Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рефлексия — что это в философии и психологии?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Потому, что наше сознание обычно направлено на объект или процесс во внешнем мире. А «назад» – это рассмотрение своего внутреннего мира, того, как я думаю, какие переживаю чувства, почему веду себя так, а не иначе.
В психологии существует следующая классификация рефлексии, в которой каждый вид обладает специфическими признаками:
- Личностная рефлексия. Здесь объектом познания является личность самого человека. Он оценивает себя, свои способности, привычки, отношение к нему окружающих, а также мысли о мире и других людях.
- Коммуникативная рефлексия. Критическая оценка поступков и реакций, познание окружающих. Так происходит получение объективного представления о механизмах взаимодействия в социуме.
- Интеллектуальная рефлексия. Активизируется в процессе обдумывания проблемы, требующей размышлений. Человек возвращается к исходным условиям и прокручивает в голове рациональные варианты решения задачи, как в математической формуле.
Также рефлексию делят на ситуативную (анализ в процессе происходящего), проспективную (мысли о будущем) и ретроспективную (взгляд в прошлое). Кроме того, можно выделить такие ее виды:
- Социальная рефлексия. Размышление не о людях, а от их имени. Ее также называют «внутренним предательством». Человек ставит себя на место другого индивида и пытается понять, что тот думает и почему так поступает.
- Научная рефлексия. Используется для анализа и исследования методов познания. Так возникают теории, законы функционирования различных процессов, изучаются инструменты, точки зрения и обоснования.
Что такое рефлексия и для чего она нужна
В психологии понятие «рефлексия» означает способность людей воспринимать себя как неповторимых, уникальных личностей, существующих в социуме. В структуру этой способности входят понимание собственного предназначения, умение переосмысливать действия, адекватная оценка нравственных качеств и моральных ценностей.
Пьер Тейяр де Шарден, французский философ, живший в 19 веке, утверждал, что рефлексия ― это не просто знания, а навык, с помощью которого человек анализирует уровень этих знаний, а также смотрит на себя со стороны и дает оценку мыслям и поведению.
Отрефлексировать ― значит, познать свою сущность, свое внутреннее «я». Это осознание того, что другого такого же человека нет и быть не может. Это умение, от которого напрямую зависит формирование и развитие личности. Оно влияет на поведение, принятие решений, достижение успеха в разных сферах.
Полезен ли этот навык? Безусловно. Немецкие психологи под руководством О. Шультхайса доказали, если осознанные жизненные цели совпадают с внутренней мотивацией, человек чувствует себя счастливым, и у него появляются силы для достижения максимального успеха. Кроме этого, когда мы погружаемся во внутренний анализ и раздумья, мы запускаем несколько параллельных процессов:
- начинаем контролировать поток мыслей и анализировать их;
- оцениваем поступки на логичность;
- избавляемся от нерешительности, находим путь к достижению цели и принимаем ответственные решения;
- корректируем поведенческие шаблоны;
- осознаем скрытые способности;
- очищаем разум от негатива.
«Философский» взгляд и что такое рефлексия в психологии.
До поры до времени «философский» подход к рефлексии был единственным. Но появилась психология и научные интересы «философов» и «психологов» разошлись. В философии рефлексия воспринималась, как и прежде, во времена Марка Аврелия, платоников и неоплатоников, кантианцев и гегельянцев: сие феномен Духа, вобравший в себя размышления о первозамысле бытия и основании человеческой культуры. Философия утверждала также, что суть рефлексии – это не только само знание, но и Возможность осознавать это знание.
Психология нашла свой интерес в практическом значении рефлексии. Наука рассматривает её как нерядовую форму самоанализа. И это важно, ибо человек, владеющий подобной способностью, может обращаться к подсознанию, умеет организовать клокочущий горный поток хаотично выбивающихся в стороны мыслей в правильное течение реки, направив его на осознание внутреннего мира, психического и духовного, собственной личности. И если брать конкретного человека, то он должен чувствовать себя Богом, не менее, от открывающейся способности анализировать, истинно мыслить – поскольку это и есть полноценная жизнь.
Вывод однозначен: рефлексию в себе необходимо укреплять и развивать. Более того, мы живем, словно сидим в вагоне бешено мчащегося поезда и за окном все живописные пейзажи слились уже в мутное расплывающееся пятно. И времени уже нет ни на что: остановиться, подумать…
Тем паче становится превалирующим значение рефлексии. В идеале, чтобы ни при каких обстоятельствах, ни от кого и ни от чего не зависеть. А наши способности никуда ведь от нас не делись: провести от А до Я самоанализ?! Запросто! Глянуть критическим оком на ошибки и промахи, грехи и грешки?! Душе вот иногда не только и не столько самоанализ нужен, требуется ей и покаяние. Если искренне раскаялся, затем наступает катарсис – очищение. В душе одновременно легкость новорожденного и готовность на подвиги. Катарсис, он тоже – великая сила! Хотя, от человека зависит. Прагматиков у нас сейчас пруд пруди, и ожидаемо заканчивается самоанализ полным самооправданием.
Посиделки под деревом
Действие в рефлексии заключается в возможности силой воли прекратить обилие мыслей, воспринимая себя в существующей реальности.
Рефлексировать – уметь размышлять, анализировать, самопознавать себя. Можно научиться избегать ошибок, ответить на многие важные для себя вопросы (житейского или психологического толка), если правильно анализировать.
В результате человек учится рационально мыслить (рефлексировать), не считаясь с домыслами и фантазиями, и еще:
- подвергать анализу и самоконтролю свое мышление;
- давать оценку своему отношению к ситуации;
- избегать негативных мыслей;
- вырабатывает способность осознанного выбора;
- открыв новые возможности.
Слаборазвитая рефлексия подталкивает индивида ежедневно допускать однотипные ошибки, каждый раз огорчаясь.
История исследования рефлексов.
Сам термин ввел французский философ, математик Рене Декарт в XVII веке. До открытия рефлексов считалось, что живые существа наделены душой, которая руководит всеми действиями. Идея Декарта на тот момент оказалась революционной. Он решился устранить душу из процесса управления реакциями организма и доказал, что телесное устройство вполне способно справляться с самоуправлением.
Русский профессор, один из основоположников психологии Иван Михайлович Сеченов доказал, что любые сознательные или бессознательные реакции организма управляются рефлексами. Даже те явления мозговой деятельности, которые мы описываем словами «грусть», «восторг», «издевка» – не что иное, как результат мышечного сокращения.
Русский физиолог, лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов первым ввел понятие «условный рефлекс». Большинство своих исследований Павлов провел на собаках и доказал, что для формирования рефлекса нужны четыре составляющие:
- Наличие мотивации – выработать привычку пить воду перед завтраком.
- Раздражитель (сигнал) – пробуждение.
- Его многократное повторение – ежедневное напоминание на телефоне.
- Подкрепление безусловным или удовлетворением жизненно важной потребности – хорошее самочувствие.
Сегодня знания о мозге меняются с головокружительно скоростью. Технологии вроде МРТ позволили сделать о нем новые открытия. Оказывается, мозг меняется не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. Каждый раз, когда мы приобретаем новую привычку или осваиваем навык, мы меняем свой мозг. Исследователь Университета Британской Колумбии доктор Лара Бойд назвала это свойство «нейропластичностью мозга». Нейропластичность мозга сохраняется в любом возрасте, значит, свои привычки мы можем менять в любое время.
В чем польза рефлексии?
Рефлексивная деятельность открывает перед человеком новые возможности.
Обдумывая свои действия и поступки, он учится жить правильно:
- Появляется возможность контролировать свое мышление. Человек старается мыслить в правильном направлении.
- Рефлексия способствует появлению самокритики, что позволяет видеть собственные минусы, анализировать их и проводить работу над ошибками.
- Самоанализ позволяет избавиться от негативных и гнетущих мыслей, отравляющих человеческое существование.
- Начинается анализ пережитых жизненных ситуаций, с последующими выводами.
- Осознавая прошлые ошибки, индивид воспитывает в себе стойкую личность и обретает собственную позицию.
В процессе рефлексии, наблюдается личностный рост. Человек меняется и учится на своих ошибках, не повторяя их в дальнейшем. Но если у человека отсутствует рефлексия, то он повторяет схожие ошибки и не понимает причину бедственного положения.
Филантроп – помощь ради выгоды или черта характера?
Что такое рефлексия и рефлексивность
«Reflecto» в переводе с латыни – «возвращение назад». Этот же термин на французском звучит как «reflexio»и и означает «обдумывание, размышление».
Изначально понятие рефлексии появилось в философии как инструмент наблюдения за внешним миром и способом познания человеческого бытия. Через анализ явлений, происходящих в природе и обществе, личность познает себя, ищет пути для выживания и самосовершенствования. Сегодня процесс рефлексирования изучается и используется в других отраслях, в социологии и психологии.
Рефлексия — это взгляд человека внутрь себя, анализ своих мыслей и действий и их переосмысление.
Но процесс этот не бездумный, а основанный на полученных знаниях и опыте, рассмотренный через собственные ошибки. Кроме того, в социологии это способность оценивать других людей, проводить сравнения между ними и собой.
Рефлексивность – это способность анализировать самого себя, выявлять мотивы собственных поступков с включением:
- прошлых действий и событий;
- успешных или неудачных результатов деятельности;
- эмоционального состояния;
- меняющихся во времени черт личности, характера.
Степень рефлексии у каждого человека разная и зависит от уровня знаний, интеллекта, воспитания. Кто-то непрерывно размышляет над своими поступками и их мотивами, а кто-то не задумывается о них вовсе. Большую роль при этом играет и желание человека осознать свои заблуждения и ошибки, способность к самокритике и потребность в сравнении себя с окружающими людьми.
Рефлексия — это сложное и многогранное понятие. Оно обладает множеством определений, в зависимости от ситуации.
Существует несколько основных видов рефлексии:
- Личностного характера — человек познает свой внутренний мир, задумывается о внутреннем «Я».
- Коммуникативного характера — человек анализирует свои взаимоотношения с окружающим миром, другими людьми, близкими и знакомыми.
- Кооперативного характера — человек думает и анализирует возможность достичь определенной цели, действуя с кем-то сообща.
- Интеллектуального характера — размышления об определенных знаниях и возможности применить их в реальной жизни.
- Экзистенционального характера — человек погружается в глубокие и очень личные размышления.
- Саногенного характера — попытки контролировать стрессовую ситуацию, избавиться от негативных эмоций, переживаний и страданий.
Как можно научиться рефлексии?
Развитие рефлексивного феномена важно для каждой личности. Это способствует развитию человека в лучшую сторону и заметно расширяет его внутренний мир.
Научиться правильно рефлексировать можно с помощью следующих мыслительных упражнений:
- следует анализировать свои действия и поступки в связи с важными жизненными событиями и при необходимости принятия значимых решений;
- в конце каждого дня анализировать все случившиеся события, критически оценивая свое поведение и принятые решения;
- проверять периодически сложившееся мнение об окружающих людях;
- больше контактировать с людьми, имеющими мировоззрение, непохожее на ваше;
- при анализе любой сложной ситуации стараться увидеть хоть толику положительных и комичных моментов.
Недостаток этого явления может проявиться в любом возрасте. Взрослые люди осознают, чего им не хватает. Например, умения сдерживать себя в критических ситуациях или правильно распределять время. Улучшить свои навыки можно. Но это каждодневная работа над собой. Нужно к этому быть готовым.
Если взрослый человек решил самосовершенствоваться, он должен понять, что именно он хочет и почему у него это не получается. Найти причину неудач – половина дела. После теоретической части можно приступать к практической.
Пусть ежедневным ритуалом станет по вечерам анализировать свое поведение в течение дня, а также мысли и чувства. Полезно завести блокнот, куда записывать все положительные и отрицательные моменты прожитого дня.
Перенося в блокнот пережитые негативные ощущения, можно избавиться от страхов или сомнений. Анализируя каждый этап дня, можно скорректировать свои дальнейшие действия, если ситуация будет похожей.
Полезно в мыслях попытаться восстановить неприятную ситуацию. Но ее финал должен быть другим – измененным в лучшую сторону. Важно оценивать также свои положительные качества и поступки, хваля себя за них. Но делать это нужно без фанатизма, иначе можно «поймать звезду» и стать «нарциссом».
Саморефлексия и рефлексия в общем – понятия совершенно разные. Но их путают, однако это убеждение верно лишь отчасти. Это отличие заключается в приставке «само», ведь человек, занимающийся саморефлексией, раскручивает только собственные мысли, образы. Он не пропускает сквозь собственные мысли мир внешних событий.
Саморефлексия даёт возможность познать своё «я», свои чувства и желания, проанализировать их.
Это очень полезно – не искать отклика в других людях, а при помощи нехитрых упражнений искать оценку и одобрение у себя в голове.
Постоянное прислушивание к чужим мнениям может привести к тому, что человек останется без самореализации.
Престиж технических профессий манит людей молодых, неопытных, в то время как руки требуют взяться за кисть, раскрыть творческий потенциал.
III. Как научиться рефлексии
В широком смысле рефлексивная деятельность включает в себя размышления о том, как вы делаете что-то, и попытки понять, почему вы делаете то, что делаете, и что вы можете сделать лучше (оценочная рефлексивная деятельность). Как таковых, существует много способов рефлексивного обучения, и разные подходы к рефлексии будут лучше работать для разных людей в разных обстоятельствах.
Один из замечательных способов рефлексировать — это задать наводящие вопросы. Например, когда дело доходит до рефлексии в контексте недавнего события, вы можете спросить себя следующее:
- Что я чувствовал во время мероприятия?
- Каковы были мои цели?
- Что я в основном делал?
- Что прошло хорошо?
- Что пошло не так?
- Что мне делать в следующий раз так же?
- Что мне делать в следующий раз по-другому?
Точно так же вы можете рефлексировать с помощью рефлексивного письма, которое также может принимать различные формы, такие как: ответы на наводящие вопросы, создание подробного повествования о недавнем событии или построение диаграммы для анализа своих мыслей. Это может быть полезно, когда дело доходит до улучшения вашей способности рефлексировать, а также дает вам дополнительное преимущество, так как предоставляет вам возможность просмотреть свои оригинальные размышления, особенно если вы собираете свои записи в постоянном месте, например, в журнале рефлексий.
Решая, как заняться рефлексивной деятельностью, очень важно найти конкретные подходы, которые вам лучше всего подходят в вашей конкретной ситуации. Это означает, например, что если вы пытаетесь заниматься рефлексивным письмом, но постоянно обнаруживаете, что мыслить вслух (личностная рефлексия) получается лучше, то это вполне приемлемо. Точно так же обратная связь между коллегами может облегчить профессиональную рефлексию в одном случае, но также может препятствовать ей в другом. Поэтому вам стоит использовать тот или иной подход только в том случае, если обнаружите, что он вам помогает.
Наконец, имейте в виду, что в краткосрочной перспективе, как правило, более времязатратно и трудно заниматься психологической рефлексией, чем действовать без нее, особенно когда дело доходит до рефлексии по мере развития событий, и это может привести к склонности избегать ее. Более того, трудности рефлексии иногда делают ее непрактичной, а это означает, что ее стоит избегать в определенных ситуациях. Однако в тех случаях, когда можно обоснованно погрузиться в рефлексию, это часто оказывается полезным в долгосрочной перспективе как в плане производительности, так и в отношении связанных с этим преимуществ, таких как личностный рост.
В зависимости от вашего временного отношения к событию, о котором вы размышляете, можно выделить три типа рефлексии:
- Опережающая рефлексия — это размышление, которое имеет место быть до того, как событие произойдет. Так, этот тип рефлексии может включать в себя вопросы о том, что может произойти, с какими проблемами вы, вероятно, столкнетесь, как вам следует реагировать и что вы можете сделать, чтобы подготовиться.
- Рефлексия в действии — это размышление, которое имеет место быть во время возникновения события. Так, этот тип рефлексии может включать в себя вопросы о том, что происходит в настоящее время, идет ли все так, как ожидалось, как вы себя чувствуете и нужно ли что-то делать по-другому.
- Рефлексия о действии — это размышление, которое имеет место быть после того, как событие произошло. Так, этот тип рефлексии может включать в себя вопросы о том, что произошло, что прошло хорошо и что вам следовало сделать по-другому.
Эти виды рефлексии концептуально схожи, хотя между ними есть некоторые незначительные различия. Например, когда дело доходит до опережающей рефлексии, вам следует полагаться на прогноз будущего опыта, а не на реальный опыт или свои воспоминания о нем, хотя вы можете использовать свой прошлый опыт, чтобы сформировать эти предсказания.
Точно так же, когда дело дойдет до рефлексии в действии, вам, возможно, придется размышлять быстрее и под более сильным давлением, если вы хотите иметь возможность использовать рефлексию для формирования своих действий по мере развития рассматриваемого события.
Философская рефлексия
Высшим видом выступает философская рефлексия, включающая размышления и рассуждения об основаниях человеческой культуры, а также смысле человеческого существования.
Состояние рефлексии Сократ считал важнейшим средством самопознания личности, а также основой духовного совершенствования. Именно способность критической самооценки выступает важнейшей отличительной особенностью индивида как разумной личности. Благодаря данному состоянию устраняются человеческие заблуждения, предрассудки, становится реальным духовный прогресс человечества.
Пьер Тейяр де Шарден заметил, что рефлексивное состояние отличает человека от животных и позволяет индивиду не только знать нечто, а ещё дает возможность знать о своём знании.
Эрнст Кассирер считал, что рефлексия выражается в способности вычленять из всех чувственных феноменов устойчивые некоторые элементы для изолирования и сосредоточении на них внимания.