Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что понимается под административным правонарушением?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Однако рассматриваемые категории — нетождественные категории. Так, только наличия события недостаточно, чтобы привлечь лицо к ответственности. Для этого необходимо установить еще два элемента состава: субъект и субъективную сторону. Они характеризуют внутреннюю сторону противоправного деяния, выражающуюся в возможности лица быть привлеченным к ответственности за содеянное. Например, субъектом может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.
Субъективная сторона предусматривает, что лица виновно в совершенном деянии, а также то, что у него имелись цель и мотив его совершения. Субъект и субъективная сторона характеризуют лицо, совершившее проступок, и субъективное отношение лица к своему проступку. Между ними и событием правонарушения как фактическим явлением материального мира нет причинно-следственной связи. Можно привести следующий пример. Пешеход пересек дорогу в неустановленном месте. Факт нарушения налицо: пешеход перебежал дорогу в неположенном месте, нарушив тем самым правила дорожного движения. Нарушение зафиксировано видеокамерой. В ходе производства по делу лицо было признано невменяемым в связи с выявленным психическим заболеванием. Такое лицо не может являться субъектом проступка и, следовательно, в его действиях отсутствует состав правонарушения. Дело подлежит прекращению по части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.
Таким образом, наличие события административного правонарушения не всегда означает наличие его состава. С другой стороны, если в действии лица установлен состав проступка, наличие события считается установленным. В этом главное различие этих категорий. Понимание этого различия важно для правильной квалификации проступка и применения наказания в соответствии с тяжестью совершенного административного правонарушения.
Административная ответственность. Понятие, признаки, обстоятельства наступления.
При определении состава правонарушения следствие разделяет его на два основных типа:
- Материальный состав правонарушения включает в себя объём полученного на основании противоправного деяния материального ущерба собственности или здоровью и жизни человека. Примером данному составу может служить внезапно начавшийся пожар, повлекший полное или частичное уничтожение чужого имущества, а также причинение физического вреда объекту правонарушения — травм, дефекты на кузове транспортного средства в результате ДТП, случившегося по вине нарушителя, или иных последствий, вредных для объекта. Материальный состав правонарушения определяет сумму материальной ответственности, которую обязан будет выплатить нарушитель пострадавшему лицу в качестве компенсации в случае признания его виновным. Чаще всего введённое в 2003 году обязательное страхование автомобилей полностью или частично освобождает участников ДТП от ответственности по материальному составу правонарушения.
- Она может быть предусмотрена не только федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ;
- Наступает за административное правонарушение;
- Опирается на государственное принуждение;
- Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;
- Административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов.
Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;
- сообщения от физических и юридических лиц, государственных и муниципальных органов;
- фиксация специальными техническими средствами видеонаблюдения.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев.
Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании.
В идеале, при наличии такого обстоятельства невозможно возбуждение дела об административном правонарушении. На что прямо указывает статья 24.5. КоАП РФ. Но, к сожалению, часто должностные лица «невнимательны». Или не внимают доводам лица, участвующего в деле, его защитника.
Если дело было начато, то на любой его стадии оно подлежит прекращению. Хоть по итогам административного расследования, до или после составления протокола об административном правонарушении. Хоть на стадии рассмотрения дела или обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Не только отсутствие факта наличия деяния, которое является административным правонарушением, суд назовет отсутствием события правонарушения. Но и тогда, когда его совершение не удалось установить. Устанавливает событие правонарушения уполномоченный орган государственной власти (ст. 26.1 КоАП РФ). Событие правонарушения должностное лицо описывает в протоколе об административном нарушении.
Отсутствие события и состава административного правонарушения, как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (п.1 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ)
Статья 24.5 КоАП РФ предусматривает обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.
Диспозиция данной нормы сформулирована таким образом, что обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, должны учитываться еще на стадии возбуждения дела, и при наличии хотя бы одного их них производство не может быть начато. Если обстоятельства, исключающие производство по делу, будут установлены по начатому производству, то оно подлежит прекращению. При этом в постановлении должны быть приведены соответствующие мотивы, послужившие основанием к прекращению производства по делу*(1).
Одними из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ являются отсутствие события и отсутствие состава административного правонарушения.
В практической деятельности вышеуказанные понятия смешиваются и не всегда применяется правильное основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении*(2).
Отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения правонарушения не подтвержден. Для подтверждения вывода об отсутствии события правонарушения необходимо установить, что те или иные действия (бездействие) физического или юридического лица не признаны противоправными и за них не установлена административная ответственность КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации*(3) либо что указанное правонарушение не совершалось.
Например, постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 г.*(4) были отменены судебные постановления судей Красноярского края в отношении Д., как противоречащие закону. При рассмотрении данного дела было установлено, что постановлением мирового судьи Д. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Впоследствии указанное решение было оставлено без изменения вышестоящими инстанциями. Верховный Суд РФ, отменяя все ранее постановленные решения, указал, что отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли. Тем более, из материалов дела следовало, что Д. заключал договоры займа с гражданами в простой письменной форме. При этом в долговых расписках не указывалось о взимании им платы за пользование его денежными средствами, а содержались условия о взыскании процентов с заемщиков только в случаях, если долг не будет ими возвращен своевременно. Из этого следует, что надлежащее исполнение заемщиками обязательств по возврату долга исключало получение Д. каких-либо процентов за пользование принадлежащими ему денежными средствами. Таким образом, Д. не совершал правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность и, следовательно, отсутствует событие административного правонарушения.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не содержит законодательного закрепления состава административного правонарушения, раскрывая лишь отдельные его признаки.
В то же время каждое административное правонарушение имеет ряд обязательных признаков, которые и образуют его состав. Иными словами, состав административного правонарушения — это совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние как административно наказуемое. Описание признаков состава административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях*(5).
Признаки состава правонарушения, которые имеют юридическое значение, влекут за собой определенные юридические последствия и позволяют типизировать составы административного правонарушения. В любом правонарушении выделяются четыре элемента его состава — субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.
К объективным признакам состава административного правонарушения относятся объект посягательства и объективная сторона — признаки, отражающие внешнюю сторону правонарушения (такие как общественные отношения, охраняемые административным законодательством, характеристика противоправного деяния, наступивших общественно опасных последствий, их причинная связь, место, время, способ, орудия совершения).
К субъективным признакам относятся соответственно субъект и субъективная сторона административного правонарушения.
Субъектом административного правонарушения в силу ст. 2.1, 2.4, 2.6, 2.10 КоАП РФ могут быть как физические лица, должностные лица, так и юридические лица.
Субъективная сторона административного правонарушения отражает отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям, определяемое как форма вины. Так, на основании ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. К неосторожным относится правонарушение, когда лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований рассчитывало на предотвращение таких последствий (самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).
Признаки административного правонарушения
Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.
1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;
2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).
Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.
Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).
Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).
4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.
Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.
Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.
Субъект административного правонарушения
Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).
По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.
Индивидуальные субъекты — физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.
Вменяемость — способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.
Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).
Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.
Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.
Юридические лица — организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.
Комментарии к ст. 24.5 КОАП РФ
1. В комментируемой статье содержится перечень обстоятельств, являющихся основаниями, исключающими производство по делу об административном правонарушении. Это означает, что при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению независимо от стадии производства по делу.
2. Отсутствие события административного правонарушения означает, что не установлено наличие противоправного деяния, за которое предусмотрена административная ответственность.
3. Отсутствие состава административного правонарушения означает, что факт деяния имел место, однако при этом отсутствует хотя бы один из необходимых признаков, в совокупности образующих состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона (см. комментарий к ст. 2.1).
В статье специально выделены признаки, характеризующие физическое лицо как субъекта противоправного деяния. Имеются в виду недостижение физическим лицом соответствующего возраста (см. комментарий к ст. 2.3) и его невменяемость (см. комментарий к ст. 2.8).
4. К обстоятельствам, исключающим производство по делу, относятся и действия лица в состоянии крайней необходимости (см. комментарий к ст. 2.7).
5. Исключают производство по делу издание акта амнистии, когда такой акт устраняет применение административного наказания, и отмена закона, которым была установлена соответствующая административная ответственность (см. комментарий к ст. 1.7).
6. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато либо подлежит прекращению и в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5).
Вопрос об оценке конституционности нормы п. 6 ч. 1 данной статьи был рассмотрен Конституционным Судом РФ, который в своем Постановлении от 16 июня 2009 г.
N 9-П признал положение упомянутого пункта не противоречащим Конституции РФ, «поскольку названное положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает возможности отказа в таких случаях от оценки обоснованности выводов юрисдикционного органа о наличии в действиях лица состава административного правонарушения» (РГ. 2009. 3 июля).
7. Обстоятельствами, исключающими производство по делу, являются наличие по тому же факту совершения деяния тем же лицом постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 29.9), а также постановления о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ.
8. Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу, влечет прекращение производства, поскольку в этом случае отсутствует субъект административной ответственности.
9. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в ч. 1 ст.
2.5 Кодекса (военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, или лицом, имеющим определенное специальное звание), производство по делу после выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения подлежит прекращению для привлечения данного лица к дисциплинарной ответственности. Исключение составляют случаи, когда за такое правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, что предусмотрено в ч. 2 ст.
2.5 Кодекса (см. комментарий к ст. 2.5).
Однако рассматриваемые категории — нетождественные категории. Так, только наличия события недостаточно, чтобы привлечь лицо к ответственности. Для этого необходимо установить еще два элемента состава: субъект и субъективную сторону.
Они характеризуют внутреннюю сторону противоправного деяния, выражающуюся в возможности лица быть привлеченным к ответственности за содеянное. Например, субъектом может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.
Субъективная сторона предусматривает, что лица виновно в совершенном деянии, а также то, что у него имелись цель и мотив его совершения. Субъект и субъективная сторона характеризуют лицо, совершившее проступок, и субъективное отношение лица к своему проступку. Между ними и событием правонарушения как фактическим явлением материального мира нет причинно-следственной связи.
Можно привести следующий пример. Пешеход пересек дорогу в неустановленном месте. Факт нарушения налицо: пешеход перебежал дорогу в неположенном месте, нарушив тем самым правила дорожного движения.
Нарушение зафиксировано видеокамерой. В ходе производства по делу лицо было признано невменяемым в связи с выявленным психическим заболеванием. Такое лицо не может являться субъектом проступка и, следовательно, в его действиях отсутствует состав правонарушения.
Дело подлежит прекращению по части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.
Таким образом, наличие события административного правонарушения не всегда означает наличие его состава. С другой стороны, если в действии лица установлен состав проступка, наличие события считается установленным. В этом главное различие этих категорий.
Понимание этого различия важно для правильной квалификации проступка и применения наказания в соответствии с тяжестью совершенного административного правонарушения.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Существуют следующие признаки административного правонарушения.
Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.
Противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.
Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).
Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.
Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.
Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.
Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).
Противоправное деяние – это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.
Противоправное действие – это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.
Противоправное бездействие – противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.
Деяние может быть однократным (имеет место единственное деяние), собирательным (состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний), длящимся (начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания), продолжаемым (правонарушение, складывающееся из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение).
Общественно вредные последствия – негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.
В зависимости от характера общественно-вредных последствий различают последствия материальные и нематериальные.
Причинно-следственная связь – это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.
В зависимости от сферы совершения: совершенные в экономической сфере, совершенные в административно-политической сфере, совершенные в социально-культурной сфере.
В зависимости от родового объекта посягательства: посягающие на государственный порядок, на общественный порядок, на общественную безопасность, на права граждан и здоровье населения, на собственность, на установленный порядок управления, на другие объекты.
В зависимости от характера деяния: совершенные в форме действия и совершенные в форме бездействия.
В зависимости от субъекта правонарушения: совершаемые индивидуальным субъектом, юридическими лицами, как индивидуальным субъектом, так и юридическими лицами.
В зависимости от формы вины: совершенные умышленно и по неосторожности.
В зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями.
Событие как категория административного производства
В отечественных правовых актах не встречается точного юридического определения данного понятия. Статья 26.1 КоАП Российской Федерации лишь указывает на необходимость обязательного установления его наличия при производстве административного дела. Однако анализ законодательных актов, судебной практики, научных работ в области юриспруденции позволяют выделить несколько признаков, характеризующих его как самостоятельную категорию в административном производстве:
- Подтвержденный факт его возникновения и существования в материальном мире.
- Произошло ли в результате деятельности человека или в как проявление природных сил.
- Время возникновения, место, наступившие общественно вредные последствия.
- Связь между противоправным поведением лица и наступившими общественно вредными последствиями.
- Нарушается ли какое-либо общественное отношение, которое находится под охраной законодательства об административных проступках.
Таким образом, событие административного правонарушения – это его внешнее, фактическое проявление в окружающем материальном мире. Возникает лишь вследствие действия или бездействия лица. В ходе его происходит нарушение (посягательство на нарушение) охраняемых законом правоотношений.
Общие принципы обжалования протокола
Протокол – средство фиксации правонарушения и его обстоятельств. В административном процессе этот документ рассматривается как доказательство нарушения, зачастую как самое значимое, поэтому оно и ложится в основу принятия по делу решения – вынесения постановления.
Перед тем как обжаловать административный протокол, нужно обратить внимание на некоторыми нюансы:
- Вы можете быть не согласны с фактом составления протокола, считая, что правонарушения не было. В этом случае необходимо отразить в документе свое несогласие и, желательно, обосновать его. Это делается письменно в разделе протокола «Объяснения правонарушителя». Однако выраженное таким образом несогласие не препятствует составлению протокола и его рассмотрению, но обязательно учитывается при вынесении решения.
- Вы можете посчитать незаконными (необоснованными) какие-то действия (бездействие) сотрудника ГИБДД, связанные с составлением протокола. Такие нарушения обычно носят процессуальный характер: не привлечены понятые или они являются заинтересованными лицами, в протоколе ссылаются на свидетелей или другие доказательства, которых на самом деле не было, не заполнены какие-то графы или заполнены с ошибками (нарушениями), вам не разъяснили права, обязанности и т.п. Порядок действий в этом случае аналогичен указанному в первом пункте – письменное выражение несогласия и его обоснование с указанием на конкретные нарушения со стороны сотрудника ГИБДД.
- Вы заранее знаете, какое решение может быть принято, и, предугадывая его, не согласны с ним. Здесь речь идет о потенциальном обжаловании постановления, но постольку поскольку оно еще не вынесено, обжаловать его нельзя. В этом случае разумно в объяснениях отразить свое несогласие с протоколом, причем достаточно подробно и мотивированно, чтобы орган, рассматривающий дело, смог четко и ясно понять вашу изначальную позицию.
Чтобы протокол стал доказательством вашей правоты, вы должны активно участвовать в его составлении и все перепроверять.
Обязательно:
- читайте составленный протокол;
- указывайте в объяснениях все допущенные сотрудником ГИБДД нарушения, неполноту доказательств, получение доказательств с нарушениями, неверную трактовку (квалификацию) нарушения и все прочее, что может показать незаконность (необоснованность) как составления протокола, так действий при его оформлении;
- фиксируйте доказательства самостоятельно, снимайте, если нужно, составление протокола на видео – это ваше право;
- ставьте прочерки в незаполненных строках протокола, чтобы исключить внесение туда записей без вашего ведома;
- не расписывайтесь в местах, где говорится о разъяснении прав и обязанностей, если фактического их разъяснения не было;
- получите копию протокола.
Состав административного правонарушения
Общепринятое определение состава – система связанных друг с другом элементов, позволяющих рассматривать антиобщественное деяние в качестве административного правонарушения. Можно выделить следующие составные части:
- Объект (общественное отношение, находящееся под охраной закона).
- Объективная сторона (внешнее, физическое проявление деяния лица, нарушающее охраняемое общественное отношение, связь с насупившими последствиями).
- Субъект (лицо, обладающее установленными законом признаками, нарушающее (посягающее на нарушение) охраняемое общественное отношение).
- Субъективная сторона (внутреннее отношение лица к своему деянию).
Чтобы привлечь лицо к ответственности необходимо выявить и зафиксировать в его действиях все элементы противоправного поведения. Необходимо также удостовериться в отсутствии оснований, исключающих ответственность лица.
Административная ответственность. Понятие, признаки, обстоятельства наступления.
При определении состава правонарушения следствие разделяет его на два основных типа:
- Материальный состав правонарушения включает в себя объём полученного на основании противоправного деяния материального ущерба собственности или здоровью и жизни человека. Примером данному составу может служить внезапно начавшийся пожар, повлекший полное или частичное уничтожение чужого имущества, а также причинение физического вреда объекту правонарушения — травм, дефекты на кузове транспортного средства в результате ДТП, случившегося по вине нарушителя, или иных последствий, вредных для объекта. Материальный состав правонарушения определяет сумму материальной ответственности, которую обязан будет выплатить нарушитель пострадавшему лицу в качестве компенсации в случае признания его виновным. Чаще всего введённое в 2003 году обязательное страхование автомобилей полностью или частично освобождает участников ДТП от ответственности по материальному составу правонарушения.
- Она может быть предусмотрена не только федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ;
- Наступает за административное правонарушение;
- Опирается на государственное принуждение;
- Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;
- Административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов.
Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;
- сообщения от физических и юридических лиц, государственных и муниципальных органов;
- фиксация специальными техническими средствами видеонаблюдения.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев.
Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании.