Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вести воинский учёт в организации: пошаговая инструкция 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно абз. 2 п. 22 Рекомендаций, организацию учета, в том числе кандидатуры ответственных за него лиц, необходимо согласовать с военкомом по адресу нахождения предприятия (компании). Ответственности за нарушение такого правила нет. Ведь оно является рекомендацией и не считается обязательным к исполнению.
Как вести карточки по воинскому учёту
С 8 января 2022 года организации должны вести специальные отдельные карточки по воинскому учёту. Их нужно заводить на военнообязанных работников и работников-призывников.
Карточка ведётся по форме 10 (Приложении № 22 к Инструкции № 700) на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).
В карточках необходимо указывать:
- личные данные сотрудников;
- сведения о воинском учёте;
- сведения о приёмах и об увольнениях.
Отдельные сведения можно уточнить у самих работников — информацию о семейном положении, образовании, занимаемой должности, месте жительства (или пребывания).
Карточка заполняется разборчиво, без помарок и неустановленных сокращений чернилами (шариковой ручкой) синего, фиолетового или чёрного цвета, либо в электронном виде с обязательной распечаткой.
Записи о семейном положении, адресе, номере телефона вносят карандашом.
В картотеке карточки нужно хранить в алфавитном порядке по следующим разделам:
- Офицеры запаса.
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
- Военнообязанные запаса женского пола.
- Призывники.
Если на воинском учёте в организации состоит более 500 сотрудников, в пятый раздел картотеки нужно поместить карточки сотрудников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении.
Отдельно (в любом порядке) нужно карточки работников:
- которые встали на учёт по месту пребывания на срок более трёх месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтверждённому регистрацией — можно выделить в отдельные группы и разложить в порядке, удобном для работы с ними;
- снятых с воинского учёта — можно хранить отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления, а потом уничтожить, составив об этом соответствующий акт.
Пошаговая инструкция по ведению воинского учета на предприятиях
Организация воинского выглядит следующим образом:
- Оформляется приказ о назначении ответственного за ведение ВУ работника.
- Утверждается должностная инструкция — в ней прописываются обязанности сотрудника по ведению воинского учета.
- Предприятие (компания) ставится на учет в военкомате — заполняется карточка по форме Ф-18 и ежегодный план работ по ВУ.
- Оборудуется рабочее место ответственного лица.
- В отдельную папку заносится рабочий материал (методички, образцы оформления документов, нормативные акты и др.).
- Формируется картотека — осуществляется систематизация личных карточек работников (по формам Т-2 или Т-2ГС) с точки зрения их отношения к воинской обязанности.
Как осуществляется первоначальная постановка граждан на воинский учет
По закону, 16-летние юноши на протяжении 1-го квартала года обязаны явиться в военкомат. Если это студенты (школьники), день явки согласуется с директором ссуза (школы). Если несовершеннолетний не является учеником, он обязан явиться в военкомат по повестке (в день, указанный в ней). Остальные категории граждан также получают повестку и по ней являются в военный комиссариат.
Прибывшие на первоначальную постановку на ВУ молодые люди проходят мед. освидетельствование, профессиональный отбор и иные мероприятия. В итоге, медкомиссия военкомата решает, ставить их на воинский учет или нет.
Состав комиссии установлен ч. 5 ст. 9 ФЗ № 53. В нее входят
- врачи;
- представители военкомата;
- сотрудники местной администрации;
- секретарь.
По итогам проведенного мед. обследования комиссия оформляет соответствующее заключение. В этом документе она указывает состояние здоровья гражданина и его морально-деловые качества. Кроме того, комиссия военкомата распределяет граждан по предназначению по видам войск.
На руки будущие призывники получают приписное свидетельство. С этим документом юноши приходят в военкомат до призыва на службу в рядах ВС РФ.
По призыву в ряды ВС РФ и отправке на сборный пункт по месту прописки призывникам выдается военный билет. Его нужно хранить всю жизнь.
Остальные категории граждан сразу получают военный билет. Это:
- курсанты военных училищ;
- мужчины, прошедшие альтернативную службу;
- лица, зачисленные в запас;
- женщины, получившие одну из военно-учетных специальностей.
Отчетность для работодателей
Компании готовят отчеты по учету:
- в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
- в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.
Одновременно методические рекомендации по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в 2022 году требуют ежегодно сдавать:
- отчет о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
- доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
- карточку учета (форма № 18).
VI. Особенности воинского учета граждан по месту их пребывания, а также граждан, работающих в отдаленных местностях
39. Воинский учет граждан по месту их пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденному регистрацией по месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
40. Граждане, работающие на морских и речных судах, имеющие место жительства или место пребывания в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда, состоят на воинском учете в военных комиссариатах по месту жительства или месту пребывания. Граждане, работающие на морских и речных судах, состоят на воинском учете по месту работы в кадровых органах соответствующих пароходств, управлений, баз флотов и флотилий.
В случае перебазирования морских и речных судов на период зимней навигации из портов приписки в другие порты граждане, работающие на этих судах, остаются на воинском учете в кадровых органах, где они ранее состояли на воинском учете.
41. Граждане, убывающие на работу в Антарктиду или на острова Северного Ледовитого океана, с воинского учета по месту жительства не снимаются, а военный билет, справку взамен военного билета или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также персональную электронную карту (при наличии в документе воинского учета отметки о ее выдаче) сдают на хранение в кадровые органы организаций, направивших их на работу в эти районы. Кадровые органы сообщают в военные комиссариаты о гражданах, направленных на работу в указанные районы.
При возвращении эти граждане получают документы и справку с указанием места работы и продолжительности пребывания в Антарктиде или на островах Северного Ледовитого океана для представления в военный комиссариат.
42. Постановку на воинский учет и снятие с воинского учета граждан, работающих в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях, по решению соответствующего военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) разрешается производить без явки граждан в органы, осуществляющие воинский учет. При этом документы граждан, подлежащих постановке на воинский учет или снятию с воинского учета, доставляются в органы, осуществляющие воинский учет, администрацией организаций, в которых работают эти граждане.
43. Граждане, работающие на гидрометеостанциях, расположенных на островах и в отдаленных населенных пунктах Крайнего Севера и Дальнего Востока, состоят на воинском учете в военных комиссариатах по месту нахождения управлений гидрометеослужбы и арктических радиометеоцентров.
44. Граждане, работающие в полевых геологических и топографо-геодезических организациях, в поисковых, разведочных, съемочных, гидрогеологических, геофизических, лесо- и землеустроительных экспедициях, партиях и отрядах, на линейных строительно-монтажных и специализированных поездах, на путевых и машинных станциях, в передвижных механизированных и специализированных колоннах, в тоннельных, мостостроительных, плавучих отрядах (участках), в строительно-монтажных и пусконаладочных организациях, в управлениях механизации и подводно-технических работ, а также в других приравненных к ним организациях и не проживающие постоянно в местах работы, состоят на воинском учете в органах, осуществляющих воинский учет по месту нахождения этих организаций.
45. Постановка на воинский учет граждан, принимаемых на работу в указанные организации, или снятие с воинского учета граждан, увольняемых с работы, может осуществляться администрацией этих организаций.
Перечень необходимых документов
У кадрового работника, ведающего вопросами воинского учета и бронирования на предприятии, организации, учета документов, должно быть несколько комплектов документов, которые мы предлагаем сформировать в 4 папки.
1. Папка N 1.
Документы по воинскому учету :
Нормативные документы должны обновляться при принятии их новой редакции.
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
- Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ред. от 09.03.2010).
- Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 05.05.2010).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (ред. от 14.02.2009).
- Инструкция по ведению воинского учета в организациях.
- Обязанности учетного работника по ведению воинского учета и бронирования.
- Выписка из приказа руководителя предприятия о назначении ответственного работника за воинский учет и бронирование.
- Годовой (должен быть согласован с военным комиссариатом не позднее 15 января), месячный, квартальный планы работы .
Квартальный — только для неосвобожденных работников.
- План сверок личных карточек формы N Т-2 граждан, пребывающих в запасе (далее — ГПЗ), с их военными билетами.
- Инструкция о порядке ведения воинского учета ГПЗ и граждан, подлежащих призыву (далее — ГПП).
- Журнал проверок состояния воинского учета ГПЗ и ГПП.
- Книга учета ГПЗ, получивших инвалидность или заявивших об изменении состояния здоровья.
- Список юношей, подлежащих подготовке к военной службе.
- Расписки на военные билеты, изъятые у ГПЗ для оформления бронирования.
- Журнал учета воинов-интернационалистов, участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ветеранов подразделения особого риска.
- Тетрадь по специальной подготовке.
2. Папка N 2.
Документы по бронированию:
- Инструкция по бронированию ГПЗ за экономическим комплексом страны на период мобилизации и в военное время.
- Перечень (выписка должностей и профессий), по которым бронируются ГПЗ.
- Бланки удостоверений и извещений формы N 4.
- Книга учета бланков специального учета.
- Книга учета передачи бланков специального учета, военных билетов и личных карточек формы N Т-2.
- План мероприятий по вручению удостоверений забронированным ГПЗ.
- Ведомость (доверенность) на выдачу удостоверений начальникам отделов (цехов) для вручения их ГПЗ.
- Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва ГПЗ.
- План замены руководящего состава и инженерно-технических работников, уходящих по мобилизации.
- План подготовки кадров по цехам и основным специальностям для замены граждан, пребывающих в запасе, уходящих по мобилизации.
- Список лиц, ответственных за вручение удостоверений об отсрочке по мобилизации и в военное время.
Организации, имеющие мобилизационные задания, должны иметь следующие сведения:
- общее количество граждан, работающих в организации;
- количество работающих граждан, необходимое для выполнения плана расчетного года;
- количество граждан, пребывающих в запасе, имеющих мобилизационные предписания и подлежащих призыву по мобилизации;
- количество граждан, пребывающих в запасе, предназначенных на укомплектование специальных формирований;
- количество забронированных граждан, пребывающих в запасе, остающихся для работы в организации в период мобилизации и в военное время;
- количество граждан, пребывающих в запасе, не забронированных и не имеющих мобилизационных предписаний, временно остающихся для работы в организации;
- количество граждан, пребывающих в запасе, которых возможно переместить на должности взамен граждан, пребывающих в запасе, подлежащих призыву по мобилизации;
- количество водителей, убывающих вместе с поставляемой техникой и без нее, и количество водителей, остающихся в организации.
3. Папка N 3.
Документы по оповещению и подготовке техники к передаче в Вооруженные Силы РФ:
- Положение о военно-транспортной обязанности.
- Пакеты с распоряжениями.
- Сводный наряд на поставку техники .
- Документы штаба оповещения и проведения оборонных мероприятий .
- Приказ о создании штаба оповещения и проведения оборонных мероприятий .
- Приказ о назначении должностных лиц, ответственных за подготовку техники к поставке в ВС РФ .
- Документы по подготовке техники к передаче в ВС РФ :
- обязанности ответственных лиц за подготовку техники к передачи в состав ВС РФ;
- списки автомобилей по партиям;
- списки водителей, закрепленных за техникой, предназначенной в состав ВС;
- накладные на выдачу ЗИП;
- схема оповещения водителей посыльными в рабочее и нерабочее время;
- список посыльных за водителями и руководящим составом;
- опись ЗИП-техники;
- журнал проверки АТТ в предприятии.
5.1. Режим работы Ответственного за работу по ведению воинского учета определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.
Начальник отдела кадров Иванова А.И. Иванова
------------------------------- ----------- ----------------------
должность руководителя подпись расшифровка подписи
структурного подразделения
Начальник юридического отдела
-------------------------------------
должность руководителя
юридической службы
Рогозин Р.Р. Рогозин
--------------- -------------------
подпись расшифровка подписи
15.01.2011
-----------------
дата
Как начать вести воинский учет: пошаговая инструкция
*для организаций, в которых более 500 военнообязанных сотрудников.
Вопрос:
Нужно ли вести архив личных карточек, если в организации менее 500 в/о?»Ответ: Как правило, ВК не требует хранения личных карточек по форме Т-2 ВУС уволенных работников. И законодательством это не предусмотрено. Но это не касается Т-2 унифицированной формы».
Вопрос: Личная карточка воинского учета — это Т-2 или специальная?
Ответ: Допускается ведение воинского учета в унифицированной форме Т-2 и в сокращенной форме Т-2 ВУС (ВУР). При этом использование сокращенной формы для воинского учета не освобождает работника кадровой службы от заполнения раздела II «Воинский учет» в полной форме Т-2».
Вопрос: Необходимо ли вести воинский учет по внутренним совместителям?
Ответ: Военкоматы не требуют ведения воинского учета по внутренним совместителям. Что касается внешних, то ФЗ №53 не содержит ограничений по признаку «основной работник» или «совместитель».
Поэтому воинский учет необходимо вести и в отношении внешних совместителей.
3.
Делопроизводство по ведению ВУВ этой папке хранится переписка с военными комиссариатами и военными управами:
- Журнал регистрации документов воинского учёта -входящих
- Журнал регистрации документов воинского учёта — исходящих
- Сведения о принятых на работу
- Сведения об уволенных с работы
- Сведения о произошедших изменениях в военно-учётных данных
- Списки сверок с военными комиссариатами
- Форма №18
- Форма №6
- Форма №11МУ
- Списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на в/учёт
- Списки граждан женского пола, подлежащих постановке на в/учёт
- Списки граждан, обязанных состоять, но не состоящих на в/учёт
4. Работа с гражданами по воинскому учёту
- — журнал учета-выдачи листков сообщений
- — листки сообщений.
Вопрос: Что значит «дело»? Необходимо ли создавать отдельные соответствующие папки?Ответ: Военкоматы требуют оформления соответствующих папок: «Папка № 1», «Папка № 2» и так далее. При этом каждая папка должна иметь свое название. Например, папка № 2 может называться «Картотека личных карточек».
Шаг 4. Составить пакет документов для постановки организации на воинский учётДокументы, которые нужно подать по месту регистрации организации:
- Сопроводительное письмо с просьбой о постановки на ВУ
- Приказ руководителя организации о назначении военно-учетного работника
- Форма Ф-18
- Заверенные копии регистрационных документов
Документы, которые нужно подать в военный комиссариат:
- Приказ об организации ВУ граждан
- План работ по осуществлению ВУ
- Должностная инструкция по ведению воинского учета
- Донесение – 11МУ
- Форма 18
- Заявление о постановке на В
Перед началом работы необходимо разработать и утвердить обязанности для ответственного за ВУ сотрудника, издать приказ об организации ВУ, разработать план по осуществлению ВУ, согласовать документы с военным комиссариатом. Типовую должностную инструкцию можно найти в правовых системах. Также за разработкой должностной инструкции можно обратиться к консультантам.Структура обязанностей сотрудника, ответственного за ВУ:
- Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы;
- Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету;
- Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов.
Вопрос: В какой срок необходимо оповестить военный комиссариат о смене ответственного лица за ведение ВУ?Ответ: Законодательно этот срок не установлен, однако Методические рекомендации (рекомендации — ключевое слово) в п. 22 указывают, что проект приказа о назначении ответственного за ВУ согласовывается с ВК. При этом указано, что кандидатуру целесообразно согласовывать перед назначением на должность. Также перемещение и увольнение таких работников согласовывается с ВК. Обычно военные комиссариаты не занимаются согласованием кандидатур, а работают по уже предоставленным приказам.Шаг 5. Подать документы в районную управу и военный комиссариат.После подачи документов необходимо получить от управы и военного комиссариата справку о постановке организации на воинский учет.
Вопрос: Какая именно организация осуществляет постановку на воинский учет — районная управа, военный комиссариат или администрация города?
Ответ: Регистрация организаций, обязанных осуществлять воинский учет в Москве, согласно административно-территориальному делению и законодательству о местном самоуправлении, осуществляется районными управами. В других городах — территориальной администрацией. Эти государственные органы осуществляют функции призывных комиссий.
Именно эти органы присваивают номер организации при постановке на воинский учет. После регистрации в этих органах работодатель регистрируется в военном комиссариате.
Вопрос: Головной офис организации находится в Санкт-Петербурге, компания имеет более 10 обособленных подразделений и филиалов.
Необходимо ли вставать на учет по месту нахождения филиалов?
Ответ: Воинский учет осуществляется по месту регистрации юридического лица, т.е. по месту нахождения центрального офиса организации. Вставать на воинский учет по месту нахождения филиалов не требуется.
Шаг 6.
Направить сведения в военкомат по месту регистрации каждого военнообязанного сотрудникаВопрос: Случается, что работник не предоставляет временную регистрацию, а по постоянному месту прописки он снят с воинского учета.
Каким образом определять, к какому военкомату принадлежит адрес регистрации работника?»
Ответ: Чтобы определить, к какому ВК относится адрес регистрации работника, можно предварительно позвонить в ВК для уточнения информации. Распределением подведомственности занимаются районные управы и Министерство обороны РФ. Адреса областных и районных ВК указаны на сайте Министерства обороны.
Уточнить подведомственность также можно в районной управе.Если сотрудник снят с воинского учета по месту регистрации, а информации о том, что работник состоит на воинском учете в другом месте по месту временной регистрации у Вас нет, то необходимо осуществить постановку на воинский учет данного гражданина по месту известной Вам регистрации.
Для этого направьте в ВК по месту жительства (регистрации в паспорте) сведения о том, что Гражданин обязан состоять, но не состоит на воинском учете, и сопроводительное письмо с просьбой оказать содействие о постановке данного гражданина на воинский учет.
При приеме на работу граждан, подлежащих воинскому учету и не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, необходимо выдавать им сведения по установленной форме.
Эти сведения работники будут передавать в военкомат для постановки на воинский учет (Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2020 г. № 103 «О внесении изменений в Положение о воинском учете»)
Шаг 7. Регулярная актуализация данных по воинскому учету:
- Вести номенклатуру дел и обязательные журналы
- Обновлять картотеку военнообязанных и призывников
- Проверять у военнообязанных граждан документы и наличие обязанности встать на воинский учёт
- Оформлять работникам листки сообщений для постановки на воинский учет по месту регистрации
- Оповещать работников о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления, разъяснять воинские обязанности
- Вести и актуализировать базу данных 1С или иной учетной системы
- Проводить внутренние аудиты ведения воинского учета
- Сверять данные личных карточек c военкоматом
- Готовить для военного комиссариата обязательные формы и отчеты
Эту постоянную работу проводит ответственный за ведение ВУ работник или профессиональная команда консультантов, которым вы передали эту функцию.
Вопрос: Военный комиссариат отказывается принимать сведения о принятых и уволенных сезонных сотрудниках. Как быть в этой ситуации?
Ответ: Законодательство РФ об обороне и воинском учете не содержит исключений для организаций по ведению воинского учета сотрудников, принимаемых на работу по срочному трудовому договору.Если сотрудник, принимаемый на работу не относится к категориям, перечисленным в п.15 Положения (Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г.
№ 719), т.е. к категориям, не подлежащим воинскому учету, организация обязана вести воинский учет таких сотрудников на общих основаниях. Направляйте такие сведения по почте, делайте отметки об отправке в журнале исходящей документации, а не приносите их лично в ВК.
Вопрос: Необходимо ли уведомлять ВК о переводе сотрудника на другую должность?
Ответ: Да, нужно.
Вопрос: Необходимо ли проверять, стоит ли в паспорте у сотрудника отметка о приеме на воинский учет по месту прописки?
Ответ: Обязанность проверять отметки в паспорте лежит на работодателе. Эта обязанность закреплена в Методических рекомендациях.
О том, что у военнообязанного нет отметки необходимо уведомить ВК и направить туда работника, выдав листок сообщения.
Вопрос: Если сотрудник затягивает свой поход в военкомат, наступает ли в этом случае ответственность организации и/или сотрудника? Если да, то какая?
Ответ: Работодатель обязан направить работников в ВК с листком сообщения и проконтролировать возврат отрывной части с отметкой ВК. Для этого ведется специальный журнал. Методическими рекомендациями (п.п а п. 29) и Положением о воинском учете (п.
32), установлен двухнедельный срок для направления сведений. Работодатель несет ответственность только за нарушение сроков. Для сотрудника предусмотрен штраф в размере 500 рублей.
Вопрос: Каков порядок постановки на воинский учет в районную управу и в ВК? Ежегодный, разовый?
Ответ: Форма №18 ежегодно сдается в администрацию (районную управу) для подтверждения номера в комиссии по бронированию. Второй экземпляр формы №18 сдается в ВК также ежегодно. Третий — хранится у работодателя.
Вопрос: Какие штрафы предусмотрены за «неведение» воинского учета?
Ответ: Административной ответственности именно за «неведение» воинского учета нет. Есть штрафы, которые вытекают из общих обязанностей по ведению воинского учета:1. Статья 21.1.
Непредоставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;2. Статья 21.2.
Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;3. Статья 21.4.
Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Вопрос: Предусмотрены ли проверки компаний по ведению ВУС? Есть ли график таких проверок? Кто проверяет?
Ответ: Да. В организациях, где число военнообязанных работников в количестве менее 500 человек — 1 раз в 3 года; в организациях, где на воинском учете состоит более 500 человек, — ежегодно. План проверок нигде не публикуется.
Провести проверку может как сам ВК, так и ВК совместно с прокуратурой.Ведение воинского учета — кропотливая и трудозатратная работа, которую можно передать профессиональным консультантам.
Специалисты СберРешений
- проверят полноту и корректность данных ваших сотрудников
- подготовят необходимые документы военно-учетного стола
- возьмут на себя коммуникации с военными комиссариатами
- проконсультируют по вопросам ведения воинского учет
Компаниям, которые ранее не вели воинский учет, мы поможем
- сформировать картотеку военнообязанных и призывников
- поставить организацию на ВУ в районной управе и комиссариате
- подготовить и передать в ВК документацию по ведению В
Передача воинского учета в СберРешения уменьшит нагрузку на специалистов отдела персонала и позволит избежать административной ответственности за неисполнение федеральных законов и других нормативных актов государственной системы РФ.
С 8 января – новые правила воинского учета работников
8 января 2022 г. вступила в силу новая инструкция по организации воинского учета (Приказ Министра обороны РФ от 22 ноября 2021 г. № 700 (зарег. в Минюсте 28 декабря 2021 г.).
Инструкция определяет, в частности, перечень, формы документов воинского учета, по которым ведется воинский учет граждан в организациях, порядок их хранения и заполнения; порядок проведения сверки сведений о воинском учете; показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, критерии оценки их деятельности.
Организациям придется заводить на каждого работника-призывника или военнообязанного карточку гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (форма приведена в приложении № 22 к новой инструкции). Ранее сведения о воинском учете вносились в личные карточки работников (форма Т-2).
Заполнять карточки необходимо на основании удостоверений призывников, военных билетов военнообязанных или временных удостоверений, выданных взамен военных билетов. Некоторые сведения (об образовании, семейном положении и пр.) необходимо уточнять у работника.
Новые карточки должны формироваться и вестись в электронном и бумажном видах. Бумажные карточки можно заполнять от руки разборчивым почерком без помарок и сокращений (записи о семейном положении, адресе места жительства или пребывания, номере телефона производятся карандашом) или распечатать заполненную карточку в электронном виде.
Карточки должны помещаться в соответствующие разделы картотеки:
- первый раздел – карточки офицеров запаса;
- второй раздел – карточки солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;
- третий раздел – карточки военнообязанных запаса женского пола;
- четвертый раздел – карточки призывников.
Картотека должна строиться в алфавитном порядке.
При наличии в организации на воинском учете свыше 500 граждан карточки военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и отметки в военных билетах о вручении мобилизационных предписаний, помещаются в пятый раздел картотеки.
В этом разделе карточки размещаются по номерам команд (партий) на основании данных пункта 7 карточки, в них – в алфавитном порядке (если военным комиссаром субъекта РФ не установлен иной порядок построения этого раздела картотеки).
Ответственность за нарушение правил – штрафы в 2023 году
Ведение воинского учета – обязанность каждой организации, за несоблюдение этого требования наступает административная ответственность в виде штрафов.
Нарушениями считаются:
- Непредставление сведений о потенциальных призывниках в установленные сроки;
- Неоказание содействия в явке сотрудника по повестке в военкомат;
- Намеренное либо непреднамеренное скрытие информации об актуальных данных, в особенности, переезде работника, снятии с места регистрации.
Нарушения работодателей зачастую связаны с незначительными штрафными санкциями. Единственной нормой является ст. 21.4 коап РФ. За непредставление сведений о принятии на работу, увольнение призывника, военнообязанных лиц в запасе на руководство организации налагается штраф 300-1000 руб. По этой причине организации не ведут военный учет либо делают это частично.
Однако, если военкомат направит запрос в организацию о предоставлении актуальных сведений, требование относительно ведения военного учета, все это будет проигнорировано, руководство облагается штрафами уже значительными.
- 2000 – 4000 руб. На специалиста, за неправильное, неполноценное ведение учета;
- 3000 – 5000 руб. На компанию и по 300-500 руб. На должностных лиц – руководство;
- 10 000 – 20 000 руб. На организацию, по 1000-2000 руб. На должностных лиц за невыполнение предписаний военного комиссариата, отсутствие воинского учета на предприятии.
За непредставление актуальной информации, не направление учащихся 10-11 классов, достигших 17 лет в военкомат, облагаются штрафом учебные заведения. Размер взыскания 300 – 1000 руб.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил
Стр 15 из 19 Российской Федерации, по перечням должностей и профессий Бронирование граждан, пребывающих в запасе, по перечням должностей и профессий ведется по занимаемым должностям или рабочим профессиям с учетом условий бронирования, установленными этими перечнями.
Перечни должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на две категории по их предназначению: 1) для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работающих в федеральных органах государственной власти и организациях (ОАО «Газпром» и др.», а также в организациях, находящихся в сфере их ведения или деятельность которых связана с их деятельностью; 2) для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью этих органов или которые находятся вне сферы их ведения. (Территориальный перечень). Федеральные органы государственной власти и организации, осуществляющие разработку и представление на утверждение в Межведомственную комиссию по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, проектов перечней должностей и профессий и осуществляющие ведение их в процессе работы с ними, являются держателями этих перечней.
(Держателем Территориального перечня является МВК). Перечни должностей и профессий включают: а) наименование основных направлений экономической деятельности организаций и структурных подразделений, входящих в состав органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, или наименование отраслей экономики (разделы перечней должностей и профессий); б) наименование должностей и рабочих профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе; в) условия бронирования граждан, пребывающих в запасе, включающие военно-учетные признаки: составы, профили, военно-учетные специальности, воинские звания и возрасты граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию по установленной номенклатуре должностей и рабочих профессий; г) приоритеты и ограничения в бронировании отдельных категорий граждан, пребывающих в запасе.
В случае, когда в перечне должностей и профессий предусмотрены ограничения в бронировании граждан, пребывающих в запасе, по возрасту, отсрочки от призыва на военную службу им предоставляются после 1 января года, следующего за годом, в котором гражданам, пребывающим в запасе, исполнилось указанное в перечне должностей и профессий количество лет. Бронирование граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации вновь образованного федерального органа государственной власти, до утверждения нового перечня должностей и профессий производится по тем перечням должностей и профессий, по которым ранее осуществлялось бронирование в этой организации. 15
Кто ведет воинский учет и бронирование в организации?
Обязанность организации учета в организации лежит на ее главе, хотя при необходимости он может своим приказом делегировать непосредственное исполнение этой обязанности и другим работникам. Порядок делегирования установлен п. 12 Положения о воинском учете:
- если на учете стоит меньше 500 сотрудников, выполнять эти обязанности может один человек по совместительству;
- если в компании работает от 500 до 2000 военнообязанных, необходимо выделить специалиста, вменив ему ведение воинского учета в качестве основной трудовой нагрузки;
- если число военнообязанных работников 2000–4000 человек, требуется привлечь двух сотрудников на полный рабочий день.
При большем штате закон допускает делегирование обязанности учета и большему количеству сотрудников. В этом случае необходимо выделить по сотруднику на каждые 3000 работников и создать военно-учетное подразделение. Примечание: кандидатуры сотрудников, претендующих на ведение учета, во избежание проблем стоит заранее согласовать с военным комиссариатом.
Работа, проводимая по воинскому учёту в компаниях, подлежит инспектированию. В КоАП предусмотрены админнаказания за нарушения проведения регистрационных мероприятий по ВУ и регламентных обязанностей компетентного сотрудника.
Применяемые санкции собраны в таблице:
Вид нарушения |
Сумма, руб. |
Не произведено оповещение сотрудника о вызове его в военкомат |
500-1000 |
Сведения, поданные в военкомат, не соответствуют действительности |
300-1000 |
Степень выполнения возложенных обязанностей проверяется руководством. Для чего назначается внутренняя проверка. Деятельность рассматривается согласно нормативам, и найденные огрехи протоколируются. Ответственный устраняет найденные нарушения, чем позволяет администрации не попасть под штраф.
Согласно обязанностям уполномоченный обязан вносить любые изменения, касающиеся данных о сотруднике. Для этого существует личная карточка. Информировать об изменениях также получает райвоенкомат.
Граждане, подлежащие воинскому учету
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», являющемуся основным правовым актом, устанавливающим порядок ведения воинского учета в предприятиях и организациях, воинский учет обязателен для следующих категорий граждан РФ (п. 14):
- мужчин в возрасте 18-27, считающихся призывниками;
- военнообязанных граждан, находящихся в запасе либо уволенных с военной службы и зачисленных в запас;
- успешно прошедших программу обучения офицерской подготовки в учебных заведениях РФ, имеющих военные кафедры;
- освобожденных от призыва в ряды ВС;
- лиц, достигших 27 лет, которые получили отсрочку от военной службы;
- граждан, состоящих на воинском учете в военкоматах уже после увольнения с воинской службы;
- после прохождения альтернативной гражданской службы;
- лиц женского пола с соответствующими учетными специальностями (фельдшеры, фармацевты, телеграфисты и другие).