- физическое или психологическое насилие: ребенка нельзя бить и оскорблять, заставлять стоять весь урок;
- задержка учащегося после уроков.
Требования к одежде школьников
Школьная одежда должна быть эстетичной и удобной. Форма не должна выражать признаков различия между детьми или вызывать у ребенка дискомфорт при ношении.
Органы образовательного учреждения вместе с родительским комитетом определяют:
- вид парадной, спортивной и повседневной одежды обучающихся;
- цвет и фасон школьной формы.
Стиль формы должен быть деловым. Важно, чтобы вещи соответствовали гигиеническим требованиям и погодным условиям.
Школьная одежда может иметь следующие отличительные признаки:
- знак образовательной организации,
- номер класса ученика,
- эмблему, значок или нашивку,
- галстук.
Родителей школьников ждут штрафы и уголовная ответственность за издевательства ребёнка над учителем
В Общероссийском профсоюзе образования подготовили законопроект, ужесточающий ответственность родителей за поведение детей в школе. Как сообщает «Российская газета», речь идёт об оскорблениях и издевательствах над учителями.
В документе предлагается ввести штраф до 5 000 рублей за хамство и грубость в адрес педагога. За ненадлежащее воспитание школьника сумма административного наказания возрастёт до 3 000 рублей. Авторы инициативы считают, что изменения должны коснуться и Уголовного кодекса. В особо тяжёлых случаях, когда ребёнок нападает на учителя и наносит ему травмы, предлагается ввести уголовную ответственность.
Согласно статистике и последним исследованиям, проведённым в российских школах, порядка 70% педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. Более половины опрошенных педагогов признаются, что не чувствуют уважение к своему труду. При этом, по данным опроса ОНФ и Фонда «Национальные ресурсы образования» 41% родителей говорит, что причиной конфликта в школе может стать манера преподавания и стиль общения учителя с ребёнком.
Одновременно с предложением Общероссийского профсоюза образования в Комитете Госдумы по образованию и науке начали разработку другого законопроекта на аналогичную тему. Пока его рабочее название — «О статусе педагога». Документ в основном оговаривает различные социальные льготы для работающих в школе педагогов, предложения по детализации законопроекта, как отметила зампред профильного комитета Любовь Духанина, продолжают поступать со всей страны.
Некоторые эксперты уже высказались против введения системы штрафов и прочих наказаний для родителей школьников. По мнению сторонников этого мнения, тема наказаний в школе очень сложная, а высказанные предложения не отражают возможности защиты другой стороны, то есть непосредственно детей.
«Ведь есть и другая категория детей, которая срывается в конфликты. Это дети, которых сам же учитель систематически травил и доводил. Если вводить повышенные штрафы за оскорбление учителя, кто будет оценивать степень оскорбительности? Как подтвердить психологическое давление на ребенка? Все пойдут в суды? Тема очень сложная. И простых решений здесь быть не может.
Главная проблема в том, что система профилактики правонарушений у нас неэффективна. Избавиться же от злостного хулигана школа не может. Вызвать родителей, сделать выговор и замечание, подать сигнал в опеку, в комиссию по делам несовершеннолетних — всё. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения тоже невозможно».
Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы
Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Зачем школе медиаторы
Справедливости ради стоит отметить, что иногда действительно сложно установить, кто виноват в той или иной ситуации: учитель может «назначить» виновным ребенка, который был замечен в деструктивном поведении, но не выяснить реальную причину конфликта.
В 2010 г. российские законодатели подписали документ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Согласно этому закону, в школах должны быть созданы службы примирения (или медиации): специальный орган, состоящий из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку. Их задача — урегулировать и минимизировать конфликты, возникающие как между учениками, так и между школьниками и преподавателями.
В Свердловской области, по данным директора Центра медиации Ольги Махневой, действует порядка 400 школьных служб примирения.
Что может сделать с учеником-хулиганом администрация школы?
По словам юристов, у администрации школы сегодня не так много возможностей повлиять на ситуацию. Руководство учебного заведения не вправе предпринимать каких-либо действий, которые ограничивают право учащегося на получение образования. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», исключить из школы ученика до достижения им 15-летнего возраста невозможно. По закону такого ученика нельзя оставить и на второй год, поскольку плохое поведение не является основанием для этого. Нельзя таких школьников привлечь и к административной ответственности. Применить ч.1 ст. 2.3 КоАП РФ в отношении ученика можно только с 16 лет.
«С правовой точки зрения, например, в рамках административных правонарушений хулиганством (мелким) считается нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. За такое правонарушение предусматривается административный штраф. При этом административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет», — говорит юрист Натан Будовниц.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Гражданско-правовая ответственность наступает за причинение имущественного вреда кому-либо или причинение вреда здоровью, чести и достоинству и т.д. Гражданско-правовая ответственность — это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу. Даже если вред причинен чьему-либо здоровью или оскорблена чья-то честь и достоинство, компенсировать вред нужно будет в виде определенной денежной суммы.
Статья 1073 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) устанавливает, что за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны.
Если тебе от 14 до 18 лет, согласно ст. 1074 Гражданского кодекса РФ, ты самостоятельно несешь ответственность за причиненный вред на общих основаниях.
В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем.
Поведение на занятиях
- Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере).
- Каждый учитель определяет правила поведения учащихся на своих занятиях; эти правила не должны ущемлять достоинство ученика.
- Во время, урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами, так как этим нарушаются права других на получение необходимых знаний.
- На уроке учащиеся имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятия. Относиться к нему надо бережно и аккуратно.
- Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.
- Ученик вправе отстаивать свой взгляд и свои убеждения при обсуждении различных спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме.
Кто ответит за травмы школьника?
Адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, партнер BGP Litigation, президент фонда «Юристы помогают детям»
За причиненный ребенку вред к ответственности привлекут школу, а в некоторых случаях – провинившегося ученика или его родителей. На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?
Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:
- на уроке между учениками возник конфликт, они подрались, и в результате здоровью одного из них был причинен вред;
- на перемене ребенок получил травмы в коридоре школы;
- в группе продленного дня ребенок пострадал во время прогулки после падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы;
- во время уроков дети находились в школьном дворе, где между ними произошел конфликт, и один из них получил травмы;
- дети находились не на территории школы, но под надзором учителя или тренера, когда во время поездки на соревнования ребенок разбил окно автобуса и тем самым причинил имущественный вред перевозчику;
- после уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму – школа будет нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
- школе придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует сопровождение детей до дома после уроков. Например, по дороге домой ученик заснул в автобусе. На конечной остановке учитель не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. После этого водитель проследовал в автобусный парк. В нарушение должностной инструкции он не осмотрел салон автобуса, закрыл его и оставил на ночь в стояночном боксе. Когда ребенок проснулся, он попытался выйти из автобуса. После безуспешных попыток он позвал на помощь, но никто не откликнулся. Позже ему все-таки удалось открыть водительскую дверь. Из стояночного бокса он выбрался через окно и трубу, проходящую вдоль стены. В результате ребенок получил травмы и был доставлен в больницу.
Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.
Во всех указанных примерах родители могут требовать проведения внутреннего расследования и установления виновных лиц. Если пришлось платить за лечение и реабилитацию ребенка, родители могут обратиться в суд и вправе рассчитывать на компенсацию понесенного ими материального ущерба и причиненного ребенку морального вреда в случае отказа школы удовлетворить их требования добровольно.
- Если ребенок не является учеником этой школы, т. е. между ею и его родителями не был заключен Договор на оказание образовательных услуг. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников (ст. 32 Закона об образовании).
- Если ученик получил травму на территории школы, но фактически находился в этот момент под надзором родителя. Например, когда до начала уроков и до момента передачи ребенка тренеру из-за недосмотра родителя он упал с лестницы.
- Когда ребенок находился под надзором школы, но вред ему был причинен не по ее вине. Так, к ответственности наряду со школой могут быть привлечены родители ребенка – причинителя вреда. Но для этого должен быть установлен факт ненадлежащего воспитания, иначе ответственность в полном объеме будет возложена на школу за неосуществление должного контроля за поведением и здоровьем обучающихся. Школа имеет право предъявить к родителям ученика, причинившего вред другому ребенку, регрессный Иск. То есть школа вправе потребовать компенсировать ущерб, который был взыскан с нее родителями пострадавшего ребенка. Это возможно, если будет доказано, что родители причинителя вреда безответственно относились к его воспитанию, не осуществляли должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к ним внимания), не выполняли родительские обязанности, которые на них возложены ст. 63 Семейного кодекса.
- В случае достижения ребенком 14 лет он самостоятельно несет ответственность за причиненный вред (п. 1, 2 ст. 1074 ГК РФ). Когда у несовершеннолетнего нет доходов и имущества, достаточных для возмещения вреда, он должен быть возмещен его родителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Можно обратиться к школе с требованием о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскании убытков. Можно привлечь к ответственности причинителя вреда или родителей провинившегося ребенка.
Общие правила поведения
- Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий; чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место с предупреждением на урок и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
- Ученик обязан выполнять домашнее задание в сроки, установленные школьной программой.
- По первому требованию учителя следует предъявлять дневник.
- Ежедневно вести запись домашнего задания в дневнике.
- Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, письменные принадлежности.
- Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.
- Курение на территории школы запрещено.
- Не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.
- Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.
- Учащиеся школы должны уважать достоинство учителей и работников школы.
- Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или расовому признаку являются недопустимым формами поведения. Школа категорически осуждает подобное поведение.
- Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его.
- Все учащиеся принимают участия в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.
- Учащимся следует уважать право собственности. Книги, куртки и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
- К учащимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до уголовного наказания.
- Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, предлагается сдать их дежурному администратору или учителю.
- Нельзя без разрешения педагогов или администрации уходить из школы в урочное время. Выйти из школы можно, предъявив записку от учителя или администрации дежурному охраннику.
- В случае пропуска занятий, учащийся должен предъявить классному руководителю справку от врача о причине отсутствия на занятиях.
Правила поведения в школе: безопасность в лабораторных классах, в кабинете химии, физики, в библиотеке
Правила поведения в школе в любом специализированном классе:
- Никогда не входите в лабораторию без разрешения учителя
- Всегда внимательно слушайте инструкции
- Не бегайте в лаборатории!
- Пальто и сумки всегда должны быть в специально отведенных местах
- Всегда надевайте очки, когда вам говорят
- Подвяжите длинные волосы и свободную одежду
- Не прикасайтесь к газовой, водяной или электрической арматуре, если это не предписано
- Никогда не ешьте и не пейте в лаборатории.
- Сообщайте о любых химических разливах или авариях учителю
- Немедленно смойте любые химические вещества с рук и одежды
Как правильно вести себя школьнику в школе: правила поведения, кодекс школьника
В школе дети учатся жить в социуме, дружить и приходить на помощь друг другу, а также жить по общественным правилам. Но и школьник обязан правильно вести себя в школе, соблюдая не только этикет, но и строгий инструктаж безопасности.
Лучшим видом дисциплины является самодисциплина, та, которая исходит изнутри, а не из того, что навязывается.
Работая с детьми, учителя используют те средства, которые способствуют формированию хорошего отношения и уважения к другим. Школьный совет регулирует поведение учащихся и школьную дисциплину.
А правила и нормы поведения в школе разрабатываются администрацией школы.
Всякий раз, когда ученик нарушает школьные правила и демонстрирует пренебрежение их важности, администрация школы и родители напоминают нарушителям о последствиях или дисциплинарных мерах. Поэтому предлагаем изучить не только учителям, но школьникам и их родителям базовые тезисы этике и безопасности за стенами школы.
Когда и как начинать учить правила этикета в школе?
Дети очень быстро воспринимают новую информацию и все, что их окружает. Они берут пример с родителей, копируя их действия и поведение. Поэтому на вопрос «как научить ребенка этикету?» ответ один: соблюдать его самим. Видя хороший пример каждый день, сын или дочь будут подражать, приучаясь правильному поведению. Чем раньше ребенок усвоит этот перечень правил и навыков – тем в будущем будет чувствовать себя свободнее и увереннее в любом обществе.
Правила этикета востребованы во многих сферах: в общественных местах и дома, в гостях, театре и кафе, также на работе и, конечно, в школе. Запомнить их будет проще, если приучать к ним ребенка в раннем возрасте. Это поможет быстрее адаптироваться в обществе, чувствовать себя уверенно, повысить самооценку и сформироваться как личность. Поможет избегать конфликтов и казусов, неловких моментов.