Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не остановился по требованию инспектора – чем это грозит в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ходят слухи, что сотрудники ГИБДД могут стрелять по автомобилю, только если их здоровью угрожает опасность, однако это не совсем верно. Фактически, сотрудники получают право на применение табельного оружия сразу после начала преследования, но при соблюдении некоторых формальностей. Перед выстрелом по автомобилю инспектор должен предупредить о намерении применить оружие: с помощью громкоговорителя, установленного в патрульной машине, и выстрела в воздух.
Если быстро остановиться, проблем быть не должно
На то, что большое значение для водителя играют все обстоятельства дела указала основатель и управляющий партнер ГК «РосКо» Алена Талаш. Если автомобилист проехал 200-300 метров и остановился, поняв свою ошибку, это, по ее мнению, не должно повлечь за собой никаких последствий кроме устного замечания.
«Если же водитель вместо остановки нажмет на газ и попытается скрыться, нарушителю могут предъявить более серьезное обвинение. К нему может быть применены санкции по ч. 1 ст.19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции» — это штраф от 2-4 тыс. руб., арест до 15 суток или обязательные работы от 40 до 120 часов. При оказании сопротивлении со стороны водителя, правоохранители могут заблокировать автомобиль, а в исключительных случаях — применить силу», — предупредила Талаш.
Нежелательные и опасные последствия
Разумеется, если вы просто пропустили сигнал, т. к, например, совершали трудный маневр, или сам он был подан слишком поздно, никаких тяжелых последствий это не повлечет. Другой разговор, если вы проигнорировали сигнал намеренно и не остановились даже при повторной подаче соответствующего сигнала.
Невыполнение требования об остановке транспортного средства автоматически дает инспектору право начать преследование. Также он (гаишник) может передать информацию иному наряду ДПС. А тот, в свою очередь, и произведет принудительную остановку транспортного средства, водитель которого выказал неподчинение. Подтверждение этим словам можно найти в административном регламенте ГИБДД (ст.72). А если обратиться к ФЗ «О полиции», то узнаем, что инспектор вправе производить остановку транспортного средства, водитель которого пытался убежать, используя:
- Различные спец-средства, разработанные специально для этих целей;
- Временное ограничение /запрет движения на конкретных дорожных отрезках;
- Патрульные и/или грузовые автомобили, выставленные на проезжей части на манер заслона;
- Огнестрельное оружие.
Можно ли обжаловать постановление сотрудника ГИБДД?
Водитель имеет полное право на обжалование штрафа или другого наказания в более высоко стоящем органе ГИБДД или же в суде. В первом случае процедура обжалования не столь хлопотная и затратная в плане сборов требуемых документов, но она при этом более сложная в отношении доказательства невиновности. Дело в том, что интересы ведомства могут так или иначе оказывать влияние на то или иное решение.
Если водитель желает оспорить имеющееся постановление касательно себя, он должен аргументировать свое положение теми или иными статьями или нормативными документами.
Так, основанием оправдания может быть соответствующий пункт Административного регламента, который был принят в МВД в соответствии с приказом министра Внутренних Дел. Положения данного документа гласят, что регулирующие сигналы должны подаваться четко и максимально понятно для водителей транспортных средств.
В данном случае они могут объяснить свой отказ останавливаться по требованию сотрудника ДПС такими тезисами:
- если сотрудник дорожной службы вышел на обочину для подачи знака поздно и водитель не увидел его действия из-за стоящих рядом машин;
- поток машин был настолько плотным, что водитель не понял, ему ли адресовано требование остановиться, или кому-то другому;
- инспектор подал свой жест остановиться неправильно в несоответствии с правилами дорожного движения;
- если сотрудник ДПС не имел светоотражающую форму или светящийся жезл ночью и его действия были не замечены.
Но нужно знать, что все это, несмотря на наличие презумпции невиновности, водитель, который оспаривает постановление, будет все доказывать самостоятельно посредством показаний свидетелей или записей на регистраторе.
Всем известно, что количество автомобилей на дорогах значительно выше, нежели количество сотрудников ДПС. Соответственно, вероятность того, что для проверки остановят именно ваш автомобиль, не слишком высока, особенно если вы при этом не нарушали никаких правил.
И если вы увидели, что вас желают остановить, то не стоит беспокоиться. Лучше остановитесь и выслушайте, что от вас хотят. Если вы ничего не совершали, то такая встреча не обернется для вас ничем плохим.
Если взыскания штрафа за не остановку по требованию инспектора ГИБДД избежать не удалось, можно попытаться обжаловать его в вышестоящих инстанциях. Однако при составлении и подаче жалобы нужно учесть ряд нюансов:
- Текст заявления на обжалование штрафа за не остановку по требованию инспектора ГИБДД лучше оформлять в официальном стиле с юридической терминологией и без сленговых выражений.
- Ни в коем случае не проявлять эмоциональных и тем более нецензурных речевых оборотов.
- Информацию лучше подавать в печатном виде – это более разборчиво, чем в письменном.
- Нельзя предоставлять заведомо ложную информацию.
Остановка инспектором ДПС
Кстати, есть некоторые нюансы и в тех случаях, когда вас останавливают сотрудники ДПС. Только на первый взгляд может казаться, что тут не бывает никаких подводных камней. В действительности это не так. Если не знать нюансов, то кажется, что у обычного сотрудника ДПС есть право останавливать любое транспортное средство.
Конечно, такое право у него есть, но только тогда, когда он находится на службе при исполнении своих обязанностей. Подтверждением того, что сотрудник ДПС находится на службе, будет не только наличие служебной формы и удостоверения, но и нагрудного значка, а также жетона с личным номером, которые выдаются сотрудникам, заступающим на службу. После того как наряд дорожной полиции получает приказ о прекращении дежурства, нагрудный знак сдается в соответствующее подразделение. То есть по наличию этого нагрудного знака и можно определить, находится ли инспектор в данный момент на службе.
Как только вас останавливает инспектор ГИБДД, обратите внимание, есть ли у него этот нагрудный знак. У сотрудников ДПС он округлой формы, в отличие от представителей других работников правоохранительных органов, у которых этот знак овальный. На значке должен быть изображен российский герб (двуглавый орел), а под ним надпись «ДПС», далее указывается код региона и личный номер самого инспектора, по которому его всегда можно идентифицировать.
В такой ситуации мы решили позвонить и водителю-активисту Александру Росину, который в феврале был главным «застрельщиком» возмущения водителей и предпринимателей, которых «игры в эвакуацию» уже совсем утомили.
«Начальник ГИБДД Сергей Бородин вернулся обратно — на время проверки его убирали в УМВД. Соответственно, проверки ГИБДД вернулись, они проходят везде по городу. Омских водителей тоже останавливают. Для примера: повсюду в городке Нефтяников, в том числе на улицах Доковской и Комбинатской, повсюду в Порт-Артуре. Штрафная стоянка работает там же, на Волгоградской, плюс ещё одна — на 2-й Солнечной», — рассказал он.
Проверка СКР закончилась — фактов коррупции она не обнаружила, добавил Александр. Проблема в том, что непосредственно факты передачи денег Бородину не были установлены. На время ревизии в областном УМВД он поработал заместителем начальника штаба по тылу. Должность высокая, это говорит о чьём-то покровительстве, считает активист. Ход делу же с эвакуацией не дают, потому что если начать серьёзное уголовное разбирательство, то, вполне возможно, он «сдаст» как раз тех своих покровителей… Теперь Росин надеется, что ситуации поможет личный приём у одного из чинов областного УМВД, которого он сейчас добивается. Об успехах он позже обещал рассказать.
Ранее БК55 уже выяснял, что
используемые эвакуаторы через вторые руки принадлежат самому Бородину. Хотя документальных подтверждений этому пока нет.
«Закончилась ли проверка на эту тему? Не знаем ни про какие проверки. Все транспортные средства, которые следуют по федеральным трассам, проверяются по максимуму», — реагировал на трассе на соответствующий вопрос лейтенант Дербенёв.
Неиссякаемый поток машин продолжает катить по федеральной трассе. Потенциальные жертвы или нарушители?
Обязательность подтверждения спецмероприятий
Уже давно одним из оснований для остановки транспорта и проверки документов являются спецмероприятия или рейды ГИБДД. Камнем преткновения было то, что фактически инспектор после остановки, к примеру, не мог подтвердить наличие такого рейда соответствующим документом и был попросту не обязан этого делать – не было такого требования для него. Как итог, водителя могли остановить и без причин, просто указав выдуманное мероприятие.
Теперь всё изменилось, но сложностей для автолюбителей прибавилось. В новом Приказе прописали право водителя ознакомиться с документами о таких рейдах. Но иметь эти документы на месте остановки инспектор ДПС не обязан. А своё право водитель может реализовать в подразделении ГИБДД по месту дислокации – пункт 29 нового Приказа.
Законное требование остановки ТС и штраф за неподчинение
Любые действия на дороге строго регламентируются различными постановлениями и законами. В том числе причины остановки и правила остановки водителей инспектором.
Причины могут быть совершенно разными:
- Водитель нарушил один из пунктов ПДД, что было зафиксировано аппаратурой или самим инспектором.
- Водитель автомобиля или его пассажиры подозревается в правонарушении в соответствии со сводками ДПС.
- Автомобиль был угнан или разыскивается.
- Необходимо привлечение свидетелей или понятых при ДТП.
- Остановка водителей производится для регулирования скорости потока.
- Инспекторы останавливают автомобиль, чтобы воспользоваться им в условиях жёсткой необходимости.
- Остановка для оказания помощи пострадавшим или в случае необходимости из транспортировки до ближайшего медицинского пункта.
- При проведении специализированной операции.
Начнем с того, что многие водители специально не останавливаются по требованию ДПС, мотивируя это тем, что служебный автомобиль находится в «неположенном» месте. И здесь допускается одна из роковых ошибок — инспекторы думают, что водитель пьян, везет наркотики или угнал автомобиль, поэтому проигнорировал требования об остановке. Далее начинается погоня и принудительная остановка с длительными беседами, вопросами и осмотрами. Намного меньше времени будет потрачено при согласии с требованиями об остановке.
Раньше инспекторы имели право останавливать без причины только на стационарных постах ДПС, но с 2017 года это правило было отменено. Сотрудникам ГИБДД дали возможность останавливать водителей в любом месте для проверки документов. Места определяются не самостоятельно, а вышестоящим руководством, но сути это не меняет.
Что делать после того, как машину остановил сотрудник ДПС
Если машину остановили сотрудники ДПС, необходимо выполнить их требования. Авто нужно поставить в указанном месте. Далее инспектор сам подходит к автомобилю и представляется водителю, называя свою фамилию, должность, звание. Также он обязан сообщить причину остановки ТС. Водитель имеет право попросить, чтобы сотрудник предъявил свое служебное удостоверение. Инспектор обязан выполнить это требование. В документе сотрудника ГИБДД обязательно должны указываться его ФИО и срок действия удостоверения. Кроме этого, обратите внимание на его нагрудный знак и зафиксируйте данные. Если инспектор отказывается предъявить удостоверение, не выполняйте его требований — перед вами может быть преступник. Срочно позвоните на номер 112 и сообщите о возникших обстоятельствах. Даже в случае предъявления документа вы вправе узнать у работника инспекции номер подразделения ДПС и позвонить туда. Например, в ходе звонка можно выяснить, действительно ли этот сотрудник работает в инспекции. Также вы можете узнать правомерность обстоятельств остановки: проводится ли спецоперация, есть ли на авто ориентировка и т.п.
Новые штрафы для водителей: за что будут наказывать в 2021 году
Среди некоторых водителей существует мнение, что инспектор может остановить автомобиль только при наличии на то весомых оснований. Это правило верно лишь отчасти и порой игнорирование требования об остановки влечет более серьезные проблемы.
Раньше возможность остановить автомобиль без каких-либо оснований (лишь с целью проверки документов) была исключительно на специально оборудованных постах. Однако с недавнего времени это правило было изменено и теперь вышестоящее руководство ГИБДД имеет право определять пункты остановки.
Водитель не может и не должен знать об их местоположении, поэтому остановиться следует в любом случае. После остановки можно выяснять ее причину и принимать дальнейшие действия.
Если выяснится, что инспектор поступил не по закону, его можно будет привлечь к ответственности в административном или судебном порядке.
С другой стороны, когда водитель продолжил движение и уехал, избежать ответственности вряд ли получится.
В самом конце прошлого года Госдума успела принять в первом чтении законопроект, регулирующий электронный документооборот при оформлении страховых выплат по ОСАГО. Уже сейчас оформить аварию можно при помощи специальных приложений, но бумажные оригиналы документов всё равно придётся отвозить в страховую компанию лично или отправлять «Почтой России». Нововведения позволят исключить и этот этап — после принятия закона пострадавший в ДТП водитель сможет отправить документы в электронной форме через сайт Госуслуг.
Осмотр автомобиля экспертом страховой компании теперь тоже не нужен — специалист при расчёте выплаты будет использовать фотографии, полученные через приложение «Помощник ОСАГО». Но именно этот момент вызывает больше всего нареканий у страховщиков. Они боятся всплеска мошенничества и претензий клиентов, у которых могут возникнуть дополнительные траты из-за наличия скрытых повреждений. В любом случае закон предполагает двухлетний переходный период, в течение которого документы разрешается оформлять и по-старому.
В ГИБДД намерены разрешить управлять автомобилями 17-летним подросткам — об этом заявил замначальника ГИБДД Владимир Кузин. По мнению чиновника, это позволит молодым людям быстрее интегрироваться во взрослую жизнь и найти работу. Предполагается, что в следующем году в регламент экзаменов на право получения водительского удостоверения внесут изменения, которые позволят управлять машиной категории «B» или мототехникой категории «B1» с 17 лет. Правда, только в том случае, если вместе с юным водителем в транспортном средстве будет находиться взрослый — с правами соответствующей категории.
Сдать экзамен на права в 17-летнем возрасте можно уже сейчас, но сесть за руль всё равно разрешается только в восемнадцать. В ГИБДД полагают, что за год ожидания навыки вождения могут быть утрачены. При этом разрабатываемый регламент предлагает ввести возможность сдавать экзамены уже в 16 лет, но только с письменного разрешения законного представителя ребёнка.
С 1 января 2021 года водителям не надо покупать автомобильную аптечку в магазинах — собрать её можно будет самостоятельно. Это не значит, что старые аптечки придётся выкинуть… Водители могут возить имеющиеся до окончания их срока годности, но не дольше чем до 31 декабря 2024 года — утверждается на официальном сайте Минздрава. Действующий состав аптечки был утверждён приказом ведомства в октябре 2020 года, который добавил в перечень обязательных медицинских средств маски и перчатки.
Штраф, если водитель не остановился по требованию
Помните, что если вы будете в будущем оперировать теми или иными данными из этого материала, то всегда учитывайте их актуальность.
Например, если человек проявил неповиновение работнику ДПС и не остановился по его требованию, однако в дальнейшем был пойман, ему будет предъявлено обвинение, поскольку он совершил нарушение согласно действующим Правилам дорожного движения. Так, они гласят, что водитель обязан остановиться по требованию сотрудника ДПС в месте, на которое он укажет.
Ответственность за данный поступок водитель несет согласно законодательству. Она предполагает выплату штрафа в размере от 500 до 100 рублей. При этом право выбора размера штрафа остается за сотрудником ДПС.
Причины, по которой водители не останавливаются по требованию сотрудников дорожной службы, существуют разные:
- алкогольное опьянение;
- желание скрыться с места ДТП;
- желание быстро проехаться.
Крайне рекомендуется всем водителям прочесть те нормативные акты, которые содержат информацию о такого рода нарушениях и что им может грозить в случае неповиновения. Как вы помните, незнание законодательной базы не избавляет водителя от ответственности.
Согласно кодексу Российской Федерации, если водитель не останавливается по требованию сотрудника ГИБДД, то ему, помимо штрафа, может грозить административная ответственность, предполагающая арест сроком на 15 суток. Также человеку может грозить и уголовная ответственность, если он после остановки автомобиля прибегает к оскорблению сотрудника ДПС при исполнении. Наказание бывает двух видов:
- наложение штрафа до 40000 рублей;
- выполнение обязательных работ длительностью 360 часов (15 суток).
Меры ответственности за нарушение правил ПДД и штраф, если не остановился по требованию сотрудника ГИБДД, ДПС
Садясь за руль транспортного средства, вы автоматически становитесь лицом, причастным к дорожному движению, на которого распространяются специальные правила. Соответственно водитель имеет не только определенные права, но и обязан подчиняться конкретным требованиям, в том числе требованию инспектора ГИБДД об остановке ТС.
Согласно КоАП за неподчинение данному законному требованию водителю грозит административная ответственность. Однако каждому автовладельцу необходимо знать, в каких случаях данное требование является легальным, каким способом происходит остановка ТС, и что будет, если не остановиться по сигналу инспектора. В данном материале все эти вопросы будут подробно освещены. О том, можно ли не останавливаться по требованию ДПС, ГИБДД мы также расскажем.
Иные последствия за не остановку ТС
При неподчинении водителю может вменяться неповиновение сотруднику при исполнении.
Если сигнал был пропущен умышленно, то может начаться преследование. В этом случае данные будут передаваться всем постам ДПС. Даже, если первый инспектор не начал преследование, то на втором посту в случае не остановки будут предприняты меры для принудительного торможения транспорта.
В подобной ситуации сотрудники способны прибегнуть к следующим методам остановки автомобиля:
- применение сигналов света и звука для оповещения нарушителя;
- применение громкоговорителя;
- выставление разных заграждений на дороге по направлению движения ТС;
- использование сигналов регулировщика;
- расстановка патрульных машин для перекрытия дороги.
По закону за неостановку по требованию инспектора ГИБДД грозит штраф.
Нарушителю дается два месяца, чтобы заплатить штрафное взыскание в государственную казну.
Если скрылся водитель при требовании остановиться и ему за то был назначен штраф, то можно оплатить 50 процентов от общей цифры, при условии, что долг будет погашен в течение 20 дней с момента вынесения постановления об админ. наказании.
Если же просрочить этот срок, то сумма к оплате будет удвоена. Если в суде будет доказано, что водитель намерено не выплачивает взыскание, то наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС может быть и более серьезное – арест на 15 суток, либо 50 часов обязательных работ.