Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имущественные налоги организации: новые сроки, льготы и порядок уплаты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 января 2021 года для организаций ввели единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Сейчас эти налоги уплачиваются всеми организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по ним – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).
Единые сроки уплаты налогов
Причем регионам и муниципальным образованиям в настоящее время предоставлено право освободить организации от уплаты имущественных налогов путем принятия соответствующего закона (постановления, решения, указа и т.д.). Если на местном уровне авансовые платежи были отменены, то организации их не уплачивают, а платят только сам транспортный/земельный налог по итогам налогового периода.
Единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему вводятся с 1 января 2022 года (новая редакция п. 1 ст. 383 НК РФ). Подобно земельному и транспортному налогам, налог на имущество организаций станет уплачиваться не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по нему необходимо будет уплачивать также не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
При этом, как и в случае с другими имущественными налогами организаций, региональные власти вправе освободить компании от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций. Это право за законодательными органами субъектов РФ сохраняется и в 2022 году (п. 6 ст. 382 НК РФ).
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Основные налоги уплачиваемые строительными предприятиями.
Организации, осуществляющие строительную деятельность, руководствуются при налогообложении действующим налоговым законодательством.
В общеустановленном порядке они исчисляют налог на имущество, налог на рекламу, налог с продаж, налог на операции с ценными бумагами, а также налоги, уплачиваемые в дорожные фонды (налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств). Кроме того, в общем порядке производятся платежи, связанные с использованием природных ресурсов и платой за землю.
Действующие нормативные документы по отдельным налогам содержат положения, учитывающие специфику строительной деятельности. К таким налогам относятся: налог на пользователей автомобильных дорог, налог на добавленную стоимость при осуществлении капитального строительства, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при реализации объектов незавершенного строительства и др. Для малых строительных предприятий, ведущих строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, продолжает действовать льгота по налогу на прибыль до истечения срока ее использования. При исчислении налога на имущество заказчики-застройщики (инвесторы) не включают в облагаемую базу стоимость незавершенного строительства по объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, магистральным трубопроводам, железнодорожным путям сообщения, автомобильным дорогам общего пользования, линиям связи и энергопередач и др.
Рассмотрим особенности исчисления отдельных налогов.
Налог на пользователей автомобильных дорог
Налог на пользователей автомобильных дорог строительные организации уплачивают согласно пункту 33.6 Инструкции МНС России от 04.04.2000 г. № 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды” исходя из суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной от выполнения работ собственными силами.
При этом строительная организация должна обеспечить раздельный учет объемов работ, выполненных собственными силами, и объемов работ, выполненных субподрядными организациями. Необходимо иметь в виду, что при отсутствии раздельного учета объемов работ, выполняемых генподрядчиком и субподрядчиками, объектом налогообложения будет являться весь объем работ, отраженный в Справках о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3).
При определении выручки от реализации работ “по оплате” объектом налогообложения у генподрядчика будет кредитовый оборот за отчетный (налоговый) период по счету 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” (без НДС) за вычетом сумм по расчетам с субподрядными организациями, отраженных по дебету счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” (также без НДС).
С 1 января 2003 г. согласно статье 9 Федерального закона от 24.07.02 г. № 110-ФЗ исключаются из Закона РФ от 18.10.91 г. № 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации” налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. В связи с отменой налога с владельцев транспортных средств в Налоговый кодекс РФ согласно ст.1 Закона № 110-Ф введена глава 28 “Транспортный налог”.
Закон РФ от 18.10.91 г. № 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации” сохраняет свое действие согласно ст.8 Закона от 24.07.02 г. № 110-ФЗ, но без статей, посвященных налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств.
В связи с отменой с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог статьями 4 и 16 Федерального закона № 110-ФЗ установлен порядок окончательного расчета с бюджетом по этому налогу.
Организации, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки, обязаны до 15 января 2003 г. исчислить и уплатить налог за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженные до 1 января 2003 г., исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году.
Организации, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты, исчисляют налог, исходя из суммы средств, полученных за отгруженную продукцию и выполненные работы, оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г. с применением ставки налога, действовавшей в 2002 году. В налоговую базу включается также сумма дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2003 г. за отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги). Сумма налога определяется исходя из суммы указанной дебиторской задолженности и ставки налога, действовавшей в 2002 году, и уплачивается также в срок до 15 января 2003 г.
Субъекты малого предпринимательства, независимо от применяемой в 2002 году учетной политики для целей налогообложения, производят уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 г. в 10-дневный срок, установленный для представления годовой бухгалтерской отчетности за этот год, т.е. до 10 апреля 2003 г.
Указанный порядок дополнительно разъяснен письмом МНС России от 10.09.02 г. № ВГ-6-03/1385.
УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Бухгалтерский учет доходов и расходов на производство продукции (работ, услуг) ведется в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99 и “Расходы организации” ПБУ 10/99. При этом организации также руководствуются отраслевыми инструкциями по учету доходов и расходов, разрабатываемыми и утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. До завершения работы по разработке и утверждению соответствующими министерствами и ведомствами отраслевых нормативных документов организации наряду с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 руководствуются действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил уже принятых во исполнение указанной Программы нормативных документов (письмо Минфина России от 29.04.02 г. № 16-00-13/03). В частности, подрядные организации используют для целей организации учета фактических затрат на производство строительно-монтажных работ и калькулирования себестоимости строительной продукции Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденные Минстроем России 04.12.95 г. № БЕ-11-260/7 (в редакции письма Госстроя России от 14.08.97 г. № ВБ-13-185/7).
Для целей налогообложения прибыли организации, осуществляющие производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг), определяют доходы и расходы, руководствуясь главой 25 “Налог на прибыль организаций” НК РФ. При этом с 1 января 2002 г. организации для целей налогообложения применяют метод начисления.
При данном методе доходы организации признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (статья 271 НК РФ). Расходы организации для целей налогообложения признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (статья 272 НК РФ).
Для целей бухгалтерского учета подрядные строительно-монтажные организации отражают в учете выручку от реализации по мере оформления сдачи-приемки выполненных работ заказчикам (Дебет 62 Кредит 90-1), списывают фактическую себестоимость сданных работ (Дебет 90-2 Кредит 20), начисляют налог на добавленную стоимость от объема сданных работ (Дебет 90-3 Кредит 76, 68) и определяют финансовый результат от сдачи работ (Дебет 90-9 Кредит 99).
Для целей налогообложения организация должна привести свои доходы и расходы в налоговом учете в соответствие с положениями главы 25 НК РФ и определить налоговую базу, после чего исчисляется налог на прибыль (Дебет 99 Кредит 68).
Главой 25 НК РФ предусмотрено также применение организациями кассового метода . При данном методе датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу организации, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом. Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
Какие организации признаются сельхозпроизводителями
В соответствие с налоговым законодательством (ст. 346.2 НК) к категории сельхозпроизводителям относятся субъекты хозяйствования, которые изготавливают продукцию, признанную сельскохозяйственной согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства №458 от 25.07.2006 года.
При этом сельхозпроизводителями признаются не только организации и ИП, производящие с/х продукцию, но и субъекты хозяйствования, которые:
- осуществляют первичную, промышленную переработку с/х продукции;
- реализуют с/х продукцию;
- оказывают вспомогательные услуги с/х производителям (подготовка ка посеву полей, возделывание с/х культур, обрезка фруктовых деревьев и виноградной лозы, уборка урожая, т.п.)
Отметим, что организации, осуществляющие реализацию с/х продукции и оказывающие вспомогательные услуги производителями, относятся к категории сельхозпроизводителей при условии, что доля дохода, получаемая от данного вида деятельности, составляет не менее 70% от общего объема дохода субъекта хозяйствования.
Увы, но сразу хочется сказать о том, что налог на имущество бюджетной организации будет выплачиваться в полном объеме, так как каких-то послаблений не предусмотрено в принципе.
Напоследок еще раз возвратимся к некоторым категориям организаций, которые или полностью освобождаются от данной выплаты в региональный бюджет, или имеют право на предоставление существенных по ним послаблений. Вот они:
- Религиозные организации не выплачивают налог в отношении того имущества, которое используется ими для отправления духовных обрядов. Обратите внимание: налог на имущество организаций (льготы предоставляются всем государственным конфессиям) не выплачивается только (!) на те объекты, которые служат для религиозной деятельности. Проще говоря, те же хозяйственные постройки им облагаются в полной мере.
- Общественные государственные организации инвалидов. Опять-таки они не выплачивают ставку налога в отношении тех материальных активов, которые используются ими непосредственно для осуществления своей деятельности.
- Фармацевтические организации (особенно производители вакцин) освобождены от уплаты имущественных сборов в отношении имущества, которое необходимо им для непосредственного производства лекарственных препаратов.
- Эти же льготы имеют все адвокатские организации.
- От налога освобождаются государственные научные комплексы.
Налог на имущество организации
Для начала проверьте, нет ли у вас недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости. Если есть, рассчитайте налог по каждому такому объекту отдельно.
По общему правилу, если кадастровая стоимость меняется в течение года, это не влияет на расчёт налога (авансов) за текущий и за предыдущие годы. Новую стоимость нужно использовать при расчёте только с 1 января следующего года.
Но есть исключения:
- Если стоимость поменялась из-за изменения количественных или качественных характеристик объекта, то по новой стоимости нужно считать налог с момента, когда сведения об изменённых характеристиках внесли в ЕГРН.
- Если стоимость поменялась из-за исправления ошибок или из-за того, что после оспаривания её приравняли к рыночной, то по новой стоимости вы пересчитываете налог за все годы, за которые платили его по старой, неправильной стоимости.
Движимое имущество и земля налогом не облагается. Налог надо платить только с недвижимости – либо по кадастровой, либо по балансовой стоимости.
Организации, применяющие специальные налоговые режимы – УСН и ЕНВД, должны платить налог только с недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости.
Что касается отчётности, то необходимо сдать декларацию и уплатить налог по месту нахождения недвижимости. Обращаю ваше внимание на то, что с 2020 года организации не сдают промежуточную отчётность.
По объектам, расположенным в одном регионе и облагаемым по балансовой стоимости, можно сдавать одну декларацию. Для этого ежегодно до 1 марта направляйте в УФНС уведомление.
В целом формула расчёта налога за год предельно проста: налоговая база умножается на налоговую ставку. Но раз в квартал необходимо вносить авансовые платежи. Так что финальная формула будет выглядеть так:
Сумма налога = Ставка налога × Налоговая база − Сумма авансовых платежей
Авансовый платёж при исчислении по кадастровой стоимости равен четверти от годовой суммы налога. При расчёте по среднегодовой стоимости вычисления производятся по формуле:
Авансовый платёж = Средняя стоимость за период / 4 × Налоговая ставка
С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:
- при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
- при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).
Что касается налога на имущество организаций, то по нему декларации отменяются начиная с отчетности за 2022 год (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Причем обязанность по сдаче деклараций отменяется не для всех компаний, а только для собственников недвижимости, налоговая база по которой определяется как ее кадастровая стоимость.
В отношении недвижимости, налоговая база которой определяется как ее среднегодовая стоимость, организации продолжат сдавать налоговые декларации не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).
По действующим правилам организации исчисляют и уплачивают имущественные налоги самостоятельно. При этом в целях исключения возможных ошибок и выявления недоимки ИФНС по окончании налогового периода и после истечения сроков уплаты рассылают организациям специальные сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налогов. Сообщения направляются по форме, утв. приказом ФНС от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@ одним из следующих способов:
- в электронном виде по ТКС;
- через личный кабинет налогоплательщика;
- по почте заказным письмом;
- непосредственно руководителю или представителю организации лично под расписку.
В сообщениях указывается объект налогообложения, облагаемая база, налоговый период, ставка налога и сумма исчисленного налога (п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, абз. 3 п. 6 ст. 386 НК РФ). При несогласии с расчетом налогов компания вправе представить свои возражения и документы, подтверждающие правильный расчет налогов. Общий срок представления в ИФНС возражений – в течение 10 дней со дня получения сообщения об исчисленных суммах налогов.
Но при пропуске этого срока налоговики все равно должны будут рассмотреть полученные пояснения и документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налогов (письмо ФНС от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@).
При этом организация вправе самостоятельно подать в ИФНС заявление о предоставлении ей сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов. Единая форма заявления о выдаче сообщений об исчисленных ИФНС суммах транспортного, земельного налога и налога на имущество организаций утв. приказом ФНС от 09.07.2021 № ЕД-7-21/647@. При этом в отношении заявления о предоставлении сообщений об исчисленных суммах налога на имущество организаций данная форма применяется начиная с 1 января 2023 года.
Отменят отчетность по налогу на имущество
Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.
С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).
Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.
Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).
При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).
Порядок и срок уплаты налога на имущество организаций
Налог на имущество организация платит в ту налоговую, которая находится по месту нахождения недвижимости. Хотя для крупных налогоплательщиков, у которых недвижимость в разных районах, населенных пунктах и регионах, делают исключение. И они платят налог по месту регистрации головного офиса.
На внесение аванса и полного погашения дается месяц после окончания отчетного периода. В 2023 году даты платежей будут такими:
- полная выплата налога на имущество за 2022 год – 1 марта 2023 года;
- авансовый платеж за 1-й квартал 2023 года – 1 мая 2023 года;
- авансовый платеж за 2-й квартал / полугодие 2023 года – 1 августа 2023 года;
- авансовый платеж за 3-й квартал / 9 месяцев 2023 года – 1 ноября 2023 года;
- полная выплата налога на имущество за 2023 год – 1 марта 2024 года.
Если последний день выпадает на выходной или праздник, то сроки сдвигаются до следующего рабочего дня.
Налог на имущество по НЗС для физлиц
По налоговый период 2021 года включительно НЗС физлиц облагается налогом при выполнении трех обязательных условий (ст. 400, подп. 5 п. 1 ст. 401 НК РФ, письма Минфина от 14.12.2017 № 03-05-06-01/83522, от 27.05.2015 № 03-05-06-01/30444, информация ФНС России от 31.05.2017, приказ Минстроя РФ от 04.04.1992 № 87):
- на объект зарегистрировано право собственности;
- субъект РФ установил в качестве базы для налогообложения кадастровую стоимость или объект относится к облагаемым только на основе кадастровой стоимости по ст. 378.2 НК РФ (административные, торговые, жилые объекты);
- величина стоимости объекта определена.
При этом собственники объектов незавершенного строительства не имеют льгот, освобождающих от уплаты налога, и не пользуются налоговыми вычетами, за исключением льгот и вычетов, установленных муниципальными нормативными актами по месту нахождения объектов.
ВАЖНО! С 2021 года налог на имущество будет рассчитываться только по кадастровой стоимости.
Ставки налога при расчете на основе кадастровой стоимости зависят от назначения и стоимости незавершенного объекта (п. 2 ст. 406 НК РФ):
- 0,1% — для НЗС жилья (по решению местных властей данная ставка может снижаться до нуля или увеличиваться, но не более чем в 3 раза);
- 2% — для НЗС административных, торговых и дорогих (более 300 млн руб.) объектов;
- 0,5% — для НЗС прочих объектов.
Предельные ставки налога от инвентаризационной стоимости определены только стоимостью объекта (п. 4 ст. 406 НК РФ):
- 0,1% — не более 300 тыс. руб.;
- 0,1–0,3% — от 300 тыс. до 500 тыс. руб.;
- 0,3–2% — более 500 тыс. руб.
У ряда физлиц есть право на льготы по налогу (п. 1 ст. 407 НК РФ). К в частности ним относятся:
- люди, имеющие государственные награды;
- инвалиды;
- участники боевых действий или отслужившие в армии более 20 лет;
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации в результате аварий;
- члены семей погибших при исполнении обязанностей военных и госслужащих;
- пенсионеры и предпенсионеры и др.;
- физлица, использующие в личном хозяйстве хозстроения площадью до 50 кв. м.
Административные, торговые и дорогие (более 300 млн руб.) объекты не льготируются (п. 5 ст. 407 НК РФ), а по остальным льгота может быть применена только к одному объекту недвижимости каждого вида по выбору налогоплательщика при наличии документального подтверждения права на нее. Документы на льготу подаются в ИФНС вместе с заявлением о ее предоставлении не позднее 1 ноября года, за который будет рассчитан налог (п. 7 ст. 407 НК РФ).
Льготированию не подлежат также объекты, используемые в предпринимательской деятельности. К НЗС, которое, являясь недостроем, еще не используется в предпринимательских целях, льгота может быть применена. Однако если ИФНС будет выявлен факт такого использования НЗС, то налог на это имущество начислят.
Расчет налога осуществляет ИФНС и высылает уведомление вместе с платежным документом налогоплательщику-физлицу с таким расчетом, чтобы физлицо получило комплект документов на уплату налога не позднее чем за 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ).
Главное, что в 2021 году не заканчивает своё действие замечательная статья № 381 НК РФ, перечисляющая все возможные условия по снижению налога. Действие данной статьи не зависит от желания региональных властей.
Существуют две основных категории федеральных льгот:
- Послабления, которые полностью освобождают компанию от налогов.
- Освобождающие лишь от выплаты по определённым видам имущества.
Полностью освобождаются от налогов на имущество:
Вид деятельности компании | Характеристика льготного имущества |
Религия | Имеет целевое предназначение |
Уголовно — исполнительная | Используется в работе учреждения |
Медицинская | Принадлежит протезно-ортопедическим компаниям |
Научная | Является собственностью компаний, признанных на федеральном уровне научными центрами |
Также, полностью освобождаются от налогового обременения компании –организации резидентов, ограниченных в своих возможностях по состоянию здоровья (инвалидности), в том случае, если их число в компании составляет не менее 80% от всего коллектива.
В соответствии с требованиями ст. ст. 131 и 219 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и возникает на вновь создаваемое недвижимое имущество именно с момента его регистрации.
Согласно требованиям нормативных актов по бухгалтерскому учету для признания объекта недвижимости основным средством государственной регистрации прав на него не требуется. Это следует из п. 52 Методических указаний по учету ОС и подтверждено Президиумом ВАС (см. последний абзац п. 2 Информационного письма N 148 ).
Налог на имущество организаций
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, и порядок уплаты налога.
Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.
Перечислить налог на имущество и авансовые платежи нужно в налоговую инспекцию по месту нахождения недвижимости (п. 6 ст. 383 НК РФ).
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Имущественные налоги, уплачиваемые организацией
Имущественные налоги, уплачиваемые организацией
Введение
Налог на имущество предприятий — это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия. Налог на имущество юридических лиц является основным налогом субъектов Российской Федерации. Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе определять налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу. Кроме того, при установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться региональные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Транспортный налог так же является региональным. Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, на основании статьи 357 НК РФ признаются налогоплательщиками транспортного налога. Налогоплательщиками могут быть как физические, так и юридические лица.
Налоговая база по транспортным средствам, имеющим двигатели, согласно статье 359 НК РФ, определяется как мощность двигателя транспортного средства, выраженная во внесистемных единицах мощности — в лошадиных силах. Данные о мощности двигателя содержатся в технической документации на транспортное средство, а также указываются в регистрационных документах. Налоговые ставки установлены статьей 361 НК РФ в рублях, в зависимости от категории транспортного средства (вида транспортного средства), мощности двигателя на одну лошадиную силу (л.с./кВт), один килограмм силы тяги реактивного двигателя, валовой вместимости на одну регистрационную тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Земельный налог отнесен к числу местных налогов ст.15 НК РФ. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Плательщиками земельного налога являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность или владение на территории России.
Объектом исследования данной дипломной работы является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием природы имущественных налогов и порядка имущественного налогообложения организаций в свете действующего налогового законодательства.
Предмет исследования — имущественные налоги, уплачиваемые организацией в соответствии с НК РФ.
Цели исследования — теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
-определить принципы и дать характеристику имущественного налогообложения;
-установить субъектный и объектный состав процесса расчета и уплаты имущественных налогов;
-проанализировать особенности порядка имущественного налогообложения;
-исследовать вопросы оптимизации налога на имущество.
1. Теоретические аспекты имущественных налогов, уплачиваемых организацией
налог имущество транспортный земельный
1.1 История развития имущественного налогообложения в России
В России институт имущественного налогообложения получил свое основное развитие в середине XIX века. Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России, в том числе и финансовую. В 1860 году Александр II велел отменить с 1 января 1863 года откупную систему, при которой отдавался на откуп частным лицам сбор косвенных налогов с населения за соль, табак, вино и т.п. Вместо откупов была введена более цивилизованная акцизная система.
Начиная с 1863 года с мещан, вместо подушной подати, стал взиматься налог с городских строений. С 1867 года к подушной подати присоединены два других сбора, которые взимались по подушной системе: государственные земские и общественные сборы. Земские (местные) сборы были установлены как государственные, так и общие губернские и частные. Они функционировали наравне с государственны- ми прямыми налогами. Земским учреждениям предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, сбор с проезда по шоссе.
В 1898 году Николай II утвердил Положение о Государственном промысловом налоге. Промысловые свидетельства, согласно этому Положению, должны были выбираться на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Свидетельство могло получить как физическое, так и юридическое лицо. Так обеспечивался единый подход ко всем юридическим лицам.
Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Дополнительный промысловый налог по размеру превосходил основной и зависел от размера основного капитала, прибыли предприятия и от характера предприятия — являлось ли оно гильдейским или акционерным обществом.
В результате революций 1917 года произошло изменение политической и государственной власти в России. С приходом к управлению страной партии большевиков начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы.
Основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения, а носили ярко выраженный характер классовой борьбы.
В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власть по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.
Дальнейшие преобразования в налоговой системе произошли к концу 1922 года, когда ее построение принципиально было закончено.
В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях с прибыли.
Расчет авансов и налога исходя из кадастровой стоимости имущества
Если ваша недвижимость входит в региональный перечень, но кадастровая стоимость по ней не установлена, платить налог не нужно. Однако жилые помещения, гаражи, незавершенное строительство и другие объекты из пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в региональных перечнях не указывают.
Для исчисления средней стоимости недвижимости за определённый период, например за квартал, суммируется её цена на 1 число каждого месяца из этого промежутка времени с этим же показателем за последнее число последнего месяца. Полученная сумма делится на число месяцев в отчётном периоде, к которому прибавлена единица.
Недвижимость, учтенная на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», тоже облагается налогом.
Для исчисления средней стоимости недвижимости за определённый период, например за квартал, суммируется её цена на 1 число каждого месяца из этого промежутка времени с этим же показателем за последнее число последнего месяца. Полученная сумма делится на число месяцев в отчётном периоде, к которому прибавлена единица.
Недвижимость, учтенная на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», тоже облагается налогом.
А если закончились срочные трудовые договоры (была стройка и сотрудники работали временно) и первое условие по численности не выполняется? Подходит ли наша организация под отсрочку по взносам?
Среднегодовая стоимость имущества — сумма, полученная в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база, в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца и последнее число года / на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу).
Плательщики налога на имущество организаций
Налогоплательщиками являются организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения. Ими могут быть:
1) российские организации;
2) иностранные организации, имеющие постоянные представительства на территории РФ;
3) иностранные организации, которые не имеют постоянного представительства в России, но владеют недвижимым имуществом на территории РФ.
Кто не платит налог на имущество организаций? Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т.д.
Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.
- ЕСХН – только в отношении имущества, которое они используют при производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и при оказании услуг;
- УСН – в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость;
- ЕНВД – в отношении имущества, которое используется для осуществления «вменённой» деятельности и налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость этого имущества.
Объекты налогообложения
Для российской организации объектом обложения является:
1) недвижимость, которая учитывается на балансе как основное средство, если налоговая база в отношении неё определяется как среднегодовая стоимость. Облагать эту недвижимость нужно, даже если она:
- передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
- передана в доверительное управление (кроме передачи в ПИФ);
- внесена в совместную деятельность;
- получена по концессионному соглашению;
- получена вами как управляющей компанией ПИФ;
2) недвижимость, находящаяся в РФ и по общему правилу принадлежащая организации на праве собственности (праве хозяйственного ведения), полученная по концессионному соглашению, если налоговая база в отношении неё определяется как кадастровая стоимость .
Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, объектом обложения является недвижимость, которую использует представительство. Налог они уплачивают в тех же случаях, что и российские организации .
Если недвижимость к деятельности представительства не относится, то она будет объектом обложения в тех же случаях, что и у иностранных организаций, у которых нет представительств в РФ.
Вопрос: Является ли жилье, которое не числится как ОС, объектом обложения налогом на имущество для иностранной организации с представительством в РФ?
Ответ: Да, является, если по общему правилу:
- недвижимость находится в РФ и принадлежит организации на праве собственности (получена по концессионному соглашению);
- налоговая база в отношении такого имущества определяется как кадастровая стоимость.
Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, объектом обложения является недвижимость, которая по общему правилу:
- находится на территории РФ и принадлежит таким организациям на праве собственности;
- получена по концессионному соглашению;
- налоговая база в отношении такого имущества определяется как кадастровая стоимость.
Какие налоги включаются в себестоимость продукции
Можно условно разделить налоги, которые учитываются в затратах, на две группы – постоянные и переменные. Налоги, базой для которых является фиксированная величина, можно отнести к постоянным. Например, налог на имущество, налог на землю, транспортный налог, в спецрежимах это ЕНВД, ПСН. То есть налоги можно определить заранее и запланировать этот расход.
К переменным в первую очередь относятся страховые взносы, особенно если на предприятии сдельная оплата труда или большая текучка. Отклонения от запланированных расходов могут быть очень значительные.
При расчете налоги, уплачиваемые за счет себестоимости, являются существенным фактором в определении цены продукции.
К налогам, учитываемым в составе затрат для целей налогообложения относят налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов.
Объектами налогообложения налогом на недвижимость признаются:
· капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
· здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства.
Не признаются объектом налогообложения:
· объекты сверхнормативного незавершенного строительства по объектам строительства, финансируемым из бюджета, а также объекты сверхнормативного незавершенного строительства, относящиеся к объектам жилищного строительства, за исключением встроенной, пристроенной, встроенно-пристроенной нежилой части жилого дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией);
· объекты сверхнормативного незавершенного строительства в части стоимости строительства, осуществляемого собственными силами без привлечения сторонней строительной организации;
· культовые капитальные строения (здания, сооружения), объекты сверхнормативного незавершенного строительства религиозных организаций (объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством.
Годовая ставка налога для организаций установлена в размере 1%.
Годовая ставка налога для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства (объекты по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией) –– 2 %.
Налог определяется организациями ежегодно:
Сумма налога на недвижимость за год = Остаточная стоимость капитальных строений, машино-мест, подлежащих налогообложении, на начало года х годовую ставку : 100%.
Остаточная стоимость зданий и сооружений, машино-мест, подлежащих налогообложению, определяется как остаточная стоимость зданий и сооружений, машино-мест минус остаточная стоимость льготируемых зданий и сооружений, машино-мест, освобожденных от налогообложения.
Остаточная стоимость зданий и сооружений определяется как стоимость зданий и сооружений по первичным данным бухгалтерского учета и отчетности с учетом проведенной переоценки на начало года за вычетом их износа.
Налог на недвижимость по объектам на незавершенного строительства исчисляется:
Сумма налога за год = Стоимость незавершенного строительства на начало года х годовую ставку х : 100 %.
Налог на недвижимость по объектам на незавершенного строительства уплачивается заказчиком за счет прибыли, остающейся в его распоряжении.
Объектом налогообложения является земельный участок на территории Республики Беларусь, который в установленном порядке предоставлен в пользование либо собственность.
Ставки земельного налога установлены двух видов:
1. Процентная ставка, установленная в процентах к кадастровой стоимости.
2. Твердая ставка земельного налога, установленная в рублях за 1 гектар занимаемой площади;
Ставки земельного налога зависят от функционального использования земельных участков (видов оценочных зон).
Налоговая база земельного налога определяется в размере либо кадастровой стоимости земельного участка, либо занимаемой площади.
Порядок расчета земельного налога следующий:
1. Если установлена твердая ставка земельного налога
А. На земли сельскохозяйственного назначения:
Годовая сумма земельного налога = занимаемая площадь х ставку налога согласно кадастровой оценки земли х повышающий (понижающий) коэффициент местных органов власти
Ставки налога на земли сельскохозяйственного назначения установлены по каждому виду земель (пашня, земельные участки, занятые многолетними плодовыми насаждениями, улучшенные сенокосы и пастбища, природные сенокосы и пастбища) и продифференцированы в зависимости от полезных свойств земель, учтенных в их кадастровой оценке. Шкала базовых ставок земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения охватывает земли с кадастровой оценкой от 6 до 50 баллов и выше.
При отсутствии кадастровой оценки земельного участка земельный налог исчисляется по средним ставкам, дифференцированным по административным районам.
Порядок расчета земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения при отсутствии кадастровой оценки земли:
Годовая сумма земельного налога = занимаемая площадь х среднюю ставку налога административного района х повышающий (понижающий) коэффициент местных органов власти
Б. На земли общественно-деловой зоны, производственной зоны, жилой многоквартирной и усадебной зоны, рекреационной зоны, на которые установлены твердые ставки земельного налога. (Кадастровая стоимость земельного участка менее установленной законодательно суммы кадастровой стоимости за гектар)
Годовая сумма земельного налога = занимаемая площадь х ставку земельного налога в рублях за 1 гектар х повышающий (понижающий) коэффициент местных органов власти
2. Если установлена процентная ставка земельного налога. На земли общественно-деловой зоны, производственной зоны, жилой многоквартирной и усадебной зоны, рекреационной зоны, на которые установлены ставки земельного налога в процентах от кадастровой стоимости. (Кадастровая стоимость земельного участка более установленной законодательно суммы кадастровой стоимости за гектар)
Годовая сумма земельного налога = кадастровая стоимость земельного участка х Ставку в % х повышающий (понижающий) коэффициент местных органов власти : 100 %
Ставки земельного налога определяются исходя из кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от целевого назначения этих участков.
Объектом налогообложения при исчислении экологического налога признаются:
· выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
· сброс сточных вод;
· хранение, захоронение отходов производства;
· ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.
Ставки экологического налога установлены Особенной частью Налогового кодекса РБ и дифференцированы по классам опасности загрязняющих веществ.
Порядок расчета налога следующий:
1. Налог за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Сумма налога = Фактический объем выбросов окружающую среду по каждому виду загрязняющих веществ х ставку налога
Ставки установлены в рублях за 1 тонну, 1 м 3 .
2. Платежи за размещение отходов производства
Сумма налога = Фактический объем размещения (хранения или захоронения) отходов в санкционированных местах размещения отходов по каждому классу отходов х ставку налога
Ставки установлены в рублях за 1 тонну, 1 м 3 по наименованиям отходов.
Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) следующих природных ресурсов: песка формовочного, стекольного, строительного; песчано-гравийной смеси; камня строительного, облицовочного; воды (поверхностной и подземной); глины; соли калийной, каменной; нефти; и др.
Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов не признаются:
· добыча нефтяного попутного газа;
· добыча грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
· добыча попутных и дренажных подземных вод, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых;
· подземных и поверхностных вод для противопожарного водоснабжения и др.