Законодательство для НКО в 2023 году: что поменялось и что важно знать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательство для НКО в 2023 году: что поменялось и что важно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Коммерческие организации могут быть в виде обществ, таких как ООО или ОАО, чья цель — это осуществление хозяйственных операций для получения прибыли. Заработанные деньги делятся между участниками предприятия.

Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:

  1. Потребительский кооператив, союз или общество.
    Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации. Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников.
  2. Фонд.
    Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты.
  3. Общественная или религиозная организация. Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
  4. Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
    Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов. Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей. Финансирование: взносы членов объединений.
  5. Учреждения.
    Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции. Пример: Школа, Институт.
    Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.

Отчётность в налоговую

Вести деятельность некоммерческие организации могут на упрощённой или основной системе налогообложения. В таблице рассмотрим, какую отчётность сдавать НКО на УСН и ОСНО.

УСН ОСНО
Декларация по УСН. Сдавать раз в год до 25 марта года, идущего за отчётным.

За 2022 год — до 27 марта 2023 года (сдвиг из-за выходных).

За 2023 год — до 25 марта 2024 года.

Если деятельность в течение года отсутствовала, то НКО может подать единую упрощённую декларацию

Декларация по налогу на прибыль. Сдавать ежемесячно или ежеквартально.

Ежеквартально. Не позже 25-го числа месяца, идущим за отчётным периодом (за первый квартал, полугодие и девять месяцев).

Ежемесячно. Не позже 25-го числа месяца, идущего за отчётным. За декабрь — годовая декларация.

За 2022 год в обоих случаях нужно отчитаться до 27 марта 2023 года. За 2023 год — до 25 марта 2024 года.

Если деятельность НКО не вела, то подавать нужно только годовую декларацию, заполненную в упрощённом виде

Декларация по НДС.

Предоставить, только если покупателю был выставлен счёт-фактура с выделением суммы НДС.

Сроки подачи — до 25 числа месяца, идущего за кварталом, где НКО выступила налоговым агентом по НДС

Декларация по НДС. Ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчётным.

Подать единую налоговую декларацию можно, если нет объекта налогообложения и операций на расчётных счетах

Декларация по налогу на имущество.

Подавать не нужно даже при наличии кадастровой недвижимости, так как с 2022 года декларировать налог по кадастру не требуется

Декларация по налогу на имущество. Раз в год до 25 марта года, идущего за отчётным.

За 2022 год — 27 марта 2023 года (сдвиг из-за выходных).

За 2023 год — 25 марта 2024 года.

Если у НКО нет основных средств, то подавать не нужно.

Также не нужно декларировать налог по кадастру

Даже если некоммерческая организация перестала вести деятельность, ей необходимо ежегодно отчитываться.

Куда Отчёты
ФНС Вместо «нулевых» деклараций можно подавать единую упрощённую декларацию (ЕУД). Подать нужно за каждый период, за который подавалась бы соответствующая декларация.

Подавать 6-НДФЛ и РСВ нужно регулярно, если в течение календарного года были выплаты сотрудникам.

Например, если в январе страхователь делал выплаты, то подавать отчёты нужно за первый квартал, полугодие, девять месяцев и за прошедший год.

Если выплат не было, РСВ нужно всё равно подавать, 6-НДФЛ — нет, но надо уведомить об этом налоговую или просто подать нулевой отчёт.

Персонифицированные сведения нужно подавать постоянно, так как у НКО как минимум есть руководитель.

Бух. отчётность некоммерческим организациям нужно подавать всегда

СФР Подразделы 1.2 и 2 формы ЕФС-1 нужно сдавать в СФР, так как у НКО как минимум есть руководитель.

Раздел 2 формы ЕФС-1 нужно подавать постоянно, даже если не было выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Росстат Если НКО попадёт в выборку Росстата, то необходимо сдать пустую нулевую статистическую отчётность
Минюст Подавать в прежнем порядке. При возникновении вопросов уточнить в территориальном органе или в справочной

Бухгалтерская отчетность направляется в ФНС и Росстат и в Министерство юстиции. В отличие от коммерческих фирм и учреждений государственного сектора, НКО — единственные, кто должен подавать сведения в Минюст.

Для отчетности в Минюст утверждены специальные унифицированные формы, отличные от бланков налоговой отчетности. Бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.

НКО обязаны своевременно публиковать информацию о продолжении своей деятельности. Причем публикации должны быть размещены в сети Интернет в открытом доступе либо в специальных средствах массовой информации.

Читайте также:  На Кубани возобновят программу льготного выкупа сельхозземель

Подать сведения в Минюст можно несколькими способами:

  • почтовым отправлением, обязательно сделать опись вложения с перечнем всех вложенных форм;
  • посредством электронной почты, однако отправляемую отчетность необходимо подписать электронной цифровой подписью;
  • разместив самостоятельно в сети Интернет, на сайтах, доступ к которым осуществляется непосредственно через сайт Министерства юстиции;
  • предоставив сведения для публикации в СМИ.

В состав отчетных форм включены:

  1. Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов (форма № ОН0001).
  2. Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (форма № ОН0002).

Подавайте информацию ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным. В зависимости от формы и вида НКО, законодатели предусмотрели дополнительную отчетность. Все бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.

Особенности представления отчетности для международных организаций

Для международных некоммерческих организаций (МНО) предствление отчетности в Министерстве юстиции Российской Федерации имеет свои особенности:

  • Срок представления отчетности устанавливается в соответствии с международными правилами и может отличаться от установленного для национальных некоммерческих организаций.
  • Отчетность должна содержать информацию о деятельности организации на территории РФ, а также о международных проектах и программах в других странах.
  • В отчёте необходимо указывать все осуществляемые на территории РФ проекты и программы, а так же их финансовые и кадровые результаты, даже если эти проекты реализуются в рамках программы МНО на международном уровне.
  • Кроме того, в отчетности необходимо отразить информацию о всех получаемых и расходуемых финансовых средствах, в том числе источники получения и цели использования средств, сообщать о зарубежных партнерах и иных совместно работающих организациях.

Заполнение отчетности для МНО требует тщательного и ответственного подхода, поскольку в противном случае Министерство юстиции РФ может отказать в регистрации организации. Поэтому необходимо внимательно изучить правила представления отчетности и подготовить всю необходимую документацию заранее.

Целевое финансирование

Основная особенность в ведении учета в НКО — наличие целевого финансирования ее деятельности.

Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически так же, как в обычной организации.

А вот поступление, например, от членов СНТ или общественной организации — это уже членские взносы и особый порядок учета.

Главным отличием учета в НКО является принцип раздельного учета целевых поступлений и приносящей доход деятельности.

Движение средств должно быть прозрачным в первую очередь для источников финансирования организации. Ну и, конечно, для контролирующих органов.

Бухучет НКО для начинающих пошагово

  1. Заключаем договор на ведение учета с НКО, в котором прописываем наши обязанности и закрепляем количественные показатели (количество собственников, членов, сотрудников, расчетных счетов и т.д.)
  2. Изучаем особенности ведения учета в НКО и основные бухгалтерские проводки.
  3. Запрашиваем у правления или составляем учетную политику, смету.
  4. Выбираем программу 1С для ведения учета в НКО.
  5. Разрабатываем план счетов некоммерческой организации в соответствии с возможностями выбранной программы 1С.
  6. Заносим данные в 1С, заполняем справочники, при необходимости переносим остатки из прежней бухгалтерской базы.
  7. Приступаем к ведению учета НКО. Контролируем сроки сдачи отчетности, исходя из применяемой системы налогообложения.

Актуальные вопросы по заданной теме.

Вопрос №1. В какой срок некоммерческая организация должна предоставить отчет в Министерство Юстиции Российской Федерации?

Ответ: Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.

Вопрос №2. Каким образом можно сдать отсеет в Минюст в электронной форме?

Ответ: Для предоставления отчета в Министерство Юстиции в электронной форме необходимо сначала зарегистрироваться на официальном сайте, затем войти в свой личный кабинет профиля. Именно здесь существует возможность указать информацию о представляемом вами НКО и подать отчёты одним из имеющихся способов:

  1. Загрузить уже составленный отчет в формате MSExcel.
  2. Заполнить вручную онлайн-форму отчета.

В соответствии с пунктом 27 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» стоимость основных средств погашается посредством амортизации, если иное не установлено Стандартом. При этом Стандарт не предусматривает исключения по начислению амортизации для некоммерческих организаций в отличие от ранее действовавших правил. Так, в соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, которое утратило силу с 1 января 2022 г., по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в пункте 19 Положения.

Кроме того, в соответствии с п.25 ФСБУ 6/2020 в бухгалтерском балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения. Действовавшее ранее ПБУ 6/01 не содержало понятие балансовой стоимости основных средств и не устанавливало каких-либо требований в отношении стоимости, по которой основные средства должны отражаться в бухгалтерском балансе. При этом по сложившейся практике, поскольку большинство НКО не признавали обесценение основных средств, а также ввиду начисления износа за балансом вместо амортизации, основные средства НКО отражались в бухгалтерском балансе по первоначальной стоимости. В этой связи с началом применения ФСБУ 6 в любом случае (независимо от способа перехода на новый стандарт) балансовая стоимость амортизируемых основных средств НКО изменится, так как начиная с 1 января 2022 г. (или ранее при досрочном применении) для её определения из первоначальной стоимости основных средств должна вычитаться, как минимум, накопленная амортизация, тогда как ранее эта амортизация начислялась в форме износа за балансом и поэтому не влияла на балансовую стоимость.

Читайте также:  Пенсии повысят с 2023 года — кого это коснется?

ФСБУ 6/2020 предусматривает три способа отражения последствий изменений учетной политики в связи с началом применения этого Стандарта. Так, в соответствии с пунктом 48 последствия изменений учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта отражаются ретроспективно (как если бы настоящий Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни), если иное не установлено настоящим Стандартом (далее – ретроспективный способ перехода).

В свою очередь в соответствии с пунктом 49 в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, начиная с которой применяется настоящий Стандарт, допускается не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) в соответствии с данным пунктом. Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии со Стандартом исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии со Стандартом (далее – ограниченно ретроспективный способ перехода).

Кроме того, в соответствии с пунктом 51 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может начать применять Стандарт перспективно (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета) (далее – перспективный способ перехода).

По закону НКО обязаны регулярно формировать и представлять в министерство специальную отчетность. Просрочки и игнорирование требований чреваты юридическими, финансовыми последствиями.
Справедливости ради стоит отметить, что отчитываются перед Минюстом не только некоммерческие организации. Всего министерством утверждено 4 основные формы:
• СП0001 – об объеме полученных средств (форма актуальна для структурного подразделения неправительственной некоммерческой иностранной организации).
• ОН0003 – об иностранном имуществе и финансировании (получение, источники, цели использования).
• ОН0002 – о целях использования имущества и расходования средств.
• ОН0001 – о руководстве организации и ее деятельности.
Отчеты сдаются ежегодно до 15 апреля. Исключение – при особых распоряжениях Минюста. В этом году, например, срок был перенесен на 3 месяца (приказ №50 от 31.03.2021).


Какие отчеты изменятся?

Вот список документов, формы которых получили новые редакции:

  • отчеты о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов и работников;
  • отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества;
  • отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании;
  • отчет о деятельности религиозной организации, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании);
  • отчеты структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.

Почему у Союза НКО, который помогает организациям выстроить грантовый менеджмент, у самого не так много грантов и субсидий?

Стратегическая цель Союза НКО — достижение показателя доли участия некоммерческого сектора в ВВП России на уровне 10%. Сейчас эта доля составляет немногим менее 1%.

Мы глубоко убеждены, что достижение этой цели невозможно только за счет грантов и субсидий, а обеспечивается, прежде всего, финансово устойчивой деятельностью, предполагающей наличие постоянных денежных потоков (речь идет о деятельности, приносящей доход).

И в данном контексте Союз НКО принял принципиальную позицию, что будет придерживаться на собственном примере этой финансовой модели. Такая концепция предполагает, что доля грантов и субсидий в структуре доходов любой из организаций, входящих в экономический кластер Союза НКО, будет составлять не более 25%.

Читайте также:  Ипотеку погибших на СВО военных погасит государство. Условия программы

Мы против грантоедства и — за социальные инвестиции!

Однако, Союз активно развивает направления, связанные с выстраиванием системы грантового менеджмента в некоммерческих организациях. И только за 2019 год в НКО с помощью этой системы было привлечено более 448 млн бюджетных средств в формате грантов, субсидий, госконтрактов, инвестиций и др.

Бухгалтерский учёт в НКО, занимающихся предпринимательством в 2022 г

Ведение учёта в НКО, работающих с целью получения материальной выгоды, считается непростой задачей, поскольку бухгалтеру необходимо сосредоточить внимание на:

  • распределении доходов и расходов между деятельностью, связанной с благотворительностью, социальной работой и предпринимательством;
  • отслеживании формулировок назначения получаемых и направляемых финансовых потоков в договорах и документах, являющихся первичными.

Пример неправильного определения назначения средств в учётной политике выглядит следующим образом.

Бухгалтеру необходимо принять деньги, поступившие в качестве вознаграждения за проведение мероприятия. Они могут быть записаны двумя способами – правильным и неправильным. Неправильно писать следующее: «Плата за проведение развлекательного мероприятия». Правильно: «Целевой взнос на организацию и проведение развлекательного мероприятия». В первом случае налоговая служба требует НДС, а вот целевые взносы в НКО налогами не облагаются, поэтому никаких дополнительных расходов организация не понесёт. Отметка по НДС является обязательной.

Бухгалтеру необходимо максимально сосредоточиться на выборе формулировок: нельзя допускать использования в официальных документах размытых, неточных определений. Пример неточности – назначение «Покупка одноразовой посуды». Точная формулировка должна звучать так: «Приобретение одноразовой посуды для проведения благотворительного мероприятия на природе с участием детей». Если речь идёт о приобретении канцтоваров, то вместо простого «Покупка канцтоваров» пишут «Приобретение канцтоваров для административного отдела». Точное указание целевых трат помогает бухгалтеру не запутаться во время налогового учёта расходов и доходов, быстрее определить, какой счёт будет правильным для направления на него денег.

Кроме того, бухгалтер обязан проверить, обоснованы ли понесённые затраты. Для этого необходимо проверить, есть ли:

  • приказы на распределение финансов;
  • письма и распоряжения участников НКО;
  • обращения со стороны граждан и организаций за средствами в виде помощи от некоммерческой организации;
  • иные документы.

Чтобы раздельно вести налоговый учёт, составляют два разных субсчёта. Для основной общественной деятельности 20-1 и 26-1, для предпринимательской деятельности ‒ 20-2 и 26-2.

В 2022 году финансовые результаты фиксируются следующим образом:

  • основная общественная работа – счёт 86;
  • предпринимательство – счёт 90, убыток и прибыль списываются каждый год на счёт 86;
  • продажа активов и выполнение прочих операций – счёт 91, в конце года этот счёт закрывается на счёт 86.

В конце года НКО обязательно сдаёт две формы (касается и тех организаций, что коммерческую деятельность не ведут) – это бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств. Если организация ведёт предпринимательскую деятельность, то, как и прежде, она отчитывается о финансовых результатах.

Важно! НКО по-прежнему не нужно заявлять о том, куда и как осуществлялось движение денежных средств в 2022 году. Исключением являются организации, работающие в узкоспециализированной сфере, чья деятельность регламентируется отдельными законами.

НКО и УСН: условия применения

НКО, созданные в любой форме, могут применять упрощенный режим. Причем как доходный, так и доходно-расходный вариант. НКО являются юридическими лицами, которые также соблюдают нормы Налогового кодекса и ведут учет в соответствии с установленными стандартами.

Не допустимо применение упрощенки инвестиционными фондами и адвокатскими образованиями (ст. 346.12 НК РФ).

Для НКО предусмотрены более лояльные условия применения упрощенного режима. Есть две особенности применения упрощенки НКО:

  • НКО может применять упрощенку даже если доля участия другого юрлица составит более 25% (пп. 12 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
  • Возможно применение УСН НКО, у которых стоимость собственных ОС составляет более 150 млн. руб. Это касается неамортизируемых ОС. По остальному имуществу ограничение должно соблюдаться (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Доходы и расходы при УСН НКО учитывают с применением общих правил. При этом взносы учредителей и членов, а также пожертвования для ведения деятельности в соответствии с уставом НКО не нужно включать в расчет доходов (ст. 251 НК РФ).

НКО: понятие и особенности

Некоммерческие организации отличаются от коммерческих тем, что имеют другую цель создания и осуществления своей деятельности. Главная цель коммерческих компаний заключается в получении максимальной прибыли. НКО же создаются не для получения дохода. Это предусматривает и российское законодательство (ст. 50 ГК РФ). При осуществлении деятельности НКО руководствуются Гражданским кодексом и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

При разработке учредительных документов НКО обязательно должны прописать виды деятельности, которыми они будут заниматься. При этом деятельность НКО должна вестись строго в соответствии с целью ее создания. НКО предназначены для реализации государственных функций в социальной, образовательной, медицинской, культурной, религиозной и других сферах.

Законодательство не запрещает НКО вести предпринимательскую деятельность, которая ведет к получению прибыли. Так, учреждения образования имеют право взимать плату за свои услуги. Однако данная деятельность не должна противоречить основной цели создания и функционирования НКО, а также должна обязательно быть прописана в учредительных документах. Учет доходов от коммерческой деятельности НКО должен вестись при этом отдельно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *