Инвентаризация договоров аренды муниципального имущества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация договоров аренды муниципального имущества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на неопределенный срок.

Аренда и сервитут: применение стандартов бухучета

ФСБУ 25/2018 для учета аренды у арендатора, арендодателя и субарендатора применяется, когда объект передается во временное пользование за плату, то есть в большинстве стандартных случаев аренды и субаренды. Статус и организационно-правовая форма сторон договора значения не имеет. ФСБУ 25/2018 применяют государственные, коммерческие организации, АО, ООО, МУПы и ГУПы.
Не применяется стандарт для сервитута, аренды участка недр. Действующее законодательство требует учитывать такие объекты по ФСБУ для организаций государственного сектора.
Давайте разберемся, чем сервитут отличается от аренды. Аренда предусматривает для арендатора достаточно широкие права. Сервитут, наоборот, их ограничивает. Аренда (ГК РФ ст. 606) позволяет сдавать землю в субаренду, улучшать ее, вносить арендные права в уставный капитал организации, передавать их в залог, возводить на участке постройки. Все операции осуществляются с согласия арендодателя. Землю можно выкупить, если это предусмотрено договором аренды.
Сервитут исключает субаренду, залог, куплю-продажу. Ограничения на использование объекта установлены ГК РФ (ст. 274, 275).


В большинстве случаев право пользования активом (ППА) при аренде земли амортизируется в течение срока аренды. Если цели использования объекта у арендатора совпадают с целями использования собственных участков, ППА не амортизируется. То же самое касается аренды в целях инвестирования.
Важно: арендатор должен применять единую учетную политику в отношении ППА. Это касается аренды земли и других похожих активов. Такое требование выдвигает ФСБУ 25/2018. Если схожие по характеру использования активы не амортизируются, не амортизируется и право пользования арендованной землей.
Если земля признается объектом инвестирования, ППА переоцениваются на каждую отчетную дату вместе с инвестиционной недвижимостью. Уценка, дооценка включаются в финансовый результат (ФСБУ 6/2020).
Амортизация ППА обязательна, если объект аренды используется для собственных нужд, будь то строительство производственного здания или, например, выращивание сельскохозяйственных культур. Правда, механизм погашения стоимости ППА стандартами бухучета не уточняется. Нет отдельных норм на этот счет и в МСФО (IFRS) 16. Минфин официальных разъяснений тоже пока не давал. Все, что есть, это позиция Центробанка. Регулятор указывает на то, что срок полезного использования земли как объекта не ограничен. Срок использования актива ограничивается сроком аренды. Соответственно, амортизация ППА начисляется, пока действует договор с арендодателем (письмо ЦБ №17-1-2-6/865 от 24.10.2019).
ФСБУ 25/2018 (п. 17) определяет порядок погашения стоимости ППА посредством амортизации. Что касается срока полезного использования, он может не совпадать со сроком действия договора аренды. Более короткий срок амортизации – обычное дело. Больше он может быть только в одном случае, когда после окончания договора аренды арендатор получает землю в собственность.
Амортизация ППА отражается в учете проводкой Дт20 (23, 25, 26, 91.2, 08) Кт 02.


Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках

1.4. В перечень ранее учтенных земельных участков включаются сведения, подлежащие отражению (внесению) в государственный реестр земель кадастрового района. На инвентаризационном плане земельных участков в квартале и в каталоге координат узловых и поворотных точек границ земельных участков отражаются сведения, подлежащие отражению на дежурной кадастровой карте.

3.5. Если ранее для идентификации поворотных точек границы земельного участка в правоудостоверяющем документе использовалась собственная нумерация точек, то на инвентаризационной схеме проставляются инвентаризационные номера точек, обведенные в круг. Присвоение инвентаризационных номеров точек осуществляется по порядку слева направо, сверху вниз, включая узловые и поворотные точки границ земельного участка, состоящего из свободных земель кадастрового квартала («участок неучтенных земель»). Фрагмент инвентаризационного плана земельных участков приведен в приложении 2.

Инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

Правовое регулирование проведения работ по формированию земельного участка

Правовое регулирование проведения работ по формированию земельного участка.

В настоящее время в связи с ростом числа сделок с земельными участками большую актуальность имеют вопросы, связанные с выделение земельного участка в натуре, оформление границ земельного участка на местности, его регистрации в федеральной регистрационной службе. Регулированию данных вопросов посвящены предлагаемая статья.

Формирование земельного участка, сопровождающееся описанием и удостоверением его границ, является обязательным условием его существования как объекта землепользования и имущественного права.

Российское законодательство определяет земельный участок как объект земельных отношений в виде части поверхности земли (включая почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6 Земельного кодекса РФ).

Однако названное определение земельного участка без отсылки к актам, регламентирующим порядок описания и удостоверения его границ, требует раскрытия способов индивидуализации земельного участка. Ситуация осложняется тем, что федеральное законодательство предусматривает несколько процедур описания границ земельного участка и ничего не говорит о порядке их удостоверения.

Описание границ вновь образованного земельного участка производится как в процессе территориального землеустройства, путем составления его карты (плана), так и в документах государственного земельного кадастра.

Первое осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, выполняющими землеустроительные работы, и подлежит утверждению в составе землеустроительного дела.

Второе производится в Едином государственном реестре земель федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного земельного кадастра, и его территориальными органами.

Изначально предполагается, что именно в границах вещного или обязательственного права осуществляется формирование земельного участка, поскольку границы земельного участка — материальный предел права на такое землепользование, а также на все, что находится в его границах, над и под поверхностью участка, если иное не предусмотрено законом (или договором с собственником). Ведь и самые первые описания земельных участков были связаны с учетом использования и регистрацией землепользований как объектов права и налогообложения, с указанием их размеров, составлением карт и определением качества земель.

При этом именно территориальная определенность всегда являлась конституирующим условием формирования земельного участка, позволяющим включить такую недвижимость в гражданский оборот.

Поэтому оформление правоудостоверяющих документов ранее осуществлялось после определения местоположения и границ земельного участка на местности с закреплением их в натуре (ст. 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 13 декабря 1968 г.) либо одновременно (п.

4 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утв. Роскомземом 20 мая 1992 г.).

Названные землеустроительные действия, позволяющие идентифицировать земельные участки, подлежали включению в учетно-кадастровую документацию.

Однако впоследствии, напротив, допускалась государственная регистрация прав на земельные участки без составления чертежа границ.

При этом отсутствие материалов о границах земельного участка не могло явиться основанием для отказа в регистрации сделок с таким участком. В дальнейшем установление границ земельных участков осуществлялось по желанию их собственников.

Читайте также:  Как поменять права в 2023 году

Таким образом, ранее описание земельного участка проводилось в рамках оформления правоудостоверяющего документа с обязательным указанием его площади, категории земель, к которой он относится, основного целевого назначения, ограничений в использовании земель, а впоследствии указания кадастрового номера земельного участка, кадастровой оценки в балло-гектарах и других сведений.

Объектом землепользования всегда является индивидуально определенный земельный участок, поскольку именно установленность границ участка позволяет однозначно идентифицировать его в качестве предмета имущественных прав.

В настоящее время предоставление земельных участков для различных целей (для строительства, для целей, не связанных со строительством и под объектами недвижимости) (ст.

30 — 32, 34, 36 Земельного кодекса РФ) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с обязательным проведением работ по их формированию.

Состав данных работ впервые назван на уровне законодательного акта и включает в себя:

  • подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности (межевание земель);
  • определение разрешенного использования земельного участка;
  • определение технических условий подключения объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения
  • определение названных условий осуществляется с учетом получаемых согласований и заключений уполномоченных контрольно-надзорных служб и организаций.
  • при этом учитываются требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, а также планируются мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды;
  • принятие решения о проведении земельных торгов и публикация сообщения об их проведении либо принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов и прием соответствующих заявлений от заинтересованных лиц.

Подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности (межевание земель) осуществляются в соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации, Федеральным законом от 18 июня 2001 г.

N 78-ФЗ «О землеустройстве», Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 105 «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений», Инструкцией по межеванию земель, принятой Роскомземом 8 апреля 1996 г.

, а также другими нормативно-техническими документами в сфере территориального землеустройства.

  • Однако на законодательном уровне отсутствуют нормативные правила составления проекта границ земельного участка, что приводит к многообразию требований к его оформлению в правоприменительной практике.
  • Так, для целей разграничения государственной собственности на землю проект границ земельного участка представляет собой совокупность правовых и технических документов, включающих в себя расчеты, описание, проектный план (планы), в которых обосновываются и воспроизводятся в графической, текстовой или иных формах местоположение, размеры и границы земельных участков .
  • Проект границ земельных участков в зависимости от цели его составления включает в себя:
  • ведомость вычисления площадей земельных участков, образованных в результате установления или изменения (упорядочения) границ;
  • экспликацию вновь образованных земельных участков (их частей);
  • акт согласования проектных границ;
  • сведения об обременениях и ограничениях в использовании земельных участков;
  • информацию о технических условиях подключения планируемого объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • расчет убытков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства и другие сведения.

При формировании земельного участка учитывается следующее:

  • определение индивидуализирующих характеристик земельного участка (категории, разрешенного использования, площади, ограничений в использовании и обременений правами иных лиц, установление местоположения и прохождения границ участка на местности (при этом по общему правилу не допускается изломанность границ, за исключением обусловленных естественным образом или искусственными рубежами). Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельных участков и др.);
  • установление размера земельного участка в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса РФ или определение границ и размера земельных участков с учетом фактически используемой площади в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (в случаях, установленных законом (п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ));
  • в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь участка, непосредственно занятая этими объектами, а также необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами;
  • формируемый земельный участок обязательно обеспечивается доступом в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проездом (шириной не менее 3,5 м). Доступ обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет иных земель, например путем установления сервитута.

Процедура формирования земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления в связи с волеизъявлением исполнительного органа государственной власти, по собственной инициативе или по заявлениям заинтересованных лиц.

Таким образом, орган местного самоуправления (или по его поручению землеустроительная организация) обязан в определенном порядке обеспечить установление границ земельного участка на местности и проведение его государственного кадастрового учета.

Проекты границ земельных участков согласовываются в установленном порядке.

И если с определением состава участников — лиц, согласовывающих границы земельных участков, ситуация более или менее законодательно определена, то перечень государственных органов (организаций), согласовывающих предоставление земельных участков на стадии их формирования, можно определить только из анализа федерального законодательства, устанавливающего такие случаи обязательного согласования. Поскольку утверждение карты (плана) объекта землеустройства и материалов межевания осуществляется после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований , необходимо в каждом конкретном случае уточнять перечень согласующих органов.

Так, например, при предоставлении земельных участков необходимо заключение (согласование) от местных органов самоуправления (в том числе о разрешенном использовании, о технических условиях подключения объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о наличии в границах земельного участка объектов постороннего пользования (коммуникаций, кабелей связи и т.п.), с представлением имеющейся информации об эксплуатирующих их организациях).

При предоставлении земельного участка в водоохранных зонах требуется согласование специально уполномоченного государственного органа управления использования и охраны водного фонда (ст. 112 Водного кодекса РФ), а в предусмотренных законом случаях — органов санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 115 Водного кодекса РФ, п. 4 ст.

18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») при расположении земельных участков в поясах зон санитарной охраны и т.д.

При этом кодифицированный перечень органов, согласующих предоставление земельных участков в законодательстве субъектов РФ, за редким исключением , отсутствует.

Проекты границ земельных участков, формируемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждаются органами местных самоуправлений соответствующих муниципальных образований.

Землеустроительные работы по формированию земельного участка включают:

  • сбор и изучение правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов;
  • уведомление собственников, владельцев и землепользователей размежевываемых и смежных с ними земельных участков о производстве межевых работ;
  • согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка;
  • изготовление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства;
  • формирование землеустроительного дела.

Установление границ земельного участка производят на местности в присутствии лиц, права и законные интересы которых затрагиваются проведением землеустройства.

О производстве межевания указанные лица извещаются в письменной форме не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для их проведения.

При этом заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка производится закрепление его границ межевыми знаками. Результаты установления и согласования границ оформляются соответствующим актом (актами).

Процедура согласования границ не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью не ниже требуемой при межевании земельных участков. Согласование не проводится по утвержденным материалам инвентаризации земель, утвержденным проектам территориального землеустройства, установленным нормам отвода (например, для опор линий связи, электропередач, нефтепроводов и газопроводов и др.).

В составе материалов по формированию земельного участка территориальные органы Роснедвижимости утверждают следующие документы:

  • акт установления и согласования границ земельного участка на местности;
  • чертеж границ земельного участка;
  • акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков.

По завершении межевания производитель работ формирует и сдает в архив территориального отдела Управления Роснедвижимости землеустроительное дело.

Читайте также:  Госпошлина на алименты в 2023 году

Документы о межевании (Описание) земельных участков , оформляемые на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации, используются для последующего проведения государственного кадастрового учета размежеванного земельного участка, сопровождающегося составлением описания участка в Едином государственном реестре земель и присвоением ему кадастрового номера. В результате проведения государственного кадастрового учета заинтересованным лицам выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые планы земельных участков. При этом кадастровый план земельного участка является документом, имеющим юридическую силу до тех пор, пока данный участок существует как объект зарегистрированного права в описанных и удостоверенных границах.

Инвентаризация земель (стр

3. Кадастровый план является специальным топографическим планом, на ко­
тором отображаются элементы ситуации местности, существующие здания и сооружения включая подземные и наземные инженерные сечи, необходимые для
определения границ зон обременении.

4. Если площадь кадастрового плана менее 20 кв км применяется квадратная разграфка с рамками размером 40×40 см для листов планов I 5000 и 50×50 см — для листов планов масштабов 1: 2000, 1:1000 и 1:500. В этом случае за основу разграфки принимается лист плана в масштабе I 5000 , номенклатура, которою обозначается арабскими цифрами. Ему соответствуют че­тыре листа в масштабе 1.2000, номенклатура которых образуется присоединением к номеру листа плана в масштабе 1:5000 одном из первых заглавных буки русского алфавита А, Б. В, Г.

Могут ли учреждения сдавать в аренду недвижимое имущество?

Учреждения могут сдавать в аренду нежилые помещения, принадлежащие им на праве оперативного управления, при соблюдении определенных условий. Это следует из нормы Гражданского кодекса.

Статья 298 ГК РФ «Распоряжение имуществом учреждения» предоставляет право учреждениям осуществлять приносящую доходы деятельность, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям.

Так как собственником недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, является учредитель, то только с его согласия учреждения могут распоряжаться имуществом:

  • бюджетным и автономным учреждениям согласие собственника имущества требуется на распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом (п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ);
  • автономные учреждения не нуждаются в согласии собственника на распоряжение недвижимым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ);
  • казенным учреждениям на распоряжение имуществом требуется согласия собственника всегда (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Перечисленные нормы можно применять при передаче имущества в аренду. Следовательно, чтобы сдать в аренду помещение, учреждению необходимо получить разрешение учредителя. И выполнить еще одно условие: отразить такую деятельность в своих учредительных документах.

На основании статьи 298 ГК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду зданий и помещений, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного и автономного учреждения.

Доходы, полученные от такой деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Классификация объекта учета аренды для целей бухгалтерского учета относится к сфере профессионального суждения бухгалтера. Стандарт «Аренда» для начала предлагает бухгалтеру определить, к какому типу арендных отношений относится заключенный учреждением договор аренды. Предусмотрена следующая классификация объектов учета аренды:

  • Объекты учета операционной аренды.
  • Объекты учета финансовой (неоперационной) аренды.

Сдаваемое в аренду помещение отнесем к операционной аренде, если:

  • срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении. Например, сдаете в аренду здание на три года, а после окончания договора аренды срок его полезного использования — 25 лет;
  • на дату подписания договора аренды общая сумма арендной платы ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества на дату классификации объектов учета аренды. Например, по договору аренды тира общая сумма платежей за три года составит 360 000 ₽, а справедливая, т.е. рыночная стоимость этого здания — 20 млн ₽.

Перечисленные признаки по отдельности или вместе являются основанием для классификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды.

Бухучет и налоговый учет аренды муниципального имущества

Арендованное имущество принимается на забалансовый учет. В учете указывается та стоимость, которая прописана в соглашении об аренде. Выполняется эта запись: ДТ001. Получение в аренду имущества. По окончании срока аренды выполняется эта запись: КТ001. Возврат арендодателю имущества.

Аренда муниципальных объектов является возмездной. То есть компания должна уплачивать деньги за пользование помещением. Плата признается расходом по обычным формам деятельности. Она будет учитываться на счетах 20, 23, 25, 26, 44. НДС фиксируется на счете 19 (открывается субсчет). Когда все платежи за аренду выполнены, размер НДС списывается на сокращение долгов перед бюджетом.

Рассмотрим признаки, по которым сопутствующие платежи относятся к категории расходов:

  • Оплата выполняется на основании заключенного договора, соответствующих законов.
  • Установлен точный размер арендной платы.
  • Есть признаки того, что благодаря начислению платежей арендатор снизит свои экономические выгоды.

Если все рассматриваемые условия соблюдены, можно отнести платежи к расходам. В обратном случае платеж включается в состав дебиторского долга.

Отчет по инвентаризации выбросов: случай из практики

  1. Обязательное проведение корректировки данных инвентаризации выбросов
  2. Минприроды России в письме № 12-47/1354 от 19.01.2022 г. разъяснило про обстоятельства, при наступлении которых необходимо обязательное проведение корректировки данных инвентаризации выбросов, в соответствии с пунктами 2, 45 и 46 Приказа № 871. Необходимость учета выбросов при подготовке разрешительной документации (НДВ, Декларация ДВОС, ПЭК и НМУ) определяется видом и задачами подготовки такой документации, а также особенностями предприятия, поэтому выбросы передвижных источников могут учитываться в составе выбросов стационарных источников, а также в общем объеме выбросов предприятия.

  3. Случаи несоответствия документации по инвентаризации выбросов требованиям законодательства, требующих корректировки данных инвентаризации выбросов
  4. Были сформированы запросы в Минприроды России и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с просьбой разъяснить, необходимо ли производить корректировку инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух объекта ОНВ, в случае, если до вступления в силу Приказа Минприроды России № 871, в инвентаризации был произведен учет передвижных источников выбросов с использованием нумерации в порядке, предусмотренном для стационарных ИЗАВ, а также перечислить конкретные случаи несоответствия документации по инвентаризации выбросов требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, требующих корректировки данных инвентаризации выбросов.

    Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в ответном письме в части обстоятельств, при наступлении которых необходимо обязательное проведение корректировки данных инвентаризации выбросов, также сослалась на пункты 45, 46 и 49 Приказа № 871. Основной причиной для корректировки инвентаризации выбросов указывается наличие у хозяйствующего субъекта передвижных источников выбросов, принадлежащие ему на праве собственности либо ином законном основании. Они должны быть учтены в соответствии с требованиями Порядка.

Что такое БТИ и какие документы оно выдает

В своей деятельности бюро основывается на нормах законодательства, которые регулируют правила осуществления учета и инвентаризации объектом недвижимости.

Важнейшим нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность БТИ, является Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства».

На основе правил данного постановления бюро осуществляет свои функции.

Ведение кадастрового учета и государственная регистрация собственности были переданы службе Росреестра.

Полномочия по осуществления кадастрового учёта, а также регистрации права собственности были переданы Росреестру.

Инструкция о технической инвентаризации БТИ 2019 года не принята, поэтому сотрудники учреждения основываются на положениях имеющихся должностных инструкций.

На любой объект недвижимости в обязательном порядке необходимо оформлять свою документацию. И для нежилых, и для жилых помещений таким документом является техпаспорт, где представлены все параметры конкретного объекта.

В случае, если сторона сделки, передающая право владения имуществом, уже имеет на руках актуальный технический паспорт на недвижимость, данный момент подтверждает, что со стороны закона к объекту нет никаких «нареканий», в том числе, со стороны Жилищного Кодекса.

Читайте также:  Новые выплаты инвалидам 1, 2, 3 группы в 2023 году

И все же, срок действия техпаспорта ограничен — не более пяти лет. Соответственно именно на сроки изготовления документации стоит особенно обращать свое внимание.

БТИ работает и с юридическими лицами, и с обыкновенными гражданами.

Прием реализуется по таким ключевым проблемам, которые относятся:

Выполнение оценки определенного недвижимого имущества данная услуга может понадобиться в разнообразных ситуациях — во время раздела совместно нажитого имущества в случае расторжения брака или в ходе оформления залога для ипотеки.
Выполнение оформления технической документации без которой ни один владелец не имеет права проводить сделку для передачи права собственности;
Выполнения инвентаризационной деятельности иначе говоря, реализации проверки фактического технического состояния недвижимого имущества по факту выполненной перепланировки, поскольку такие работы могут сократить либо расширить площадь объекта. И это непосредственно воздействует на его итоговую цену;

Бюро не случайно носит соответствующее название! Прежде всего, организация предоставляет услуги юридическим особам, гражданам в сфере инвентаризационной оценки фактического технического состояния помещений нежилого и жилого характера, участков земли.

На основе выполненной оценки, работники БТИ оформляют различные справки, документы, без которых реализация сделок с недвижимостью считается невозможной.

При этом именно техпаспорт является основным документом на недвижимое имущество. Факт наличия действующего технического паспорта подтверждает то, что владелец объекта позаботился о юридической законности имущества.

Бухгалтерская первичка и учет

Первичные документы для учета аренды земли одинаковые у арендатора, арендодателя. Подтверждением сделки служит договор с актом приема-передачи участка. Оплата подтверждается банковскими документами. Ежемесячное начисление расходов в учете арендатора делается на основании бухгалтерской справки или акта об оказании услуг аренды.
Важно: в любом подтверждающем документе должны присутствовать реквизиты договора аренды (ФЗ №402 от 6.12.2011).
Договор аренды может попадать под общий или упрощенный учет. Начнем с последнего: способ применяется, если нет субаренды, выкупа и соблюдается минимум одно условие из п. 11 ФСБУ 25/2018. Арендные платежи включаются в текущие расходы. Участок, арендованный для собственных нужд, отражается в учете за балансом по договорной стоимости. Не указана стоимость в договоре? Попросите арендодателя прислать бухгалтерскую справку с соответствующими сведениями. Можно отражать в учете землю и по кадастровой стоимости. Это условие должно быть зафиксировано в договоре. Принятие земельного участка на забалансовый учет отражается проводкой Дт 001.
Затраты по аренде учитываются по-разному и зависят от целей использования арендованной земли. Если строится недвижимость для собственных нужд, в первоначальную стоимость объекта включаются арендные платежи и предварительные расходы (расходы на заключение договора аренды). Это отражается проводкой Дт 08 Кт 76 (60).
Если земля арендуется не для строительства, учет ведется по дебету счета 20, 23, 25, 26, 29, 91-2 и кредиту счета 60 (76).
Если по окончании срока договора аренды арендатор выкупает земельный участок, для учета купли-продажи применяются новые стандарты бухучета: ФСБУ 5/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 26/2020.


В договоре аренды может указываться переменная и фиксированная плата. Первая определяется порядком формирования стоимости земли. Обязательство по аренде и ППА для ФСБУ 25/2018 формируют не все переменные платежи. Это касается, например, арендной платы по размеру ставки инфляции или по кадастровой стоимости. Учитывается такая плата в текущих расходах.
Переменные платежи, рассчитанные по кадастру, не формируют ППА, поскольку они не указаны в перечне платежей, которые формируют состав арендных платежей (ФСБУ 25/2018 п. 7). Кадастровая стоимость устанавливается государством. И арендные переменные платежи, исходящие из такой оценки, не считаются рыночными.
Важно: также не формируют ППА переменные платежи, рассчитанные из ставки за единицу площади.
Прямые нормы по учету переменных платежей по кадастру в ФСБУ 25/2018 отсутствуют. Соответственно, возможны другие варианты учета. Если тема актуальна, запросите консультацию профильного специалиста!

Основные этапы проведения инвентаризации:

1. Подготовительный этап:

Основным документом, который определяет порядок проведения инвентаризации являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. В них же содержатся формы по учету результатов инвентаризации, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 (в ред. от 27.03.2000).

2. Взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.

3. Сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.

4. Оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.

Исправляя ошибки по результатам инвентаризации, нужно соблюдать два правила:

Изменения в утвержденную и сданную бухгалтерскую отчетность вносить нельзя. В такой ситуации все ошибки исправляют в текущем году.

Недостатки аренды участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности

При таком большом количестве плюсов возникает вопрос: а есть ли минусы? Они действительно существуют. Во-первых, сама ст.39.1 «Земельного кодекса» сформулирована так, что вызывает много вопросов. В ней много оговорок, разобраться в которых вне конкретной ситуации нелегко. Во-вторых, Кодекс содержит пространство для злоупотреблений и коррупции.

Например, участок может предоставляться как в собственность бесплатно, бессрочное пользование, так и в аренду. Формат сотрудничества определяет местный орган. И, думается, одним людям будут хорошие условия, а другим – похуже. В ст.39.6 Кодекса перечислены ситуации, когда участок предоставляется в аренду с торгов или без них. И здесь в число игроков, вольных распоряжаться ресурсами, помимо местной власти вступают Президент и Правительство.

Продление аренды земельных участков: успеть до марта 2021 года

Действующие нормативные акты имеют несколько определений земельных участков, но отдавать предпочтение одному из них неправильно. Для обязательного применения необходимо брать специальные нормы земельного законодательства, а определения гражданского права использовать субсидиарно. Следует иметь в виду положения ст. 3 ГК РФ, которая делает приоритетным регулирование актов гражданских отношений на федеральном уровне.

Суть любой аренды – получение пользовательского эффекта, в связи с чем в договоре должно четко прописываться цель данного юридического действия. Это требования пока не указывается в документах, но проблему стороны могут устранить самостоятельно во время согласования конкретных условий документа. Отдельно рассматривается вопрос заключения договоров аренды без указания сроков. Но понятие «бессрочной» аренды противоречит природе коммерческих отношений, подходить к заключению таких договоров следует очень внимательно и при возможности в кратчайшие сроки изменять условия пользования земельными участками.

Договор регламентирует правила и обязанности сторон, которые устанавливают требуемые отношения. В документе указываются:

  • условия передачи имущества или собственности арендатору;
  • сроки действия;
  • указываются виды деятельности, которыми он имеет право заниматься на этой площади;
  • устанавливаются сроки и размер суммы погашения платы за аренду имущества;
  • условия расторжения в случае несогласия или несоблюдения требований с любой из сторон и так далее.

При необходимости договорные обязательства могут быть изменены с внесением изменений в юридический документ. На основании итоговых сведений и формируются взаимоотношения между сторонами.

В 2020 году порядок регистрационных действий утвержден Федеральным законом №218 «О государственной регистрации недвижимости». Ранее, собственники коммерческой нежилой недвижимости, кадастровые инженеры и регистраторы органов Росреестра руководствовались исключительно положениями других нормативных актов – ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости» и ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

С 01.01.2017 года и в 2020 году в сфере сделок с недвижимостью и кадастрового учета произошел ряд кардинальных изменений. Он затронул в том числе регистрацию сделок по аренде недвижимости, порядок кадастрового учета объектов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *