Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательство для НКО в 2023 году: что поменялось и что важно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коммерческие организации могут быть в виде обществ, таких как ООО или ОАО, чья цель — это осуществление хозяйственных операций для получения прибыли. Заработанные деньги делятся между участниками предприятия.
Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:
- Потребительский кооператив, союз или общество.
Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации. Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников. - Фонд.
Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты. - Общественная или религиозная организация. Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
- Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов. Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей. Финансирование: взносы членов объединений. - Учреждения.
Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции. Пример: Школа, Институт.
Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.
Отчётность в налоговую
Вести деятельность некоммерческие организации могут на упрощённой или основной системе налогообложения. В таблице рассмотрим, какую отчётность сдавать НКО на УСН и ОСНО.
УСН | ОСНО |
---|---|
Декларация по УСН. Сдавать раз в год до 25 марта года, идущего за отчётным.
За 2022 год — до 27 марта 2023 года (сдвиг из-за выходных). За 2023 год — до 25 марта 2024 года. Если деятельность в течение года отсутствовала, то НКО может подать единую упрощённую декларацию |
Декларация по налогу на прибыль. Сдавать ежемесячно или ежеквартально.
Ежеквартально. Не позже 25-го числа месяца, идущим за отчётным периодом (за первый квартал, полугодие и девять месяцев). Ежемесячно. Не позже 25-го числа месяца, идущего за отчётным. За декабрь — годовая декларация. За 2022 год в обоих случаях нужно отчитаться до 27 марта 2023 года. За 2023 год — до 25 марта 2024 года. Если деятельность НКО не вела, то подавать нужно только годовую декларацию, заполненную в упрощённом виде |
Декларация по НДС.
Предоставить, только если покупателю был выставлен счёт-фактура с выделением суммы НДС. Сроки подачи — до 25 числа месяца, идущего за кварталом, где НКО выступила налоговым агентом по НДС |
Декларация по НДС. Ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчётным.
Подать единую налоговую декларацию можно, если нет объекта налогообложения и операций на расчётных счетах |
Декларация по налогу на имущество.
Подавать не нужно даже при наличии кадастровой недвижимости, так как с 2022 года декларировать налог по кадастру не требуется |
Декларация по налогу на имущество. Раз в год до 25 марта года, идущего за отчётным.
За 2022 год — 27 марта 2023 года (сдвиг из-за выходных). За 2023 год — 25 марта 2024 года. Если у НКО нет основных средств, то подавать не нужно. Также не нужно декларировать налог по кадастру |
Даже если некоммерческая организация перестала вести деятельность, ей необходимо ежегодно отчитываться.
Куда | Отчёты |
---|---|
ФНС | Вместо «нулевых» деклараций можно подавать единую упрощённую декларацию (ЕУД). Подать нужно за каждый период, за который подавалась бы соответствующая декларация.
Подавать 6-НДФЛ и РСВ нужно регулярно, если в течение календарного года были выплаты сотрудникам. Например, если в январе страхователь делал выплаты, то подавать отчёты нужно за первый квартал, полугодие, девять месяцев и за прошедший год. Если выплат не было, РСВ нужно всё равно подавать, 6-НДФЛ — нет, но надо уведомить об этом налоговую или просто подать нулевой отчёт. Персонифицированные сведения нужно подавать постоянно, так как у НКО как минимум есть руководитель. Бух. отчётность некоммерческим организациям нужно подавать всегда |
СФР | Подразделы 1.2 и 2 формы ЕФС-1 нужно сдавать в СФР, так как у НКО как минимум есть руководитель.
Раздел 2 формы ЕФС-1 нужно подавать постоянно, даже если не было выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний |
Росстат | Если НКО попадёт в выборку Росстата, то необходимо сдать пустую нулевую статистическую отчётность |
Минюст | Подавать в прежнем порядке. При возникновении вопросов уточнить в территориальном органе или в справочной |
Бухгалтерская отчетность направляется в ФНС и Росстат и в Министерство юстиции. В отличие от коммерческих фирм и учреждений государственного сектора, НКО — единственные, кто должен подавать сведения в Минюст.
Для отчетности в Минюст утверждены специальные унифицированные формы, отличные от бланков налоговой отчетности. Бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.
НКО обязаны своевременно публиковать информацию о продолжении своей деятельности. Причем публикации должны быть размещены в сети Интернет в открытом доступе либо в специальных средствах массовой информации.
Подать сведения в Минюст можно несколькими способами:
- почтовым отправлением, обязательно сделать опись вложения с перечнем всех вложенных форм;
- посредством электронной почты, однако отправляемую отчетность необходимо подписать электронной цифровой подписью;
- разместив самостоятельно в сети Интернет, на сайтах, доступ к которым осуществляется непосредственно через сайт Министерства юстиции;
- предоставив сведения для публикации в СМИ.
В состав отчетных форм включены:
- Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов (форма № ОН0001).
- Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (форма № ОН0002).
Подавайте информацию ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным. В зависимости от формы и вида НКО, законодатели предусмотрели дополнительную отчетность. Все бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.
Особенности представления отчетности для международных организаций
Для международных некоммерческих организаций (МНО) предствление отчетности в Министерстве юстиции Российской Федерации имеет свои особенности:
- Срок представления отчетности устанавливается в соответствии с международными правилами и может отличаться от установленного для национальных некоммерческих организаций.
- Отчетность должна содержать информацию о деятельности организации на территории РФ, а также о международных проектах и программах в других странах.
- В отчёте необходимо указывать все осуществляемые на территории РФ проекты и программы, а так же их финансовые и кадровые результаты, даже если эти проекты реализуются в рамках программы МНО на международном уровне.
- Кроме того, в отчетности необходимо отразить информацию о всех получаемых и расходуемых финансовых средствах, в том числе источники получения и цели использования средств, сообщать о зарубежных партнерах и иных совместно работающих организациях.
Заполнение отчетности для МНО требует тщательного и ответственного подхода, поскольку в противном случае Министерство юстиции РФ может отказать в регистрации организации. Поэтому необходимо внимательно изучить правила представления отчетности и подготовить всю необходимую документацию заранее.
Целевое финансирование
Основная особенность в ведении учета в НКО — наличие целевого финансирования ее деятельности.
Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически так же, как в обычной организации.
А вот поступление, например, от членов СНТ или общественной организации — это уже членские взносы и особый порядок учета.
Главным отличием учета в НКО является принцип раздельного учета целевых поступлений и приносящей доход деятельности.
Движение средств должно быть прозрачным в первую очередь для источников финансирования организации. Ну и, конечно, для контролирующих органов.
Бухучет НКО для начинающих пошагово
- Заключаем договор на ведение учета с НКО, в котором прописываем наши обязанности и закрепляем количественные показатели (количество собственников, членов, сотрудников, расчетных счетов и т.д.)
- Изучаем особенности ведения учета в НКО и основные бухгалтерские проводки.
- Запрашиваем у правления или составляем учетную политику, смету.
- Выбираем программу 1С для ведения учета в НКО.
- Разрабатываем план счетов некоммерческой организации в соответствии с возможностями выбранной программы 1С.
- Заносим данные в 1С, заполняем справочники, при необходимости переносим остатки из прежней бухгалтерской базы.
- Приступаем к ведению учета НКО. Контролируем сроки сдачи отчетности, исходя из применяемой системы налогообложения.
Актуальные вопросы по заданной теме.
Вопрос №1. В какой срок некоммерческая организация должна предоставить отчет в Министерство Юстиции Российской Федерации?
Ответ: Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.
Вопрос №2. Каким образом можно сдать отсеет в Минюст в электронной форме?
Ответ: Для предоставления отчета в Министерство Юстиции в электронной форме необходимо сначала зарегистрироваться на официальном сайте, затем войти в свой личный кабинет профиля. Именно здесь существует возможность указать информацию о представляемом вами НКО и подать отчёты одним из имеющихся способов:
- Загрузить уже составленный отчет в формате MSExcel.
- Заполнить вручную онлайн-форму отчета.
В соответствии с пунктом 27 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» стоимость основных средств погашается посредством амортизации, если иное не установлено Стандартом. При этом Стандарт не предусматривает исключения по начислению амортизации для некоммерческих организаций в отличие от ранее действовавших правил. Так, в соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, которое утратило силу с 1 января 2022 г., по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в пункте 19 Положения.
Кроме того, в соответствии с п.25 ФСБУ 6/2020 в бухгалтерском балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения. Действовавшее ранее ПБУ 6/01 не содержало понятие балансовой стоимости основных средств и не устанавливало каких-либо требований в отношении стоимости, по которой основные средства должны отражаться в бухгалтерском балансе. При этом по сложившейся практике, поскольку большинство НКО не признавали обесценение основных средств, а также ввиду начисления износа за балансом вместо амортизации, основные средства НКО отражались в бухгалтерском балансе по первоначальной стоимости. В этой связи с началом применения ФСБУ 6 в любом случае (независимо от способа перехода на новый стандарт) балансовая стоимость амортизируемых основных средств НКО изменится, так как начиная с 1 января 2022 г. (или ранее при досрочном применении) для её определения из первоначальной стоимости основных средств должна вычитаться, как минимум, накопленная амортизация, тогда как ранее эта амортизация начислялась в форме износа за балансом и поэтому не влияла на балансовую стоимость.
ФСБУ 6/2020 предусматривает три способа отражения последствий изменений учетной политики в связи с началом применения этого Стандарта. Так, в соответствии с пунктом 48 последствия изменений учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта отражаются ретроспективно (как если бы настоящий Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни), если иное не установлено настоящим Стандартом (далее – ретроспективный способ перехода).
В свою очередь в соответствии с пунктом 49 в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, начиная с которой применяется настоящий Стандарт, допускается не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) в соответствии с данным пунктом. Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии со Стандартом исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии со Стандартом (далее – ограниченно ретроспективный способ перехода).
Кроме того, в соответствии с пунктом 51 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может начать применять Стандарт перспективно (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета) (далее – перспективный способ перехода).
По закону НКО обязаны регулярно формировать и представлять в министерство специальную отчетность. Просрочки и игнорирование требований чреваты юридическими, финансовыми последствиями.
Справедливости ради стоит отметить, что отчитываются перед Минюстом не только некоммерческие организации. Всего министерством утверждено 4 основные формы:
• СП0001 – об объеме полученных средств (форма актуальна для структурного подразделения неправительственной некоммерческой иностранной организации).
• ОН0003 – об иностранном имуществе и финансировании (получение, источники, цели использования).
• ОН0002 – о целях использования имущества и расходования средств.
• ОН0001 – о руководстве организации и ее деятельности.
Отчеты сдаются ежегодно до 15 апреля. Исключение – при особых распоряжениях Минюста. В этом году, например, срок был перенесен на 3 месяца (приказ №50 от 31.03.2021).
Какие отчеты изменятся?
Вот список документов, формы которых получили новые редакции:
- отчеты о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов и работников;
- отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества;
- отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании;
- отчет о деятельности религиозной организации, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании);
- отчеты структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.
Почему у Союза НКО, который помогает организациям выстроить грантовый менеджмент, у самого не так много грантов и субсидий?
Стратегическая цель Союза НКО — достижение показателя доли участия некоммерческого сектора в ВВП России на уровне 10%. Сейчас эта доля составляет немногим менее 1%.
Мы глубоко убеждены, что достижение этой цели невозможно только за счет грантов и субсидий, а обеспечивается, прежде всего, финансово устойчивой деятельностью, предполагающей наличие постоянных денежных потоков (речь идет о деятельности, приносящей доход).
И в данном контексте Союз НКО принял принципиальную позицию, что будет придерживаться на собственном примере этой финансовой модели. Такая концепция предполагает, что доля грантов и субсидий в структуре доходов любой из организаций, входящих в экономический кластер Союза НКО, будет составлять не более 25%.
Мы против грантоедства и — за социальные инвестиции!
Однако, Союз активно развивает направления, связанные с выстраиванием системы грантового менеджмента в некоммерческих организациях. И только за 2019 год в НКО с помощью этой системы было привлечено более 448 млн бюджетных средств в формате грантов, субсидий, госконтрактов, инвестиций и др.
Бухгалтерский учёт в НКО, занимающихся предпринимательством в 2022 г
Ведение учёта в НКО, работающих с целью получения материальной выгоды, считается непростой задачей, поскольку бухгалтеру необходимо сосредоточить внимание на:
- распределении доходов и расходов между деятельностью, связанной с благотворительностью, социальной работой и предпринимательством;
- отслеживании формулировок назначения получаемых и направляемых финансовых потоков в договорах и документах, являющихся первичными.
Пример неправильного определения назначения средств в учётной политике выглядит следующим образом.
Бухгалтеру необходимо принять деньги, поступившие в качестве вознаграждения за проведение мероприятия. Они могут быть записаны двумя способами – правильным и неправильным. Неправильно писать следующее: «Плата за проведение развлекательного мероприятия». Правильно: «Целевой взнос на организацию и проведение развлекательного мероприятия». В первом случае налоговая служба требует НДС, а вот целевые взносы в НКО налогами не облагаются, поэтому никаких дополнительных расходов организация не понесёт. Отметка по НДС является обязательной.
Бухгалтеру необходимо максимально сосредоточиться на выборе формулировок: нельзя допускать использования в официальных документах размытых, неточных определений. Пример неточности – назначение «Покупка одноразовой посуды». Точная формулировка должна звучать так: «Приобретение одноразовой посуды для проведения благотворительного мероприятия на природе с участием детей». Если речь идёт о приобретении канцтоваров, то вместо простого «Покупка канцтоваров» пишут «Приобретение канцтоваров для административного отдела». Точное указание целевых трат помогает бухгалтеру не запутаться во время налогового учёта расходов и доходов, быстрее определить, какой счёт будет правильным для направления на него денег.
Кроме того, бухгалтер обязан проверить, обоснованы ли понесённые затраты. Для этого необходимо проверить, есть ли:
- приказы на распределение финансов;
- письма и распоряжения участников НКО;
- обращения со стороны граждан и организаций за средствами в виде помощи от некоммерческой организации;
- иные документы.
Чтобы раздельно вести налоговый учёт, составляют два разных субсчёта. Для основной общественной деятельности 20-1 и 26-1, для предпринимательской деятельности ‒ 20-2 и 26-2.
В 2022 году финансовые результаты фиксируются следующим образом:
- основная общественная работа – счёт 86;
- предпринимательство – счёт 90, убыток и прибыль списываются каждый год на счёт 86;
- продажа активов и выполнение прочих операций – счёт 91, в конце года этот счёт закрывается на счёт 86.
В конце года НКО обязательно сдаёт две формы (касается и тех организаций, что коммерческую деятельность не ведут) – это бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств. Если организация ведёт предпринимательскую деятельность, то, как и прежде, она отчитывается о финансовых результатах.
Важно! НКО по-прежнему не нужно заявлять о том, куда и как осуществлялось движение денежных средств в 2022 году. Исключением являются организации, работающие в узкоспециализированной сфере, чья деятельность регламентируется отдельными законами.
НКО и УСН: условия применения
НКО, созданные в любой форме, могут применять упрощенный режим. Причем как доходный, так и доходно-расходный вариант. НКО являются юридическими лицами, которые также соблюдают нормы Налогового кодекса и ведут учет в соответствии с установленными стандартами.
Не допустимо применение упрощенки инвестиционными фондами и адвокатскими образованиями (ст. 346.12 НК РФ).
Для НКО предусмотрены более лояльные условия применения упрощенного режима. Есть две особенности применения упрощенки НКО:
- НКО может применять упрощенку даже если доля участия другого юрлица составит более 25% (пп. 12 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
- Возможно применение УСН НКО, у которых стоимость собственных ОС составляет более 150 млн. руб. Это касается неамортизируемых ОС. По остальному имуществу ограничение должно соблюдаться (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Доходы и расходы при УСН НКО учитывают с применением общих правил. При этом взносы учредителей и членов, а также пожертвования для ведения деятельности в соответствии с уставом НКО не нужно включать в расчет доходов (ст. 251 НК РФ).
НКО: понятие и особенности
Некоммерческие организации отличаются от коммерческих тем, что имеют другую цель создания и осуществления своей деятельности. Главная цель коммерческих компаний заключается в получении максимальной прибыли. НКО же создаются не для получения дохода. Это предусматривает и российское законодательство (ст. 50 ГК РФ). При осуществлении деятельности НКО руководствуются Гражданским кодексом и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
При разработке учредительных документов НКО обязательно должны прописать виды деятельности, которыми они будут заниматься. При этом деятельность НКО должна вестись строго в соответствии с целью ее создания. НКО предназначены для реализации государственных функций в социальной, образовательной, медицинской, культурной, религиозной и других сферах.
Законодательство не запрещает НКО вести предпринимательскую деятельность, которая ведет к получению прибыли. Так, учреждения образования имеют право взимать плату за свои услуги. Однако данная деятельность не должна противоречить основной цели создания и функционирования НКО, а также должна обязательно быть прописана в учредительных документах. Учет доходов от коммерческой деятельности НКО должен вестись при этом отдельно.